Главная страница

Мученики науки реферат. реферат на тему мученики науки. Мученики науки


Скачать 30.43 Kb.
НазваниеМученики науки
АнкорМученики науки реферат
Дата09.05.2022
Размер30.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат на тему мученики науки.docx
ТипРеферат
#518712

Подборка по базе: Практическое занятие на тему _Сертификация_.docx, Доклад на тему.docx, Презентация по математике 8 класс на тему _Решение систем нераве, философия реферат (1).docx, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx, Постнов А.В реферат .docx, Конспект по РХБЗ на тему _Средства индивидуальной защиты органов, Муратов Ерасыл Реферат.docx, РП Реферат.rtf, Осд реферат (1).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Кубанский государственный университет"
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Философии

Реферат

на тему:

«Мученики науки»

Работу выполнила

студентка 3 курса

направления 44.03.05 – педагогическое образование

ЗФО

Арутюнова Мария Георгиевна

Преподаватель

Бухович Евгений Викторович

Краснодар-2021

Рожер Бэкон, родившийся в 1214 году, являлся одним из ученых, которых, на мой взгляд, можно смело назвать «мучениками науки». Бэкон выступал против феодального насилия и папского престола, который стал порождением этого насилия и причиной распространения повсеместной гордости, роскоши и обжорства. Процветание праздного образа жизни привело к застою науки и полному умственному застою целой эпохи. Бэкон ощущал на себе давление, ведь он был намного выше всего этого, его раздражало поклонение уже имеющимся знаниям того же Аристотеля.

Рожер настаивал на том, что лучший способ познания – познание путем наглядных исследований, но средневековые ученые считали такие методы слишком грубыми. Познание собственным умом, а не прямое следование записям древних мудрецов – вот что являлось для Бэкона путем к познанию истины.

Без опыта невозможно достаточное познание – такова была мысль Бэкона, и она была абсолютно верным путем к открытиям новых путей в науке. Рожер целыми днями только и делал, что проводил различные физические и химические опыты, конструировал различные инструменты и приборы, и это, безусловно, давало ему огромный простор для абсолютно новых открытий.

В то же время исследования и бесконечное движение Бэкона давало духовенству множество поводов для злорадства. Они выслеживали ученого и наконец пустили о нем зловещий слух: Бекон знается с нечистой силой, вызывает духов и колдует, он – маг и чародей!

К счастью духовенства, им удалось добиться своего, и Бэкона подвергли заточению на десять лет. Но и это не помешало ученому делать своего дело, благодаря своему опыту и накопленным наблюдениям, он мог размышлять и приводить в систему свои знания. Там он пишет свой «Большой труд», который содержал массу ценных открытый и наблюдений: «Достаточно смешать в известной пропорции самые обыкновенные вещества, и можно произвести такой ослепительный взрыв, перед которым потускнеет шум грома и блеск молнии… Если бы люди умели пользоваться как следует этой смесью, они делали бы чудеса…» - ему принадлежит первый известный в Европе рецепт изготовления пороха.

Бэкон уже в то время имел в своей гениальной голове идеи, которые, можно сказать, предвидели будущее. В его «Большом труде» мы также можем видеть совершенно изумительные пророчества: «Можно построить приспособление для плавания без гребцов, так чтобы самые большие корабли, речные и морские, приводились в движение одним человеком… Можно также соорудить повозки, которые двигались бы без животных с невыразимой быстротой, и летательные машины, сидя в которых человек может летать, как птица. Можно провести мосты, не нуждающиеся в столбах или иных подпорках. Можно, наконец, соорудить инструменты для прогулок в глубине рек и морей без опасности для тела».

Мы видим, как Бэкон предвидел и паровоз, и пароход, и самолет, и подводную лодку задолго до их изобретения.

В 1267 году Бэкона наконец выпустили на свободу. «Десятилетнее заключение, конечно, смирило этого упрямца», думали торжествующие враги. Но Бэкон был не из тех, кого могли сломить жестокие кары, физические страдания. Он с еще большей силой продолжал борьбу за науку. В своем новом сочинении «О ничтожестве магии» ученый страстно боролся с суеверием и доказывал всем, что вера в волшебство и магию порождена исключительно невежеством.

