Главная страница

реферат. Педагогика. Образ учителя в истории педагогики


Скачать 43.54 Kb.
НазваниеОбраз учителя в истории педагогики
Анкорреферат
Дата06.04.2021
Размер43.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПедагогика.docx
ТипКонтрольная работа
#191965

С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: F2F+Oral+PT+Question+Bank (1).pdf, Детская литература.docx, Игровые виды спорта.docx, Математика и информатика.rtf, История русского языка.docx, Развитие творческих способностей.docx, Английский язык2.docx, Английский язык1.docx, Безопасность жизнедеятельности.docx, Современная русская литература.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Иванова Дарья эссе по истории.odt, контрольная работа по истории.doc, Внешкольные организации дополнительного образования как ресурсны, Реферат по истории.docx, Объяснение образец.doc, Реферат по истории Проблема распада СССР.doc, практическое задание истории.docx, ЛЕКЦИЯ 9. Ист. и обществ. образование в Советск. России.docx, Интерактивные тренажеры по Истории ВТ.pdf, Технологическая карта урока истории Попова А.В..doc

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Образ учителя в истории педагогики»

по учебной дисциплине: Педагогика

Выполнила: Кенесова Анель Кенесовна

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Профиль подготовки: Филологическое

образование

Форма обучения: Заочная

Оценка: _____ _______________

______________ _____________

Подпись Фамилия И.О.

“____”_______________2021 г.
Омск, 2021

Содержание
Введение…………………………………………………………………..…...……..3

1. Духовные традиции русского учительства………………………………………4

2. Отношение к учителю в прошлом ………………………………………………10

3. Образ учителя в художественной литературе…………………………...……...13

Заключение………………………………………………………...…..……………18

Список использованных источников……………………………...………………19

Введение

Современная Россия начинает новый виток своей истории, направляя развитие общества в сторону демократизации, включения в информационное пространство. Во всех сферах общественной жизни происходят многомерные процессы реформации, отвечая общей задаче модернизации. Однако при всем многообразии и глубине реформационных процессов их успешность всецело зависит от готовности людей понять, поддержать и реализовать необходимые перемены. Для этой готовности необходимы качественные изменения типа сознания, то есть нравственных ориентиров, способности к созиданию и владение научно-техническим знанием. Другими словами, залог успешности общества – в образовании. Вот почему так важно обратиться к центральной фигуре любой реформации – учителю. Этим объясняется актуальность темы работы.

Цель настоящей работы: изучение образа учителя в истории педагогики

Данная цель конкретизируется в задачах:

1. Дать характеристику образу идеального учителя.

2. Раскрыть характерные черты образа учителя на примере великих

педагогов прошлого

Объект исследования – образ учителя.

Предмет исследования – образ учителя в истории педагогики.

В процессе написания реферата применялись общенаучные методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, обобщение и т.д.

Реферат написан на основании изучения основополагающих трудов в области истории педагогики таких авторов, как А.Н. Джуринский, Е.А. Князев, Д.И. Латышева. Кроме того, были использованы публикации С.Н. Захарова, Н.Г. Ларюхиной, Ю.С. Максименко.


1. Духовные традиции русского учительства
Не зная прошлого, невозможно построить будущее. Более того, без опоры на традиции невозможно позитивное развитие нашего отечественного образования.

Сегодня ведущие ученые, деятели образования признают, что «ориентация на западную модель образования в реформировании отечественной высшей и средней школы – тяжкое преступление перед будущим страны, ее национальной историей и культурой». Любая страна мира имеет собственную историю, собственную культуру и собственные достижения, в контексте которых и с учетом мирового опыта она выстраивает путь развития, в том числе и в сфере образования.

Ключевой фигурой белорусской школы, имеющей богатейшие традиции и исторический опыт, является учитель. [2; с.15]

Роль русского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру.

Система ценностей составляет основу личности человека, основу его поведения и способа взаимодействия с окружающим миром. Ученые отмечают, что социокультурная ситуация последних двух десятилетий характеризуется утратой позитивного отношения человека к миру, к жизни, к другим людям. Формирование конструктивного отношения к миру, раскрытие человеческих добродетелей связаны с развитием духовно-нравственной сферы личности. Вектор этого развития определяется выбором идеала и своего рода системы координат. Осуществить такой выбор помогает учитель. Но здесь возникает вопрос: а в какой системе координат живет сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении школьника. Такая работа требует от педагога наличия опыта восприятия и понимания другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно заповеди «любить ближнего как самого себя». Без развития духовно-нравственной сферы личности самого учителя такие качества не формируются.

