Главная страница
Навигация по странице:

  • Представление об обществе как сложной динамичной системе. В

  • Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

  • Учёные делят общество на четыре подсистемы

  • Основные институты общества, их функции. Социальный институт

  • Цели и функции социальных институтов.

  • Ответьте письменно на вопросы.

  • Общество как сложная, динамическая система


    Скачать 28.23 Kb.
    НазваниеОбщество как сложная, динамическая система
    Дата18.03.2021
    Размер28.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаK3_5_Obschestvoznanie.docx
    ТипДокументы
    #185968

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Объявление о заезде на рабочую вахту 10,12 января 2021 года.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: анализ огэ общество.docx, Итоговый тест «Внутренняя система оценки качества образования_ р, практ №3 обществознание.docx, Улога Н.С._Финансы и финансовая система государства_ИПЗ.docx, Улога Н.С._Финансы и финансовая система государства_РК4.docx, Улога Н. С._Финансы и финансовая система государства_РК3.pptx, Улога Н. С._Финансы и финансовая система государства_РК2.pptx, Улога Н. С._Финансы и финансовая система государства_РК1.pptx, 3 Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации.docx, Мастер-класс. Система ключевых навыков 21 века 4 К через проектн

    Тема: Общество как сложная, динамическая система

    План:

    1. Представление об обществе как сложной динамичной системе.

    2. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

    3. Основные институты общества, их функции.


    1. Представление об обществе как сложной динамичной системе.

    В узком смысле под обществом может пониматься: 

    1. определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);

    2. конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);

    3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).

    В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

    Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

    Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

    1. наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

    2. постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

    3. наличие своих законов исторического развития;

    4. непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

    5. способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;

    6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над- индивидуальные формы, связи и отношения;

    7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.

    В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.

    Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).


    1. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

    Общество тоже не просто система, а система систем. Рассмотрим из каких элементов состоит система общества. Учёные делят общество на четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов. Поэтому и говорят, что общество - это система систем (суперсистема). Мы подробно разберём каждую из этих сфер на следующих уроках. А на этом уроке кратко охарактеризуем каждую из них. И так:


    • Экономическая сфера– это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    • Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

    • Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).

    • Духовная сфера– это сфера нематериального пространства – система,включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.


    Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

    1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

    2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

    3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).



    1. Основные институты общества, их функции.

     Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

    Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

    К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

    • Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

    • Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).



    • Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.



    • Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.



    • Наука— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).



    • Право  социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

    Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
    Ответьте письменно на вопросы.


    1. Что такое общество и почему оно является динамической системой?

    2. Какие существуют общественные подсистемы?

    3. Какие социальные институты вы знаете? Ответ оформите в виде таблицы:




    Социальный институт

    Определение

    Функции











    написать администратору сайта