Главная страница

Опера Снегурочка. Без имени 1-1. ОпераСнегурочка


Скачать 35 Kb.
НазваниеОпераСнегурочка
АнкорОпера Снегурочка
Дата16.01.2021
Размер35 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБез имени 1-1.doc
ТипСказка
#168552

Подборка по базе: Без имени 3.docx, Без имени 1.odt, Без имени-2.pdf, Курсовая работа Лейкоз крупного рогатого скота хозяйство ООО «Аг, Сведения о доходах работников Университета имени О.Е. Кутафина з, Без имени.docx, Без имени 1.odt, Без имени 1.odt, Ван Цин Особенности имени существительного в грамматике русского

Опера«Снегурочка» — Николая Андреевича Римского-Корсакова написана на либретто композитора по одноимённой пьесе Александра Островского. Премьера оперы состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре.

Пьеса А.Н. Островского "Снегурочка" - это сказка, веселая, яркая, полная песен, написанная изумительным поэтическим стихом. Сказка о неведомом никому царстве берендеев, в котором живут добрые счастливые люди и которыми правит справедливый мудрый царь, сказка, где наряду с настоящими людьми действуют фантастические силы - Мороз, Весна, Леший, Ярило. А в центре пьесы - Снегурочка, девочка с ледяным сердцем, жаждущая счастья и любви, обретшая любовь и погибшая от нее. Из-за новаторского характера пьесы многие посчитали ее неудачей автора, так как не могли принять особого драматизма "Снегурочки". Сюжет пьесы А.Н. Островского "Снегурочка" основан на русско-народной сказке "Девочка-Снегурочка".

Мечту о совершенном государстве, в котором все счастливы, веселы, свободны и равны, где правит мудрый царь, А.Н.Островский создает в "Снегурочке" в форме Берендеева царства, где показал "другую жизнь", другую обстановку, другие формы общежития, в ступающие в противоречие с общепринятой господствующей моралью буржуазного общества, показал ' торжество правды. В ней он выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви, воспроизвел свое представление о красоте.

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» - сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой.

Островский создает новый уникальный жанр - «весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров - фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказке.

В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

композитор не только обильно использовал известные ему народные песни или реконструировал их из элементов, сохранившихся в более поздних образцах, но и ввел в оперу помнившиеся с детства народные речитативы и пастушьи наигрыши, даже церковные песнопения («знаменная» тема Ярилы, «поминание» Масленицы). Шире всего в «Снегурочке» представлена обрядово-календарная сфера, но также и эпические напевы, лирическая песенность, романсовость, связанные с фольклором инструментальные жанры


Римский-Корсаков не случайно привлекали теории о связях обрядовых песен с древними языческими культами, особенно близок был ему культ «поклонения солнцу» - в нем он нашел отзвук своему обожанию природы и общей свое склонности к светлому, оптимистическому восприятию мира. Обрядовые песни – наиболее древние, доставшиеся от языческих времен и поэтому сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности.

Многочисленные игровые и обрядовые сцены в «Снегурочке» выполняют важную роль в драматургии оперы. Они образуют фон, светлую поэтичную атмосферу действия, либо перемежают действие или органически в него входят, в других случаях – обрамляют действие.

Без игровых и обрядовых сцен картина сказочной Руси не получилась бы такой красочной. Они лежат в основе народно-бытовых сцен, выражают связь с природой человеческого мира, берендейского люда; его отношение с природой, показывают, что жизнь берендеев проходит в непрерывном, постоянным общением с природой.

Содержание этих сцен меняется в соответствии с временами года.

