Главная страница
Навигация по странице:

  • Е. А. Ткачук, Н. Н. Мартынович ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

  • Авторы

  • Н. Н. Мартынович

  • Ткачук, Е. А. Т 48

  • 1. АНАТОМО–ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

  • Особенности пищеварительной системы у детей. Методика исследован. Особенности пищеварительной системы у детей. Методика исследования


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеОсобенности пищеварительной системы у детей. Методика исследования
    Дата08.08.2022
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсобенности пищеварительной системы у детей. Методика исследован.docx
    ТипУчебное пособие
    #642117
    страница1 из 9

    Подборка по базе: Лаб №1 УСТАНОВКА СИСТЕМЫ 1СПРЕДПРИЯТИЕ 8.docx, Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.ppt, Презентация. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ , Возрастные особенности.pdf, Эссе Особенности психотерапии наркозависимости.docx, тоталитарные системы.docx, ПР алгоритмы сжатия, системы управления (1).doc, Бабичев Распределённые системы.docx, 4. Корпоративные информационные системы.docx, Что такое современная филология. Основные особенности филологиче
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Министерство здравоохранения Российской Федерации
    Кафедра педиатрии


    Е. А. Ткачук, Н. Н. Мартынович

    ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

    СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ
    Учебное пособие

    Иркутск

    ИГМУ

    2020
    УДК 616 –071.2

    ББК 57.336. 24я73

    Т 48
    Рекомендовано ЦКМС ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России в качестве учебного пособия по дисциплине "Пропедевтика детских болезней" для студентов, обучающихся по образовательной программе высшего образования – программе специалитета по специальности Педиатрия (протокол № 2 от 23.12.2020 г.)
    Авторы:

    Е. А. Ткачук – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры педиатрии ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России; ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»; старший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр здоровья семьи и репродукции человека»

    Н. Н. Мартынович– доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России
    Рецензенты:

    Т. В. Белоусова – д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии и неонатологии ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет" Минздрава России, г. Новосибирск

    Ю. Ф. Лобанов – д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава России, г. Барнаул
    Ткачук, Е. А.

    Т 48 Особенности пищеварительной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений: учебное пособие для студентов / Е. А. Ткачук, Н. Н. Мартынович; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, кафедра педиатрии. – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 89 с.
    В учебном пособии освещены вопросы для подготовки к занятиям по пропедевтике детских болезней к теме «Пищеварительная система». Анатомо-физиологические особенности, критерии оценки пищеварительной системы детей и подростков. Основные клинические проявления поражений, семиотика основных нарушений.

    Учебной целью является формирование у обучающихся профессиональных компетенций по диагностике и лечению пищеварительной системы у детей, необходимых в дальнейшей врачебной деятельности.

    Учебное пособие предназначено для обучающихся по программам специалитета по специальности Педиатрия.

    УДК 616 –071.2

    ББК 57.336. 24я73
    © Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н., 2020

    © ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, 2020

    ОГЛАВЛЕНИЕ



    ВЕДЕНИЕ....................................................................................................................

    5

    1. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы........................................................................

    5

    1.1. Полость рта...........................................................................................................

    6

    1.2. Слюнные железы...................................................................................................

    7

    1.3. Глотка.....................................................................................................................

    7

    1.4. Сосание и глотание...............................................................................................

    7

    1.5. Пищевод................................................................................................................

    8

    1.6. Желудок.................................................................................................................

    9

    1.7. Поджелудочная железа.......................................................................................

    14

    1.8. Печень..................................................................................................................

    15

    1.9. Билиарная система печени.................................................................................

    20

    1.10. Тонкая кишка......................................................................................................

    23

    1.11. Толстая кишка......................................................................................................

    27

    1.12 Прямая кишка.......................................................................................................

    31

    1.13. Дефекация............................................................................................................

    32

    2. Методика исследования органов пищеварения....................................................

    33

    2.1. Жалобы .................................................................................................................

    33

    2.2. Анамнез болезни...................................................................................................

    36

    2.3. Анамнез жизни......................................................................................................

    36

    2.4. Осмотр...................................................................................................................

