Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ Теоретическая часть…………………………………………………………….3

  • Практическая часть……………………………………………………………24

  • Список использованных источников……………………………………..…28 Теоретическая часть Научные подходы к развитию личности К. Рождерса

  • Теория личности Роджерса. Природа человека

  • Тенденция к актуализации

  • Феноменологическая позиция Роджерса. Субъективное восприятие мира человеком и его личность

  • Конгруэнтности и неконгруэнтность

  • Формирование я-концепции

  • Потребность в позитивном внимании

  • Условия ценности

  • Безусловное позитивное внимание

  • Переживание угрозы и процесс защиты

  • Механизмы защиты

  • Полноценно функционирующий человек

  • Психологическая характеристика обыска

  • Практическая часть Тест-опросник Айзенка по исследованию типа темперамента (57 вопросов)

  • Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)

  • Список использованной литературы

  • Основы психологии в правоохранительной деятельности. Научные подходы к развитию личности К. Рождерса. Психологическая характеристика обыска.


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеНаучные подходы к развитию личности К. Рождерса. Психологическая характеристика обыска.
    Дата19.05.2022
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы психологии в правоохранительной деятельности.docx
    ТипИсследование
    #538354

    Подборка по базе: «Аномальное развитие личности»СКИФ.docx, Дипломная по Экономическому развитию.doc, Познавательная сфера личности.pdf, основные подходы к обеспечению безопасности.docx, Реферат стратегия поведения личности в конфликте.docx, Презентация _Социализация личности и отклоняющееся поведение_.pp, структура личности схема.docx, Реферат - Роль физической культуры и спорта в развитии личности, Ответы Психология личности.docx, ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ.pptx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Юридический факультет

    Кафедра «Правоохранительная деятельность»

    Контрольная работа

    по дисциплине: «Основы психологии в правоохранительной деятельности »

    На тему: «Научные подходы к развитию личности К. Рождерса. Психологическая характеристика обыска.»

    ПГУ 1.114040062.04.001

    Направление подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»

    Выполнил студент: Максимов А. А.

    Группа: 20 ЮДОП 3

    Проверил: к.п.н, доцент

    Логинова О. А.

    Пенза, 2021г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Теоретическая часть…………………………………………………………….3

    1. Научные подходы к развитию личности К. Рождерса ………………….3

    2. Психологическая характеристика обыска ……………………………...17

    Практическая часть……………………………………………………………24

    1. Тест-опросник Айзенка по исследованию типа темперамента (57 вопросов)…………………………………………………………………….24

    2. Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)..27

    Список использованных источников……………………………………..…28

    Теоретическая часть

    1. Научные подходы к развитию личности К. Рождерса

    Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели значительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными (что представляет для нас особый интерес), семейное консультирование, групповая динамика и образование. Помимо этого, Роджерс оказал огромное влияние на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами. Роджерс разработал широко распространенный в настоящее время подход к психотерапии, известен как терапия, центрированная на человеке. Сформулировал терапевтические условия для изменения личности.

    Теория личности Роджерса. Природа человека

    Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства (тридцатилетний опыт психотерапевта). В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Вся его теория построена на убежденности в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой (Rogers, 1980). Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал: «Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас» (Rogers, 1961, р. 27). Итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и относится к гуманистическим направлениям в персонологии.

    Тенденция к актуализации

    Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность» (Роджерс, 1959, р. 196).

    Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Все остальные мотивы, такие как голод, сексуальное влечение, Роджерс считал лишь подчиненными тенденции актуализации.

    Тенденция к актуализации берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция и является врожденной характеристикой).

    Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

    На бытовом уровне тенденцию к актуализации можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом).

    Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно «зациклился» на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос, но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче говоря, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

    Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации (с физиологической точки зрения эти взгляды можно вписать в теорию положительного и отрицательного подкрепления)

    Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

    Феноменологическая позиция Роджерса. Субъективное восприятие мира человеком и его личность

    Теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности.

    Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Феноменологическое направление считает реальным для индивида то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или его субъективного мира, включающего все сознаваемое в любой данный момент времени. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода.

    По Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому (Rogers, 1959)

    Роджерс избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам (Rogers, 1961).

    Он настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Роджерс не переоценивал значение прошлого опыта, считал, что поведение не определено прошлыми событиями. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша нынешняя интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение. Если бы Роджерса, например, спросили: «Что заставляет человека поступать так враждебно?», – то могли бы получить ответ: «Он рассматривает мир как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить». Роджерс не сказал бы: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».

    Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет нынешнее восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее. Таким образом, Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте «настоящее – будущее».

    Тут актуально упомянуть такое понятие, как «самость». Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Роджерс использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это подчёркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего. Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку.

    Рождерс также вводит понятие «идеальная самость» — это «представление себя, как индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придаёт большую ценность для себя». Как самость это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению.  Степень, в какой самость отличается от идеальной самости — один из показателей дискомфорта, неудовлетворённости и невротических трудностей

    Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют

    Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, этот аспект мы обсудили выше.

    Конгруэнтности и неконгруэнтность

    Конгруэнтность — степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличием опыта. Неконгруэнтность — различия между сознаванием, опытом, сообщением об опыте. Неконгруэнтность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознаёт, что он делает. Психотерапия работает, по большей части, с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других. Неконгруэнтность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает, переживает. Такого рода неконгруэнтность, часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Инконгруэнтность — ощущение напряжения, тревожности, в более серьёзном случае как замешательство. Человек не может принять решение, что ему нужно сделать, не может выбрать.

    Я-концепция

    Конструкт «Я» является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории, что некоторые психологи определяют ее как «теорию Я» (Patterson, 1973).

    Но, удивительно, Роджерс начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного Я в переживаниях человека. Скорее он начал с представления о Я как о «неясном, двусмысленном, научно бессмысленном термине», который больше не в моде у уважающих себя психологов (Rogers, 1959, р. 200).

    Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Я-концепция может включать некий набор образов себя – родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что Я человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах.

    Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент Я называется идеальное Я. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

    Я не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. панорама опыта и восприятия, известная как «Я», принимается и признается сознанием. Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую включены бессознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не поддается научному исследованию.

    Формирование я-концепции

    Рассматиривая формирование Я-концепции Роджерс сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

    Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я является фикцией (не существует); присутствует только целостное, всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле. Тем не менее, вследствие общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира. Роджерс выдвинул теорию, что когда Я только формируется, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации

    По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции.

    Потребность в позитивном внимании

    По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «себя», она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны

    Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

    Условия ценности

    В детстве создается то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия ценности, которые уточняют обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически, это пример положительного и отрицательного подкрепления. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.

    Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта.
    Безусловное позитивное внимание

    Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации ребенка – это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то:

    «тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать» (Rogers, 1959, р. 224).

    Переживание угрозы и процесс защиты

    В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом наличного переживания так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу.

    Несоответствие между Я и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Роджерс постулирует, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не сознавая этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не сознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога, таким образом, является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная структура Я испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Тревожный человек – это человек, который смутно сознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа себя.

    Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность структуры Я: «Эта цель достигается осознанным искажением переживания в сознании, чтобы уменьшить несоответствие между переживанием и структурой Я, или отрицанием любого переживания, и, таким образом, любой угрозы для Я» (Rogers, 1959, p. 204-205).

    Иначе говоря, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний.

    Механизмы защиты

    Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я или между Я и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру Я и не позволяет человеку потерять самоуважение.

    1) Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом образа себя человека. Предположим, студент колледжа считает себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно заслуженно, двойку на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию, исказив символизированную концептуализацию этой неудачи объяснением: «Профессор несправедливо ставит оценки» или «Мне не повезло». Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию. В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым.

    2) В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность структуры своего Я, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Примером, знакомым многим по курсовым экзаменам, является студент, который неоднократно «заваливал» промежуточные экзамены, но появляется утром перед заключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс. Студент отрицает очевидность того, что чисто математически нельзя зачесть ему курс, так как это не сочетается с его Я-концепцией. Ясно, что, если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем несданный экзамен. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств.

    Полноценно функционирующий человек

    «Полноценно функционирующий человек» – это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, осуществляют свои возможности и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей (Rogers, 1961):

    1. Открытость переживанию. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.

    У полноценно функционирующего человека нет внутренних барьеров или тормоза, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы сознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать сообразно этому чувству.

    2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

    3. Организмическое доверие. Как писал Роджерс: «Доказано, что внутренне ощущение типа «я поступаю правильно» является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» (Rogers, 1961, р. 190).

    Организмическое доверие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

    4. Эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

    5. Креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди способны гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

    Рождерс считал, что хорошая жизнь – это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.
    Заключение

    Итоги и выводы: Чтобы подвести итоги всего вышеперечисленного, попытаемся выделить основные постулаты, рассмотренной выше теории личности Роджерса:

    Природа человека по сути своей ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична.

    Основная и единственная движущая сила развития человека –тенденция к актуализации. Тенденция к актуализации – врожденная, физиологическая, характерна для всего живого, ведет человека к самостоятельности и самодостаточности. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации.

    Феноменологические позиции Роджерса:

    1. реальным для индивида считается то, что существует в пределах внутренней системы координат человека (его субъективного мира)

    2. люди способны определять свою судьбу

    3. люди по своей природе добры и обладают стремление к совершенству (см.пункт1)

    Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет.

    Идеальное Я — Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Я-концепция формируется на фоне потребности в позитивном внимании.

    Если ребенок получает обусловленное позитивное внимание (условия ценности), то это может мешать проявления его изначально заложенной тенденции к актуализации и причинять ущерб его становлению как полностью функционирующего человека

    Безусловное позитивно внимание способствует становлению ребенка, как полностью функционирующего человека.

    Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность «Я» с помощью искажения или отрицания восприятия

    «Полноценно функционирующий человек» – это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, осуществляют свои возможности и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний

    Личностные характеристики, необходимые для полноценно функционирующих людей: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность.

    Работы Роджера являются фундаментальными в области гуманистической психологии, его терапевтические наработки активно используются во всем мире.


    1. Психологическая характеристика обыска

    Обыск представляет собой следственное действие, в ходе которого путем поиска обнаруживаются объекты, имеющие значение для расследуемого дела либо социальную ценность, которые, как правило, целенаправленно сокрыты обвиняемым (рис. 10.3).



    Рис. 10.3. Виды обыска

    В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим действием, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска следователь и другие участвующие в нем должностные лица осматривают и исследуют жилище, различные постройки, участки местности, одежду и даже тело человека с целью обнаружения информации, необходимой для расследования преступления. Для обыска характерна противоположность целей следователя и других участников обыска, с одной стороны, и обвиняемого — с другой. Действительно, основная цель обыскиваемого, определяющая способ его деятельности, состоит в приискании максимально надежного укрытия похищенных ценностей, орудий и результатов преступления, иных предметов, имеющих характер улик. Целью деятельности сотрудников ОВД, принимающих участие в обыске, является отыскание сокрытых объектов, благодаря чему этим объектам возвращается их реальная социальная значимость. Иными словами, противоречие целей деятельности с психологической точки зрения представляет собой своеобразный интеллектуальный конфликт. Принудительный характер обыска порождает, как правило, конфликт эмоциональный, поскольку проведение обыска означает вторжение посторонних лиц в интимно-личностную сферу обыскиваемого, в мир семейно-бытовых отношений, порой тщательно скрываемых. Конфликтный характер обыска порождается, с одной стороны, противоречием целей у лиц, принимающих участие в обыске, а с другой — принудительностью обыска по отношению к обыскиваемому.

    Обыск как следственное действие носит ярко выраженный поисковый характер. Следовательно, сотрудникам полиции необходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило, спрятанные, укрытые обвиняемым. Следователь при проведении обыска располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Эти факторы оказывают отрицательное воздействие на получение следователем информации о местонахождении спрятанных предметов и обусловливают проблемный характер обыска.

    Можно выделить факторы, которые способствуют успеху обыска. К ним относятся: подготовка к производству обыска; квалифицированное осуществление поисковых действий; целенаправленное наблюдение и правильный анализ обстановки на месте производства обыска, а также за поведением обыскиваемого и его социального окружения; личные качества следователя. Подготовка к обыску состоит в создании вероятной модели будущего следственного действия. С этой целью следователь должен ответить на ряд вопросов.

    • 1. Что следует искать. Каковы основные характеристики разыскиваемых предметов (форма, цвет, запах и т.д.).

    • 2. Что представляет собой объект, подлежащий обыску: площадь обыска, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т.д.

    • 3. Где могут находиться искомые предметы, вероятностные тайники.

    • 4. Характеристика личности обыскиваемого и его ближайшего социального окружения, возможные типы их поведения при обыске.

    • 5. Кто будет проводить обыск (состав следственной группы).

    • 6. Какие технические средства и другие материалы будут задействованы при обыске.

    • 7. Когда наиболее удобно будет начать обыск.

    • 8. Сколько времени он может продлиться.

    • 9. Следует разработать планы обыскиваемого объекта и порядка проведения обыска в нем с четким распределением функций для каждого должностного лица.

    • 10. Заранее подумать о выборе понятых.

    • 11. Предусмотреть каналы и средства связи со следственным подразделением (телефон, радио, селектор).

    Такая мыслительная деятельность следователя в процессе предварительной подготовки находит свое выражение в разработке и выдвижении поисковых версий.

    Для получения наиболее полных и достоверных результатов такого наблюдения надо знать основные психологические закономерности поведения в конфликтной ситуации обыска. Во-первых, находясь в такой ситуации, обыскиваемый прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремиться скрыть. Во-вторых, приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов приводит к акцентированию в мозге обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого, так же, как и удаление обыскивающего от «опасного места». Существующий очаг возбуждения в коре головного мозга захватывает и зоны коры, ответственные за психофизиологические реакции, слабо поддающиеся сознательному контролю — потоотделение, изменение цвета покровов кожи, судорожные движения лицевых мышц, непроизвольные движения, голосовые реакции. Вот за этими физиологическими сдвигами и поведенческими реакциями обыскиваемого и нужно наблюдать. Для облегчения фиксации эмоциональных и функциональных изменений в поведении необходимо в начале обыска так организовать общение, чтобы вывести обыскиваемого из состояния душевного равновесия, создать ситуацию напряженности.

    Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера (рис. 10.4):



    Рис. 10.4. Психология обыска

    • расчет на появление факторов утомления и автоматизма. Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматривать с того или другого края полки, а к середине уже появиться автоматизм, утомление, при которых следователь не будет перелистывать каждую страницу;

    • расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз, спускают в отхожее место, емкости для мусора и отходов);

    • расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати тяжелобольного, в кровати малолетнего ребенка, в могиле близких родственников и т.д.);

    • нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду). Этот способ может применяться, учитывая известный всем феномен «невидимости очевидного» — довольно часто разыскиваемые нами в помещении предметы находятся на видном месте, однако нами не замечаются именно из- за нашей установки, что разыскиваемый предмет должен находиться в укромном месте. Поэтому случается, что обыскиваемый укрывает предмет, используя его в качестве подставки, вписывая в интерьер помещения, и т.п.;

    • отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников. Расчет на то, что при обнаружении первого пустого тайника остальные такие же тайники осматриваться не будут;

    • расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта.

    Вторая задача — это установление речевого контакта с обыскиваемым в процессе обыска. Речевой контакт позволяет решать несколько задач: осуществлять заблуждение, наблюдать за реакциями обыскиваемого, выяснять связь обнаруженных объектов с другими, их значение для обыскиваемого и т.д.

    При производстве обыска надо как можно активнее включать обыскиваемого в беседу, практиковать постановку вопросов о назначении тех или иных предметов и т.д. Его речь свидетельствует о его внутреннем состоянии, о его отношении к действиям следователя или к отдельным предметам. Тембр голоса, манера говорить могут скорее выдать действительное отношение человека, чем другая внешняя реакция.

    Речевое общение в процессе производства обыска использовано для разработки специфического приема воздействия, который был назван словесной разведкой. Суть его в том, что следователь спрашивает обыскиваемого о расположении помещений, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.п., при этом наблюдает за его состоянием, психофизическими реакциями. В действие вступает новый дополнительный раздражитель — словесный, который еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого, усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакциями. Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Еще большее значение имеют наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого.

    Разного рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, сорвать обыск или приостановить его; в-третьих, замаскировать или закрыть допуск к каким-либо участкам помещения, определенным предметам; в-четвертых, внушить представление о нецелесообразности поисков на определенных участках помещения, о несущественности, незначительности каких-либо объектов.

    При проведении обыска нужно учитывать образование, культурный уровень, профессию, знания, интеллектуальные способности обыскиваемого, что имеет немалое значение при выборе места и способа укрытия.

    Профессиональные и личностные качества следователя также существенно влияют на эффективность обыска. К наиболее значимым из них (кроме качеств психологической устойчивости — целенаправленность и устойчивость внимания, выдержка, самообладание) относятся:

    • профессиональная наблюдательность, память, мышление;

    • настойчивость и целеустремленность;

    • развитые коммуникативные способности;

    • сформированные навыки и стереотипы поисковых действий;

    • бдительность и способность к саморегуляции поведения.

    Практическая часть

      1. Тест-опросник Айзенка по исследованию типа темперамента (57 вопросов)













      1. Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)



    Список использованной литературы
    1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021), ст. 182, Основания и порядок производства обыска, [электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/9512c080e3853f7e5e9e3221e5790cb9ebb28b8d/

    2. Теория личности К. Роджерса, [электронный ресурс] режим доступа: https://forpsy.ru/works/referat/oglavlenie-76/

    3. Rogers C. Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951 (К.Роджерс. Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1997, с. 28-83) Терминологическая правка В.Данченко. Перевод- В.Лях и А.Хомик, [электронный ресурс] режим доступа: https://royallib.com/book/rodgers_karl/klientotsentrirovannaya_terapiya.html

    4. Психологическая характеристика обыска, [электронный ресурс] режим доступа: https://studref.com/447253/pravo/psihologicheskaya_harakteristika_obyska

    5. Особенности процесса перевоспи­тания осужденных несовершеннолетних, [электронный ресурс] режим доступа: https://studfile.net/preview/9875039/page:163/

    6. Тест-опросник Айзенка по исследованию типа темперамента (57 вопросов), [электронный ресурс] режим доступа: https://psytests.org/result?v=epiAQIq

    7. Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир), [электронный ресурс] режим доступа: https://prof-diagnost.org/result_prof/result_7p.php



    написать администратору сайта