Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости

  • 1 Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости 1.1 Психологическая характеристика юношеского возраста

  • 1.2 Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы личности в современной психологической литературе

  • Курсовая работа. Министерство образования республики беларусь


    Скачать 66.92 Kb.
    НазваниеМинистерство образования республики беларусь
    Дата28.05.2020
    Размер66.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа .docx
    ТипРеферат
    #126354
    страница1 из 7

    Подборка по базе: Семинар 21. Реализация технологий экологического образования .do, 1 Курсовая Двигатели.pdf, Алексеев П. 151 группа Курсовая работа. Итоговый.docx, Хатамова 37-61 курсовая электроника.docx, Москвина Курсовая.docx, Федеральное государственное автономное образовательное учреждени, Система образования в Норвегии Она состоит из нескольких уровней, проблемы поликультурного образования в школьной системе Кыргызст, ПАТ!И курсовая.docx, Впервые Красная книга республики Татарстан вышла в 1995 году.doc
      1   2   3   4   5   6   7

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Учреждение образования

    «Гомельский государственный университет

    имени Франциска Скорины»
    Факультет психологии и педагогики
    Кафедра социальной и педагогической психологии

    Характеристика эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости

    Курсовая работа

    Исполнитель

    студент группы СР-25 К.А. Журович



    Научный руководитель

    ст. преподаватель А.Е. Журавлева





    Гомель 2020

    Реферат
    Курсовая работа 28 страниц, 3 таблицы, 27 источников, 1 приложение

    Ключевые слова: созависимость, эмоциональная сфера личности, эмоции, одиночество.

    Объект исследования: эмоциональная сфера личности

    Предмет исследования: характеристика эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости

    Цель работы: охарактеризовать эмоциональную сферу юношей и девушек с разным уровнем созависимости

    Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, метод тестирования, метод количественного и качественного анализа данных

    Полученные результаты: в ходе статистического анализа данных статистически значимые различия в уровне низкого субъективного ощущения одиночества с высоким уровнем созависимости юношей и девушек

    Область применения: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, социальных работников, психологов

    Практическая значимость работы: состоит в актуальном исследовании особенностей склонности к созависимому поведению в юношеском возрасте. Полученные данные могут быть использованы в работе практического психолога, социальных педагогов

    Содержание


    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    4

    1 Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    6

    1.1 Психологическая характеристика юношеского возраста . . . . . . . . . . . .

    6

    1.2 Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы личности в современной психологической литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    8

    1.3 Созависимость как психологическая проблема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    13

    2.1 Характеристика выборки методов и процедуры исследования. . . . . . . .

    16

    2.2 Результаты эмпирического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . .

    18

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    22

    Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    23

    Приложение А . . . . . . . . .

    25









    Введение

    Проблема разного рода зависимостей является одной из наиболее актуальных в современном обществе, что подтверждается не уменьшающимся количеством людей с аддиктивным поведением. К зависимостям относят не только алкоголизм и наркоманию. В настоящее время мир переживает настоящий бум так называемых зависимостей.

    Различают такие виды зависимости, как: наркотическая зависимость; азартные игры; любовные зависимости (психологическая созависимость); сексуальные зависимости; трудоголизм; шопоголизм; компьютерная зависимость; пищевая зависимость и другие.

    Исследованием проблемы созависимости занимались такие исследователи как С. А. Беличева, А. Г. Данилин, И. В. Данилина, Н. В. Дмитриева, И. Ж. Калашников, Ц. П. Короленко, С. А. Кулаков, Н. С. Курек, А. В. Ларионов, В. Д. Москаленко, М. И. Христофорова, В. Н. Черников, Л. М. Шипицына, М. Б. Яковлева, С. М. Яцышин, М. Битти, П. Кауфманн, Г. Клауд, Э. Ларсен, Э. Смит, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд и др.

    Созависимость колеблется в своей интенсивности, могут наступать периоды ослабления (ремиссии) и обострения (срывы). Иногда это идет параллельно с чередованием обострений и ремиссий значимого мужчины (мужа, партнера), иногда - нет, но обострение течения алкоголизма, как правило, приводит к обострению созависимости.

    Таким образом, созависимыми являются: лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больными зависимостью; лица, имеющие одного или обоих родителей, больных зависимостью; лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

    Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что отношения зависимых-созависимых неуклонно растёт в нашей стране, что способствует большей заинтересованности этой проблемы со стороны исследователей.

    Цель курсовой работы: охарактеризовать эмоциональную сферу юношей и девушек с разным уровнем созависимости.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1) провести теоретический анализ развития эмоциональной сферы личности;

    2) описать теоретические аспекты проблемы созависимости;

    3) дать психологическую характеристику личности юношеского возраста;

    4) охарактеризовать эмоциональную сферу юношей и девушек с разным уровнем созависимости.

    Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

    Предмет исследования: характеристика эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости.

    Практическая значимость работы: состоит в актуальном исследовании склонности к созависимому поведению в юношеском возрасте. Полученные данные могут быть использованы в работе практического психолога, социального работника.

    1 Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы юношей и девушек с разным уровнем созависимости

    1.1 Психологическая характеристика юношеского возраста

    Юность – период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Ученые дают разные возрастные рамки этого периода.

    И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет.

    B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет)

    Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

    По мнению В.И. Слободчикова, юность – завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [1, с. 311].

    По мнению Л.И. Божович, характерной чертой юношества является самоопределение, как личностное, так и профессиональное. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости [2, с. 305].

    Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного возраста «Я».

    По мнению Е.Е. Сапоговой – юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания [3, с.112].

    Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Самоуважение – один из важных психологических характеристик юности (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

    Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками — это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

    В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

    Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.

    Основной психологической задачей развития в юности, по Э. Эриксону, является формирование чувства идентичности, когда юноши и девушки размышляют о том, кто они, куда идут, что для них важно, ценно, при этом постепенно создается целостный образ себя. Нарушениями идентичности является ролевая неопределенность личностного Я [4, с. 325].

    И.С. Кон, Ю.М. Орлова, П.Н. Осипова, Д.И. Фельдштейна и др. полагают, что в юности важнейшими социальными потребностями становятся: потребность в общении, прежде всего – со сверстниками, и в формировании собственной сети коммуникаций и социальных взаимодействий.

    Авторы (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, В. И. Слободчиков) усматривают в кризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

    Таким образом, юношеский возраст характеризуют следующие особенности:

    а) юношеский кризис, когда, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям.

    б) эмоциональная сфера в юности, более устойчивая и осознанная. В этом возрасте происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархии ценностей различных переживаний.

    в) структура самосознания в юношеском возрасте происходит формирование самооценки, эмоционально-ценностного отношения, уровень субъективного контроля. Подчеркивается значение профессиональной направленности как главное новообразование в юношеском возрасте.

    г) ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность;

    в) в этот период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет;

    г) ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность;

    д) некоторая возрастная дисгармония: желание и стремление развиваться раньше;

    е) повышается эмоциональная возбудимость.

    Можно говорить о том, что в юношеском возрасте происходит смена внутренней позиции, при этом основной направленностью личности становится устремленность в будущее. Юноши и девушки стремятся занять позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя, свои возможности.

    1.2 Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы личности в современной психологической литературе

    Эмоциональная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи.

    Эмоции выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

    Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и как-то относится к предметам, событиям, другим людям, к своей личности. Формируя личностную значимость, оценивая внешние и внутренние ситуации с точки зрения важности для жизнедеятельности, человек выражает все это в форме переживаний или эмоций. Развитие представлений об эмоциях берет свое начало в трудах античных и средневековых мыслителей (Демокрит, Эпикур, Аристотель, стоики и др.), которые подчеркивали их важность и роль в регуляции и понимании механизмов личностного и интеллектуального развития. Эмоциональная сфера личности включает в себя два взаимосвязанных понятия, первое – это эмоции и чувства, второе – воля.

    В широком смысле слова, эмоции – это психофизиологический феномен, поэтому о переживании человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомимике, двигательным.

    Р. С. Немов дает следующее определение эмоций – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» [4, с. 124].

    Большой вклад в изучение эмоциональной сферы внесли отечественные и зарубежные исследователи. В их работах определились основные направления изучения эмоциональной сферы личности. Впервые проблемы чувств рассматривали в системе атомистического материализма. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог.

    Е. Н. Ильин утверждал, что в понятие «эмоциональной сферы» входит целый ряд феноменов: влечения (драйвы), аффекты, собственно эмоции, чувства, эмоциональные состояния и т.д [5, с.36].

    З. Фрейд признавал, что влечения строятся на биологической основе и он также неоднократно подчеркивал недостаточность информации относительно процессов, трансформирующих эти биологические предпосылки в психические мотивы. Его концепция либидо, или сексуального влечения, является иерархически построенной системой ранних “частичных” сексуальных влечений.

    З. Фрейд утверждал, что влечения проявляются через психические образы или представления – то есть когнитивное проявление влечения – и аффекты. З. Фрейд дважды менял свое определение аффектов. Он полагал, что аффекты подобны влечениям.

    Позже З. Фрейд сделал вывод о том, что аффекты – это результат разрядки влечений. Он предполагал, что влечения присутствуют с самого рождения, и одновременно считал, что они развиваются и взрослеют.

    О. Кернберг утверждал, что аффекты – это инстинктивные структуры, физиологические по природе, биологически заданные, которые активизируются в процессе развития и включают в себя психические компоненты [6, с.120].