    36

    2.5. Пальпация..............................................................................................................

    37

    2.6. Перкуссия...............................................................................................................

    43

    2.7. Аускультация.........................................................................................................

    44

    3. Семиотика поражения органов пищеварения........................................................

    45

    4. Синдромы поражений и заболевания.....................................................................

    60

    4.1. Синдром «острого живота»..................................................................................

    60

    4.2. Пилороспазм..........................................................................................................

    63

    4.3. Пилоростеноз.........................................................................................................

    65

    4.4. Хронический гастрит...........................................................................................

    65

    4.5. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки...............................

    68

    4.6. Дисфункция желчевыводящих путей..................................................................

    69

    4.7. Синдром печеночной недостаточности...............................................................

    70

    4.8. Синдром нарушенного кишечного всасывания (синдром мальабсорбции)

    72

    5. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ........................................................................................................

    73

    5.1. Ультразвуковое исследование (УЗИ)...................................................................

    73

    5.2. Ультразвуковая допплерография сосудов...........................................................

    74

    5.3. Эндоскопические методы....................................................................................

    74

    5.4. Лапароскопию брюшной полости.....................................................................

    75

    5.5 Рентгенологическое исследование.......................................................................

    75

    5.6. Радиологическое исследование...........................................................................

    76

    5.7. Функциональные методы.....................................................................................

    77

    5.8. Гистологические и гистохимические методы....................................................

    77

    5.9. Копрологические методы......................................................................................

    81

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ...............................................................................................

    86

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.......................................................................

    87

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.........................................................................

    88





    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

    СТГ – соматотропный гормон

    АТФ – аденозинтрифосфат

    ДЖВП – дискинезия желчевыводящих путей

    ФГДС – фиброгастродуоденоскопия

    УЗДГ – ультразвуковая доплерография

    ЖКТ – желудочно-кишечный тракт





    ВЕДЕНИЕ
    Пищеварительная система человека обеспечивает поступление в организм пита­тельных веществ и расщепление их до мономеров, которые всасываются в кровь и лимфу, а также выведение нерасщепленных и невсосавшихся компонентов пищи.

    Основные функции пищеварительной системы:

    • механическая и химическая обработка пищи;

    • секреторная;

    • экскреторная;

    • резорбтивная (всасывание);

    • барьерно-защитная.


    1. АНАТОМО–ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    Закладка органов пищеварения происходит на очень ранней стадии эмбрионального развития. На 7-8–й день из энтодермы начинается формирование первичной кишки, а на 12-й день первичная кишка разделяется на 2 части: внутризародышевую (будущая пищеварительная система) и внезародышевую (желточный мешок). Вначале первичная кишка имеет ротоглоточную и клоакальную мембраны. На 3-й неделе внутриутробного развития происходит расплавление ротоглоточной, на 3-м месяце – клоакальной мембраны. К концу 1-го месяца можно выделить 3 части первичной кишки в виде трубки.

    Первая неделя эмбриогенеза – начало формирования различных отделов пищеварительной системы:

    • передняя кишка дает начало глотке, пищеводу, желудку и части двенадцатиперстной кишки с зачатками поджелудочной железы и печени;

    Одновременно происходит формирование сосудов, идущих к желточному мешку и кишечнику. Артерии отходят от аорты, вены – от венозного синуса.

    Через 1,5-2 мес. внутриутробного развития происходит быстрый рост пищеварительной системы в длину. С 6-й недели кишечная стенка представлена 3 слоями клеток: эндодермальным, мезенхимальным и мезотелиальным.

    Органы пищеварения у новорожденного ребенка обладают рядом морфологических и физиологических особенностей; наиболее ярко они выражены у детей раннего возраста. У них пищеварительная система приспособлена главным образом к усвоению грудного молока.
    1.1. Полость рта
    У новорожденного и детей грудного возраста полость рта имеет относи­тельно небольшие размеры. Губы у новорожденных толстые, на их внутренней поверхности расположены поперечные валики. Круговая мышца рта развита хорошо. Щеки у новорожденных и детей раннего возраста округлые и выпуклые за счет наличия между кожей и хорошо развитой щечной мышцей округлого жирового тела (жировые комочки Биша), которое начиная с 4 лет, постепенно атрофируется. Твердое небо плоское; мягкое небо короткое, расположено почти горизонтально. Небная занавеска не касается задней стенки глотки, что обеспечивает ребенку возможность дыхания во время сосания. С появлением молочных зубов происходит значительное увеличение размеров альвеолярных отростков челюстей, и свод твердого неба поднимается. Язык у новорожденных короткий, широкий, толстый и малоподвижный, занимает всю полость рта.

