Главная страница
Навигация по странице:

  • «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е. С. Игнатова ПСИХОДИАГНОСТИКА

  • Пермь 2018 УДК 159.9.072(075.8) ББК 88.91я73-1 И265 Игнатова Е. С.

  • УДК 159.9.072(075.8) ББК 88.91я73-1

  • Е. Г. Кузнецова

  • ТЕМА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.1. Психодиагностика как наука

  • Психодиагностика

  • Достижения Ф. Гальтона и его учеников

  • Таблица 1 История психодиагностики в XX в. (Чалина О.С.)

  • ПСИХОДИАГНОСТИКА. Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное
    Дата21.07.2021
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПСИХОДИАГНОСТИКА.pdf
    ТипДокументы
    #225025
    страница1 из 9

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Договор ТД Приз.doc.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx, Министерство образования и науки Российской Федерации.docx, КР аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.p, ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗН, Становление культурологии как науки реферат.doc, Становление культурологии как науки реферат.doc, МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.d, Реферат (Принципы построения комплексной системы защиты информац, ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВ1.doc, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Е. С. Игнатова
    ПСИХОДИАГНОСТИКА
    Допущено методическим советом Пермского государственного
    национального исследовательского университета
    в качестве учебного пособия для студентов,
    обучающихся по направлению подготовки бакалавров
    «Психология» и специальности «Клиническая психология»
    Пермь 2018

    УДК 159.9.072(075.8)
    ББК 88.91я73-1
    И265
    Игнатова Е. С.
    И265
    Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнато- ва; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб;
    94 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie- posobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf. – Загл. с экрана.
    ISBN 978-5-7944-3218-3
    Пособие посвящено изучению самого востребованного раздела психологии – психодиагностики. Оно состоит из теоретической, методической и практической час- тей. Каждая часть завершается вопросами для самоконтроля и заданиями для само- стоятельной работы (включая кейс-задания).
    Рассчитано на студентов как очной, так и заочной форм обучения, изучающих курс «Психодиагностика». Может быть полезно читателям, интересующимся психо- логическим тестированием.
    УДК 159.9.072(075.8)
    ББК 88.91я73-1
    Издается по решению ученого совета философско-социологического факультета
    Пермского государственного национального исследовательского университета
    Рецензенты:
    кафедра психологии и педагогики Прикамского социального института (зав. каф. – канд. психол. наук, доцент Е. Г. Кузнецова); д-р психол. наук, профессор кафедры педагогической и прикладной психологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета О. А. Корнилова
    ISBN 978-5-7944-3218-3
    © Игнатова Е. С., 2018

    3
    Содержание
    Введение ................................................................................................................... 4
    Тема 1. Теоретические основы психодиагностики .............................................. 6 1.1. Психодиагностика как наука ..................................................................... 6
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 17
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 17 1.2. Психодиагностика как сфера деятельности психолога .......................... 19
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 31
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 31
    Рекомендуемый список литературы по теме .................................................. 37
    Тема 2. Методические основы психодиагностики............................................. 39 2.1. Классификация психодиагностических методик. ................................... 39
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 45
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 45 2.2. Психометрия и психодиагностика. ........................................................... 46
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 53
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 53
    Рекомендуемый список литературы по теме .................................................. 54
    Тема 3. Основы практической психодиагностики ............................................. 56 3.1. Психодиагностика познавательных психических процессов и умственных способностей (интеллекта) ....................................................... 56
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 64
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 64
    Рекомендуемый список литературы ................................................................ 65 3.2. Психодиагностика психических состояний ............................................. 80
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 72
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 72
    Рекомендуемый список литературы ................................................................ 75 3.3. Психодиагностика личностных свойств ................................................... 90
    Вопросы для самоконтроля ............................................................................... 82
    Задания для самостоятельной работы ............................................................. 82
    Рекомендуемый список литературы ................................................................ 89
    Глоссарий ............................................................................................................... 91

    4
    Введение
    Психодиагностика – одна из базовых дисциплин в подготовке психолога.
    Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями к обяза- тельному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и специали- стов, установленному федеральным государственным образовательным стан- дартом высшего профессионального образования направлений подготовки
    37.03.01 «Психология», 37.05.01 «Клиническая психология», в соответствии с рабочей программой дисциплины «Психодиагностика».
    Учебное пособие рассчитано на очную и заочную формы обучения.
    Цель издания – помочь читателям понять теоретические и методические основы психодиагностики, а также познакомиться с основами практической психодиагностики и сформировать навыки практической работы с основными психодиагностическими методами и методиками.
    Основные задачи пособия:
    - показать специфику психодиагностики как науки и психодиагностиче- ского направления деятельности практического психолога;
    - создать целостное представление о системе психодиагностических ме- тодов для оценки основных классов психических явлений – психических про- цессов, психических состояний и психических свойств;
    - сформировать опыт получения и интерпретации психодиагностической информации о личности.
    Учебное пособие позволяет сформировать следующие компетенции.
    Для направления 37.03.01 «Психология»:
     ПК.1 – способность отбирать и применять психодиагностический ин- струментарий, соответствующий целям, ситуации и типу клиентов с после- дующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией с написанием психологического заключения;
     ПК.2 – способность диагностировать актуальный уровень развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, психических состояний, темперамента, характера, способностей, личностных черт, самосоз- нания в норме и при психических отклонениях и прогнозировать динамику их развития.
    Для направления 37.05.01 «Клиническая психология» (направленность
    «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»):
     ПК.7 – способность самостоятельно проводить психодиагностическое обследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-

    5 деонтологическими нормами, осуществлять обработку и анализ полученных данных, интерпретировать результаты обследования;
     ПК.8 – способность формулировать развернутое структурированное психологическое заключение в соответствии с целями обследования, обеспечи- вать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) информаци- ей о результатах диагностики.
    Для освоения дисциплины «Психодиагностика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении таких дисциплин, как
    «Общая психология», «История психологии». Освоение дисциплины «Психо- диагностика» является необходимой основой для последующего изучения дис- циплин «Дифференциальная психология», «Экспериментальная психология»,
    «Клиническая психология».
    Структура учебного пособия обеспечивает последовательное рассмотре- ние основных закономерностей психодиагностики.
    Пособие состоит из трех тем, каждая из которых начинается с плана из- ложения теоретической части по основным проблемам данной темы в объеме двух-трех параграфов, включая формулировку основных понятий, концепций и подходов. Завершается параграф вопросами для самоконтроля и заданиями для самостоятельной работы студентов (включая кейс-задания), списком рекомен- дуемой литературы. Издание включает также глоссарий.
    Материалы учебного пособия апробированы в образовательном процессе.

    6
    ТЕМА 1
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
    1.1. Психодиагностика как наука
    План:
    1) Области знания психодиагностики.
    2) История психодиагностики как науки.
    3) Предмет психодиагностики и ее связь с другими областями психологии.
    4) Функции психодиагностики в решении теоретических и практических проблем психологии.
    5) Теоретические подходы психодиагностики.
    6) Разновидности психодиагностики.
    Психодиагностика (с греч. «познание души», буквально «dia» и «gnosis»
    = «различительное познание») – ключевая отрасль психологии, которая
    предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-
    психологических и психофизиологических особенностей человека, а также
    выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо
    признаку.
    Области знания психодиагностики:
    1) предметная область психологии, изучающая соответствующее психи- ческое явление (память – общая психология, статусное положение человека в группе – социальная психология и т.д.);
    2) психометрика – наука об измерении индивидуальных различий в диаг- ностируемых переменных и технологиях конструирования методик;
    3) практика использования психологического знания (практическая сфера применения психодиагностики).
    Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает законо- мерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений или ди- агнозов (от греч. diagnosis = «распознавание», «обнаружение»), с помощью ко- торых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных».
    История психодиагностики как науки. По словам Г. Эббингауза, психо- диагностика, как и психология, «имеет долгое прошлое, но короткую историю».
    «Первобытная» психодиагностика представлена в мифах и легендах, на- чиная с древнеегипетских «диагностических» испытаний при посвящении в сан жреца, которые включали собеседование; сбор биографических данных, уро-

    7 вень интеллекта, внешний вид, умение вести беседу, умение трудиться, умение слушать и пр.
    В Древнем Китае «оценка» умений и навыков придворных проходила че- рез диагностику знания ритуалов и церемоний, уровня образования, умения ри- совать, умения гарцевать на лошади, умения музицировать и пр.
    Для набора в школу Пифагора использовались различные тесты, диагно- стирующие умение решать задачи, манеру смеяться, реакцию на неудачу и пр.
    Как для психодиагностики, отраженной в мифах, так и для современной психо- диагностики характерна практика испытаний индивидуальных способностей.
    Кроме того, им свойственны следующие черты (в чем можно увидеть признаки преемственности):
    1) целостный подход к изучению человека;
    2) создание экстремальных ситуаций, включающих элементы напряжения и стрессогенности;
    3) социальная направленность психодиагностики.
    В рамках психологии индивидуальных различий пишутся трактаты фило- софов: Феофраста («Характеры»), Гиппократа, Галена, Канта и др.
    Термин «психодиагностика» в научный обиход ввел Г. Роршах, который ею назвал процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции» диагностического теста. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл (1890 г., монография «Умственные способности, их измерение»).
    Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться как отрасль психодиагностического знания на рубеже XIX и XX вв., что обуслов- лено требованиями практики. Ее возникновение было подготовлено несколь- кими источниками: а) экспериментальная психология; б) дифференциальная психология; в) медицина (психиатрия).
    Начало научной психодиагностики положил Ф. Гальтон: 1883 г. – публи- кация работы «Исследование человеческих способностей и их развитие»;
    1884 г. – открытие антропометрической лаборатории.
    Достижения Ф. Гальтона и его учеников:
    1. Обозначены три основных направления психодиагностики XX в.: диаг- ностика интеллекта и способностей; диагностика характерологических особен- ностей; идея проективной диагностики, а именно использование метода сво- бодных ассоциаций (заимствованного из психоанализа) для исследования лич- ности.
    2. Разработаны основы психометрики (психометрии); создан математико- статистический аппарат, используемый для конструирования тестов.

    8
    Разработанные ими тесты оказались невалидны, однако методы матема- тической статистики, например вариационной, продолжают использоваться.
    Рассмотрим психодиагностические идеи, сформированные в конце ХIХ и
    ХХ вв. История развития тестов интеллекта, способностей, личностных осо- бенностей и проективных тестов представлена в табл.1.
    Таблица 1
    История психодиагностики в XX в. (Чалина О.С.)
    Этап
    Содержание
    Направления психодиагностики
    Диагностика интеллекта
    Диагностика личности
    Проективная диагностика
    1-я чет- верть
    XX в.
    Появление первых тестов. Распро- странение тестов.
    «Тестовый бум»
    1905 г. А. Бине,
    Т. Симон. Первый тест интеллекта (за- дания для отбора детей в специаль- ные школы).
    Шкала Бине – Си- мона.
    1910 г. –
    Г.И. Россолимо.
    Методика оценки умственных спо- собностей путем построения индиви- дуальных «психоло- гических профи- лей».
    В 1912 г. –
    В. Штерн ввел по- нятие IQ
    1914 г. –
    Г. Мюнстерберг
    «Основы психо- техники». Значи- мость психодиаг- ностики личности.
    1917 г. –
    Р. Вудвортс. Бланк личностных сведе- ний (дифференци- альная диагности- ка призывников на предмет невроза)
    1904–1906 гг.
    – К. Юнг.
    Принцип проекции в словесно- ассоциатив- ном методе;
    1921 г. – тест чернильных пятен Рорша- ха
    Кризис
    1920–
    1930-х гг.
    Критика тестиро- вания. Грубая оценка личности по результатам тестирования.
    Практика исполь- зования тестов опережает их тео- ретическое обос- нование.
    Модификация шка- лы А. Бине (расши- рен возрастной диа- пазон детей – до 13 лет, увеличено чис- ло задач и введено понятие умственно- го возраста) – шкала
    Стэнфорд – Бине
    1926 г. – Г. Олпорт
    «Тест склонности к доминированию подчинению».
    1927 г. –
    Э.К. Стронг. Бланк профессиональных интересов


    9
    Продолжение табл. 1
    Этап
    Содержание
    Направления психодиагностики
    Диагностика интел- лекта
    Диагностика лич- ности
    Проективная диагностика
    Проблема подго- товки кадров
    1926 г. – тест рисо- вания человека Ф.Л.
    Гудинафа
    Диагностика мла- денцев А. Геззелл
    1927 г. –
    М.Ю. Сыркин
    «Критерии оценки методов психотех- нических испыта- ний, в частности групповых тес- тов».
    1928 г. – Г. Олпорт и Ф. Вернон «Тест личностных цен- ностей».
    1933 г. –
    А.П. Болтунов
    «Инструкция к проведению об- следования про- финтересов школьников»
    Конец
    1930-х –
    1960-е гг.
    Расхождение за- рубежной и отече- ственной психо- логии.
    На Западе – эво- люционный путь выхода из кризи- са: 1) создание новых, более со- вершенных, мето- дик; 2) регламен- тация практиче- ского использова- ния тестов, создание профессиональ- ных психологи- ческих сообществ
    1936 г. – тест Раве- на,
    1938 г. – тест пер- вичных умственных способностей Тер- стоуна.
    1939 г. – тест
    Д. Векслера.
    1953 г. – тест
    Р. Амтхауэра.
    1958 г. – культурно- свободный тест ин- теллекта
    1940 г. – MMPI –
    Миннесотский многоаспектный личностный опросник:
    С. МакКинли,
    Д. Хаттауэй.
    1947 г. – первый опросник нейро- тизма
    Г. Айзенка.
    1950 г. – 16 PF
    Кеттелла;
    1950-е гг. – психо- семантическая диагностика;
    Ч. Осгуд,
    Д. Келли
    1935 г. –
    Г. Мюррей –
    ТАТ (темати- ческий апперцептив- ный тест).
    Начало про- ективного движения.
    Л. Фрэнк – принципы проективной психологии.
    1945 г. – тест
    С. Розен- цвейга;
    1948 г. –
    М. Люшер.
    Рисуночные тесты

    10
    Продолжение табл. 1
    Этап
    Содержание
    Направления психодиагностики
    Диагностика интел- лекта
    Диагностика лич- ности
    Проективная диагностика
    В России – отмена тестов и тестиро- вания
    Кризис
    1960-х гг.
    Проблемы диаг- ностики интеллек- та (IQ- дискуссия).
    «Тестократи- ческий режим» в Америке.
    Критика проек- тивного подхода
    Появление критери- ально- ориентированного тестирования.
    Компьютеризиро- ван-ные тесты
    1962 г. – закончена работа над типоло- гическим опросником
    Майерс – Бриггс

    1960–
    1970-е гг.
    В западной диаг- ностике оформляются проблемы психодиагностики и намечаются пу- ти их решения.
    Спад интереса к тестам, период переос- мысления.
    В СССР в 1969 г.
    – официальное разрешение на ис- пользование тес- тов в научных це- лях. Рост интереса к западным мето- дикам
    Проблемы западной диагностики:
    - валидность методик;
    - проблема селекции;
    - разработка теории измеряемых явлений;
    - возможность прогнозов;
    - проблема влияния среды и наследственности на резуль- таты тестов.
    1974 г. – 2-е издание «Стандартов для тестирования в об- разовании и психологии»
    Появление адаптив- ного тестирования
    – –
    1980-е гг.
    – настоя- щее время
    Появление новых версий старых тестов. Рост интереса к проек- тивным методикам и опросникам.
    1985 г. – отечест- венный тест умст- венного развития ШТУР
    1990-е гг. – пере- вод тестов
    «Большой пятерки».
    Россия – 16 РФ
    (русскоязычных факторов)
    1993 г. –
    Дж. Экснер – система интерпретации показателей теста
    Роршаха

    11
    Окончание табл. 1
    Этап
    Содержание
    Направления психодиагностики
    Диагностика интел- лекта
    Диагностика лич- ности
    Проективная диагностика
    Россия – «заполне- ние диагностического вакуума». Диле- тантский подход к инструментарию.
    1990 г. – создание в
    Санкт-Петербурге
    ИМАТОНа – пред- приятия, которое занялось подготов- кой и продажей тес- тов для психологов
    Проблемы отечественной диагностики:
    - отставание в сфере технологий разработки измеритель- ного инструментария, а также регламентации психодиаг- ностической работы;
    - наработан серьезный опыт в разработке эксперимен- тальных методик, а также в теоретическом обосновании разнообразных феноменов психики человека, которые могут рассматри- ваться в качестве предмета психологической диагностики
    Термин «психодиагностика» ввел в научный оборот Г. Роршах (психиатр по образованию). Классическая психодиагностика формировалась по образцу и подобию медицинской модели взаимоотношения с клиентом начала XX в. – так называемыми субъект-объектными. Ожидания в отношении психодиагностики
    XX в. сводились к рецептам, абсолютно достоверным сведениям, которые не всегда получали. В конце XX в. возник ассессмент, или оценка. В табл. 2 при- веден сравнительный анализ психодиагностики ХХ в. И ХХI в.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта