Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания для письменного выполнения . Задание № 1.

  • Наглядно-образное Словесно-логическое (абстрактное) Промежуточный тип

  • Ответ: Наиболее правильное высказывание.

  • Ответ: Не совсем верное высказывание.

  • Ответ: Верное высказывание.

  • Ответ: Не полное высказывание.

  • Пример

  • Занятие 3 Память. Мышление и речь. Воображение (4) (1). Память. Мышление и речь. Воображение


    Скачать 30.58 Kb.
    НазваниеПамять. Мышление и речь. Воображение
    Дата28.05.2022
    Размер30.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗанятие 3 Память. Мышление и речь. Воображение (4) (1).docx
    ТипЗанятие
    #554640

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: otvety_3_4-4_7.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Защитная речь.docx, тех. карта прямая речь.docx, Буравихина А С Есть память., котрой не будет забвенья, и слава, , Основой креативного менеджмента является творческое мышление.doc, КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ БИЗНЕС МЫШЛЕНИЕ_.pdf, логическое мышление ЗПР.docx, 2. Воображение.pdf, Критическое мышление Практика 1 (1-3).docx, Тематика рефератов для обучающихся по теме Мышление.docx, Виталик речь.docx

    Занятие 3
    Тема «Память. Мышление и речь. Воображение»
    Вопросы для повторения


    1. Память. Общая характеристика. Классификация видов памяти.

    2. Процессы памяти, их характеристика.

    3. Индивидуальные особенности памяти. Нарушения памяти.

    4. Воображение и его роль в психической деятельности.

    5. Способы синтеза образов и представлений в процессе воображения

    6. Виды воображения, их характеристика. Функции воображения.

    7. Мышление. Особенности процесса мышления.

    8. Классификация мышления.

    9. Основные формы мышления.

    10. Мыслительные операции.

    11. Развитие мышления.

    12. Понятие об интеллекте. Проблемы изучения. Основные подходы к структуре интеллекта.

    13. Речь. Речь и язык. Свойства и функции речи.

    14. Физиологические основы речи.

    15. Виды речи.

    16. Развитие речи в онто- и филогенезе.



    Задания для письменного выполнения

    . Задание № 1. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

    1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

    Не верно: Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир и органами чувств человека на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная память. Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

    2. В случае если требуется на короткое время сохранить инфор­мацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматиче­ски осуществляет их перегруппировку.

    Верно: Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
    3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого мате­риала.

    Верно: Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.
    4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

    Верно: Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.

    +Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Это явление следует связывать с тем фактом, что, научение чаще всего зависит от состояния сознания или эмоционального состояния в тот момент, когда это научение происходило. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.
    5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закон­чить.

    Верно: Согласно эффекту Зейграника человек лучше всего помнит, то что ему не удалось выполнить доконца. Ну и действительно нужно помнить лучше всего, то что ты не успел сделать, т.к. это может быть что-то жизненно важное для выживания организма. Ну а примером может служить, то что мы же например долго "прокручиваем" в голове решение задачи, которую не решили. Потом согласно когнитивной психологи мы мир воспринимаем как модель и задача этой модели позволить выжить организму, а любое несоответствие модели и мира запускает механизм когнитивного диссонанса. И мозг пытается устранить этот дисананс. Как раз решение проблемы и есть один из них.
    6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длитель­ное его изучение.

    Не верно: Что же касается обучения, то тут, по крайней мере, одно совершенно ясно: зазубривание перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения - приобретения знаний. Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую оценку. Подобных подход, которому сильно способствует традиционная система обучения, чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их и долговременной памяти.
    7. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойствен­ных той или иной культуре и позволяющих организовать по­знание мира.

    Не верно: В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.
    8. В отличие от пространственной и последовательной организа­ции памяти, ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами.

    Неверно Прежде всего существуют такие формы организации памяти, которые определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следует запомнить. Пространственная организация, позволяющая установить связи и «опорные точки» в нашем физическом и социальном окружении. Именно такая организация лежит в основе построения «когнитивных карт». Линейная (последовательная) организация позволяет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу в книге.

    А такие формы организации как иерархическая и ассоциативная более или менее произвольно формируются «изнутри». Форма иерархической организации в значительной степени зависит от большей или меньшей привычности тех или иных понятий, а также от информации, накопленной в эпизодической памяти. При ассоциативной организации, которой мы группируем совместно элементы с какими-либо общими признаками – например, с одной и той же первой буквой («Как там звали сотрудника Павлова на «Б»? Нет, не Бандура...»), из одной и той же грамматической категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.). (Годфруа Ж. Что такое психология. https://www.gumer.info)
    9. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

    Не верно: При извлечении информации из памяти столь важную роль играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения. Это касается людей всех возрастов, но в наибольшей степени - пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно кратковременной) у стариков, которые часто видят в этом начало «склероза», нередко бывает связано не с нарушением самой памяти, а с уменьшением способности извлекать из нее информацию. Очевидным подтверждением этого служит тот факт, что способность к узнаванию практически не изменяется.

    Все эти соображения - одна из причин того, что именно узнавание, а не вспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
    10. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

    Верно: Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
    11. Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

    Не верно: Память начинается с запоминания. Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

    12. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

    Верно: Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.


    Задание № 2. В каких случаях перечисленные образы относят­ся к памяти, а в каких к воображению?

    память

    воображение

    ассоциативный образ

    художест­венный образ

    обра­зы-копии

    фантастический образ

    образ-представление

    образы сновидений

    типичный образ

    трансформированный образ

    последователь­ный образ

    гиперболизированный образ

    Опосредованный образ

    гал­люцинаторные образы

    музыкальные образы-представления

    сознательно реконструированный образ

    акцентированный образ

    синтезированный образ



    Задание № 3. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более про­дуктивно сохраняют образный материал, другие – словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот и другой! Опреде­лите, где в приведенном списке речь идет о наглядно-образ­ном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном ти­пах памяти.


    Наглядно-образное

    Словесно-логическое (абстрактное)

    Промежуточный тип

    Му­зыкант по слуху может наиграть любую мелодию.

    Матема­тик легко запомнит информацию, сжатую в формулы.

    Студент на экза­мене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу.

    Жители северных районов помнят разные «цвета белого снега».


    Учитель-ли­тератор знает на память огромное количество стихотворений.

    Продавец помнит цены и вид продукта определенного веса.


    Сталевары помнят множество оттенков красного цвета.


    Полиглот свободно владеет 12 языками.


    Закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика.

    Живописец помнит соче­тания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости.

    Читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился.




    Пожилой учи­тель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков.







    Прие­хав вторично в малознакомый город, человек представляет себе до­рогу к нужному месту.









    Задание № 4. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

    1. Мышление – это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

    Ответ: Наиболее правильное высказывание. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.


    1. Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

    Ответ: Не совсем верное высказывание. Согласно теории ассоциативного мышления, мышление является процессом, представляющим собой сложные цепи ассоциаций, протекающих в сознании.


    1. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключаю­щийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Ответ: Верное высказывание. Это определение.


    1. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

    Ответ: Верное высказывание. В философии К. Марка – это определение мышления, что не противоречит современным представлениям этого понятия.


    1. Мышление – это процесс переработки информации.

    Ответ: Не полное высказывание. Это неполное определение мышления.


    1. Мысль – это биотоки мозга.

    Ответ: Не верное высказывание. При напряженной мыслительной деятельности на физиологическом уровне происходит усиление биотоков мозга. Однако по кривым биотоков мозга нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления.

    Задание № 5. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:

    Алиса спрашивает Чеширского кота:

    – А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

    – Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

    – Допустим, – согласилась Алиса.

    – Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда до­волен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен, и виляю хво­стом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

    Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.
    Ответ: данное котом заключение неверное, так как в диалоге кота и Алисы приведен пример ложной аналогии. Ложная аналогия – это попытка провести аналогию между двумя людьми или явлениями, у которых не слишком много общего (неоправданные сравнения). Термин происходит от латинского слова fallacia, что означает "обман, обман, трюк или искусственность".

    В проведении неправильного сравнения и есть фокус, так как кот сравнивает себя с псом. У каждого человека, животного присутствует своя реакция на те или иные события, и это вполне нормально.
    Пример: "Твой брат ленивый, значит, ты тоже лентяй".

    Пример: Макс Шульман, "Множество любовей Доби Гиллиса".

    - Далее, - сказал я тщательно контролируемым тоном, - мы обсудим Ложную Аналогию. Вот пример: студентам должно быть разрешено смотреть на свои учебники во время экзаменов. В конце концов, у хирургов есть рентгеновские лучи, чтобы направлять их во время операции, у адвокатов есть сводки, чтобы направлять их во время суда, у плотников есть чертежи, чтобы направлять их, когда они строят дом. Почему же тогда студентам не разрешается смотреть на свои учебники во время экзамена?'

    -Ну вот, - с энтузиазмом сказала [Полли], - это самая чудесная идея, которую я слышала за последние годы.

    -Полли, - раздраженно сказал я, - все аргументы неверны. Врачи, юристы и плотники не проходят тест, чтобы увидеть, сколько они узнали, как студенты. Ситуации совершенно разные, и вы не можете провести аналогию между ними.'

    - Я все еще думаю, что это хорошая идея, - сказала Полли.

    - Чокнутая,- пробормотал я.
    Задание № 6. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, пись­менной и внутренней.

    1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т. п.). – письменная

    2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстанов­ке общения. – диалогическая

    3. Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно. – письменная

    4. В значительной степени непроизвольная речь. – диалогическая

    5. Заранее планируемая речь. – монологическая

    6. Грамматически бессвязная форма речи. - внутренняя

    7. Речь, в которой последующие высказывания в большой степе­ни обусловлены предыдущими высказываниями собеседни­ков. – диалогическая

    8. Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях. - внутренняя


    написать администратору сайта