Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

  • Профессиональная деятельность спасателя

  • Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФв ходе выполнения профессиональных обязанностей

  • Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

  • ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ

  • МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

  • РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

  • МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

  • 2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

  • Последствия профессионального стресса Первичные Вторичные Третичные Вторичные последствия профессионального стресса

  • СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  • СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

  • ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

  • Профессиональный стресс. ПП Т1. Планконспект проведения занятий с лс дежурного караула спсч 720


    Скачать 74 Kb.
    НазваниеПланконспект проведения занятий с лс дежурного караула спсч 720
    АнкорПрофессиональный стресс
    Дата14.01.2022
    Размер74 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПП Т1.doc
    ТипПлан-конспект
    #331307

    Подборка по базе: Методы и приемы психологического саморегулуляции в системе профи, Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс.d, Стресс,его признаки,саморегуляция при стрессе.docx, Технологии формирования стрессоустойчивости (контр ответы).docx, конфликты и стрессы пути их разрешения.docx, профессиональный стресс и здоровье педагогов.docx, Реферат на тему Баскетбол как профессиональный вид спорта.doc, Стресс және стресске төзімділік түсінігі.docx, Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР.doc, хороший стресс как способ стать сильнее.pdf

    УТВЕРЖДАЮ

    Начальник СПСЧ № 720

    Специального управления ФПС № 101 МЧС России
    подполковник внутренней службы

    С.К. Фомин

    15.01.2022

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    проведения занятий с л/с дежурного караула СПСЧ № 720

    Специального управления ФПС №101 МЧС России по ПТП 16-19.01.2022
    Тема № 1: Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

    Вид занятия: Семинар Отводимое время: 1 (ч.)

    Цель занятия: Изучить полученный материал.

    Литература, используемая при проведении занятия:

    1. Экстренная психологическая помощь ЦЕПП. Москва «Издательство НЦ ЭНАО 2001».


    Развернутый план занятия:

    1. Учебный вопрос № 1 – Проверка личного состава, краткое объяснение задач и содержания занятия, 5 минут.




    1. Учебный вопрос № 2 - Основные понятия профессионального стресса, 5 минут.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

    Профессиональная деятельность спасателя

    • несение боевых дежурств

    • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)

    • спасательные работы на масштабных ЧС.

    Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ
    в ходе выполнения профессиональных обязанностей:


    • психическое напряжение в состоянии готовности;

    • критические температуры окружающей среды;

    • вибрация;

    • шумовой и световой фон;

    • внезапные световые и звуковые сигналы;

    • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;

    • повышенная физическая нагрузка;

    • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

    • информационная неопределенность;

    • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

    • ответственность за результаты деятельности,

    • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

    • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

    • опасность для жизни.



    Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

    1)факторы рабочей ситуации

    - физический стресс

    - психологический стресс

    2) социально-психологические факторы

    3) системные факторы


    1. Учебный вопрос № 3. Признаки и механизмы накопления стрессового напряжения, 5 минут.


    ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

    • Невозможность сосредоточиться на чем-то.

    • Слишком частые ошибки в работе.

    • Ухудшается память.

    • Слишком часто возникает чувство усталости.

    • Очень быстрая речь.

    • Мысли часто "улетучиваются".

    • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

    • Повышенная возбудимость.

    • Потеря чувства юмора.

    • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

    • Пристрастие к алкогольным напиткам.

    • Нарушение питания:

    - постоянное ощущение недоедания

    - или потеря аппетита, удовольствия от еды.

    • Невозможность вовремя закончить работу.


    МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

    Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

    1. РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

    Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

    МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

    • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

    • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ

    • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

    2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

    Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

    4. Учебный вопрос № 4 – Последствия профессионального стресса, 5 минут.

    Последствия профессионального стресса

    • Первичные

    • Вторичные

    • Третичные

    Вторичные последствия профессионального стресса

    СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

    - ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    - ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

    СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

    состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

    СИМПТОМЫ:

      1. физические

      2. эмоциональные

      3. интеллектуальные

      4. социальные

    СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

    • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

    • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ

    • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


    ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

    Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

    Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

    СИМПТОМЫ ПТСР:

    • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.

    • Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

    • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).

    • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.

    • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).

    • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).

    • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.

    • Появляется чувство укороченного будущего.

    • Появление чувства вины.

    • Сверх бдительности.

    • Преувеличенное реагирование.


    5. Учебный вопрос № 5 – Профилактика профессионального стресса, 20 минут

    Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса.

    Среди приемов психологической саморегуляции можно выделить две группы. Первая связана с изменением эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию. К ней относятся приемы, направленные на:

    а) изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием;

    б) управление вниманием;

    в) активное включение представлений и чувственных образов.

    Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

    Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.

    Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых условиях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности.

    Управление тонусом скелетных мышц возможно и в процессе повседневной деятельности, не требующей высокой концентрации внимания. Необходимо максимально расслабить те мышцы, работа которых в данный момент не требуется. Так, если при ходьбе напрягаются преимущественно мышцы ног, то нужно расслабить мышцы лица, плеч, рук. В положении сидя следует расслабить мышцы лица, рук, плеч, ног.

    Особенно важно формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, то есть группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Поэтому важно научиться расслаблять все мышцы лица и рук хотя бы на непродолжительное время.

    Если напряженность мышц сохраняется, то напряженный участок можно разгладить круговыми движениями кончиков пальцев.

    Хорошо расслабляют мышцы упражнения, направленные на развитие гибкости. Развитая подвижность и гибкость суставов и связок значительно снижает риск получения травм. Комплексы упражнений на развитие гибкости способствует более быстрому и полному восстановлению после физических и эмоциональных нагрузок. Выполняя упражнения на растяжку, следует очень внимательно следить за своими ощущениями. При правильно выполняемых упражнениях возникает ощущение приятного растяжения, как будто с усилием растягивается тугая резинка; появляются ощущения покалывания, ощущения тепла или прохлады. В любом случае ощущения должны быть если не приятными, то терпимыми. Острая, резкая боль при растяжке недопустима. Важно обращать внимание на дыхание. При выполнении трудных упражнений, как правило, изменяется дыхание, становится прерывистым, поверхностным. Поэтому важно возвращаться к глубокому, ровному дыханию еще выполняя упражнение. Количество повторений упражнений может быть произвольным. Правую и левую сторону следует нагружать равномерно.

    Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать, потому что внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание будет постоянно переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4—5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон и т.д.
    6. Учебный вопрос № 6 – Подведение итогов занятия, выставление оценок, выдача заданий на самостоятельную подготовку, 5 минут
    Пособия и оборудование, используемые на занятии: план-конспект занятия.
    Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: изучить материал, быть готовыми к опросу.
    Руководитель занятия:

    Заместитель начальника СПСЧ № 720

    майор внутренней службы Н.В. Степанков
    Начальник караула СПСЧ № 720

    лейтенант внутренней службы В.С. Петренко
    Начальник караула СПСЧ № 720

    лейтенант внутренней службы К.А. Гусев
    Начальник караула СПСЧ № 720

    капитан внутренней службы А.В. Белах

    14.01.2022


    написать администратору сайта