    Слизистая оболочка полости рта у детей (особенно раннего возраста) тонкая и легко ранимая, что необходимо учитывать при обработке полости рта. Слизистая оболочка дна ротовой полости образует заметную складку, покрытую большим количеством ворсинок. На слизистой оболочке щек в щели между верхней и нижней челюстями отмечают выпячивание в виде валика. Поперечные складки (валики) есть на твердом небе; валикообразные утолщения – на деснах. Все эти образования обеспечивают герметизацию ротовой полости в процессе сосания. На слизистой оболочке в области твердого неба по средней линии у новорожденных расположены узелки Бона – желтоватые образования – ретенционные кисты слюнных желез. Узелки исчезают к концу первого месяца жизни. Слизистая оболочка полости рта у детей в первые 3-4 месяца относительно сухая. Это обусловлено недостаточным развитием слюнных желез и дефицитом слюны.
    1.2. Слюнные железы
    Особенности слюнных желез новорожденного:

    низкая секреторная активность;

    – выделение небольшого количества густой вязкой слюны (герметиза­ция ротовой полости во время сосания);

    – реакция слюны нейтральная или слабокислая;

    – концентрация амилазы низкая.

    Функциональная активность слюнных желез возрастает в 1,5-2 мес. У детей в возрасте 3-4 мес. слюна нередко вытекает изо рта. Это связано с незрелостью регуляции слюноотделения и заглатывания слюны (физиоло­гическое слюнотечение). Кислотность слюны с возрастом увеличивается. С первых дней жизни в состав слюны входят α-амилаза и другие ферменты, необходимые для расщепления крахмала и гликогена. У новорожденных, в течение первого года жизни содержание и активность этих ферментов зна­чительно возрастают.
    1.3. Глотка
    Глотка грудных детей имеет воронкообразную форму. Вход в гортань расположен высоко над нижнезадним краем небной занавески и соединен с полостью рта. Пища движется по сторонам от выступающей гортани, поэтому ребенок может одновременно дышать и глотать, не прерывая сосания.
    1.4. Сосание и глотание
    Сосание и глотание – врожденные безусловные рефлексы. У здоровых и зрелых новорожденных они уже сформированы к моменту рождения. При сосании губы ребенка плотно захватывают сосок груди. Челюсти сдавливают его, что способствует герметизации ротовой полости. Ребенок опускает нижнюю челюсть вместе с языком вниз и назад, в связи с чем, в полости рта возникает отрицательное давление. Затем в разреженное пространство полости рта поступает грудное молоко. Все элементы жевательного аппарата новорожденного приспособлены для процесса сосания груди: губы в виде хобота, десневая мембрана, выраженные небные поперечные складки и жировые тела в щеках. Приспособление полости рта новорожденного к сосанию – физиологическая младенческая ретрогнатия, которая в дальнейшем превращается в ортогнатию. В процессе сосания ребенок производит ритмичные движения нижней челюстью спереди назад. Отсутствие суставного бугорка облегчает сагиттальные движения нижней челюсти ребенка.

    Акт сосания, состоит из трех фаз:

    I – фаза аспирации: захватывание материнской груди (соска и значительной части ареолы);

    II – фаза сдавливания соска и ареолы (при каждом сосательном движении молоко поступает в ротовую полость);

    III – фаза проглатывания (одно проглатывание после нескольких соса­тельных движений).

    Акт сосания обеспечивается безусловными рефлексами – сосательным и глотательным. У здорового доношенного зрелого ребенка рефлексы хорошо выражены сразу после рождения. Отсутствие глотательного рефлекса является признаком значительной незрелости новорожденного.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта