Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный

  • Проверил: Кандидат педагогических наук,доцентАкулин С.В.г. Нижний Новгород 2021 год

  • Организация управления силами и средствами ОВД в особых условиях.. тсп реферат. Организация управления силами и средствами овд в особых условиях.


    Скачать 34.32 Kb.
    НазваниеОрганизация управления силами и средствами овд в особых условиях.
    АнкорОрганизация управления силами и средствами ОВД в особых условиях
    Дата13.05.2021
    Размер34.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатсп реферат.docx
    ТипРеферат
    #204300

    Подборка по базе: Особенности управления сотрудниками мужского и женского пола в Р, Нормативная база управления проектной деятельностью в образовате, Контрольная работа 2. Аудит управления человеческими ресурсами.., Эссе на тему Актуальные проблемы управления персоналом.docx, Территориальная организация населения.docx, Реферат Современные концепции управления качеством.docx, Основы корпоративного управления. Кодекс корпоративного управлен, Практические (ситуационные) задания Психология управления.docx, Контрольная работа КР4 Организация и нормативно-правовые основы , Технология и организация гостиничной деятельности.docx

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Национальный исследовательский Нижегородский государственный

    университет им. Н.И. Лобачевского»
    Юридический факультет
    Кафедра уголовного права и процесса
    Реферат на тему:

    «Организация управления силами и средствами ОВД в особых условиях


    Выполнил:

    Студент 3 курса,

    очной формы обучения,

    гр. 1118СОН3

    Пивоваров А.А.
    Проверил:

    Кандидат педагогических наук,

    доцент

    Акулин С.В.

    г. Нижний Новгород

    2021 год

    Известно, что органы внутренних дел обязаны квалифицированно действовать как в обычных, так, и в необычных - особых условиях. Управление органами внутренних дел в особых условиях обусловлено выполнением общей задачи обеспечения общественной безопасности, реального укрепления общественного порядка, борьбы с правонарушениями, защиты прав и интересов граждан, охраны собственности.

    Главными отличительными особенностями организации управления органами внутренних дел в особых условиях являются: особый правовой режим; создание новых структурных образований, системы управления и связи, а также привлечение дополнительных сил и средств и проведение в ряде случаев специальных операций.

    Так, при отдельных событиях чрезвычайного характера, таких как стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии и катастрофы, массовые беспорядки, и в некоторых других случаях устанавливается специальный правовой режим. Это осуществляется в целях поддержания и восстановления общественного порядка, защиты населения и его здоровья, охраны собственности, оказания помощи пострадавшим и обеспечения необходимых условий для перехода к нормальной жизни. Кроме того, специальный правовой режим устанавливается государством посредством издания специальных нормативных актов. Поэтому управленческая деятельность органов внутренних дел осуществляется в строгом соответствии с этими актами и включает в себя перечень сугубо специальных организационных мероприятий, направленных на выполнение задач, обозначенных в правовых установлениях этого периода.

    Для обеспечения готовности и эффективных действий органов внутренних дел в особых условиях создаются oперативные штабы, возглавляемые при выполнении задач, отнесенных к компетенции органов внутренних дел начальником ОВД.

    Кроме того, создаются специальные подразделения из личного состава органов внутренних дел и внутренних войск (специальный сводный отряд), формируются специальные группы.

    Для успешного решения задач, возникающих в особых условиях, привлекаются дополнительные силы и средства близлежащих органов внутренних дел, соединения и воинские части (подразделения) оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России, подразделения Государственной противопожарной службы, части (подразделения) патрульно-постовой службы милиции, отряды милиции особого назначения, отряды специального назначения, специальные отряды быстрого реагирования.

    Для обеспечения эффективных действий органов внутренних дел в особых условиях создаются специальные пункты управления, определяется порядок их работы и разрабатывается особая схема связи, включающая расписание связи и условия ее осуществления, правила обмена информацией, расчеты технических средств связи. Кроме того, организуется взаимодействие всех сил и средств.

    В отдельных случаях необходимым и эффективным средством нормализации опера­тивной обстановки в особых условиях является специальная операция, под которой понимается комплекс оперативных, разведывательных, режимных, войсковых или иных мероприятий и действий, осуществляемых органами внутренних дел, внутренними войсками (в зависимости от обстановки) и другими взаимодействующими органами по единому замыслу под руководством руководителя оперативного штаба. Порядок подготовки и проведения специальной операции регламентируется специальными нормативными актами.

    С созданием и развитием Российской государственности, укреплением ее правовой базы начали формироваться следующие системы: Российская система реагирования на чрезвычайные обстоятельства криминального характера; Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера; Российская система реагирования при введении чрезвычайного положения; а также Российская система организации ведения гражданской, территориальной обороны и мобилизационной работы в условиях военного положения, военного времени и при объявлении степеней боевой готовности. И в каждой из этих систем органы внутренних дел занимают соответствующее место в силу своего положения, решаемых задач, ресурсного обеспечения, организационной готовности.

    Управление любым объектом, в том числе силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях, включает, как известно, три базовых элемента: целеполагание (выбор решения, стратегии); создание или выбор механизма, методов достижения целей (выбор средств решения или реализации стратегии), включая организационные и правовые методы; обратную связь, обеспечивающую контроль исполнения принятых решений.

    Применительно к особым условиям целью управления является обеспечение: безопасности населения, народнохозяйственных объектов, органов государственной власти при возникновении и реализации угрозы жизни, здоровью граждан, их материальным ценностям и собственности; территориальной целостности государства и его суверенитета; собственности государства и общественных организаций.

    Реализация указанной цели предполагает ocyществление следующих задач и соответствующих им стратегий управления: предотвращение причин возникновения особых условий; предотвращение возникновения данных условий; максимально возможные (по масштабам и быстроте) смягчение (ослабление) и ликвидация их последствий.

    Так, стратегия предотвращения причин возникновения особых условий подразумевает недопущение действий или процессов, которые представляют прямую угрозу безопасности личности, общества и государства. Стратегия предотвращения особых условий предполагает, что источник или причины, порождающие данные условия, устранить невозможно или не удается и может начаться цепная реакция событий, ведущих к неблагоприятному исходу, что вызывает необходимость прервать эту реакцию и не допустить выхода потенциально опасного события или процесса из-под контроля.

    Стратегия смягчения и ликвидации последствий вызванных особыми условиями, ориентирует на максимальные локализацию и ослабление последствий.

    Каждая из перечисленных стратегий не только не исключает, но и предполагает существование двух других, что позволяет при необходимости переключиться с одной стратегии на другую в зависимости от ситуации. В этом заключаются одна из главных черт и основное достоинство стратегического управления, учитывающего возможность резкого изменения обстановки, а также обеспечивающего гибкое реагирование соответствующей организационной системы, ее сил и средств на такие изменения путем перехода к иной, заранее разработанной стратегии и ее реализации через заранее согласованные и рассчитанные планы действий.

    Отмеченные качества указанных стратегий приобретают все большее значение для органов внутренних дел в обычных условиях, изобилующих ныне чрезвычайными обстоятельствами и чрезвычайными ситуациями.

    На центральный аппарат МВД России, как на штаб отрасли в особых условиях, возлагаются задачи обеспечения правового режима чрезвычайного или военного положения, организации участия региональных и местных органов внутренних дел в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий, тушения крупных пожаров и осуществлении первоочередных аварийно-спасательных работ при ликвидации крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков, проведении региональных и иных крупных операций и мероприятий, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях.

    Министерство организует деятельность органов внутренних дел по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны в мирное время, а также повышению эффективности работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени.

    В рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на Министерство внутренних дел возложено осуществление таких задач, как обеспечение общественного порядка и охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях; организация предупреждения и тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; а также руководство созданием и деятельностью функциональных подсистем РСЧС, выполняющих противопожарные и аварийно-спасательные работы, охрану общественного порядка.

    В особых условиях часть мероприятий МВД России осуществляет совместно с другими ведомствами (Федеральная служба безопасности, Министерство обороны, Федеральная пограничная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения). Это следующие мероприятия: усиление охраны общественного порядка, усиление охраны и обороны особо важных объектов, разъединение противоборствующих сторон в межнациональных конфликтах, организация и проведение аварийно-спасательных работ, организация локализации и тушения пожаров, ведение переговоров с преступниками, разоружение незаконных вооруженных формирований, боевые (силовые), режимно-заградительные, оперативно-поисковые действия, деблокирование объекта или отдельной местности, обезвреживание взрывных устройств (веществ, боеприпасов), эвакуация населения, сопровождение пострадавших, документирование противоправных действий.

    В процессе реформирования системы МВД России в последнее время на федеральном и региональном уровнях созданы специальные подразделения, на которые возложены функции анализа и прогнозирования факторов, способствующих возникновению особых условий, обеспечения управления в данных ситуациях силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск, а также разработки и внедрения специальных организационно-правовых норм. В МВД России функционирует Управление по чрезвычайным ситуациям.

    Предусмотрено создание аналогичных подразделений в составе организационно-инспекторских региональных органов внутренних дел, которые во исполнение возложенных на них задач осуществляют накопление, систематизацию и анализ поступающей с мест и из органов исполнительной власти информации о факторах и условиях, способствующих возникновению особых условий. Аналогичная работа проводится в горрайорганах внутренних дел.

    Постоянная готовность сил и средств органов внутренних дел к действиям в особых условиях обеспечивается системой служебной подготовки, проведением во всех звеньях учений и тренировок, определением источников получения дополнительной техники и материальных средств.

    Важнейшим организующим началом, влияющим на состояние готовности органов внутренних дел к выполнению задач в особых условиях, являются планы действий органов внутренних дел в особых условиях. Необходимость заблаговременной разработки таких планов вызывается тем, что в быстро меняющейся обстановке трудно своевременно и четко реагировать на ее осложнение без заранее разработанных схем действий. Такие планы позволяют выиграть время при принятии решений, правильно определить способы действий, позволяют заранее скоординировать действия различных служб и подразделений как органа внутренних дел, так и привлекаемых сил.

    Инструкцией по планированию действий МВД (ГУВД, УВД) при чрезвычайных обстоятельствах, определен порядок и методика разработки планов действий МВД, ГУВД, УВД при чрезвычайных обстоятельствах.

    Планы действий горрайлинорганов при чрезвычайных обстоятельствах разрабатываются в соответствии с положениями данной Инструкции на основании плана МВД, ГУВД, УВД в части, их касающейся, и утверждаются соответствующим министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД.

    Разработка плана организуется лично начальником органа внутренних дел, учебного заведения МВД России, командующим округа, командиром соединения, воинской части и начальником военно-учебного заведения внутренних войск МВД России. Организацию работы по планированию осуществляет специально создаваемая группа планирования. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что применение оперативных планов требует их постоянной корректировки с учетом меняющейся обстановки.

    Рассмотрим структуру и содержание оперативного плана. К основным его документам относятся: неотложные действия начальника органа внутренних дел; неотложные действия заместителя руководителя оперативного штаба по организации управления; первоочередные действия оперативного дежурного органа внутренних дел; неотложные действия начальника самостоятельного подразделения. Данные действия руководства относятся к фазе наступления особых условий, т.е. самих чрезвычайных обстоятельств. Предлагаемая структура оперативного плана применима на любом уровне управления системы МВД России.

    Главные требования к оформлению плана - это наглядность и удобство пользования. В оперативном плане отражаются: задачи и функции, которые могут возникнуть при конкретных чрезвычайных обстоятельствах; перечень первоочередных действий исполнителей; неотложные мероприятия, последовательность и сроки их выполнения; количественный и качественный состав имеющихся и необходимых сил и средств; источники и порядок комплектования группировок сил и средств; системы управления, оповещения и связи; порядок координации действий с соответствующими органами государственной власти и управления; порядок организации взаимодействия с различными формированиями, работающими в районе чрезвычайной ситуации; конкретные мероприятия по обеспечению нормальных условий деятельности и боеспособности органов внутренних дел и opгaнов государственной власти.

    К основным документам оперативного плана относятся рабочие карты (планы) и схемы, на которых исходные данные формируются по следующим разделам: основные задачи и функции органа внутренних дел и привлеченных сил; организация оповещения и связи; силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных ситуациях; тыловое обеспечение, порядок приведения в готовность сил и средств; организация взаимодействия; организация управления и связи.

    Важным элементом планирования и обеспечения готовности к действиям в особых условиях является разработка сценариев для различных чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных происшествий и т.д. Основная цель их подготовки заключается в том, чтобы с помощью всей имеющейся информации определить максимальный потенциал опасных явлений в конкретных районах.

    В особых условиях управление органами внутренних обусловлено выполнением конкретных задач например, пресечением массовых беспорядков в населенных пунктах и исправительных учреждениях, следственных изоляторах; розыском и задержанием вооруженных и иных особо опасных преступников; ликвидацией бандитских формирований; пресечением захвата важных объектов; освобождением заложников, а также участие в предупреждении и пресечении захвата воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

    Кроме этого, управление органами внутренних дел в особых условиях может быть вызвано также участием в пресечении террористических актов и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Указанные задачи, кроме последней, решаются путем проведения специальных операций, а участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера осуществляются посредством проведения комплекса мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности с участием подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выполнение каждой задачи отличается особенностями оперативной обстановки, количеством привлекаемых сил и средств, их группировкой и тактикой действий.

    Таким образом, управление силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях представляет собой сложный динамический процесс решения взаимодействующих и переплетающихся друг с другом задач в едином комплексе функций.