Следует отметить, что в ныне действующих образовательных документах воспитание является приоритетным направлением в деятельности учителя, от которого ожидают умение воспитывать духовность и нравственность в своих учениках. Сделаем акцент: такие умения должны формироваться не по букве закона, а по духу. Это обусловлено тем, что реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Сегодня для её решения нам необходимо осмыслить отечественные просветительские традиции, поскольку учителя призваны сохранять цели и смыслы нашего образования, которые складывались в течение его исторического развития. В чем же они заключаются?

Этимологический анализ понятия «образование» позволяет говорить о первосмысле «ОБРАЗования» человека. Разбор слова по составу определяет корень «образ». Это понятие относится и к числу религиозных: «образ – облик, лик, подобие»; «икона».

С этих позиций образование понимается как процесс восхождения человека к Образу, уподобление Творцу.

Употребление понятия «образ» в смысле «подобие, икона» обращает нас к тому педагогическому наследию, которое наиболее полно раскрывает и сущность отечественного образования, и «вычерчивает» образ русского учителя.

В ряду важнейших педагогических сочинений, посвященных исследованию образования как процесса восхождения к Образу, особое место занимают труды русских философов и педагогов, духовных наставников, Учителей Церкви. В их трудах содержатся идеи о становлении, формировании и развитии личности как образа Божия.

Первым этапом становления русского учительства является период христианского просвещения Руси после ее крещения. В это время оформились первые представления о педагоге, смыслах его труда и требования к его профессионально-личностным качествам, среди которых определяющее значение имели духовно-нравственные. Смыслом деятельности первых учителей было духовное развитие воспитанников, формирование у них христианских добродетелей.

Такое содержание не только требовало определенного типа учительского труда, но и означало, что сам наставник, призванный решать эту задачу, должен не теоретически, не словами, а своими поступками, своим опытом, чувствами свидетельствовать о добродетельной жизни. Глубоко духовное содержание образовательной практики определяло роль наставника как помощника, со-работника Творца в развитии у воспитанников сострадания, милосердия, любви к ближнему и Творцу, почитания старших, добросердечности и других качеств, приближающих человека к подобию Божиему и содействующих раскрытию в ребенке образа Творца. Для первых учителей педагогика была «детовождением» ко Христу.

Такие качества как любовь, душевная теплота, мягкость, радость, долготерпение, кротость во взаимоотношениях характеризовали духовное состояние учителя. Оно выражалось во «внутренней устроенности», целостности, ясности христианских идеалов и следовании им. Доброта, любовь к ближнему, смирение, защита законной власти органично вошли в число важнейших качеств учителя. Развитие этих качеств у педагога помогало ему вести воспитанников по пути добродетельной жизни. В то же время педагогу следовало неустанно заботиться об искоренении своих недостатков, среди которых, по словам Владимира Мономаха, леность, грубость, лживость считались самыми недостойными.

На первом этапе становления русского учительства и отечественного образования личностные качества педагога, которые характеризовали его духовное состояние, рассматривались как необходимое условие успеха и эффективности педагогического служения.

В оформляющемся образе русского учителя признавалась особая роль таких качеств, как любовь, милосердие, терпение, ответственность и др., которые, являясь духовными, приобретали значение профессиональных качеств учителя. [2; с.25]

Следует отметить, что глубина и устойчивость представлений об учителе и содержании его труда в историческом времени определяется прежде всего преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к личности педагога. Утверждение православия стержнем русской культуры обусловило и формирование русского типа образованности. Он определялся государственными и общественными интересами, сфокусировавшими свое внимание на «духовное, мирское и семейное устроение», которое было невозможно без воспитания в духовной общности.

В XIII–XV вв. в содержании деятельности учителя центральное место занимало решение задачи укрепления у воспитанников добродетелей, что означало «соединение знания того, что есть добро, и силы претворения его в жизнь». В этот период важнейшим условием для профессиональной деятельности учителя было «мирное устроение души».

В XVI веке представления об учителе, о его внутреннем, духовном состоянии конкретизируются. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так, в «Уставе Луцкой школы» зафиксированы такие требования к учителю: он должен «быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворен, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец благих дел». Данный перечень характеризует не сферу предметной подготовки учителя, а духовно-нравственные качества личности педагога.

На дальнейшее развитие отечественного образования оказало свое влияние развитие научного знания в XVII веке. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем, особому состоянию его внутреннего мира, основанному на христианских добродетелях, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.

Начало XVIII века стало временем переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Парадигма научного знания, интеллекта «потеснила» воспитательную составляющую образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволили в тот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей».

Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.

Таким образом, следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда.

Деятели просвещения XIX века выступали за неукоснительное сохранение основных целей воспитания, состоящих в духовном возвышении, возрастании «внутреннего человека». Классик русской литературы А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение … от влияния чужеземного».

В то же время продолжающееся усиление влияния западного образования, науки привело к появлению «многих печальных фактов». Проявившиеся в то время ошибки в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, чуждых национальным традициям, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.

Их сохранению, развитию и распространению способствовала деятельность русского педагога К.Д. Ушинского. В своих педагогических трудах он обосновывал необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась забота о духовном развитии воспитанника. Это было возможно при особом состояния учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения и мирным устроением души. Поэтому «неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей, поскольку внушало детям не страх Божий, а страх учительский, из которого рождались ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость». Настоящего учителя и учеников роднила «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой становились духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский. [2; с.31]

Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции. Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.

«Великой национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке.

Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.
2. Отношение к учителю в прошлом
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.

Вопросам динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом в контексте исторической действительности посвятил свою работу «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.

Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения. [1; с.19]

Должность учителя представляла собой низкий чин. В.И.Лещинский акцентирует внимание на том, что любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каждая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете била все по тому же коллежскому регистратору — загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага».

В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».

Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.

В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.

Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.

В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы. [1; с. 27]

Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.

В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.

Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.

Анализируя положение учителя в «застойный» и постперестроечный периоды, следует отметить наличие других тенденций. В книге «Всегда ли прав учитель?» перестроечная эпоха определяется как «эпоха каких-то странных игр, поддавков, обманов и самообманов». По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.

Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.

Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
3. Образ учителя в художественной литературе

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература.

Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература. С.Т.Аксаков в автобиографической повести "Гимназия" показал казанских учителей начала XIХ в. Образы нижегородских наставников середины XIХ в. запечатлел в романе "В путь- дорогу!" П.Д.Боборыкин. В 60-е гг. в Ровенской гимназии учился В.Г.Короленко, автор "Истории моего современника". В это же время в Одесской гимназии обучался Н.Г.Гарин-Михайловский, автор "Гимназистов". С конца 60-х до конца 70-х гг. в Таганрогской гимназии преподавал А.П.Чехов, нарисовавший сатирический портрет учителя Беликова ("Человек в футляре"). Богатую галерею литературных образов педагогов гимназии конца XIХ в. оставили нам в своем творческом наследии К.И.Чуковский, Ф.К.Сологуб, К.Г.Паустовский, П.П.Блонский. Нюансы гимназического воспитания начала ХХ в. представил М.Агеев ("Роман с кокаином"). Пеструю картину гимназической жизни мастерски запечатлел Л.А.Кассиль ("Кондуит и Швамбрания").

В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ духовного наставника, что свидетельствует о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе. Это неоднократно отмечалось исследователями и по сей день не утратило своей злободневности в связи с неослабевающим интересом современной науки к духовным истокам русского национального характера.

Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах (Л.В. Рябова, И.Л. Сафронов).

В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально-неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников.

Среди образов педагогов, представленных в художественной и мемуарной литературе, с большой долей условности можно выделить три типа: "консерватор", "чиновник", "прогрессист". Между ними имеет место множество как бы переходных типов.

Учитель - "консерватор": существующие нормы для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерное в поведении: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

В творчестве А.П. Чехова представлен широкий спектр разнообразных коммуникативных позиций профессионального учителя, поэтому акцент писателя перенесен на стратегии и тактики педагогического общения.

Рассыпанные во множестве реальных прототипов черты педагога-консерватора А.П.Чехов сконцентрировал в сатирическом образе Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. "Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный". Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. Стремление учителя-"консерватора" к точному исполнению постановлений и распоряжений обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии. На педсоветах он "угнетал? своею мнительностью, давил на всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и, в конце концов, исключали и Петрова, и Егорова" [13; 100-101].

Другой широко распространенный тип - "чиновник". Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Казенно-рутинное отношение к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете. Учащиеся видели противоречие между образом жизни педагога и теми идеалами, которые он провозглашает: "Есть ли возможность делать какое бы то ни было дело, когда вы видите, что это дело никто не любит? На кафедре сидит учитель, мне только и видно, что на нем вицмундир надет, что он чиновник, а больше ничего, да каждый из них чиновник и есть. Час свой отсидит, и довольно. Ведь коль семь лет фигуру-то эдакую перед собой видишь, какая же любовь к науке родится?" [2; 97].

Учитель-"чиновник" с верноподданическим отношением к властям предержащим запечатлен в образах Передонова (Ф.К.Сологуб "Мелкий бес"), Бурмейстера (К.И.Чуковский "Гимназия. Воспоминания детства").

Третий, любимый гимназистами тип учителя - "прогрессист", как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к гимназическим традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Например, если он отрицал религиозное мировоззрение, то старался уходить из класса сразу после занятий или приходить в гимназию непосредственно к уроку, чтобы не контролировать молитву, читаемую в начале и конце учебного дня.

В большинстве художественных произведений и воспоминаний выпускников гимназий любимыми учителями показаны словесники. Для К.Г.Паустовского таким был учитель латинского языка Субоч. Его страстность, энергия, своеобразная манера ведения занятий, заразительная любовь к преподаваемому предмету, сердечное отношение к гимназистам действовали на всех неотразимо.

Своего преподавателя словесности (Науменко) В.Г.Короленко описал так: "Уроков он не задавал, да почти никогда и не спрашивал. Отметки ставил по результатам сочинений и по общему впечатлению... Знания приходили сами, благодаря стремлению к ним - не те знания, которые только на языке и которые можно отбарабанить в пять-десять минут по учебнику, но несравненно более глубокая ориентированность. Авторитет его был огромен, влияние сказывалось долго и после выхода из гимназии" [9; 44].

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов). В годы, описанные В.П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства.

Литература всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно рассмотреть, как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека.


Заключение
Во все времена особое значение в обществе придавали личности учителя, основой профессиональной деятельности которого являются вневременные категории - общечеловеческие ценности и идеалы. Учитель всегда был примером верности своей профессии, нравственной чистоты, благородства, образцом самосозидания и самосовершенствования.

На протяжении истории общество предъявляло особые требования к профессиональному образу учителя. Представления об идеальном учителе формировались и изменялись в течение нескольких тысячелетий. На примере жизни и деятельности великих педагогов были выделены черты хорошего учителя: любовь к детям, любовь к своему предмету, хорошее знание своего предмета и педагогики, педагогический такт и т.д.

Известные педагоги разных времен представляли собой образ идеального учителя. Данное утверждение доказывается примерами из практической деятельности и положениями их педагогических трудов. К личным качествам образа идеального учителя были отнесены: нравственность, любовь к детям, педагогический такт. В качестве обязательных компонентов отмечены: педагогическое мастерство, безупречный внешний вид, владение ораторским искусством и постоянное самосовершенствование. Перечисленными качествами в полной мере владели такие педагоги, как Я. Каменский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, К.Э Циолковский и др. Их жизнь и успешная педагогическая деятельность доказывает значимость личности педагога для процесса обучения подрастающего поколения.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о решении всех поставленных задач и достижении цели исследования.

Список использованных источников
1. Бахвалова Л.В. Педагогическое мастерство [Текст]: учебно-методическое пособие/ Л.В. Бахвалова.- М.: РИПО, 2016.- 183 с

2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст] В 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. — 398 с.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2.XX - XXI века [Текст]: учебник для вузов / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. - 282 с. - (Высшее образование). ).

4. Захарова С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной

компетентности [Текст]/ С.Н. Захарова // Молодой ученый. - 2016. - №5.1. - С. 16

5. Князев, Е. А. История педагогики и образования [Текст]: учебник и

практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е. А. Князев. - М.: Юрайт, 2017. - 505 с.

6. Князев, Е. А. История зарубежного образования и педагогики [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. А. Князев. – М.: Юрайт, 2020. - 302 с. - (Высшее образование)

7. Ларюхина Н.Г. Образ современного педагога и его составляющие [Текст]/ Н.Г. Ларюхина.

8. Латышина, Д. И. История педагогики и образования [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 314 с.

9. Максименко Ю. С. Образ учителя в современном обществе [Электронный ресурс]/ Ю.С. Максименко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3351–3355.

10. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве [Текст]/ Л.М. Митина// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого.- 2015.- № 3.- С. 78

11. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. –М.: Юрайт, 2020. - 258 с. - (Антология мысли)

12. Шевелев В.Ю. Наследие отечественных педагогов конца XIX в. В становлении образа идеального учителя [Текст]/ В.Ю. Шевелев// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2017.- №3.-С. 65


написать администратору сайта