Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2 Анализ индивидуальных рынков. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

  • лекции по эконмике. 1599034612_Лекции по экономике. Микроэкономика Тема 1 Введение в экономику. Базовые экономические понятия


    Скачать 91.54 Kb.
    НазваниеМикроэкономика Тема 1 Введение в экономику. Базовые экономические понятия
    Анкорлекции по эконмике
    Дата10.06.2021
    Размер91.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1599034612_Лекции по экономике.docx
    ТипДокументы
    #216299
    страница1 из 4

    С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: titulnik.docx, 1599152194_Лекция 1 - 2.docx, otvety_ekzamen_po_anatomii.doc.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: ТК тема 1 АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.pdf, Курсовая, 7 тема вариант 1.docx, 5 темаПереливание.doc, Контрольные вопросы к первому семинарскому занятию по темам №1-3, ФЗЛ 13 тема.docx, Эссе тема 3.docx, Материал к самост. темам (2).docx, Задания Тема 11.docx, Практическое занятие Тема 3.pdf, Реферат 1 тема Жураева Фарангиз .docx
      1   2   3   4


    Раздел 1. Микроэкономика

    Тема 1: Введение в экономику. Базовые экономические понятия.

    Вопросы:

    1. Потребности и благо.

    2. Экономические ресурсы и их характеристика.

    3. Предмет экономической науки, ее функции и структура.

    4. Методы экономического анализа.

    1 Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего – либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

    Экономические потребности можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Потребности разделяются на первичные (еда, одежда) и вторичные (кино, спорт). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные могут. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами, одни из которых имеются в неограниченном масштабе, другие в ограниченном. Последние называют экономическими благами, они состоят из вещей и услуг. Экономические блага делятся на:

    1. долговременные, предметы многоразового использования (авто, книги);

    2. недолговременные, которые исчезают в процессе разового потребления(спички, хлеб, мясо);

    3. взаимозаменяемые (чай, кофе);

    4. взаимодополняемые (комплименты) (шнурки - ботинки);

    5. прямые (потребительские);

    6. косвенные (производственные) – средства производства

    1. Экономические ресурсы (факторы производства) – элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них относятся: труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

    Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, характеризующихся интенсивностью и производительностью. Интенсивность – напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени. Производительность – результативность труда, она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.

    Термин земля употребляется в широком смысле слова, он охватывает все полезное, что дано природой: саму землю, водные и иные ресурсы, полезные ископаемые.

    Капитал – созданные людьми средства производства, используемые в производстве товаров и услуг. Деньги к капиталу не относятся.

    Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно все другие факторы производства. Все экономические ресурсы ограничены, в то время как потребности людей безграничны. Проблема выбора в экономике заключается в том, чтобы эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей. Ни один из факторов производства в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Математически эта зависимость выражается функцией y = f (x1,…x2 ), а x1,…x2 – факторы производства.

    3 Предмет исследования стал ориентироваться на проблему эффективного хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, это и сегодня является предметом экономической науки.

    Функции экономической науки:

    1. познавательная;

    2. прогностическая, разработка научных основ предвидения, перспектив развития на обозримое будущее;

    3. практическая, предполагает научное обоснование экономической политики государства, а так же выявление принципов и методов рационального хозяйствования.

    Структуру экономики можно представить следующим образом:

    Мегаэкономика
    Макроэкономика
    Мезоэкономика

    Уровень фирмы

    Микроэкономика

    Уровень домохозяйств
    Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом. Макроэкономика – исследование экономики страны, макроанализ нацелен на решение народных хозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей. Мезоэкономика изучает законы и поведение отдельных подтем национальной экономики или отраслей народного хозяйства. Микроэкономика за основу анализа берет наименьшую хозяйственную единицу – отдельную фирму.

    4 Методология – совокупность методов и приемов, с помощью которых наука изучает окружающую действительность.

    1. Общенаучные или методы формальной логики:

    анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части

    синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое

    индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему

    дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному

    сравнение – метод, определяющий сходства или различия явлений и процессов

    аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

    1. экономико – математические методы

    2. экономическое моделирование- формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субьективным целевым характером исследования.

    3. экономические эксперименты – искусственное воспроизведения экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изучения: они бывают на микроуровне и макроуровне.

    На микроуровне экономические эксперименты проводили Р. Оуэн «Банки справедливого обмена», Г. Форд

    На макроуровне – народно – хозяйственное планирование в СССР

    Тема 2 Анализ индивидуальных рынков.

    Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

    Вопросы:

      1. Функции спроса.

      2. Функции предложения.

      3. Рыночное равновесие.

      4. Изменение спроса и предложения и его влияние на равновесную цену и объем.

      5. Устойчивость рыночного равновесия.

      6. Паутинообразная модель.

    1 Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и могут приобрести при определенных ценах в определенный промежуток времени. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость может быть изображена графически с помощью кривой спроса, которая показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической науке принято откладывать независимые переменные (цена) по оси y, а зависимую переменную (спрос) по оси x.

    Изображенная кривая характеризует состояние цен и объем покупок продукции x в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителя купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде: Qd = f(P), где Qd – величина спроса, Р – цена.

    Кроме цены на спрос влияют и другие факторы, поэтому функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага. Изменение цен означает движение по кривой спроса. На спрос влияют не только цена, но и иные факторы:

    1. изменение доходов потребителя;

    2. изменение вкусов и предпочтений;

    3. инфляционные ожидания;

    4. изменение цен товаров;

    5. изменение количества покупателей.

    Qd = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N,B),где

    I – доходы потребителей

    Z – вкусы

    W – оптимизация

    Psup – цены на товары – субституты

    Pcom – цены на товары – комплименты

    N- количество покупателей

    B – прочие факторы

    Эти факторы (не ценовые) способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

    Т акая ситуация типична для большинства товаров, за исключением низкокачественных, поскольку в последнем случае рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, вследствие чего спрос на низкокачественные товары смещен на товар, который является субститутом повышает спрос на данный товар. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой субституты. Когда цена на сливочное масло повышается, потребитель покупает его в меньшем количестве, тем самым увеличивая спрос на маргарин и наоборот. Поэтому в общем виде можно сказать, когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Повышение цен на взаимодополняемые блага сокращает спрос на него. Когда цена на бензин смещается в результате ездят больше, увеличивая пробег вашего автомобиля повысит спрос на моторное масло и наоборот. Следовательно, когда два товара являются взаимодополняемыми между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Важным фактором, влияющим на спрос, является количество покупателей. Чем оно выше, тем больше спрос. На изменение спроса влияют и вкусы потребителей. Однако их влияние довольно трудно оценить однозначно. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот. Сдвиг кривой спроса вправо и влево отражает изменение спроса: оно протекает под влиянием нецелевых факторов.

    2 Предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определеннный момент или период времени. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения.

    Кривая предложения – кривая, показывающая ккакое количество экономического блага готовы предложить производители по разным ценам в данный момент времени.

    Ф ункция предложения – определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности же на предложения влияют и другие факторы:

    1. цена факторов производства (ресурсов);

    2. уровень применяемой технологии;

    3. ожидания агентов Р. Эк.;

    4. размер налогов и субсидий;

    5. количество продавцов.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта