Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»

  • Теория литературы

  • Актуальность темы

  • Методика работы над теоретико-литературными понятиями в школьном курсе литературы

  • Выпускная работа. выпускная работа КПК. Министерство образования и науки луганской народной республики


    Скачать 76.77 Kb.
    НазваниеМинистерство образования и науки луганской народной республики
    АнкорВыпускная работа
    Дата22.02.2021
    Размер76.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавыпускная работа КПК.docx
    ТипРеферат
    #178553
    страница1 из 2

    Подборка по базе: Основы инклюзивного образования 3+.pdf, Министерство образования и науки Челябинской области.docx, Система высшего медицинского образования в Республике Казахстан., Федеральное государственное автономное образовательное учреждени, Основные направления современной исторической науки.docx, Доклад Внедрение трехъязычного образования в школах.docx, МНогоПРОФИЛЬНЫЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.pptx, История и методология науки кейс.docx, Тугушева Н.Р-понятие и функции юридической науки.docx, Направления модернизации системы образования в РК.docx
      1   2

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Луганской народной республики

    Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»


    Отдел методики преподавания

    учебных дисциплин



    Теория литературы в системе литературного образования. Роль, место, методика изучения.
    выпускная работа

    Антоненко Татьяны Алексеевны,

    слушателя курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы

    Луганск

    2019
    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе

    школьной программы…………………………………………………………….6

    2. Система изучения теории литературы в 5 классе…………………………..23

    2.1. Работа над сказкой и басней………………………………………………..25

    2.2. Работа над повестью и рассказом………………………………………….28

    2.3. Знакомство с приключенческой литературой…………………………….31

    2.4. Изучение лирики…………………………………………………………….32

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Список источников использованной литературы

    Введение

    Воспитание людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени – вот основная задача, которую должна решать сегодня школа, особенно уроки эстетическо-гуманитарного цикла. И ведущая роль здесь принадлежит урокам литературы. Именно они способствуют нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека, формированию прочной языковой культуры, культуры общения и поведения. Как ни вспомнить слова М. А. Рыбниковой: «Литература – это познание мира, жизни человека, общества. Литература – это школа мировоззрения. Литература – это воспитание чувств, это волевая зарядка» [11, с.18] .

    За последние годы школа много сделала для реализации этих задач. Шагнула вперёд и литературная наука, изменились школьные программы, учебники, методические пособия. Появилось много новых, оригинальных программ, рассчитанных на углубленное изучение литературы в гуманитарных классах гимназий, лицеев и общеобразовательных школ.

    Но так и не удалось современной школе решить основную проблему литературного образования – воспитать у школьников потребности в чтении и желание общения с искусством. Если это и есть, то часто имеет какой-то чисто прагматический характер (научиться писать сочинения, успешно сдать экзамены в школе и в ВУЗе и т.д.).

    Подготовка квалифицированного читателя, формирование его убеждений, эстетических взглядов и вкусов, расширение и обогащение его эмоционального мира, развитие интеллекта, совершенствование умений и навыков в подходе к искусству слова предполагает овладение определённым кругом теоретико-литературных знаний. Но знания сами по себе автоматически не формируют любовь к искусству, они являются той основой, на которой развивается и утверждается эта любовь. А любовь всегда предполагает стремление к новому, неизведанному, постоянному открытию для себя в той или инойобласти искусства. А новое лучше всего поймёт и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития.

    Овладение основами теории литературы мы рассматриваем как овладение основами искусства, позволяющими формировать у школьников эстетические критерии, вырабатывать иммунитет против пошлости, готовность к восприятию ценностей всей человеческой культуры и к творчеству по законам красоты не только в области искусства, но и в любой сфере деятельности, в любой профессии.

    Изучение теории литературы совершенствует и приёмы умственной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников, и для усвоения других учебных предметов.

    От того, как поставлено изучение теории литературы в школе, во многом зависит уровень восприятия юношами и девушками других искусств. Очевидно, в курсе литературы необходимо усилить внимание к тем моментам, которые раскрывают и характеризуют общие черты литературы и других видов искусства, общие законы развития искусства, не ослабляя внимания к специфике литературы.

    Большинство теоретико-литературных понятий прочно вошло в культурный обиход современного человека. Они каждодневно встречаются в газетных статьях, различного рода документах, в передачах телевидения и радио, выступлениях писателей, режиссёров, актёров и т.д. И любой культурный человек наших дней должен понимать их и осмысленно воспринимать.

    Актуальность темы заключается в том, что усвоение учащимися системы теоретических понятий необходимо не только в общеобразовательных целях для понимания повседневного употребления в культурном обиходе терминологии, но и как один из основных путей проникновения учащихся в эстетическую сущность искусства.

    Цель работы – это определение места и роли теоретико-литературных понятий в курсе литературы на современном этапе.

    В соответствии с целью вытекают следующие задачи:

    - изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме;

    - изучить опыт современных учителей;

    - выявить проблемы, возникающие в методике изучения теоретико-литературных понятий в курсе литературы 5 класса.

    Среди учёных-методистов, учителей-словесников нет сегодня единого мнения о системе, объёме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Вот почему так важен опыт таких известных исследователей в этой области, как В.Г. Щербина [17], М.А. Снежковская [2], Г.И. Беленький [1], Т.Ф. Курдюмова [8], В.Г. Маранцман [10]. В разные годы ими были изданы пособия по вопросам преподавания теории литературы в школе. Несмотря на давность их издания, основные положения этих работ, предложенные ими методики изучения теоретических понятий, являются актуальными и сейчас. Знание и применение их на практике поможет учителю литературы сделать урок таким, о каком однажды высказался большой знаток школы, писатель и педагог С.Я. Маршак «...счастлив учитель, которому удаётся, начав с простого чтения, перейти к серьёзному и вдумчивому и даже к анализу произведения, не утратив того наслаждения, которое людям должно доставлять произведение искусства».


    1. Методика работы над теоретико-литературными понятиями в школьном курсе литературы


    Место и значение литературы как учебного предмета определяется её особенностями. Здесь органически соединяется познание явлений самой литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и овладение системой теоретических литературоведческих понятий и критериев. Все эти стороны литературы как учебного предмета взаимно связаны, неотделимы друг от друга.

    Успешность литературного образования в школе не определяется количеством объектов, включаемых в программу. Сущность вопроса в том, какой круг знаний, вопросов вкладывается в то или иное явление, в какой мере раскрывается его содержание, идейное и эстетическое своеобразие, насколько органично это связывается с живыми интересами учащихся. Отсюда вытекают основные задачи литературного образования: дать учащимся представление об основных, наиболее значительных и характерных явлениях русской и зарубежной литературы, развить художественный вкус, обогатить культуру речи, внушить любовь к литературе.

    Для того, чтобы дать учащимся знания фактов литературы (её исторического развития, сведений о творческом пути и особенностях наследия выдающихся писателей), необходимо научить их подходить к этим явлениям осмысленно. Для этого нужна система теоретических понятий, критериев понимания и оценки художественных явлений.

    Считаем, что вне продуманной системы идеологических и эстетических понятий литературное образование, как и всякое другое образование, немыслимо. Второе необходимое условие для плодотворного изучения отдельных элементов и понятий – в их связи с конкретным содержанием и особенностями произведения. Как вся аналитическая и обобщающая понятийная система программы и учебников должна быть подчинена задаче рассмотрения своеобразия литературы, так и изучение обобщающих понятий должно быть связано с образной тканью произведения, должно выделять его наиболее характерные черты, его идейную и художественную специфику.

    На сегодняшний день существуют разные трактовки изучения основ теории литературы в школе. Одни авторы вообще отрицали необходимость изучения в средней школе теории литературы, другие, наоборот, предлагали ввести специальный курс теории литературы. В настоящее время избран наиболее целесообразный путь усвоения учащимися основных теоретико-литературных понятий. Они изучаются в связи с изучением определённых литературных произведений, дающих наиболее соответствующий конкретно-образный материал для освоения того или иного теоретического понятия. Мы считаем, что непосредственное живое созерцание – необходимая ступень всякого, особенно художественного познания.

    Всякое познание развивается, в конечном счете, на материале непосредственных впечатлений, восприятия окружающих явлений. В ходе усвоения литературных понятий получает дальнейшее развитие и само художественное восприятие. Оно становится всесторонним и полноценным, поскольку уже не ограничивается свойствами непосредственного чувственного познания, а захватывает новые стороны сознания человека, использует возможности отвлечённого мышления, добиваясь тем самым более полного осмысления литературных явлений и эстетически, и познавательно.

    Непонимание взаимосвязи этих двух процессов приводит к расхождению между массивом художественных впечатлений учащихся и степенью их понимания. В этом мы видим одну из причин того, что школьное преподавание литературы не приучает учащихся, а, наоборот, отучает ценить и любить литературу. И ученик на уроке литературы не получает самого главного – эстетического наслаждения от изучаемого произведения.

    Исходя из сказанного, мы определяем три основных методических принципа изучения теоретических понятий:

    а) изучение понятия должно опираться на наиболее характерный конкретный художественный материал, позволяющий наглядно раскрыть смысл этого понятия;

    б) усвоение понятия должно быть подготовлено самой последовательностью расположения понятий; от наиболее доступных – к более сложным. Частные понятия должны связываться с более сложными;

    в) ввиду изменения психологических особенностей учащихся нужно соблюдать принципы продуманной, всё углубляющейся и обогащающейся по мере их взросления повторяемости ряда сложных понятий на новом уровне.

    Обращаем внимание на один из самых существенных недостатков в изучении теории литературы: нелогичности, разрозненности, разобщенности многих родственных понятий (например: герой, тип, характер; тема, идея, содержание и т.д.). Это неблагоприятно сказывается на усвоении учащимися смысла понятий, их связи и соотношения в анализе литературного произведения. Чтобы избежать этих ошибок, обращаем внимание на такую особенность понятия, как многогранность. Его оттенки дети усваивают, прежде всего, в сопоставлении с близкими и контрастными понятиями. Поэтому необходимо использовать приём «гнездования» как родственных, близких понятий определённого рода, так и противоположных по смыслу, основываясь на использовании таких существенных психологических предпосылок восприятия, как ассоциация по сходству и различию. Так, например, слово «архаизм» лучше рассматривать со словом «неологизм», «диалог» отчётливее проясняется в сопоставлении с «монологом», «пролог» – с «эпилогом», «завязка» – с «развязкой», «комедия» – с «трагедией» и т.д.

    Мы считаем необходимым установление оптимального соотношения различных аспектов изучения литературы: эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального, нравственно- функционального, проблемного. Как раз утрата их верного соотношения, а также их упрощённая трактовка – одна из основных причин малой действенности урока литературы, однолинейности восприятия произведений искусства слова, их иллюстрированного понимания.

    Таким образом, и в литературоведении, и в школьной практике всё прочнее утверждается мысль о системности анализа. Этот вопрос рассматривается многими учёными (А.С. Бутминым, М.Б. Храпченко). Смысл их исследований, и в частности В.Р. Щербины, сводится к следующему: задача словесника – добиться, чтобы все стороны произведения воспринимались системно, чтобы, учащиеся видели, например, в сюжете и композиции отражение эпохи, выражение взглядов писателя, его понимание общественных процессов и их оценку.

    Выбор характеров, выделение в них главного, идейно-эмоциональная оценка изображаемого также определяется социально обусловленной позицией автора. Очень важно, что подвергается критике и что утверждается автором, в какой степени поиски и идеалы его способствуют пробуждению добрых чувств читателя, помогают верной самооценке, выработке творческого отношения к миру.

    Современное литературоведение выделяет три цикла проблем: учение об особенностях образного отражения писателем действительности, учение о структуре художественно-литературного произведения и учение о литературном процессе.

    В системе школьного образования вначале осваиваются понятия, связанные со структурой художественного произведения, а из двух других циклов изучается лишь то, что необходимо для понимания учащимися конкретного произведения. И только после этого школьники обращаются к учению об образном отражении действительности и к учению о литературном процессе.

    По мере накопления наблюдений вводятся отдельные теоретические понятия, в основном о свойствах отдельного произведения: художественной речи, сюжете и композиции, герое и авторе, теме и идее. Теоретические понятия осваиваются в свете истории литературы, особенно широко развёртываются понятия, связанные с общими свойствами литературы как отражения действительности и с историко-литературным процессом.

    Такое построение опирается на психолого-педагогические исследования художественного восприятия учащихся разного возраста и подтверждено всем опытом преподавания в школе.

    И в развитии отдельного читателя сначала должно появляться умение подходить к произведениям разных жанров с разными установками (понимание фантастического мира сказки, ожидание правдоподобия от рассказа). Осознание причинно-следственных связей между явлениями приводит к умению понимать и оценивать сюжет и законы построения произведения. Одновременно складывается умение понимать и оценивать красоту поэтического языка, его изобразительных и выразительных средств (на это обращают внимание ребят уже книги для чтения 1 – 3 классов). В результате формируется понимание того, что литературный герой – художественный образ, кто есть автор, чьи мысли и чувства выражены в произведении.

    И только после этого возможно понимание важнейших общих свойств художественной литературы: специфики отражения в ней действительности и выражение авторского сознания, значения эстетического идеала, закономерностей исторического развития. С высоты этих обобщений уже освоенные раньше понятия включаются в новую систему и дают возможность учащимся обрести новые умения: поэтический язык начинает восприниматься и оцениваться как средство выражения чувств и мыслей автора, жанрово- родовая специфика произведения воспринимается как художественный целостный мир, сюжет и композиция оцениваются во взаимодействии с отражаемой в произведении действительностью и авторской позицией. Складывается умение оценивать искусство слова в соответствии с законами развития литературы, со спецификой того или иного этапа её истории, спецификой направления, художественного метода.

    Таковы в общем виде логика и принципы изучения теоретических понятий на уроках литературы.

    Говоря о практическом применении предложенных методических принципов, обращаем внимание на то, что теоретические понятия должны изучаться как можно раньше. И уже программы 5 – 6 классов должны быть очень насыщенными теорией литературы, что создаёт возможность более глубокого проникновения в смысл художественного произведения, ведет к развитию эмоционального восприятия и умению анализа, что в значительной степени разгружает учащихся старших классов. Накопленный в средних классах опыт анализа сказывается в том, что старшеклассники уже при первоначальном чтении произведения быстрее входят в его мир, точнее воспринимают смысл и затем глубже вникают в него на стадии анализа, идут дальше в освоении основополагающих принципов литературы.

    Учитывая возрастные особенности школьников, ученые-методисты предлагают выделение в каждом классе каких-то центральных понятий.

    Например, в 5 классе главные для учащихся понятия – литературный герой и сюжет, в 6 классе – композиция, в 7 – характер и обстоятельства, в 8 – учащиеся осваивают понятие об образности литературы, в 9 – о типическом в литературе и т.д.

    Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определённую систему, а не набор отдельных понятий. При таком подходе в средних классах на первом плане – изучение отдельных произведений и основной круг понятий о содержании и форме произведения осваивается именно здесь. Но постепенно школьники подходят к пониманию общих свойств литературы.

    В какой-то мере в средних классах уже создаётся представление об историческом развитии литературы. Этому служат понятия о роде и жанрах, об отличии письменной, профессиональной литературы от устного народного творчества и т.д. Так исподволь накапливаются сведения, подводящие к курсу на историко-литературной основе, формируется исторический подход к произведениям.

    Освоение наиболее сложных и важных понятий проходит несколько стадий по мере развития учащихся. Сначала накапливаются наблюдения над явлением, затем дается начальное понятие и потом – развитие.

    Первые сведения о литературном герое учащиеся получают в 5 классе. Постепенно начинают они проникать в мотивы поведения героя, осознавать связь между героями и событиями («Кавказский пленник», «Муму»), учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам (Герасим и барыня, Герасим и челядь).

    В 6 классе начинает складываться понимание того, что за героем стоит автор, выражающий своё отношение к изображаемому («Дубровский»), совершенствуется умение давать нравственную оценку герою.

    Семиклассники в состоянии понять взаимосвязь всех сторон личности – поступков, мыслей, чувств, поэтому им становится доступным понятие о литературном характере как индивидуальной личности, нарисованной в произведении и несущей на себе авторское отношение. Это понятие даётся при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

    В 8 классе учащиеся осознают, что в литературе создаются художественные образы людей. Можно соотнести друг с другом понятия: литературный герой, литературный характер и художественный образ. И вся система уроков в 8 классе будет подчинена формированию понятия о художественном образе.

    В 7 и 8 классах учащиеся узнают о том, что человек по-разному изображается в разных родах литературы; многосторонне и объёмно – в эпических произведениях; в отдельном переживании – в лирике; в поступках, столкновениях – в драме.

    В старших классах образ человека предстаёт конкретно-исторически, в его связях с эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития.

    Несмотря на то, что содержание школьных программ по литературе изменилось, предложенная логика постижения теоретических понятий остаётся применимой и сегодня.

    Актуальность рассматриваемой нами проблемы в свое время образно определил известный ученый – лингвист Н.Н. Поспелов, который предложил представить себе такого учителя, который совсем отказался от теории. «О чём он может тогда сказать учащимся?» – спрашивал автор и отвечал: «Только об единых фактах: жил Пушкин, в 28 году написал «Полтаву», там рассказано о Петре, Мазепе и Полтавской битве» и т.д.

    Для того, чтобы хоть как-нибудь охарактеризовать творчество Пушкина, «Полтаву», её образы, надо пустить в ход какие-то обобщающие понятия. Без них всё дело сведётся к сообщению внешних фактов биографии писателей и к «объяснительному чтению» текстов произведений. Ни о каком их понимании, ни о какой оценке речи быть не может.

    Отсюда, естественно, напрашивается вывод: словесник, пренебрегающий в своём преподавании вопросами теории литературы, на самом деле ими пользуется, хотя и не систематически, непланомерно, «неосознанно».

    Намечая систему изучения теории литературы в школе, методисты предлагают исходить из того, что современное литературоведение различает три круга теоретических проблем. Одни из них связаны с общими свойствами литературы, другие – со структурой художественного произведения, третьи – с закономерностями историко-литературного процесса. Также не нужно забывать об образовательно-воспитательных задачах школы, иметь в виду структуру и логику изучаемой науки, и, наконец, логику и структуру учебного предмета (принцип построения программ, определяемых во многом возрастными возможностями учащихся, в частности интересом подростков к серьёзным мировоззренческим вопросам).

    «Кардинальная проблема теории литературы – эстетические отношения литературы к действительности. Специфику, роль, место литературы среди других форм общественного сознания характеризуют так называемые общие понятия. Коренные свойства литературы преломляются и модифицируются в художественных произведениях разных родов и жанров, в творческих направлениях, методах и индивидуальных стилях и получают реальное бытие, «материализуются» с помощью изобразительно-выразительных средств – словесных и «надсловесных» [15, с. 25].

    Поэтому задачи эстетического воспитания и развития учащихся диктуют необходимость поставить в центр изучения литературы в школе именно общие понятия, связанные с проблемами художественного отображения жизни (художественный образ), личностного характера художественного творчества, воспитательной сущности литературы.

    В свете коренных проблем теории литературы, в свете её общих понятий должны изучаться понятия «частные». Нельзя, например, говорить о психологизме творчества писателя, не обращаясь к идейно-художественной концепции произведения, к его структуре, особенностям типизации, своеобразию языка. Но изучение стилевых особенностей произведения (и формирование на этой основе определённых понятий) вне широких методологических подходов ничего, кроме классификационных сведений, не даёт. И с этим трудно не согласиться.

    Но, чтобы этот принцип осуществить, требуются постепенность и строгий учёт возрастных возможностей школьников. В 5 – 7 классах, в какой-то мере и в 8 классах, общие понятия являются «фоновыми»: их постоянно имеет в виду учитель и лишь в ограниченной степени осознают ученики. Так, уже в 5 классе, они получают первые представления о литературе как виде искусства, о литературе и фольклоре. В 6 классе, читая былины, а на уроках музыки знакомясь с народными песнями, музыкой А. Бородина или на уроках изобразительного искусства с исторической живописью учащиеся накапливают и в известной степени обобщают наблюдения над особенностями различных искусств. В 8 классе эти наблюдения и обобщения поднимаются на более высокую ступень.

    Раскрывается, так или иначе, в средних классах и функциональное значение художественной литературы: её познавательные, воспитательные, коммуникативные функции и эстетическая природа.

    В 5 классе мы говорим о роли чтения и книги в жизни человека, в 6-7 – об идейно-эстетическом влиянии книги на читателя, о писателе как авторе произведения, о роли художественного творения в культурной жизни страны. И, опять-таки, в 8 классе эти знания углубляются и обогащаются.

    В центре внимания учеников средних классов – отдельное произведение, изучаемое, правда, с привлечением минимума историко-литературных сведений (о писателе, о времени, отражённом в произведении, и др.). Поэтому необходимо знакомство школьников с такими понятиями, как «литературный герой», «литературный характер», «тема», «идея», «композиция», «сюжет произведения», «портрет», «пейзаж», а также с изобразительно- выразительными средствами языка, основами стихосложения, некоторыми особенностями выражения авторского отношения к миру (юмор, сатира).

    Понятия, связанные с историко-литературным процессом, в школе представлены значительно беднее, поскольку и сам историко-литературный процесс в средних классах вообще не изучается. Из этой категории понятий ученики знакомятся с понятиями родов и жанров литературы, а в старших – с понятиями художественного метода – классицизма, романтизма, реализма, стиля писателя. Но в средних классах работа над освоением своеобразия жанров, при всей её важности, носит всё же вспомогательный характер, а в старших вписывается в рамки овладения общими понятиями. Лишь общее представление ученики получают о классицизме и романтизме, уделяя больше внимания реализму, особенно критическому.

    Как распределить теоретико-литературные понятия по классам?

    На основании анализа опыта, многочисленных отзывов о прочитанных книгах, данных психологической литературы считаем, что главное для учащихся 5 класса – событие и поступки героя. Поэтому в плане теоретико- литературном узловыми для этого класса являются понятия «литературный герой» и «сюжет».

    В 6 классе, углубляя эти понятия, нужно обратить внимание учащихся на взаимосвязь героев (главных и второстепенных), эпизодов, глав; проследить сцепление событий, выявляя функцию портрета, пейзажа, интерьера, т.е. обратить внимание на план и взаимодействие элементов произведения, на его композицию.

    В 7 классе необходимо вводить понятие «характер». Таким образом, нужно пойти от общего представления о литературном герое к постижению его сущности, его характера. Характер рассматривается в тесной связи с обстоятельствами, в которых он формируется и проявляет себя.

    Освоение этих понятий («литературный характер» и «обстоятельства»), как свидетельствует практика, способствует не только полноценному восприятию художественного произведения, но и пробуждает интерес к идейно-эстетическим и нравственным проблемам, конфликтным ситуациям и личности героя, что отвечает потребности подростков в самоутверждении.

    8 класс – класс «пограничный»: в нём, с одной стороны, углубляются и обобщаются теоретико-литературные знания учащихся, полученные в предшествующие годы, с другой стороны, ведётся подготовительная работа к усвоению курса на историко-литературной основе в старших классах. Повышается в нём роль общих теоретико-литературных понятий – речь идёт об образности художественной литературы, о её отличиях от литературы научной и от других видов искусства, о роли творческого воображения и художественного вымысла.

    А, так как общие свойства литературы и, прежде всего, её образность реализуются в художественных произведениях, усилия учителей в этом классе (если иметь в виду теоретико-литературный аспект) направлены на то, чтобы школьники осознали произведение как художественное единство и, в свете общего понятия об образности литературы, рассматривали такие компоненты произведения, как тема, идея, сюжет, композиция, характер, изобразительно- выразительные средства языка.

    В старших классах общие теоретико-литературные понятия становятся объектом планомерного освоения. Например, в 10 классе – понятие типического в литературе. Понятие литературного типа (в его отношениях с понятием художественного образа).

    Обращение к проблеме типического опирается, как считают литературоведы, на постановку проблемы «автор – действительность» и предполагает рассмотрение под определённым углом зрения вопроса о личностном характере художественного творчества, о способах выражения авторского сознания. Благоприятные условия для привлечения внимания школьников к вопросам личностного характера художественного творчества создаёт и программа 10 класса (изучение биографий писателей, работа над несколькими произведениями одного автора), и характер изучаемых произведений (лирические и лиро-эпические произведения, форма повествования от первого лица), и направленность познавательных интересов учащихся.

    Изобразительные средства языка необходимо рассматривать на первых этапах изучения в связи с формированием понятий «литературный герой» и «сюжет», помогающих детям целостно воспринимать художественное произведение. Разбирая, например, острые моменты сюжета сказок, говоря о героях сказок, об отношении к ним безвестных сказителей или авторов литературных сказок, обращаем внимание детей на изобразительную силу слова. Анализируя рассказы русских писателей-классиков, выясняем роль сравнений, эпитетов в обрисовке внешности человека, его переживаний.

    Таким образом, компоненты произведения и отражающие их теоретико- литературные понятия выступают во взаимосвязи; школьники за произведением видят его автора, художника-творца. Работа над изобразительными средствами языка, над художественной речью продолжается и углубляется в старших классах в связи с овладением знаниями о личности автора, о типическом, о художественном методе и индивидуальном стиле писателя. От класса к классу, от темы к теме учащиеся всё больше и полнее осмысливают эстетическую природу художественного образа и общественную роль литературы.

    В каждом классе изучается как бы комплекс теоретических проблем (понятий), организуемый центральной для этого класса общей проблемой. Выдвижение на каждом этапе обучения сформулированных выше теоретико-литературных проблем как центральных вовсе не означает их изолированного рассмотрения. Само собой понятно, что, например, с вопросом о взглядах писателя учащиеся, пусть в самой элементарной форме, не могут не столкнуться уже в 5 – 6 классах. Равным образом постановка в 9 классе вопроса о личности автора немыслима в изоляции от вопроса о роли художественного воображения, а значение этого последнего нельзя понять вне проблемы личности автора. Таким образом, уже познанное, обобщённое, теоретически осмысленное, продолжает жить в сознании учащихся и помогает в работе над новым материалом.

    Разработка системы работы над теоретическими понятиями напрямую связана ещё с одной очень важной проблемой – с определением арсенала, содержания и соотношения тех категорий, определений и понятий, которыми оперирует современная критика.

    Хорошим помощником для учителя-практика является, созданная учёным-методистом В.Г. Маранцманом, таблица распределения теоретических понятий с 5 по 11 классы.

    В своей таблице В.Г. Маранцман объединил и во многом обновил систему теоретических понятий, предложенную в своё время Г.И. Беленьким, с учётом новых требований к урокам литературы.

    Подводя итог, можно сказать, что эффективность работы по теории литературы в школе может улучшиться только в конкретном воплощении, в связи с анализом художественного произведения или литературно-критической статьи. Поэтому нужно говорить о взаимодействии двух систем: системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико-литературных понятий. В изучении литературы школьники постоянно совершают переход от образа к понятию в решении вопросов о проблематике, композиции, стиле того или иного произведения, чтобы вновь вернуться к «образной реальности» произведения, но на новом, более высоком уровне его понимания. В основе системного концептуального изучения литературы лежит именно углубление связей между непосредственным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий.

    Вот как на практике может выглядеть работа над теоретическими понятиями, связанными с изучением сказок в 5 классе.

    Беседы с пятиклассниками о том, что они знают о сказках, сразу позволит вспомнить такие понятия, как фольклор и жанры фольклора, мифы, легенды, баллады, предания.

    Анализируя содержание сказки, сразу включим понятия сюжет (цепь событий), композиция (зачин, концовка), дадим характеристику героям, положительным и отрицательным, введем понятие характер. Определяя содержание сказок, будем говорить о теме, об идее (морали) и т.д.

    Таким образом, целый блок основных «базовых», или «фоновых» понятий мы вводим уже на первом уроке. Это жанр, сюжет, композиция, тема, идея, герой, характер.

    На дальнейших уроках эти понятия должны углубляться, расширяться на примере других сказок. «Фоновые» понятия будут дополняться другими: сравнение и контраст, аллегория, аллегорические образы, нравственный идеал и т.д. На протяжении нескольких уроков должна идти планомерная работа над этим понятиями. Свои знания школьники должны применять, анализируя самостоятельно прочитанные сказки. Например, определить вид сказки, рассказать сюжет, понаблюдать над композицией, дать характеристику героям, определить идею.

    Следующая ступень в освоении понятия – создание собственной сказки или анализ сказки, не прозвучавшей на уроке. Эту работу мы проводим на занятиях под названиями «Творческий практикум» и «Творческая мастерская».

    Эти уроки мы предлагаем построить в два этапа. На первом – обобщить все знания об основных законах построения и создания сказок; сказочный сюжет, сказочные герои, волшебные предметы, чудесное превращение, деление героев на положительных и отрицательных, чудесное спасение, победа добра над злом.

    На втором этапе предлагаем выполнить творческие задания. Задания должны быть разноуровневыми: нарисовать иллюстрацию, оформить обложку к книге сказок, проанализировать самостоятельно прочитанную сказку, сочинить собственную сказку. Надо отметить, пятиклассники живо откликаются на предложение сочинить собственную сказку.

    Именно при таком продуманном, последовательном подходе к изучению теоретических понятий, мы считаем, можно решить проблему теоретического образования в современной школе.

    И последнее, на что обращаем внимание: при любых путях изучения вопросов теории следует опираться на знания учащихся, полученные в предыдущих классах, и на «стихийные» знания, уточняя и перестраивая их и помогая школьникам подняться от элементарных эмпирических обобщений к обобщениям теоретическим.

    Мы также предлагаем и отдельные методические приёмы для успешного осуществления этих задач. Это и создание проблемной ситуации на уроках, чтобы помочь учащимся включиться в процесс сотворчества, и организация самостоятельной работы школьников, требующая приложения творческих способностей, и обсуждение, и решение дискуссионных вопросов, и различные формы внеклассной и внешкольной работы – всё, что помогает развить критическую мысль учеников, их готовность и умение проанализировать и отстаивать свои взгляды, способствует выработке идейно-эстетических позиций учащихся, действенность знаний по теории литературы.

    Исходя из личной практики, хочется добавить, что у нас есть тоже свой опыт работы по этой проблеме.

    Например, мы считаем, что успешному формированию понятий способствует постановка теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок. И в этом плане большую роль играет чёткость и продуманность календарного планирования уроков литературы.

    Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие, например: 5 класс – жанры; 6 класс – роды и жанры; 7 класс – характер - герой - образ; и т.д. Причём базовые теоретико-литературные понятия не противоречат сложившейся в практике школы системе (5 класс – сюжет и герой; б класс – герой и характер), но разница в том, что ранее сложившаяся система соответствует логике развития подростка и формирования теоретико-литературных понятий идёт «вслед» за школьником. Предлагаемая же система направлена на формирование читательской квалификации.

    Знакомство с работами учёных, методистов и личный опыт работы позволяет определить, из чего нужно исходить и что нужно учитывать в работе над теоретическими понятиями:

    1. Исходить из логики и структуры литературы как науки и литературы как учебного предмета.

    2. Опираться на теоретические проблемы современного литературоведения.

    3. Исходить из образовательно-воспитательных задач школы.

    4. Учитывать профиль учебного заведения или отдельных классов.

    5. Учитывать технологические особенности и особенности отвлечённого мышления учащихся разного возраста.

    6. Соблюдать принципы продуманной, всё углубляющейся последовательностью изучения понятий от наиболее доступных – к более сложным на основе полученных знаний в предыдущих классах.

    7. Определять для каждого класса центральные понятия или блоки понятий.

    8. Определять блоки понятий на тему, на цикл уроков.

    9. Изучать частные понятия на основе общих или «фоновых».

    10. Изучать понятия в контексте художественного материала, позволяющего наиболее наглядно раскрыть смысл этого понятия.
    1.   1   2


    написать администратору сайта