Стоит упомянуть, что он писал это в то время, когда люди сжигались живьем на костре по обвинению в колдовстве. И Рожер Бэкон поплатился за свое исключительное мужество - его снова бросили в тюрьму, на этот раз на четырнадцать лет. Его дух не сломили, но сил для борьбы уже не было. Вскоре по выходе на свободу он умер.

Говоря о мучениках науки, нельзя не упомянуть Коперника, великого ученого, который открыл людям глаза на действительное строение нашей гелиоцентрической системы. Своей теорией ученый полностью обнулял не только библию, но и саму основу христианской религии. И если Колумб нанес удар по церкви, то Коперник просто стер все церковные учения.

Учение Коперника подняло целую бурю, что неудивительно, ведь оно буквально переворачивало весь мир людей вокруг. Протестанты и католики ненавидели Коперника за его исследования: «Теперь всякий, кому хочется прослыть умником, старается выдумать что-нибудь особенное, — писал Мартин Лютер. — Вот и этот дурак хочет перевернуть вверх дном всю астрономию. Но священное писание говорит нам, что Иисус Навин повелел остановиться Солнцу, а не Земле».

Другой протестантский проповедник, Меланхтон, так возражал Копернику: «Глаза — свидетели, что небо обращается вокруг Земли в двадцать четыре часа», и в заключение взывал к властям: «Укротите этого польского астронома, который заставляет Землю двигаться, а Солнце — стоять неподвижно».

«Проклятый Коперник — богу суперник», писали православные епископы об отце новой астрономии.

Безусловно, Коперник прекрасно осознавал всю опасность выдвижения таких теорий в массы. Именно поэтому ученый ни с кем кроме близких не делился своими идеями, а огласку им придал только спустя 30 лет. Свою книгу он посвятил отцу Павлу 3, произведение вышло в свет в 1543 году, когда сам он уже лежал на смертном одре.

Власть не оценила значение трудов Коперника, в ней не видели ничего кроме простой догадки, в 1616 году книга «Об обращении небесных сфер» была предана проклятью и сожжена.

Незадолго до сожжения книги Коперника церковь жестоко расправилась с его гениальным последователем, Джордано Бруно.

Знакомство с книгой Коперника «Об обращении небесных сфер» решает судьбу Джордано Бруно. Он становится ревностным приверженцем Коперника. Углубив и расширив учение Коперника, Бруно вырабатывает свое собственное стройное миросозерцание. Между тем, жизнь в Монастыре для него становится все более нестерпимой. На Бруно поступают доносы, его обвиняют в ереси. Он сбрасывает с себя монашеское одеяние и бежит из монастыря.

Для Бруно начинаются годы скитаний. Рим, Генуя, Турин, Венеция, Падуя, Шамбери, Женева, Тулуза, Париж, Лондон, Оксфорд, снова Лондон, а затем Париж, города Германии — вот этапы этих скитаний. В больших университетских городах Бруно задерживается на два-три года для чтения лекций. Всюду несет он свое свободное слово. Бруно бросает вызов заплесневелым предрассудкам. Он устраивает публичные диспуты. Его преследуют косые, враждебные взгляды ученых богословов, он слышит их злобный ропот... Но его ничто не страшит. Тысячные толпы сбегаются послушать заезжего профессора. Его страстная, вдохновенная речь, его горящие глаза, его глубокая вера в науку наэлектризовывают слушателей, будят мысль. Он сам называет себя «будильником спящих, карателем кичливого невежества...».

Свои идеи Бруно развивал не только в лекциях, но и в книгах. Среди скитаний он нашел время написать ряд замечательных трудов: «О бесконечном, вселенной и небесных телах», «О героическом энтузиазме» и другие. Свои книги Бруно писал на итальянском и латинском языках. Этот выдающийся ученый свободно владел латинским, греческим, французским, итальянским и испанским языками.

В главном произведении Джордано Бруно: «О бесконечном, вселенной и небесных телах» мы встречаем гениальные догадки. Для всех предшественников Бруно, не исключая и великого Коперника, существует только семь планет; Бруно впервые высказывает уверенность в существовании других «земель», то есть планет, и объясняет, почему они остаются невидимыми. Он как бы предвидел открытие Урана, Нептуна и Плутона за целые столетия до того, как это стало совершившимся фактом. «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего солнца. Почему мы не замечаем, что вокруг других светил кружатся тела, которые являются Их землями? Это происходит вследствие того, что мы видим солнца, которые очень велики или даже бывают величайшими телами, но не видим земель, которые, будучи гораздо меньшими телами, невидимы для нас. Не противоречит разуму также, чтобы вокруг нашего Солнца кружились другие земли, которые незаметны для нас или вследствие большой отдаленности их, или вследствие их небольшой величины, или же вследствие отсутствия у них водных поверхностей».

Бруно высмеивает как бессмыслицу представления о «небесном куполе» и наглухо прикрепленных к нему светилах.

В 1592 году Бруно возвращается на родину. Он сразу попадает в ловушку. Венецианский дворянин, заманивший его к себе в дом, предает его в руки инквизиции.

«Святейшая инквизиция» ликовала. Из Рима в Венецию полетел приказ выдать арестованного главному инквизиторскому судилищу. Последнее состояло из нескольких кардиналов, во главе с самим папой. «Джордано Бруно не обыкновенный еретик, а вождь еретиков», писали римские инквизиторы.

Восемь лет протомился Бруно в тюрьмах Венеции и Рима. От него требовали отречения. Его подвергали жестоким пыткам. Но никакие пытки не могли сломить духа великого узника. На допросах, излагая сущность своего учения, он твердо заявил: «Я учу бесконечности вселенной». В декабре 1599 года Бруно в последний раз предложили отречься: ему было дано на размышление сорок дней. Он не дрогнул. Изменить истине, отречься от своих убеждений? Нет, лучше смерть! По истечении срока Бруно с той же непоколебимой твердостью ответил, что он не может и не хочет отречься.

20 января 1600 года его святейшество папа римский постановил передать «непокорного брата Джордано» в руки светских властей. Им было поручено подвергнуть великого мыслителя «кроткому и милосердному наказанию, без пролития крови». На лицемерном языке церкви это означало — сжечь живьем. Выслушав приговор, Бруно гордо поднял голову и сказал, обращаясь к судьям: «Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю».

16 февраля 1600 года тысячи людей стекались на площадь Цветов в Риме. Непрерывный звон колоколов возвещал большой праздник, аутодафе. Благочестивый папа Климент VIII обставил казнь великого врага церкви с особой торжественностью. Впереди процессии колыхалось громадное пурпурное знамя. Его несли католические попы в праздничных одеяниях. Глухими, заупокойными голосами они пели молитвы на латинском языке. За ними шел осужденный грешник, одетый в желтый балахон, испещренный изображениями чертей. Он был закован в цепи. На голове у него был надет бумажный колпак. Колпак заканчивался фигуркой человека, охваченного пламенем, в котором кривлялись демоны. За осужденным снова шло духовенство. Шествие замыкалось правительственными лицами и знатными патрициями (дворянами).

Осужденного крепко привязали к столбу. Внизу зажгли костер. Огненные языки вздымались все выше и выше... И вскоре только огромный черный столб дыма возвещал аутодафе.

Ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из уст Бруно. Он остался верен себе до последней минуты.

«Смерть в одном столетии делает мыслителя бессмертным для будущих веков, — сказал как-то Джордано Бруно. — Придет время, когда все будут видеть то, что теперь видно тебе».

9 июня 1889 года на той самой площади Цветов, где происходило описанное нами позорное зрелище, был воздвигнут памятник бессмертному мыслителю. Внизу высечены слова:

«ДЖОРДАНО БРУНО, ОТ СТОЛЕТИЯ, КОТОРОЕ ОН ПРОВИДЕЛ, НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ БЫЛ ЗАЖЖЕН КОСТЕР».

Удивительно то, что после смерти Бруно, правильность идей Коперника была неопровержимо доказана Галилео Галилеем, хотя прошло всего 10 лет.

Галилей первый начал использование телескопа для своих исследований: «Я пришел к мысли о том, чтобы приделать к концам трубы два стекла: одно—плоско-выпуклое, другое — плоско-вогнутое. Приблизив глаза к этому последнему стеклу, я увидел, что предметы приблизились раза в три, а увеличились раз в десять. Так как я не жалел ни труда, ни денег, то мне удалось изготовить такой инструмент, благодаря которому предметы кажутся мне в тысячу раз больше и в тридцать раз ближе, чем при наблюдении, невооруженным глазом».

Открытия Галилея конечно же вызвали резонанс среди церковников, ведь они подтверждали теорию Коперника, которого церковь считала богохульником.