    Рассмотрим особенности управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера на примере управления группировкой сил и средств при предупреждении и пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах.

    Подчеркнем, что массовые беспорядки характеризуются повышенной степенью общественной опасности, могут нести разрушение основ общества, дестабилизацию обстановки, падение авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, дезорганизуют работу предприятий, организаций и транспорта. В результате массовых беспорядков причиняется значительный материальный ущерб, резко ухудшается общая криминологическая ситуация.

    Для эффективности борьбы с массовыми беспорядками в зависимости от их масштабов и характера необходимо проведение комплекса организационных, оперативно-служебных, психологических, уголовно-процессуальных, административных, материально-технических и других мероприятий, не характерных для обычной обстановки. Они должны быть направлены как на проведение профилактических, предупредительных действий, так и на непосредственное предотвращение и пресечение беспорядков и ликвидацию их последствий.

    Содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков можно рассматривать в соответствии со стадиями их развития: возникновением напряженности между участниками конфликта; собственно массовыми беспорядками и ликвидацией их последствий. Перечисленные стадии конфликта взаимозависимы, взаимосвязаны и имеют свои характерные особенности и временные рамки. Отличаются и задачи органов внутренних дел на каждом из названных этапов.

    Указанное деление на стадии, имеющее преимущественно условный характер, позволяет исследовать генезис конфликта и определить задачи органов внутренних дел на каждом из этапов.

    Первая и последняя стадии наиболее продолжительны и их можно с известной долей условности отнести к массовым беспорядкам. Тем не менее, именно на данных стадиях профилактические меры органов власти, а не только органов внутренних дел, наиболее эффективны. На первой стадии определяются противоборствующие стороны и выявляются разногласия между ними. На последней стадии созданы условия для решения проблем, проявившихся в ходе конфликта. Вторая стадия динамична, требует активных, решительных и адекватных действий со стороны правоохранительных органов.

    В деятельности органов внутренних дел по борьбе с массовыми беспорядками выделяют следующие направления: их ранняя профилактика и предотвращение во время возникновения и распространения ложных и провокационных слухов; пресечение данных преступлений в период образования толпы, призывов подстрекателей к насильственным действиям и отдельных конфликтов локального характера правонарушителей с силами правопорядка; ликвидация массовых беспорядков посредством проведения специальной операции (операций) на этапе активных действий участников беспорядков; выявление и устранение причин и условий происшедших массовых беспорядков; осуществление мероприятий, исключающих их повторение.

    В условиях начинающихся массовых беспорядков особое значение приобретает взаимодействие всех правоохранительных сил, участвующих в их пресечении. Система связи, включающая ее расписание и условия осуществления, правила обмена информацией, расчёты технических средств, должна быть адаптирована к конкретной местности, надежно защищена от утечки, искажения и проникновения дезинформации.

    Решение о введении в действие оперативного плана принимает руководитель органа внутренних дел. В этих условиях начинает работать оперативный штаб, основными задачами которого являются: управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков; обеспечение взаимодействия всех сил, в том числе и приданных; сбор, обобщение, анализ поступающей информации и разработка предложений по наиболее эффективному использованию сил и средств; обеспечение устойчивой и надежной связи; подготовка специальной операции по пресечению данных преступлений.

    Для пресечения массовых беспорядков используется группировка сил, её состав, численность и функциональные обязанности определены нормативными актами МВД России. Управление силами и средствами осуществляется с основного, временного или запасного пунктов.

    При поступлении сигнала о сборе толпы и возникновении конфликтной ситуации руководитель оперативного штаба уточняет время, место, характер, масштабы происшествия, число его участников; обеспечивает выезд на место усиленной оперативной группы, докладывает в инстанции, ориентирует наряды, находящиеся в населенном пункте и направляет их к месту конфликта с целью его локализации. Осуществляется усиление охраны важных объектов, в том числе органа внутренних дел. Задача на данном этапе состоит в недопущении перерастания конфликта в массовые беспорядки. Положительный результат может принести непосредственный контакт с участниками беспорядков представителей государственных органов и руководителя органа внутренних дел с целью разъяснения причин происшедшего конфликта, принимаемых мерах, необходимости соблюдать законность и ответственности в случае ее нарушения.

    Только убедившись в том, что толпа не реагирует на призывы и обстановка обостряется, руководитель оперативного штаба принимает решение на развертывание сил и средств. В этой ситуации внимание руководителя должно быть сосредоточено на сборе оперативного штаба и личного состава, его оснащении, инструктаже и выдвижении на исходные рубежи.

    Важное значение имеет фиксирование противоправных действий участников массовых беспорядков, что в дальнейшем позволит установить их организаторов и активных участников.

    Массовые беспорядки считаются предотвращенными и пресеченными, если в результате проведенных мероприятий толпа не приступила к погромам, поджогам и иным насильственным действиям. В случае невозможности пресечения массовых беспорядков на ранней стадии их возникновения проводится специальная операция.

    Руководитель операции обязан уяснить причины, поводы, направленность выступлений негативно настроенных граждан, намерения организаторов и, в пределах своей компетенции, организовать проведение данной операции и активно участвовать в предотвращении противоправных действий.

    В случае, если переговоры и другие предупредительные меры не дали положительных результатов, и организаторам удалось спровоцировать толпу на массовые беспорядки, руководитель операции принимает решение на проведение адекватных обстановке действий.

    Необходимо подчеркнуть, что специальная операция проводится лишь в критический момент, когда все меры предупредительного характера исчерпаны, при ее хорошей подготовке и наличии необходимого количества сил и средств, достаточного материально-технического обеспечения.

    Проведением специальной операции не заканчивается работа оперативного штаба. Важное значение имеет выявление и устранение причин, массовых беспорядков. В этих целях осуществляются оперативно-следственные мероприятия для изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности.

    Таким образом, при наступлении чрезвычайных обстоятельств организация управления органами внутренних дел в районе их развития включает следующие функции: организацию деятельности различных подразделений и служб, руководство ими, координацию их работы, контроль за ее результатами. Это означает, что организация управления деятельностью органов внутренних дел в данных условиях представляет собой процесс, в рамках которого принимаются различные управленческие решения, осуществляются работа по их исполнению и контроль за своевременностью и полнотой реализацией запланированных мер.

    Значительную опасность представляют внутренние вооруженные конфликты, которые угрожают жизненно важным интересам Российской Федерации и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Для предупреждения и пресечения данных конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан, на органы внутренних дел и внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи: обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта, локализация и блокирование района конфликта; пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон; проведение мероприятий по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта; усиление охраны общественного порядка и безопасности в местностях, прилегающих к району конфликта; проведение оперативно-розыскных мероприятий в интересах устранения угрозы внутренней безопасности, а также другие задачи, предусмотренные законодательством России.

    В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[5][5], на основе Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, определяющими порядок функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), силы и средства органов внутренних дел входят в состав сил и средств РСЧС на всех уровнях управления и применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными актами России и субъектов Российской Федерации.

    Независимо от типа или класса чрезвычайной ситуации органы внутренних дел выполняют следующие основные задачи: обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных местностях; принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию необходимой помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; охрана имущества, оставшегося без присмотра; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий; тушение пожаров; участие в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Как уже отмечалось при определении понятия чрезвычайной ситуации, для нее характерны: внезапность и стремительность развития событий и явлений, вызывающих резкое осложнение оперативной обстановки; возрастание реальной угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу, уничтожения значительных материальных ценностей; выход из строя либо разрушение объектов; возможность возникновения стрессовых состояний и паники среди населения.

    В этих обстоятельствах на принятие решений и действия сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние такие факторы, как неопределенность обстановки, большой объем поступающей информации, физическое напряжение и эмоциональные нагрузки, наличие риска для жизни и здоровья, и т.д. Они отражаются на качестве организации и непосредственного осуществления охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    Чтобы выполнить в этих условиях задачи, возложенные на органы внутренних дел, они должны использовать иные, не свойственные для повседневной деятельности меры организационного и тактического характера. Перечень и содержание таких мероприятий раскрывается в нормативных и инструктивных документах, в первую очередь приказах МВД России. Прежде всего возникает необходимость создания оперативных штабов, через которые руководители органов внутренних дел непосредственно управляют силами и средствами подчиненных и приданных сил в период начавшейся чрезвычайной ситуации.

    Отметим, что управление процессом ликвидации чрезвычайной ситуации лицом, принимающим решения, включает ряд фаз, содержание которых в существенной мере определяется спецификой обстановки, а также конкретным этапом развития чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, количество фаз и общая направленность деятельности лица, принимающего решения, неизменны по отношению к типу и классу чрезвычайной ситуации.

    Фазы управления процессом ликвидации чрезвычайной ситуацией со стороны лица, принимающего управленческие решения включают: анализ основных элементов оперативной обстановки, необходимый для расчета сил и средств; анализ состояния сил и средств на момент чрезвычайной ситуации; оценку наличия и полноты необходимой информации об оперативной обстановке и ее изменениях для принятия согласованных управленческих решений; получение соответствующих указаний вышестоящих органов управления и постановку задач личному составу; постоянный контроль исполнения принятых решений, обмен информацией с взаимодействующими службами; корректировку расстановки сил и средств в зависимости от складывающейся обстановки.

    Для реализации перечисленных мероприятий и принятых решений создаются не только специальные органы управления, но и силы быстрого реагирования, резервы.

    Как уже отмечалось, этапы ликвидации чрезвычайной ситуации оказывают заметное влияние на содержание конкретных фаз управления процессом её ликвидации. Рассмотрим содержание управленческой деятельности через специфику целей и задач, решаемых органами внутренних дел на различных этапах, применительно к чрезвычайным ситуациям, возникающим вследствие явлений природного и техногенного характера.

    Этап реагирования на сообщение о чрезвычайной ситуации начинается с момента поступления первичной информации в дежурную часть органа внутренних дел. Она уточняется с учетом получения сведений о месте, времени и виде чрезвычайной ситуации, наличии человеческих жертв и количестве пострадавших, разрушениях и пожарной обстановке, направлении и площади распространения поражающих факторов, степени угрозы населению прилегающих районов. Уточненная и проверенная информация немедленно докладывается руководителю органа внутренних дел, а по его указанию - в органы государственной власти и специально уполномоченные органы управления при чрезвычайных ситуациях.

    После получения данной информации руководитель органа внутренних дел отдает распоряжение оперативному дежурному: провести оповещение членов оперативного штаба и других сотрудников по схемам оповещения и спискам; установить и поддерживать устойчивую связь с подразделениями, расположенными в районе чрезвычайной ситуации; получить необходимую информацию от подчиненных подразделений, расположенных в районе чрезвычайной ситуации; поддерживать постоянную связь с заинтересованными органами, учреждениями и организациями.

    На этапе оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия руководитель органа внутренних дел: уточняет у руководителей подчиненных подразделений информацию о чрезвычайной ситуации и ставит им соответствующие задачи; докладывает устно в органы государственной власти и вышестоящий орган внутренних дел о состоянии оперативной обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, принятых и предлагаемых мерах по стабилизации обстановки, обменивается необходимой информацией и координирует свои действия с командованием Вооруженных Сил и внутренних войск, руководством местных органов власти, непосредственно участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; вносит предложения главам администраций о закреплении транспорта предприятий и организаций для передислокации личного состава сводных отрядов к местам сбора и выполнения служебных задач; инструктирует и направляет группу управления органа внутренних дел в район чрезвычайной ситуации. Кроме того, руководитель органа внутренних дел дает поручение оперативному штабу уточнить в зоне чрезвычайной ситуации информацию об общих характеристиках имеющихся и возможных последствий чрезвычайной ситуации, а также криминогенные характеристики, состояние подчиненных сил и средств, работающих и расположенных в указанной зоне, данные о географических условиях, включая сведения по гидрометеорологической обстановке, инфраструктурные характеристики.

    На этапе принятия решения руководитель органа внутренних дел на основе оценки обстановки принимает следующие решения: о направлении конкретных сил и средств органа внутренних дел в зону чрезвычайной ситуации; об оказании пострадавшим необходимой неотложной медицинской помощи; о проведении дополнительных мероприятий для полного обеспечения местных и привлекаемых сил органов внутренних дел всеми видами необходимого материального и продуктового довольствования, коммунально-бытового и медицинского обслуживания; о поддержании готовности к применению в зоне чрезвычайной ситуации сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых сил и сил резерва.

    На данном этапе руководитель органа внутренних дел решает также вопросы о направлении предложений: в органы государственной власти - о введении в данном регионе чрезвычайного положения; в соответствующие инстанции - для привлечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации; в МВД России - о частичном использовании материально-технических средств, неприкосновенного запаса в интересах выполнения поставленных задач; в органы государственной власти и управления - о дополнительном финансировании проводимых мероприятий и выделении для этих цепей соответствующих материально-технических средств.

    Руководитель органа внутренних дел принимает также решения: о введении в действие (с уточнением) специального плана; об обеспечении или повышении должной психологической готовности личного состава для работы в особых условиях; об определении методов поисковой работы в целях обнаружения погибших, пострадавших, подлежащих спасению и эвакуации людей, ценностей, документов, разбора завалов, подворного (пообъектового) обхода жилищных массивов (территорий, объектов); о развертывании средств обеспечения.

    На этапе реализации принятого решения руководитель органа внутренних дел организует выполнение перечисленных мероприятий, обеспечивает координацию своих действий с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, осуществляет контроль за состоянием и развитием обстановки, проводимыми действиями и оперативным влиянием на стабилизацию и восстановление нормальной обстановки. Он дает следующие поручения оперативному штабу и подразделениям аппарата органа внутренних дел: обмениваться оперативной информацией; обобщать и анализировать сообщения; контролировать состояние и развитие оперативной обстановки и своевременно реагировать на ее изменения; систематически докладывать о ходе выполнения проводимых мероприятий и принятых решений (поручений); прогнозировать развитие чрезвычайной ситуации и ее последствия.

    На этом этапе в порядке выполнения принятого решения осуществляются меры по спасению людей и материальных ценностей, недопущению посторонних лиц в опасную зону, организуется охрана общественного порядка в зоне оцепления и на подступах к ней, устанавливается и поддерживается диктуемый обстановкой режим движения автомобильного и другого транспорта, определяются и берутся под охрану все места сбора ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев. Ведется оперативная и следственно-оперативная работа, устанавливаются личности погибших и пострадавших, задействуется схема оказания помощи их родным и близким.

    Главной задачей руководителя органа внутренних дел (он же, как правило, руководитель оперативного штаба) в этот период является обеспечение четкости действий служб и подразделений, оперативных групп по выполнению принятого решения, поддержание взаимодействия между ними и своевременное получение от них информации об обстановке и принимаемых мерах.

    Важное значение на этом этапе имеет взаимодействие между различными службами органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами, а также органами местного самоуправления. Это взаимодействие включает в себя: согласование планов общих мероприятий по охране общественного порядка и безопасности населения; участие в спасательных и аварийно-восстановительных работах; организация доставки пострадавших из района бедствия в лечебные учреждения; совместное инструктирование нарядов; выставление смешанных постов и патрулей; взаимное информирование об оперативной обстановке.

    На эвакуационном этапе решение о выводе населения за пределы зоны чрезвычайной ситуации принимается уполномоченным органом управления, функционирующим на данной территории. Оно доводится руководителем органа внутренних дел до членов оперативного штаба с одновременной постановкой задач на подготовку сил и средств к эвакуации. В соответствии с указанием руководителя органа внутренних дел оперативный штаб готовит расчеты сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на эвакопунктах, маршрутах следования эвакуируемых, а также в местах их размещения.

    Эвакуация населения проводится, как правило, в соответствии с ранее разработанными планами, с некоторыми уточнениями, связанными с особенностями чрезвычайной ситуации. Основными задачами эвакуации являются, прежде всего, обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности в населенных пунктах, подлежащих отселению и заселяемых эвакуируемым населением, а также в местах посадки населения на автомобильный и железнодорожный транспорт, сопровождение автоколонн и железнодорожных поездов с эвакуируемыми, предупреждение паники и дезинформационных слухов среди населения.

    При подготовке и проведении эвакуации совместно с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления детально изучаются вопросы о предполагаемых местах расселения эвакуируемого населения, анализируется пропускная способность транспортных магистралей и т.п.

    На этапе эвакуации обеспечиваются охрана общественного порядка, противопожарный режим, личная имущественная безопасность граждан, сохранность вывозимого и оставленного в эвакуируемой зоне имущества и техники. По мере эвакуации людей вводятся контрольно-пропускной и охранный режимы по периметру отселяемой зоны, проверяется техническая укрепленность объектов хранения материальных ценностей.

    Заключительный этап - организация охраны общественного порядка и безопасности в посткризисный период, в том числе во время похорон жертв чрезвычайной ситуации. Решение этой задачи требует проведения специального комплекса мероприятий, включающих в себя: изучение общественного мнения о последствиях и причинах чрезвычайной ситуации; проведение разъяснительной работы среди родственников и знакомых погибших, населения, а также на предприятиях, в учреждениях, где произошла чрезвычайная ситуация или работали пострадавшие; пресечение ложных слухов; выявление готовящихся акций, которые могут привести к возникновению массовых беспорядков; усиление контроля за лицами с антиобщественной направленностью; сбор сведений о времени и месте проведения траурных мероприятий, похорон, поминовении погибших, количестве людей, которые будут принимать в них участие; проведение рекогносцировки объектов, местности, где будут проходить траурные мероприятия; принятие решения на расстановку сил и средств; доведение задачи до исполнителей при проведении указанных мероприятий.

    На данном этапе с личным составом проводится разбор его действий, обеспечивается корректировка специальных планов, готовится и направляется руководству итоговая информация об обстановке, о последствиях происшедшего, принятых мерах и результатах деятельности.

    Таким образом, чрезвычайный характер ситуаций, возникающих вследствие явлений природного и техногенного характера, объективно изменяет обычный режим функционирования органов внутренних дел и вызывает появление новых и увеличение объема повседневно выполняемых функций обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с правонарушениями.

    Так, анализ ликвидации последствий крупных аварий, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, позволил выделить специфические функции, предопределяющие особенности деятельности органов внутренних дел в указанных ситуациях. Основными из них являются: определение сил, средств и тактики участия в ликвидации последствий аварии; установление и охрана границ зоны аварии, определение направления распространения облака опасного вещества и принятие мер к его рассеиванию, а также охрана новых очагов заражения; участие в информировании населения об опасностях, вызванных аварией и обеспечение в короткое время его эвакуации из опасных зон.

    Кроме того, органы внутренних дел должны оказывать помощь по предотвращению утечки опасных веществ, содействовать их удалению и установлению знаков опасности, а также организовывать защиту личного состава от воздействия вредных веществ.

    Большую опасность представляют авиационные катастрофы. Место их происшествия, как правило, имеет большую протяженность и сложный рельеф местности, что затрудняет функционирование органов внутренних дел и требует от них учитывать некоторые особенности своей деятельности на месте катастрофы. При авиационных катастрофах район и периметр оцепления определяются оперативным штабом и согласовываются с председателем комиссии по расследованию авиационного происшествия. Для обеспечения этой задачи выставляется круговое оцепление. Оно осуществляется, как правило, силами воинских подразделений, а также сотрудниками органов внутренних дел.

    Наряду с оцеплением места происшествия, силами органов внутренних дел организуется охрана поврежденного (разрушенного) воздушного судна в том положении, в каком оно оказалось в результате летного происшествия. Одновременно принимаются меры к спасению людей, их имущества, осуществлению охраны материальных ценностей. В первую очередь организуются работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим. Одно из самых важных и трудоемких следственных действий при расследовании авиационных катастроф - осмотр места происшествия. К данному следственному действию привлекаются личный состав органов внутренних дел, воинских подразделений и работники авиационных предприятий.

    Количество поисковых групп, их оснащение, состав и границы осмотра определяются оперативным штабом совместно со следователем и комиссией, производящей служебное расследование авиационного происшествия. Поисковые работы проводятся непрерывно до тех пор, пока не будут найдены все важные узлы и детали воздушного судна. При необходимости организуются смена и отдых участников поисковых групп их питание на месте работ или в установленных районах.

    Особенность организации управления органами внутренних дел при крупных пожарах заключается в том, что при оценке обстановки для принятия решения на использование сил и средств, учитывают специфику технологического процесса объекта, наличие на нем сильнодействующих ядовитых веществ и другие факторы. Кроме того, принимаются меры к усилению охраны общественного порядка, организации работы по розыску и задержанию лиц, причастных к возникновению пожара, а также эвакуации жителей из опасной зоны.

    Специфика работы органов внутренних дел при эпидемиях и эпизоотиях состоит, в частности, в усилении надзора за соблюдением должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических правил, прежде всего в местах скопления людей, а также охраны государственного и личного имущества граждан в местах проведения карантинных мероприятий. К специальным задачам органов внутренних дел в этих условиях относят изоляцию очага инфекционных заболеваний и усиление охраны специальных лечебных учреждений, досмотр транспортных средств, грузов, багажа, а также участие в организации эвакуации иногородних граждан, прошедших обсервацию, и ряд других задач.

    Следует подчеркнуть, что важным элементом деятельности органов внутренних дел в особых условиях является их взаимодействие с другими органами исполнительной власти. К основным формам данного взаимодействия относятся: постоянная взаимная информация; совместное рассмотрение и обсуждение актуальных вопросов деятельности, планирование мероприятий; исполнение принятых решений и запланированных мероприятий; согласованная расстановка сил и средств при проведении специальных мероприятий, а также совместный контроль за ходом осуществления принятых решений и подведение итогов совместной работы.

    Таким образом, как показывает практика, возрастающий размах и опасность чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств требуют привлечения значительно больших по количеству сил и средств, дальнейшего совершенствования управления органами внутренних дел в этих условиях. В связи с этим возможно увеличение объема задач и функций, выполняемых органами внутренних дел как при подготовке к действиям в особых условиях, так и в ходе ликвидации наступивших последствий. Поэтому постоянная специальная подготовка руководящего состава, сотрудников органов внутренних дел, а также решение других организационных вопросов, несомненно способствуют скорейшей локализации опасных событий и явлений а также ликвидации их негативных последствий.

     


    написать администратору сайта