Главная страница
Навигация по странице:

  • «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им Д. Ф. Устинова Естественнонаучный факультетКафедра О4 «Физика»РЕФЕРАТ

  • По дисциплине «История» На тему: «Образование СССР»Выполнил

  • Проверил

  • 2. Основная часть

  • 3.Заключение

  • 4.Список используемой литературы

  • Экология. Фролова реферат. Образование ссср


    Скачать 32.42 Kb.
    НазваниеОбразование ссср
    АнкорЭкология
    Дата06.05.2021
    Размер32.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФролова реферат.docx
    ТипРеферат
    #202334

    Подборка по базе: Экономика. Реферат. Оборотные средства на предприятих.rtf, физра реферат.docx, 2 Реферат.docx, Реферат по истории Проблема распада СССР.doc, Тищенко 1ПО Реферат2.docx, техн комму РЕФЕРАТ.docx, Нормоконтроль. Реферат.pptx, физ-ра Галимова реферат.docx, ЛЕКЦИЯ 9. Ист. и обществ. образование в Советск. России.docx, Темы рефератов.docx

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им Д. Ф. Устинова

    Естественнонаучный факультет

    Кафедра О4 «Физика»

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине «История»

    На тему: «Образование СССР»

    Выполнил: студент 1-го курса

    Группы О401Б, формы обучения очной

    Фролова Наталья Александровна

    Проверил: преподаватель

    Барсукова Ирина Александровна


    Санкт-Петербург, 2021

    Содержание


    1. Введение………………………………………………………………………3

    2. Основная часть……………………………………………………………......5

    2.1 Образование СССР…………………………………………...………..5

    2.2 Поиск путей объядинения……….…………………………………....6

    2.3 Разработка и принятие конституции СССР...………………………..7

    3.Заключение……………………………………………………………………12

    4.Список используемой литературы…………………………………………...13


    1. Введение

    После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.

    Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

    Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.

    Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.

    В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

    Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три основные формы социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР.

    2. Основная часть

    2.1 Образование СССР

    28 декабря 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советом и в феврале 1921 г. V съездом Советов УССР утвержден "Союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и УССР". В этом договоре подтверждалось право наций на самоопределение, "независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон" и намечались конкретные шаги по сближению между ними. Прежде всего, говорилось о вступлении республик в военный и хозяйственный союз. Объединенными объявлялись комиссариаты: 1) военный и морских дел, 2)Высший совет народного хозяйства, 3) внешней торговли, 4) финансов, 5) труда, 6) путей сообщения 7) почт и телеграфа и предусматривалось их вхождение в состав СНК РСФСР, а в СНК УССР должны были иметь своих уполномоченных утверждаемых и контролируемых Украинским ЦИК и съездом Советов.[8; с. 166-168] Следовательно, при формальном признании независимости и суверенитета каждой из республик, РСФСР все-таки играла более важную роль, и эта роль была зафиксирована законодательно.

    В 1920 г., после восстановления Советской власти на Украине усиливается сотрудничество между РСФСР и УССР в деле просвещения, как на уровне наркомов просвещения, так и на низовом уровне.

    Между РСФСР и БССР 16 января 1921 г. заключается абсолютно такой же договор, как и между РСФСР и УССР, в котором признавалась независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон.

    Восстановление Советской власти в Азербайджане в апреле 1920 г. Привело к формированию 28 апреля СНК АзССР во главе с Н. Наримановым. Поскольку в договоре о военном и финансово-экономическом союзе от 30 сентября 1920 г. и Соглашении о проведении единой экономической политики от того же числа между РСФСР и АзССР о независимости этих двух республик не говорится, а в Конституции Азербайджанской Социалистической Советской Республики от 19 мая 1921 г. республика объявляется свободным социалистическим обществом всех трудящихся Азербайджана.

    Армянская Социалистическая Советская Республика была провозглашена Ревкомом Армении 29 ноября 1920 г. В соответствующей декларации Армения провозглашается свободной Советской Республикой, под чем разумелась независимость.

    Что касается Грузии, то там Советская власть провозглашается несколько позднее, 18 февраля 1921 г. Совнарком РСФСР признал независимость советской Грузии в феврале 1921 г. В "Союзном рабоче-крестьянском договоре между РСФСР и Грузинской ССР" от 21 мая 1921 г. формула о признании независимости и суверенности каждой из договаривающихся сторон присутствует.

    Еще до установления Советской власти в Закавказье на основе действовавших коммунистических организаций образовывается в феврале 1920 г. компартия Азербайджана, в мае компартия Грузии, а в июне того же года компартия Армении. После провозглашения Советской власти в республиках Закавказья принимается ряд важных мер по их экономическому сближению. В апреле 1921 г. между тремя закавказскими республиками заключается договор об объединении железных дорог, в мае между ними упраздняются таможни, в июне объединяются внешнеторговые ведомства.

    Важной особенностью Грузии было то, что в ее состав вошли Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Так, 16 декабря 1921 г. на основе "Союзного договора между ССР Грузия и ССР Абхазия" в состав Грузии входит Абхазия. Хотя еще 21 мая Ревком Грузии издал декларацию о признании независимости Абхазской ССР.

    Что касается Азербайджана, то в его составе создается Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорного Карабаха. К 1922 г. существовали независимые суверенные республики РСФСР, УССР, БССР и три независимые закавказские республики. Все они имели договора о сотрудничестве и, таким образом, шло два процесса - создание или воссоздание Советской власти и укрепление сотрудничества между ними, прежде всего между РСФСР и другими советскими республиками.

    2.2 Поиски путей объединения

    Очередным толчком к непосредственной реализации плана создания Советского Союза стал вопрос, поднятый компартиями Украины и Белоруссии весной 1922 г., а затем и июльским пленумом Закавказского краевого комитета, об усовершенствовании взаимоотношений с РСФСР. С этой целью было решено создать специальную партийную комиссию 10 августа 1922 г. Одновременно на Политбюро 10 августа было также обсуждено предложение комиссии М. В. Фрунзе, созданной еще 11 мая. Формулировка этого нового решения Политбюро была следующей: "Из протокола заседания Политбюро ЦК РКП (б) о подготовке к пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". В постановляющей части Оргбюро предлагалось образовать комиссию с поручением к следующему пленуму ЦК "подготовить вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик для оформления его потом в советском порядке".

    Резолюция Комиссии от 24 сентября 1924 г "по вопросу о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками" уже своим первым пунктом провозглашала: «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее».[8; с. 296]

    И далее предусматривалась процедура вхождения этих республик в состав РСФСР. Так, иностранные дела и внешторг, военные дела, пути сообщения, за исключением местного транспорта, почту и телеграф предполагалось слить с соответствующими учреждениями РСФСР, а наркоматы финансов, продовольствия, труда и народного хозяйства республик было решено формально подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР. Что касается таких наркоматов как наркоматы юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения, то их решили оставить самостоятельными. Органы борьбы с контрреволюцией в республиках решено было подчинить директивам ГПУ РСФСР. В заключении этого документа постановлялось, если он будет одобрен ЦК РКП, не публиковать его, а передать национальным ЦК как циркулярную директиву "для его проведения в советском порядке через ЦИКи или съезды Советов, на котором декларируется оно, как пожелания этих республик".

    2.3 Разработка и принятие Конституции СССР

    Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.

    27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

    6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

    Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

    31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

    Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

    1. О предметах ведения верховной власти СССР

    2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

    3. О съезде Советов СССР

    4. О ЦИК СССР

    5. О Президиуме ЦИК СССР

    6. О СНК СССР

    7. О Верховном суде СССР

    8. О народных комиссариатах СССР

    9. Об ОГПУ

    10. О Союзных Республиках

    11. О гербе, флаге и столице СССР.

    По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

    В исключительное ведение Союза входили:

    а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

    б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

    в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

    г) объявление войны и заключение мира;

    д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

    е) ратификация международных договоров;

    ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

    з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

    и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

    к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

    л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик:

    м) установление единой денежной и кредитной системы;

    н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

    о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

    п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

    р) установление основных законов о труде;

    с) установление общих начал в области народного просвещения;

    т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

    у) установление системы мер и весов;

    ф) организация общесоюзной статистики;

    х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

    ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

    ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

    ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

    Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

    Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.

    Устанавливалось единое союзное гражданство.

    Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов.

    В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

    В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

    Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

    В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

    Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.

    Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

    3.Заключение

    Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа. Его складывание стало итогом интенсивного обмена мнениями, порой, жарких дискуссий, в процессе которых выявились различные предложения и подходы, но стояла задача выработки оптимального варианта, способного наилучшим образом совместить интересы центра и окраин страны, прошедшей через серьезнейшие испытания начала XX столетия. Мощнейшие национальные движения той поры потребовали от всех политических партий вплотную заняться национальным вопросом и выработать свою рецептуру для его разрешения. Между этими политическими партиями явно шла борьба и за то, чтобы заручиться поддержкой так называемых националов.

    4.Список используемой литературы

    1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.2 – Москва;1970.

    2. Ленин В. И. Политический сборник сочинений. Т. 45 – Москва; 1941-1967.

    3. Лютов Л. Н. Система управления государственной промышленностью в годы нэпа // Нэп: завершающая стадия. Соотношение экономики и политики. - Москва, 1998.

    4. Мельниченко В. Христиан Раковский. Неизвестные страницы жизни и деятельности. – Москва; 1991.

    5. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.: Юристъ, 2000.

    6. История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001.

    7. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. – М.: Госполитиздат, 1963.

    8. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак. пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983.


    написать администратору сайта