Главная страница
Навигация по странице:

  • Налоги

  • Налоговый контроль

  • Налоги и налогообложение лекция. Налоги и налогообложение Налоговая система


    Скачать 33.59 Kb.
    НазваниеНалоги и налогообложение Налоговая система
    Дата08.04.2020
    Размер33.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНалоги и налогообложение лекция.docx
    ТипЗакон
    #115670

    Подборка по базе: Денежная система.docx, Правовая система Японии.docx, Правовая система и личность Вековищева.docx, Финансовая система в России и основные направления ее развития.d, реферат по экономике . Денежно-кредитная система. Рынок ссудных , к.мострас система домашних занятий.docx, контрольная налоги 1.docx, Судебная система Российской Федерации понятие и основные элемент, Управление процессами в информационных системах .docx, ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.docx

    Налоги и налогообложение
    Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет. Налоговая система функционирует на основе налогового законодательства, действующего в стране.

    Налоги – это обязательные платежи с юридических и физических лиц, взыскиваемые государством.

    Налоги выполняют следующие основные функции:

    1. фискальная – образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства;

    2. экономическая – происходит перераспределение национального дохода.

    Налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика (налог на прибыль, земельный налог). Косвенные налоги включаются в цену определенных товаров, они оплачиваются потребителями продукции (НДС, акцизы).

    В России на основании территориального признака и полномочий властей различного уровня различают следующие виды налогов:

    • федеральные;

    • региональные;

    • местные.

    Существуют следующие формы налогообложения:

    1. пропорциональная – независимо от дохода налог взимается в твердой процентной ставке;

    2. прогрессивная – чем больше доход, тем выше ставка;

    3. регрессивная – происходит снижение ставки налога по мере роста дохода.


    Налогоплательщик желает минимизировать налоговую ставку, а государство получить ее максимум. Эту зависимость отражает кривая Лаффера.


    При низких налоговых ставках налогоплательщик будет приносить больший доход государству, но по мере роста налога стремление предприятий наращивать объемы производства уменьшается, что вызовет снижение доходов самого предприятия и соответственно государства. Поэтому существует значение налоговой ставки Х0, при которой поступления от налогов государству будут максимальны.


    Ставка

    налога, %


    Х0

    Max Поступления налогов,

    руб.



    Максимальные налоговые поступления






    Вся фискальная политика, проводимая в любом обществе, направлена на формирование государственного бюджета. В период кризиса происходит снижение налоговых ставок, а в период подъема экономики – их повышение.

    На основании ст. 13 НК РФ «Федеральные налоги и сборы» федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

    Федеральными налогами и сборами являются:

    • налог на добавленную стоимость;

    • акцизы;

    • налог на доходы физических лиц;

    • единый социальный налог;

    • налог на прибыль организаций;

    • налог на добычу полезных ископаемых;

    • водный налог;

    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    • государственная пошлина.

    На основании ст. 14 НК РФ «Региональные налоги и сборы» региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются элементы налогообложения:

      • налоговые ставки;

      • порядок и сроки уплаты налогов;

      • формы отчетности;

      • налоговые льготы.

    Региональными налогами и сборами являются:

      • транспортный налог;

      • налог на игорный бизнес.

    На основании ст. 15 НК РФ «Местные налоги и сборы» местными признаются налоги и сборы, установленные НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответственных муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления определяются элементы налогообложения:

    • налоговые ставки;

    • порядок и сроки уплаты налогов;

    • формы отчетности;

    • налоговые льготы.

    Другие элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
    Налоговый контроль
    Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объёме уплачивать налоги.

    Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основе закона, где четко определены полномочия налоговых органов.

    Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой – уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.

    Для реализации налогового контроля налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учёт в налоговом органе. Это - первооснова налогового контроля.

    В соответствии с Налоговым кодексом постановке на учёт подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица обязаны самостоятельно предпринять определённые действия по постановке на учёт в налоговом органе. Постановка налогоплательщика – организации на учёт в налоговом органе осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения её филиалов, представительств и других обособленных подразделений, но сейчас согласно Гражданскому кодексу РФ они не являются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений.

    Завершающим этапом процедуры постановки налогоплательщика на учёт становится присвоение ему идентификационного номера (ИНН). ИНН является единым на всей территории России и должен указываться как налоговым органом в направляемых налогоплательщику уведомлениях, так и налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган декларациях. Присвоение ИНН касается всех налогоплательщиков – юридических и физических лиц.

    Налоговый контроль осуществляется с помощью налоговых проверок. Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок – камеральные и выездные.

    Камеральная налоговая проверка, являющаяся формой текущего контроля, проводится по месту нахождения налогового органа.

    Место проведения выездной налоговой проверки не указывается. В процедуре выездной налоговой проверки важным моментом является вопрос установления Налоговым кодексом «глубины» проверок. В соответствии с Налоговым кодексом проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Малая вероятность «попадания» в поле зрения контролирующего органа, с ограничением еще и срока проведения проверки двумя – тремя месяцами, на деле означает, что у некоторых налогоплательщиков никогда не удастся провести полноценную налоговую проверку, что пойдёт на пользу лишь недобросовестным налогоплательщикам.

    При осуществлении налогового контроля Налоговый кодекс предусматривает появление процессуальных фигур свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятых. Эту новеллу в налоговом законодательстве следует отметить как прогрессивную в целях обеспечения установления истины по делам, связанным с осуществлением контроля.

    Регламент налоговой проверки предоставляет налоговому органу право в случае воспрепятствования доступу на территорию или отсутствия учёта доходов и расходов самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате расчётным путём на основе имеющейся у них информации о налогоплательщике. Сейчас это возможно произвести также на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

    В первом случае речь идет о применении косвенных методов исчисления соответствующих обязательств по уплате налогов. Широкое применение косвенных методов исчисления сумм налогов в обстановке, характеризующейся массовыми фактами уклонения от их уплаты, может и должно стать мощным фактором укрепления налоговой дисциплины.

    Одновременно это послужит и эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет. Как показывает анализ зарубежного опыта, применение налоговыми органами косвенных методов исчисления налоговых обязательств в случаях, когда ведение налогоплательщиком учёта не обеспечивает достоверного отображения данных, является общепринятой мировой практикой.



    написать администратору сайта