    М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев определяют эмоции как одну из важнейших сторон психических процессов. Их целью является отражение переживаний человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека.

    С. Л. Рубинштейн считал, что эмоции – это форма проявления потребностей личности, как внутреннее побуждение к деятельности, как выражение состояния субъекта и отношение к объекту.

    По мнению Л. С. Выготского, эмоции – это результат оценки своим же организмом соотношения со средой. Они возникают в «критические и катастрофические минуты поведения», в моменты, когда равновесие между организмом и средой, так или иначе, нарушается [7, с.56].

    Межличностные отношения со сверстниками оказывают значимое влияние на становление личности. Исследования Л. С. Славиной указывают на то, что отсутствие хороших взаимоотношений со сверстниками у младших школьников, способствует усилению эмоционального напряжения и стремлению занять официальное положение в коллективе.

    Таким образом, возникновение эмоциональных нарушений может способствовать разрушению межличностных отношений, что в свою очередь отразится на психологическом здоровье человека.

    В психологии рассматривается ряд моделей. Первая из них – теория Джемса-Ланге. история этой модели показала ее применимость и валидность, несмотря на разнообразную критику. Однако и в этой теории основные понятия определены нечетко.

    По мнению У. Джемса, эмоции – это «стремления к чувствованию».

    Вторая модель – это теория эмоций К. Изарда, ему принадлежит теория дифференциальности (дифференциальных) эмоций. Он считает, что эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

    К. Изард разработал систему объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. К базовым эмоциям он относит:

    1) эмоция интереса;

    2) эмоция радости;

    3) эмоция удивления;

    4) эмоция печали;

    5) эмоция гнева;

    6) эмоция отвращения;

    7) эмоция презрения;

    8) эмоция страха;

    9) эмоция стыда;

    10) смущение (застенчивость);

    11) вина;

    12) любовь.

    Также К. Изард выдвинул критерии, определяющие эмоцию как базовую:

    1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

    2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

    3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

    4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

    5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

    Третья модель – двухуровневая модель эмоций и интроперсональные функции эмоций Р. Ливенсона.

    По его мнению, эмоции – это кратко живущие психологические и физиологические феномены, которые представляют собой действенные методы адаптации, «чтобы изменять запросы среды». На психологическом уровне эмоции изменяют внимание, перемещают определенное поведение в ответ на определенные иерархии и активизируют ассоциативные связи в памяти. На физиологическом уровне эмоции с большой скоростью организуют ответные реакции на различные биологические системы, включая выражение лица, тонус мышечной и соматической систем, тон голоса, активность и автономность нервной и эндокринной систем, чтобы воспроизводить среду тела, что является оптимальным для эффективного ответного чувства.

    М. Хейзелтон и Е. Катала утверждают, что эмоции на самом деле означают парадокс.

    По мнению Р. Нессе, эмоции – это особые состояния, сформированные в естественном отборе, которые увеличиваются в соответствии конкретными ситуациями.

    Роль эмоций в управлении поведением человека велика, практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.

    Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, то есть выступают в качестве внутреннего регулятора деятельности. В современной психологии нет единого понимания роли эмоций в регуляции поведения человека. При этом роль эмоций в регуляции поведения определяется как приоритетная или второстепенная.

    П. К. Анохин рассматривает эмоции как субъективные ощущения, которые позволяют человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности, способствующие удовлетворению внутренних потребностей.

    Г. М. Бреслав рассматривает нарушения свойств личности в связи с нарушением общих свойств эмоциональной регуляции: ее предметности, ситуативности, избирательности. Эмоциональные нарушения определяются им на основе возрастного и функционального принципов. Так, начиная с подросткового возраста автором выделены и описаны специфические (импульсивность, устойчивый «аффект неадекватности», эмоциональная неустойчивость, психоэмоциональная напряженность, неадекватность эмоциональных реакций) и неспецифические эмоциональные нарушения (пассивность, вялость, различные депрессивные состояния).

    Эмоциональная сфера рассматривается как многоуровневая система организации поведения. В ней выделяются, в зависимости от глубины обеспечиваемого аффективного контакта с окружающей средой, четыре уровня организации поведения.

    Приведенные выше теоретические положения позволяют предположить, что эмоциональная сфера является системообразующим компонентом целостной адаптационной системы, обеспечивающей эффективное поведение личности в процессе адаптации.

    Таким образом, эмоции – особые психические процессы и состояния, связанные с потребностями, мотивами и инстинктами и отражающие непосредственное переживание, будь то радость, горе или страх, а также значимость действующих на человека явлений и ситуаций для его жизнедеятельности. Эмоции как особые субъективные переживания в ряде случаев довольно ярко окрашивают ощущения, воображения и мысли человека. Можно сказать, что благодаря жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и вполне тонко понимаются.

    Эмоциональная сфера личности – это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия, гнева, страха и т.п.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта