Главная страница

Методики диагностики памяти. Методики диагностики памяти Диагностика объема кратковременной памяти


Скачать 20.26 Kb.
НазваниеМетодики диагностики памяти Диагностика объема кратковременной памяти
Дата10.03.2020
Размер20.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодики диагностики памяти.docx
ТипДокументы
#111422

Подборка по базе: Лекция №13 Акупунктурная диагностика.docx, Диф диагностика ОП.docx, сборка и диагностика электрич машин материал.docx, СИТ.ЗАД поЛабораторная диагностика эндокринных нарушений -2.doc, Таблица объема кладки.doc, Городецкий Д.Б 1.2.16 Основы методики самостоятельных занятий фи, Лекция №13 Акупунктурная диагностика.docx, Алгоритм диагностики и лечения первичных головных болей.docx, Разработка структуры и методики проведения лабораторно - практич, Туберкулезді плевриттің клиникасы,диагностикасы,дифференциальді

Методики диагностики памяти

Диагностика объема кратковременной памяти. Одним из самых важных показателей памяти является объем кратковременной памяти. Рассмотрим методики, применяемые для оценки объема кратковременной памяти детей.

1. Методика «Узнавание фигур» предназначена для измерения объема кратковременной образной памяти. В качестве стимульного материала в ней используются две таблицы с изображениями различных фигур.

Сначала испытуемому в течение 10 с показывают первую таблицу с 9 фигурами и просят его запомнить эти фигуры. Затем испытуемому немедленно показывают вторую таблицу с 25 фигурами, и просят показать среди них предъявленные ранее 9 фигур. Затем подсчитывается коэффициент узнавания последующей формуле:



где М — число правильно узнанных фигур; N — число неправильно узнанных фигур.

Чем ближе результат испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А.Р. Лурия, выявляет объем вербальной кратковременной памяти. Испытуемому для \запоминания дают 10 слов. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Можно использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

В инструкции испытуемым поясняется, что после предъявления им слов им необходимо повторить их в любом порядке, порядок роли Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации.

Методику «Заучивание 10 слов» С.Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.

Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и испытуемый должен каждый раз повторять их. По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым вопроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

Если ребенок вначале воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается, то он отличается повышенной утомляемостью.

3. Субтест «Повторение цифр» из шкалы Д. Векслера.

Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет — 4-7 единицам, для 14 лет — 5-9 единицам (норма взрослого человека).

Диагностика логической обработки запоминаемого материала. Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.
1. Методика «Запоминание двух рядов слов» используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

В методике используются два ряда стимулов, состоящих из пар слов. В первом ряду между словами в парах существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Например:

Первый ряд: Второй ряд:

курица — яйцо спички — кровать

ножницы — резать жук — кресло

и т. п. и т. п.

Вначале испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда с интервалом между парами 5 с. После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 с, а испытуемый воспроизводит слова правой половины ряда. Аналогично проводится обследование с помощью второго ряда слов.

Коэффициент смысловой памяти подсчитывается путем деления количества правильно воспроизведенных слов первого ряда на общее количество слов в предъявленном ряду. Коэффициент механической памяти подсчитывается путем деления количества запомнившихся слов второго ряда на общее количество слов в этом ряду. Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволяет определить, владеет ли и в какой степени ребенок приемами смысловой обработки запоминаемого материала. Для этой методики установлены оценочные нормы.

«Группировка». Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего пять групп по четыре слова в каждой). Материал предъявляется и воспроизводится трижды в любом порядке. Между словами выдерживается пауза в 1 с. Воспроизведенные испытуемым слова записываются. После второго предъявления ряда слов испытуемого просят назвать все слова, которые запомнил, а также слова, которые он первый раз говорил, и вновь заученные. После третьего предъявления слов испытуемому предлагается также назвать все слова, которые запомнил, затем все слова, которые он говорил первый и второй раз, и вновь заученные.

Слова, предлагаемые для запоминания:

1. Солнце. 2. Тополь. 3. Чашка. 4. Заяц. 5. Луна. 6. Шапка. 7. Медведь. 8. Сосна. 9. Ложка. 10. Юбка. 11. Липа. 12. Блюдце. 13. Звезда. 14. Лиса. 15. Платье. 16. Небо. 17. Елка. 18. Белка. 19. Кружка. 20. Кофта.

Обработка результатов заключается в подсчете воспроизведенных слов; кроме того, определяется их объединенность в группы. При первом предъявлении объем кратковременной памяти равен у детей 7-8 лет — 4 ± 1 слово, а для 14-летних — 7 ± 2. Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы (обычно из 2 слов). При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп, в старшем — четыре группы. Общий объем воспроизведенных слов соответственно увеличивается.


написать администратору сайта