В опере Римский-Корсаков в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствовал несколько из своего сборника, другие создавал на основе глубоко впитанных им элементов народной мелодики (попевки пентатонического типа с характерным сочетанием б2 и м3, ч4, ч5; народный характер сцен подчеркнут принципами развития – вариационным) гармонизацией, приемами инструментовки (архаический колорит придает строгая диатоничность, миксолидийский лад, значительная роль побочных ступеней); подражание плясовым наигрышам народных инструментов.
Римский-Корсаков часто использует формы, напоминавшие народные формы повествования с присказкой, или прибегает к частым повторениям небольших частей, что коренится в особенностях строения русской песни. Так в песнях игровых, обрядовых, хороводных часто встречается структура типа аа-бб, так называемая «пара периодичностей» и близкие ей типы.
Прежде всего игровые, обрядовые сцены связаны с показом реального мира, жителей берендеева царства. Одна из наиболее колоритных сцен – сцена проводов масленицы из пролога. Она представляет собой обряд прощания с зимой. Это одна из типичных для Римского-Корсакова народных сцен, эпических по музыкальному стилю, обрядовых по содержанию. Это яркая, сочная картина старинного быта. Она составляет центральный эпизод второй части пролога. Здесь Римский-Корсаков использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил ряд тем в стиле древних календарно-обрядовых песен. Сцена основана на разнохарактерных и различных по темам эпизодах, объединенных многократным проведением напева –величания «Ой, честная масленица, ой». Строение хора соответствует ходу действия в народном обряде.

Первая часть хора – прощание с Масленицей – состоит из двух эпизодов.

Первый – веселый, плясовой характер, изложен в форме темы с вариациями. В основе – песня волочебников «Даланынь, даланынь по яичеку» (из сборника Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»). Второй эпизод содержит печальную мелодию «Веселенько тебя встречать, привечать» (из сборника Римского-Корсакова). И заключительный напев - обращение к Масленице («Воротись к нам на три денечка»).
Решительный характер первой темы усилен темброво-регистровым развитием проведением в разных группах хора и в виде канонических имитаций. В третьей репризной части кратко проходят обе темы прощание с Масленицей – весной, и заунывная – обряд завершается монологом чучела Масленицы.
Таким образом, в музыкальной компози

ции сочетаются черты рондо (повторение темы величания, и трех частей формы). Народность в музыкальном языке сцены «Проводы Масленицы» проявляются в господстве диатоники, в некоторых особенностях хоровой фактуры, богатстве вариаций обработки тем.Вторая часть хора отражает новый момент обряда: Масленица гонит и призывает Весну-Красну. Здесь сопоставлены два музыкальных образа – бойкая и озорная скороговорка (Масленница – мокрохвостка, поезжай долой со двора) и радостная, звонкая веснянка «У нас с гор потоки» представляет собой тему песни «Коляда – маляда».Музыка фантастического мира отличается от музыки быта, но между ними нет непроходимой грани, иногда композитор их намеренно сближает или резко противопоставляет. Так, в области выразительных средств для фантастического или «мифилогического» по выражению Римского-Корсакова мира использовал новые лады, мелодика (инструментальная или песенная), гармония, оркестровые краски, фантастическим персонажам свойственны статичность.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизоды, передающие особенности народного пения. Часто композитор использует и подлинные народные мелодии.
Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.

Островский написал свою пьесу по сюжетным мотивам русских народных сказок. И, обратившись к пьесе Островского, Римский-Корсаков обратился к образам народного искусства
Создавая "Снегурочку", Римский-Корсаков, по его словам, "прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества". "Голоса природы" это прежде всего птичьи напевы, связанные, естественно, с обликом Весны и с ее спутниками- птицами. В начале пролога крик петуха возвещает о прибытии Весны. В "Песне и пляске птиц" (пролог) звучат мотивы кукушки, копчика и других птиц. Напев снегиря, жившего у Римского-Корсакова, стал одним из лейтмотивов Весны.
Говоря о "голосах народного творчества", Римский-Корсаков имеет в виду введенные в оперу народнопесенные мелодии и интонации.
В "Снегурочке" большое место занимают обрядовые и игровые песни. Эти песни в значительной своей части выражают отношение берендейского народа к природе, показывают, что жизнь берендеев протекает в постоянном и тесном общении с природой.
Содержание этих песен-сцен меняется в соответствии с временем года. "Проводы масленицы" в прологе - прощание берендеев с зимой.
Голоса народного творчества" в изобилии проникли в народные песенно-хоровые сцены. Римский-Корсаков вводит в "Снегурочку" подлинные народные песни, сохраняя и народный текст. Это песня "Веселенько тебя встречать, привечать" (в "Проводах масленицы"). Народные мотивы и фрагменты народных мелодий звучат и в других сценах.

Римский-Корсаков в опере "Снегурочка" в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.
Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем… "; "Коледа-маледа"; "Ой, честная масленица".


написать администратору сайта