Главная страница

Физра. Основные понятия физического воспитания 3 Основные средства физического воспитания 4


Скачать 31.33 Kb.
НазваниеОсновные понятия физического воспитания 3 Основные средства физического воспитания 4
Дата10.06.2021
Размер31.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФизра.docx
ТипРеферат
#216333

Подборка по базе: MD1.1 Основные элементы.docx, Бокс и борьба как основные виды силовых состязаний.odt, 2-1 Особенности классификации методов воспитания.pdf, Финансовая система в России и основные направления ее развития.d, Лекция № 9 Иск и его основные элементы.docx, Использование современных форм и методов воспитания 2021.pdf, кроссворд по теме «Методы и средства воспитания»..docx, Величины. Этапы формирования понятия величины у мл.шк.docx, 3.2. Методы и средства воспитания.docx, реферат основные современные концепции философии науки.docx


Содержание



Введение 2

Основные понятия физического воспитания 3

Основные средства физического воспитания 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12



Введение


Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

Именно для гармоничного развития человека и для успешной умственной работы существует комплекс физических упражнений. Деятельность студентов, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило, такие занятия проходят в форме активного отдыха.


Основные понятия физического воспитания


Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена, прежде всего, необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями.

Физическое (телесное) развитие - комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной).

Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения биологических норм и функций организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое (телесное) формирование - это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным.

Физкультурная деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру и к самому себе с целью достижения им физического совершенства.

Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства.

Теория физической культуры представляет собой высшую форму научного знания в области физической культуры, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями.

Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Основные средства физического воспитания


Физические упражнения - это осознанные движения и двигательные действия, которые специально отобраны в целях решения определенных задач физического воспитания. Проводимые по определенной методике физические упражнения положительно влияют на деятельность центральной нервной системы, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность. Организм учащихся легче справляется с интенсивной учебной работой. Особое значение имеют физические упражнения для развития и укрепления мышечной системы, органов кровообращения и дыхания. Под влиянием физических упражнений совершенствуется опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, увеличивается объем мышц, растет их сила, скорость сокращений и эластичность.

Гимнастика. Специфической особенностью гимнастики является многообразие упражнений, их разностороннее воздействие общего и локального значения на организм. Гимнастические упражнения отличаются гибкостью применения, возможностью регулирования времени и объема физической нагрузки в процессе занятий, что определяет их корригирующее и лечебное значение. В практике физического воспитания сложились виды гимнастики: основная, гигиеническая, спортивная, акробатика, художественная, спортивно-вспомогательная, производственная, лечебная. В физическом воспитании учащихся главная роль принадлежит основной гимнастике, упражнения которой составляют большую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое развитие учащихся и формирование жизненно важных навыков для труда и быта: перемещения в пространстве и различной среде в нужном направлении, управление движениями рук, ног, туловища, головы, рабочими позами и др. Различные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту. Особое значение для учащихся имеет гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка дома, гимнастика до уроков в школе, на переменах, физкультминутки на уроках по разным предметам, физкультпаузы на уроках труда. Существуют подготовительная и специальная медицинские группы. В подготовительной группе проходят занятия по школьной программе с некоторыми ограничениями для учащихся. В специальной группе проводится гигиеническая гимнастика, занятия лечебной физической культурой под контролем врача в школе или детских поликлиниках. Учитель, классный руководитель, воспитатель, вожатый постепенно изучают особенности наиболее важных упражнений и их влияние на организм детей разных возрастных групп, принципы составления простых оздоровительных комплексов упражнений и разучивают их с учащимися. Учителя проводят физкультминутки снимающие утомление, оказывают помощь физкультурному активу в организации игр на переменах.

Игры. В физическом развитии учащихся игры занимают особое место. Особенностью этого вида физических упражнений является то, что они проводятся при активном участии самих учащихся. Систематическое проведение игр формирует у детей основные двигательные навыки и их качественные характеристики - быстроту, ловкость, силу, выносливость. Эмоциональность игр представляет возможность для проявления личных качеств и инициативы. Удовлетворение игрой повышает настроение учащихся. Командные игры содействуют укреплению взаимной поддержки, учат коллективизму. Познавая необходимость совместных усилий в достижении общей цели, учащиеся убеждаются в силе товарищества, спаянности, взаимовыручки. Они испытывают чувство дружбы и силы единых коллективных действий. Игры, применяемые в физическом воспитании учащихся, приучают к преодолению психических и физических нагрузок, формируют готовность к усилиям, необходимым в любой работе. Игры делятся на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы проводятся на уроках физической культуры, на переменах, на занятиях групп в секциях школьных физкультурных коллективов и по возможности на воздухе. В средних и особенно старших классах возрастает роль спортивных командных игр.

Спорт. Отдельные виды физических упражнений рассматриваются и культивируются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и т. д.). Спорт как средство физического воспитания позволяет комплексно решать задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных навыков, морально-волевых качеств с достижением высоких результатов в отдельных видах спорта. Отличительной особенностью спорта являются спортивные соревнования. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют спортивное совершенствование и содействуют вовлечению в занятия спортом. В стране получили распространение Всероссийская детская олимпиада «Старты надежд», Туризм. Туризм включает организованные кратковременные или длительные путешествия в целях ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, природными богатствами страны, расширения общего кругозора участников путешествий. В опыте физического воспитания учащихся школ можно выделить: прогулки, экскурсии, туристские походы. Эти формы туризма привлекают учащихся всех возрастов. Туристские походы укрепляют здоровье, воспитывают физическую закалку. Активные способы передвижения формируют прочные двигательные навыки. Походы вооружают учащихся полезными навыками походной жизни, учат переносить влияние естественных факторов природы и максимально использовать их в целях оздоровления организма. В походах учащиеся развивают волю, приобретают навыки организаторов, у них формируются товарищеские, дружеские, коллективистические взаимоотношения. Походы, экскурсии сочетают в себе физическое воспитание с разнообразной познавательной и общественно полезной деятельностью учащихся. В организации и проведении туристских походов активное участие принимают учителя, классные руководители и т. д. Они участвуют в составлении маршрутов и программ походов, в подготовке учащихся, в разработке индивидуальных заданий, а также являются руководителями пешеходных, лодочных, велосипедных и других походов. Особую ответственность несут руководители походов за соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Походы, экскурсии, прогулки проводят с соблюдением норм нагрузки для каждого возраста учащихся, правил движения на маршруте и режима отдыха. Прогулки и походы целесообразно проводить из расчета 15 учащихся в группе при одном руководителе по заранее проверенным маршрутам, включающим использование попутного транспорта переправ через реки, перехода через болота и трясины. Надо предупреждать травмы среди учащихся во время летних походов и экскурсий.

Природные условия. Важным средством физического воспитания учащихся являются природные условия, естественные факторы природы. Воздушные и солнечные ванны, купание, душ или обтирание используются как оздоровительные процедуры. Особенно важно использовать природные условия в период летней оздоровительной работы с детьми. Для детей, отдыхающих летом в городе, создаются школьные площадки, открытые парки, стадионы, бассейны, организуются экскурсионно-туристские базы. Загородные лагеря размещают в местах с наиболее благоприятными природными условиями для отдыха и укрепления здоровья детей. Оздоровление детей, разумное сочетание отдыха с общественно полезным трудом - основные задачи летней работы с учащимися. Широко развертывается летом спортивная и туристская работа. Дети участвуют в массовых физкультурных праздниках, фестивалях, спартакиадах, проводят однодневные и многодневные походы по родному краю и т. д. Правильное использование природных условий в физическом воспитании учащихся - забота всего коллектива школы, детских внешкольных учреждений по спорту и туризму, работников городских и загородных лагерей, лагерей труда и отдыха старшеклассников и др. Все, кто работает с учащимися, и сами учащиеся обязаны знать и соблюдать правила приёма водных процедур, солнечных и воздушных ванн, которые проводятся во время прогулок, экскурсий, походов. В летний период необходимо использовать возможности для обучения детей плаванью.

Гигиенические условия. Гигиеническими условиями, которые учитываются в физическом воспитании учащихся, являются гигиеническая организация окружающей детей среды, медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа, организация питания и, главное, режим дня учащихся в сочетании с другими условиями. Гигиенические условия определяются санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, световым календарем для учебных помещений, который регламентирует время использования искусственного освещения в течение учебного дня для разных климатических поясов, инструктивно-методическими указаниями по организации общественного питания учащихся примерными комплексными завтраками и обедами в школах. Проводятся конкурсы и смотры по самодеятельному строительству, реконструкции и благоустройству школьных спортивных баз, организации горячего питания, санитарного состояния школ, гигиенического воспитания детей и медицинского обслуживания. В профилактике детских заболеваний, в учете учителями и воспитателями особенностей физического развития учащихся важны медицинские рекомендации, постоянная взаимная информация педагогов и школьного врача. Педагоги первые замечают признаки плохого самочувствия детей, переутомления, возбудимости, эффективности. Таких детей надо направлять на консультацию. Врач школы, в свою очередь, информирует педагогический коллектив, классных руководителей о принадлежности учащихся к определенной медицинской группе, о результатах медосмотров, о профилактической работе, об индивидуальных особенностях в развитии отдельных учащихся, лечебно-профилактической работе с ними. Например, после определения остроты зрения совместно с классным руководителем необходимо правильно рассадить детей в соответствии с их ростом и состоянием зрения для предупреждения нарушения осанки и близорукости.

Режим дня. Режим дня определяет строгий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Систематическое соблюдение режима формирует у детей жизненно важные навыки и привычки - аккуратность, организованность, точность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим создает ритмичность умственных и физических нагрузок детей. В известном смысле режим синтезирует различные средства и формы физического воспитания, позволяет использовать их комплексно в практике работы с учащимися. Для разных типов школ на основе медицинских, психологических и педагогических исследований рекомендуются примерные варианты режимов в дни занятий в школе по каждой возрастной группе учащихся. Эти варианты естественно дополняются режимом в семье, а также корректируются в выходные и каникулярные дни, в дни экзаменов в выпускных классах. Для общеобразовательной школы время в течение суточного режима распределяется соответственно возрасту учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Физическое воспитание - организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.

Важно, чтобы физическая культура была частью общего здорового образа жизни. Разумный, хорошо отлаженный распорядок дня, правильное питание, активный двигательный режим вместе с систематическими закаливающими процедурами, которые обеспечивают наибольшую мобилизацию защитных сил организма, а, следовательно, максимальные возможности здоровья и активного долголетия. Таким образом, здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ильинич В. И., Физическая культура студента, Минск, 2012;

  2. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка,, 2011;

  3. Иванченко В. А. Секреты вашей бодрости, М. Инфра М, 2008;

  4. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни, М. : Детская литература, 2011;

  5. Минх А. А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта, М. : Просвещение, 2010.




написать администратору сайта