Главная страница

Охота в индоевропейской традиции. Охота в индоевропейской традиции


Скачать 22.64 Kb.
НазваниеОхота в индоевропейской традиции
Дата17.10.2020
Размер22.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОхота в индоевропейской традиции.docx
ТипДокументы
#143530

Подборка по базе: Вопросы по традиции и иновации.docx, Самостоятельная работа по теме 4.3 Боевые традиции и ритуалы Воо, «Культура и традиции народов России».doc, Реферат на тему «Искусство театра_ традиции, новации и роль в во, слухи и традиции.docx, Статья Традиции и инновации в воспитании подрастающего поколения, Боевые традиции и ритуалы.pptx, 14. тема 7. занятие 1.Боевые традиции ВСРФ.docx, Русские традиции.pptx, Статья Традиции и инновации в воспитании подрастающего поколения

Охота в индоевропейской традиции 

Охота занимает важное место в традициях индоевропейских народов. Данная работа доказывает, что охота является демонстрацией силы и имитацией войны.

Одной из наиболее распространённых древних мифологических традиций индоевропейской этнической общности был культ зверя-хищника: волка, медведя, боевого пса. Одним из наиболее значимых аспектов таких тотемных представлений было сопоставление зверей-хищников с воинами.1

В архаичных сакральных представлениях индоевропейцев зверь-хищник олицетворял воина, выступал покровителем военного дела. Как отмечает М. Спейдель, индоевропейская традиция «звероподобных воинов» интенсивно расширилась в последней четверти II тыс. до н. э., во времена военной экспансии «белых народов» и участия праевропейских племён в масштабных войнах цивилизаций Ближнего Востока.2 

Военные традиции киммерийцев, скифов, сарматов имели выраженные черты тотемной символики. Традиции этих древних этнических групп, равно как и обряды других индоевропейских народов, происходили из сакрального мировоззрения давней индоевропейской общности - почитания волка, медведя, и, в меньшей мере, других крупных хищников.3 Так как хищники являются охотниками, то можно связать ведение войны и охоты.

Собственно символика охоты в архаической культуре тесно переплеталась с образом войны. Можно предположить, что охота на волков выступала одним из возрастных посвящений в военную общину. Только после охоты на волков юноша совершал символическое преобразование в «воина-волка». Зверь представлял собой олицетворение воина, являлся покровителем военного дела. Существует осетинский миф о богатыре Сослане, который искупался в волчьем молоке.4 

Геродот в своём основном труде «История» даёт описание войны персов под руководством Дария I Гистаспа с народами Скифии в 514 г. до н. э. Согласно Геродоту, когда войску Дария удалось приблизиться к главным силам скифов, противоположные стороны начали готовиться к решающей битве, однако она так и не состоялась. Скифские всадники увидели зайца и начали его преследование, таким образом, избежав генерального сражения. Персидский царь настолько был поражен дерзостью скифов, что начал отступление.5 Данный эпизод подвергается критике со стороны исследователей: трудно себе представить, чтобы описанный случай охоты стал решающим для хода скифо-персидской войны. Однако, этот отрывок ярко иллюстрирует военную культуру скифов: свою победу над огромным войском Персидской империи скифы объясняли охотой за зайцем. По мнению А.А.Бондаренко, эта охота выглядит именно как ритуальная, сакральная охота. Скифские всадники, воины-волки, бросаются в погоню за зайцем, что оборачивается полным поражением их противников.6 

Рыбаков отмечает, что ещё на рубеже XIX-XX вв. сельские жители перед охотой читали заговоры с обращением к злым силам не для ограждения себя от возможной напасти, а, наоборот, чтобы нанести кому-либо вред.7

На протяжении нескольких тысячелетий институт придворной охоты являлся важным элементом политической и придворной культуры как на Востоке, так и на Западе. Придворная охота несла в себе сложный культурный код, раскрывающийся в том числе и в тех разнообразных функциях, которые она выполняла.  Так, выезд индийских правителей на охоту в окружении двора был не просто демонстрацией высокого статуса и возможностью проявить личную доблесть, но и сложным политическим инструментом укрепления своей власти. Гуру сикхов Хар Гобинд использовал в охоте гепардов, гончих и охотничьих птиц. Так он стремился подчеркнуть свою политическую независимость от правителей Дели и подтвердить статус лидера сикхской общины. В связи с этим весьма показательным является и тот факт, что поводом к первому военному конфликту между Хар Гобиндом и могольским падишахом Шах Джаханом стала именно охота.8 

Литература


  1. А.А.Бондаренко “Культ воина-зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов”// “Colloquium heptaplomeres”. 2014. с.153-160// УДК 94:477

  2. SpeidelM. P. Berserks: A History of Indo-European «Mad Warriors» // Journal of World History. Fall 2002. Vol. 13. Issue 2. P. 253-290

  3. М.Элиаде «Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения». М.: Ладомир, 1999

  4. «Сказания о нартах». Перевод с осетинского Ю. Либединского. М.: Советская наука. 1978.

  5. Геродот «История». кн.6: 134 - 136

  6. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян». М.: Наука. 1981



1 А.А.Бондаренко “Культ воина-зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов”// “Colloquium heptaplomeres”. 2014. с.153-160// УДК 94:477

2 SpeidelM. P. Berserks: A History of Indo-European «Mad Warriors» // Journal of World History. Fall 2002. Vol. 13. Issue 2. P. 253-290

3 М.Элиаде «Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения». М.: Ладомир, 1999

4 «Сказания о нартах». Перевод с осетинского Ю. Либединского. М.: Советская наука. 1978. с 117-143

5 Геродот кн.6: 134 - 136

6 А.А.Бондаренко “Культ воина-зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов”

7 Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян». М.: Наука. 1981. С.29

8 К.А.Демичев “Институт придворной охоты и её функции в Сикхском государстве Ранджита Сингха”// «Проблемы истории, филологии, культуры». 2013. №1. С 85-97


написать администратору сайта