В 1610 году Галилей открыл спутники Юпитера, что полностью обнуляло все старые исследования. Ученые богословы и все приверженцы церкви были в негодовании, ведь всегда было известно, что есть всего 7 планет, так говорится в библии. Именно так церковники пытались опровергнуть исследования Галилея, и, к сожалению, ученые мира были на их стороне.

Но великий мыслитель продолжал свои исследования, открытия продолжали следовать одно за другим. Галилей первый наблюдал кольца вокруг Сатурна, пятна на солнце, по которым он и определил что оно вращается вокруг своей оси приблизительно в течение месяца – все это подтверждало теорию Коперника, что, безусловно, порождало ненависть в сторону Галилея, ведь его мысли были подтверждены наблюдениями и отправлялись в массы, тем самым убеждая людей верить в науку, а не в церковь.

В 1615 году Галилей, по приказу папы Павла V, был вызван на допрос в Рим. Он предстал перед грозным судилищем. Ему было торжественно объявлено решение «святейшей инквизиции»: «Положение Галилея, что Солнце является центром и не вращается вокруг Земли, глупо, абсурдно, ложно с теологической точки зрения и представляет собою ересь, так как явно противоречит священному писанию».

В заключение Галилею было строго запрещено распространять учение Коперника. Галилей сделал вид, что подчинился. Вскоре после этого, в начале 1616 года, вышел уже известный нам декрет, осуждавший учение Коперника под страхом «кары на этом свете и в будущей жизни». Все сочинения Коперника, а также его последователей — Бруно, Галилея и Кеплера —были включены в список запрещенных книг.

В феврале 1633 года Галилея снова потребовали в Рим на суд инквизиции. Суд возглавлялся самим папой. Пять месяцев тянулся допрос. Наконец 21 июня тяжелая дверь инквизиционного застенка захлопнулась за Галилеем.

Старый, больной Галилей — ему было уже семьдесят лет — не в силах был вынести пыток. Воля его была сломлена. Его поставили на колени и вынудили произнести отречение.

Галилей был гоним даже после своей смерти. Инквизиция запрещала выполнять даже его последнюю волю, только через сто лет он был похоронен в родной Флоренции.

Этот список можно продолжать бесконечно, тысячи великих, стойких духом людей, которые жертвовали собой ради науки и будущего человечества. Они не останавливались перед гнетом феодальных и капиталистических государств, общественное давление тоже не мешало им бороться за свои передовые цели.

Но всегда на место погибших и замученных борцов за научную истину являлись новые. Знамя, выпавшее из ослабевших рук Галилея, было подхвачено новыми героями и мучениками науки.

Если опустить подробности жизни всем известных великих людей, чья судьба безусловно знакома каждому, при мысли о данной теме, мне вспоминается роман Кнута Гамсуна «Голод».

«Голод» — это произведение отчасти автобиографичное, и я не буду врать, если скажу, что таковым оно является не только для автора, но и для многих деятелей.

На протяжение всего романа мы ощущаем вместе с героем этот самый голод и можем попробовать понять, какого это – быть настолько ослабленным и измученным, но при этом продолжать творить и верить в то, что твои старания будут когда-то замечены людьми.

Главный герой скитается по городу, стеная от голода и нищеты. Но несмотря на это, он все еще честный, до самого конца он старается придерживаться своих принципов. Но люди вокруг слишком жестоки и несправедливы к нему, никто этого не оценивает по достоинству и даже в самых тяжелых ситуациях, он поступал гордо, не принимал помощи до последнего, пока не встал вопрос о жизни и смерти.

Герой буквально начинает сходить с ума, голод забирает у него остатки человечности, но тем не менее он остается верен себе и продолжает бороться.

В этой истории я вижу истинное проявление сущности человека по-настоящему одаренного, человека-гения, человека, который ради своей творческой (а я считаю и науку своего рода творчеством) идеи готов на все. Героя душит не только физический голод, но и моральный, он одинок, и одиночество убивает его не медленнее чем физическое истощение. Он полностью отрезан от социума, находится будто в невидимой клетке: «Мрак поглощал все мои мысли и ни на мгновенье не отступал. А вдруг сам я весь растворился в этом мраке, слился с ним воедино?».

Очень тяжела была судьба героев науки, зачастую они были одни против всего мира, без какой-либо поддержки, но их исследования делали общество лучше, любой ученый являлся и является гением, чьи мысли способны рождать в сердцах людей отклик.


написать администратору сайта