Главная страница

курсовая птд. 15.03.02 Компьютерный инжиниринг машин легкой промышленности(к. Методические указания к изучению дисциплины компьютерный инжиниринг машин легкой промышленности для студентов направления подготовки 15. 03. 02


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеМетодические указания к изучению дисциплины компьютерный инжиниринг машин легкой промышленности для студентов направления подготовки 15. 03. 02
Анкоркурсовая птд
Дата02.02.2021
Размер0.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла15.03.02 Компьютерный инжиниринг машин легкой промышленности(к.п.pdf
ТипМетодические указания
#173340

Подборка по базе: практика мет указания.pdf, метод указания по написанию вкр.docx, Методические указания.pdf, РД_13_06_2006 Методические рекомендации о порядке проведения кап, Метод указания по практ раб 11.02.01. Р 2016-17г.doc, Элективные дисциплины по физической культуре и спроту. 3 конпект, Регламет дисциплины Электроника.docx, Медодические указания по КР ПМ 03.doc, Примерный перечень вопросов для подготовки к промежуточной атт, методические указания ПМ №1 Все виды охоты.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Методические указания к изучению дисциплины
«КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ МАШИН ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ» для студентов направления подготовки 15.03.02 –
«Технологические машины и оборудование» заочной формы обучения
(полная и сокращенная образовательные программы)
Составители:
Бабкина Н.М.
Гренишина Н.А.
Санкт-Петербург
2018

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3 1. Цель дисциплины .................................................................................................. 3 2. Задачи дисциплины ............................................................................................... 3 3. Содержание дисциплины ...................................................................................... 4 4. Вопросы к зачету ................................................................................................... 5 5. Вопросы к экзамену .............................................................................................. 6 6. Курсовое проектирование. Варианты заданий на курсовой проект ................ 8 7. Учебно-методические материалы по дисциплине ........................................... 61
Приложение А. Правила оформления отчета о выполнении курсового проекта ...................................................................................................................... 64
Приложение Б. Титульный лист пояснительной записки курсового проекта .. 72
Приложение В. Бланк задания на курсовой проект ............................................. 73

3
Введение
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам направления подготовки 15.03.02 – «Технологические машины и оборудование» заочной формы обучения
(полная и сокращенная образовательные программы) в изучении дисциплины «Компьютерный инжениринг машин легкой промышленности». Методические указания содержат перечень разделов и тем для самостоятельного изучения, задания для курсового проектирования, перечень вопросов к зачету и экзамену. Приводится список литературы для самостоятельного изучения при выполнении курсового проекта, подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Дисциплина
«Компьютерный инжениринг машин легкой промышленности» изучается в течение двух семестров. Студенты заочной формы вначале получают основные сведения о дисциплине, учебно- методические материалы для ее самостоятельного изучения и задания по предусмотренным учебным планом формам отчетности. В течение первого семестра изучения дисциплины читаются лекции. В следующем семестре проводятся лекционные, практические, семинарские и лабораторные занятия, выполняется курсовая работа. По итогам изучения курса студенты сдают экзамен, состоящий из ответов на теоретические вопросы и выполнения индивидуального задания.
1.
Цель дисциплины
Сформировать компетенции обучающегося в области проектирования и совершенствования производственного процесса, технологических машин, оборудования легкой промышленности, разработке мероприятий по введению и освоению нового оборудования.
2.
Задачи дисциплины
Изучить оборудование, применяемое легкой промышленности, особенности технологических процессов производства, научиться использовать компьютерные методы проектирования оборудования, разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию при помощи САПР, готовить мероприятия по введению и освоению нового оборудования.

4
3.
Содержание дисциплины
Учебный модуль 1. Классификация машин в швейном производстве
Тема 1. Базовые машины, системы машин, вопросы стандартизации и унификации механизмов.
Тема 2. Исполнительные инструменты и циклограммы работы швейных машин.
Тема 3. Конструкции механизмов швейных машин челночного стежка и составление расчетных схем.
Учебный модуль 2. Расчет и проектирование механизмов швейных машин
челночного стежка
Тема 4. Расчет и проектирование механизмов игл.
Тема 5. Расчет и проектирование механизмов челноков.
Тема 6. Расчет и проектирование механизмов нитепритягивателей.
Тема 7. Расчет и проектирование механизмов двигателей ткани и изделий.
Учебный модуль 3. Расчет и проектирование раскройного оборудования
Тема 8. Расчет и проектирование передвижных и стационарных раскройных машин.
Тема 9. Расчет и проектирование вырубочных прессов.
Учебный модуль 4. Расчет и проектирование оборудования для влажно-
тепловой обработки (ВТО) швейных изделий
Тема 10. Расчет оборудования ВТО с электромеханическим приводом.
Тема 11. Расчет оборудования ВТО с электропневматическим приводом.
Тема 12. Расчет оборудования ВТО с электрогидравлическим приводом.
Учебный модуль 5. Расчет и проектирование узлов машин для сборки и
формования деталей верха обуви
Тема 13. Расчет и проектирование швейных машин для обувного производства
Тема 14. Расчет и проектирование машин для формования деталей обуви растяжением и сжатием.
Тема 15. Расчет и проектирование машин для затяжки обуви.
Учебный модуль 6. Расчет и проектирование машин для сборки обуви
Тема 16. Расчет и проектирование прессов для клеевого крепления подошв.
Тема 17. Расчет и проектирование прессов для горячей вулканизации резинового низа и для изготовления обуви литьевыми методами.
Тема 18. Расчет и проектирование машин для ниточных способов крепления низа обуви.
Курсовой проект.
Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.
4.
Вопросы к экзамену
№ п/п
Формулировка вопросов
1
В чем заключается системный подход к созданию швейного оборудования и оснащения им производства швейных изделий?

5 2
Какова область применения швейных машин?
3
По каким признакам можно классифицировать швейные машины?
4
Чем различаются по назначению и конструкции универсальные швейные машины?
5
Из каких основных механизмов состоит базовая швейная машина челночного стежка КУР-
131.
6
Каково назначение и особенности работы механизма иглы?
7
Каково назначение и особенности работы механизма челнока?
8
Каково назначение и особенности работы механизма подачи нитки?
9
Каково назначение и особенности работы механизма транспортирующей рейки?
10
В чем сходство и различие конструкций основных механизмов машин цепного стежка (КУР-
876) с аналогичными машинами челночного стежка (КУР-131)?
11
Циклограмма работы швейной машины КУР-131 в виде совмещенных графиков, характеризующих перемещения рабочих органов по обобщенной координате φ – углу поворота главного вала, град.; Y
C
(φ) – вертикальное перемещение острия иглы, м; ψ
r
(φ) – угол поворота вращающегося челнока, град.; Y
F
(φ) – вертикальное перемещение глазка нитепритягивателя, м; Y
T
(φ) – вертикальное перемещение транспортирующей рейки,м.
12
Расчетная схема и алгоритм проектирования центрального кривошипно-ползунного механизма иглы с вертикальным перемещением игловодителя (1022М кл.).
13
Расчетная схема и алгоритм проектирования кривошипно-ползунного механизма иглы с горизонтальным перемещением игловодителя (810-0 кл.).
14
Расчетная схема и алгоритм проектирования кривошипно-коромыслового механизма иглы с вертикальным или горизонтальным перемещением игловодителя (КУР-876; 810-1 кл.).
15
Расчетная схема и алгоритм проектирования кривошипно-коромыслового механизма иглы с наклонным игловодителем (КУР-51 кл., AZ-8000 кл.).
16
Схема и алгоритм расчета кривошипно-ползунного механизма иглы при полном уравновешивании.
17
Схема и алгоритм расчета кривошипно-ползунного механизма иглы при частичном уравновешивании.
18
Схема и алгоритм проектирования механизма привода вращающегося челнока (КУР-131,
1022М).
19
Для чего скорость вращения челнока делается в 2 раза больше, чем скорость главного вала?
20
По каким критериям отыскивается оптимальная скорость челнока?
21
Схема и алгоритм проектирования механизма привода неравномерно-вращающегося челнока (23 кл.).
22
Схема и алгоритм расчета двухкривошипного механизма привода вращающегося челнока при полном и частичном уравновешивании.
23
Схема и алгоритм проектирования коромыслово-кулисного механизма привода колеблющегося челнока (220М кл.).
24
Схема и алгоритм проектирования рычажно-зубчатого механизма привода колеблющегося челнока (КУР-1820 кл.).
25
Построение диаграмм потребления и подачи нитки швейных машин челночного стежка.
26
Схема и алгоритм проектирования кривошипно-коромыслового механизма нитепритягивателя
(1022М кл.).
27
Схема и алгоритм проектирования кривошипно-коромыслового механизма нитепритягивателя
(повернутый) (КУР-131 кл.).
28
Схема и алгоритм проектирования кривошипно-кулисного механизма нитепритягивателя (302 кл.)
29
Схема и алгоритм проектирования механизма двигателя ткани реечного типа (КУР-131).
30
Схема и алгоритм проектирования узла вертикального перемещения рейки.
31
Схема и алгоритм проектирования узла горизонтального перемещения рейки.
32
Особенности конструкции машины и расчет геометрических характеристик ножа стационарной раскройной машины.
33
Особенности конструкции и уравновешивание механизма ножа передвижной раскройной машины с вертикальным ножом.
34
Схема и алгоритм проектирования вырубочных прессов консольного типа (ПВГ-8-2-О).
35
Схема и алгоритм проектирования вырубочных прессов траверсного типа (ПВГ-18-О).
36
Схема и алгоритм проектирования вырубочных прессов с передвижной траверсой (ПОТГ-20).
37
Схема и алгоритм проектирования пресса для ВТО с электромеханическим приводом (CS-
311).

6 38
Схема и алгоритм проектирования пресса для ВТО с электропневматическим приводом
(ППУ-2).
39
Схема и алгоритм проектирования пресса для ВТО с электрогидравлическим приводом (ГП-
2,5).
40
Особенности конструкций швейных машин для обувного производства (на примере машин для выполнения зигзагообразной строчки) (26 кл. или КМ-2070).
41
Особенности конструкций швейных машин для обувного производства (на примере машины для выполнения беспосадочной строчки) (КУР-852 кл.).
42
Схема и алгоритм проектирования механизма пяточного упора затяжной машины ЗНК-3-О.
43
Схема и алгоритм проектирования механизма носочного прижима затяжной машины ЗНК-3-
О.
44
Схема и алгоритм проектирования гидроцилиндров пресса для приклеивания подошв (ППГ-4-
О).
45
Схема и алгоритм проектирования механизма привода иглы машины для ниточного крепления подошвы (СПР-1-О).
46
Схема и алгоритм проектирования механизма привода иглы бортопрошивной машины
(FAMAS).
47
Схема и алгоритм проектирования механизма привода иглы бортопрошивной машины
(Brevetta).
48
Особенности конструкций механизмов подачи нитки бортопрошивных машин и алгоритм их проектирования.
49
Особенности конструкций механизмов перемещения изделий бортопрошивных машин и алгоритм их проектирования.
Задания на экзамен
Задача 1 1. Выполнить структурный анализ механизма.
2. Составить программу для определения кинематических параметров механизма в среде
MATLAB с использованием библиотеки подпрограмм KINEMA.
Дано: φ
0
=60°; LOA = 16,0 мм; LАВ = 66,0 мм; ХО1 = -10,0 мм.
Задача 2 1. Выполнить структурный анализ механизма.
2. Составить программу для определения кинематических параметров механизма в среде
MATLAB с использованием библиотеки подпрограмм KINEMA.
Дано: φ
0
=30°;LO1A = 15,0 мм; LАВ = 27,0 мм; LO2В = 27,0 мм; LАЕ = 55,0 м; LBЕ = 41,0 мм;
ХО2 = 18,0 мм; YО2 = 25,0 мм.

7
Задача 3
Пресс для ВТО с электромеханическим приводом.
Назовите основные детали привода и выполните структурный анализ рычажной схемы привода.
Задача 4
Пресс для ВТО с пневматическим приводом.
Назовите основные детали привода и выполните структурный анализ.

8
5.
Курсовое проектирование
Цели и задачи курсового проекта
Целями курсового проектирования являются систематизация и закрепление теоретических знаний и компетенций, полученных на лекциях, практических и лабораторных занятиях, а также приобретение навыков выполнения инженерных расчетов и разработки конструкторской документации с использованием современных средств автоматизации. Задачами курсового проектирования являются изучение устройства и работы машин легкой промышленности, методов расчета и проектирования механизмов этих машин на ЭВМ.
Тематика курсового проекта
Конструктивная разработка одного из механизмов (устройств) машин легкой промышленности. Разработкой программ для кинематического, силового и (либо) динамического исследования.
Требования к выполнению и представлению результатов курсового
проекта
Проект выполняется индивидуально, с использованием ЭВМ.
Результаты представляются в виде отчета, объемом 20-25 страниц, содержащего следующие обязательные элементы:
 основные сведения об исследуемом механизме и машине;
 обоснование проектных решений;
 описание методов и порядка расчета механизмов;
 блок-схемы алгоритмов расчетов на ЭВМ, разработка электронных программ расчета механизмов в среде MATLAB;
 результаты расчетов согласно кинематических и/или силовых и/или динамических исследований;
 чертежи деталей и узлов;
 защита курсового проекта (и/или презентация курсового проекта в
PowerPoint).
5.1.
Варианты заданий на курсовой проект
Вариант 0
Механизмы нитепритягивателей швейных машин: классификация, достоинства и недостатки, область применения. Швейная машина 1022М класса. Схема и алгоритм проектирования кривошипно-коромыслового механизма нитепритягивателя (тема6).
Вариант 1
Клеевая затяжка заготовок верха обуви: преимущества и недостатки, оборудование для клеевой затяжки. Машина ЗНК-2М-О: назначение,

9 устройство, принцип действия, техническая характеристика, основные механизмы (тема 15).
Вариант 2
Вырубочные прессы консольные: устройство, принцип работы, привод, электрогидравлическая схема, механизмы подъема и поворота ударника (тема
9).
Вариант 3
Раскройные машины: назначение, классификация. Передвижная раскройная машина ЭЗДМ-1: назначение, принцип действия, техническая характеристика, основные узлы и механизмы (тема 8).
Вариант 4
Раскройные машины: назначение, классификация. Стационарная ленточная раскройная машина РЛ-5: назначение, принцип действия, основные узлы и механизмы (тема 8).
Вариант 5
Вырубочные прессы траверсные: устройство, принцип работы, привод, электрогидравлическая схема, дозатор-ускоритель, система защиты рук (тема
9).
Вариант 6
Механизм привода вращающегося челнока (швейные машины КУР-131,
1022М): схема и алгоритм проектирования механизма привода челнока, определение оптимальной скорости вращения челнока (тема )5.
Вариант 7
Нанесение клея на детали: способы нанесения клея, классификация оборудования. Машина НКН-250: назначение, техническая характеристика, устройство, принцип работы, способы нанесения клея (тема 16).
Вариант 8
Предварительное формование заготовок верха обуви: назначение операции, оборудование. Машина ЗФП-1-О: назначение, устройство, принцип работы, техническая характеристика, кинематическая схема, основные механизмы (тема
4).
Вариант 9
Прессы для ВТО. Классификация. Достоинства и недостатки, область применения. Пресс для ВТО с электромеханическим приводом CS-311:схема и алгоритм проектирования (тема 10).

10
5.2.
Вопросы для самоподготовки
1. Современные методы расчета и проектирования машин, агрегатов и автоматических линий.
2. Машины и агрегаты подготовительно-раскройных и вырубочных цехов.
3. Классификация машин подготовительно-раскройных цехов.
4. Оборудование для обработки деталей низа.
5. Оборудование для обработки деталей верха.
6. Оборудование для формования деталей.
7. Оборудование для крепления деталей низа к заготовке верха обуви.
8. Оборудование кожевенной и кожгалантерейной промышленности.
6.
Учебно-методические материалы по дисциплине
а) основная учебная литература
1. Сторожев, В. В. Машины и аппараты легкой промышленности [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности" направления подготовки "Технологические машины и оборудование" / В. В.
Сторожев. – М.: Академия, 2010. - 396 с. – Режим доступа: фундаментальная библиотека СПбГУПТД (31 экз.)
2. Горюнова, В. В. Основы автоматизации конструкторско- технологического проектирования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.
В. Горюнова, В. Ю. Акимова.— Электрон. текстовые данные.— Пенза:
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, ЭБС
АСВ, 2012.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23102.html
.—
ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Галушкин, Н. Е. Высокоуровневые методы программирования. Язык программирования MatLab. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник/ Н. Е.
Галушкин.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,
2011.—
182 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46935
.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
б) дополнительная учебная литература
1. Кольцова, В. М. Машины и аппараты швейной промышленности [Текст]
: курсовое проектирование : учебное пособие / В. М. Кольцова, А. В. Марковец.
– СПб.: ФГБОУВПО «СПбГУТД», 2014. – 86 с.- Режим доступа: фундаментальная библиотека СПбГУПТД (25 экз.).
2. Марковец, А. В. Динамический анализ механизмов транспортирования материалов швейных машин [Текст] : монография / А. В. Марковец, Л. С.
Мазин; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2010. – Режим доступа: фундаментальная библиотека СПбГУПТД (10 экз.)
3. Кудинов, Ю. И. Практическая работа в MATLAB [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ю. И. Кудинов.— Электрон. текстовые данные.— Липецк:

11
Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 62 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55606.html
.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Губич, Л. В. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий машиностроения. Проблемы и решения [Электронный ресурс]: монография/ Л. В. Губич.— Электрон. текстовые данные.— Минск:
Белорусская наука,
2010.—
302 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12300
.— ЭБС «IPRbooks».
в) Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучающихся по дисциплине
1. Внедрение на промышленных предприятиях информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции [Электронный ресурс]: методические рекомендации/ Л. В. Губич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Белорусская наука, 2012.— 190 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29432
.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Ваншина, Е. А. Моделирование в системе КОМПАС [Электронный ресурс]: методические указания к практическим занятиям по дисциплине
«Компьютерная графика»/ Е. А. Ваншина, М. А. Егорова.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет,
ЭБС АСВ, 2011.— 74 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21611.html
.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Эффективная аудиторная и самостоятельная работа обучающихся
[Электронный ресурс] : методические указания для обучающихся / сост. С. В.
Спицкий. — СПб.: СПбГУПТД, 2015. – 39 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2015811
,
ЭБ
СПбГУПТД http://publish.sutd.ru/
, по паролю.
4. Организация самостоятельной работы обучающихся [Электронный ресурс]: методические указания для преподавателей и обучающихся / сост. И.
Б. Караулова, Г. И. Мелешкова, Г. А. Новоселов. – СПб.: СПГУТД, 2014. – 26 с. – Режим доступ - http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2014550
, ЭБ
СПбГУПТД http://publish.sutd.ru/
, по паролю.
г) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", необходимых для освоения дисциплины
1.
Электронно-библиотечная система
IPRbooks
(http://www.iprbookshop.ru).
2.
Электронная библиотека учебных изданий
СПбГУПТД http://publish.sutd.ru.
3. Электронный каталог фундаментальной библиотеки СПбГУПТД http://library.sutd.ru.
4.
Материалы по продуктам
MATLAB
&
Toolboxes: http://matlab.exponenta.ru

12 5. Материалы Информационно-образовательной среды заочной формы обучения
СПбГУПТД
[Электронный ресурс].
URL: http://sutd.ru/studentam/extramural_student/

13
Приложение А
Правила оформления отчета о выполнении курсового проекта
(пояснительной записки)

1 Общие требования к оформлению текстовой части отчета
1.1 Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32–2001, ГОСТ 2.105–95 и ГОСТ 6.38–90. Страницы отчета и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327–60.
1.2 Отчет должен быть выполнен любым печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1,8 (кегль 14). Выравнивание текста по ширине.
Основной текст набирается шрифтом Times New Roman.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:
правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм.
1.3 Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
1.4 При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.
2 Построение отчета
2.1 Наименование структурных элементов отчета
«Задание»,
«Содержание», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов отчета.
2.2 Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.
2.3 Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Для наглядности данный раздел оформлен в соответствии с изложенными в нем правилами оформления отчета о выполнении курсовой работы.

14
Пример – 1, 2, 3 и т. д.
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.
Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.
Пример – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.
После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят.
Если текст отчета подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего отчета.
Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
2.4 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
2.5 Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
3 Нумерация страниц отчета
3.1 Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
3.2 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета.
Номер страницы на титульном листе не проставляют.
3.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.
4 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов отчета
4.1 Если отчет состоит из двух или более частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер. Номер каждой части следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием вида отчета, например,
«Часть 2».
4.2 Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа
(страницы).
4.3 Нумерация страниц отчета и приложений, входящих в состав отчета, должна быть сквозная.
4.4 Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого

15 раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
4.5 В документе, не имеющем подразделов, нумерация пунктов должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. После номера пункта точка не ставится.
Пример
1 Типы и основные размеры




1.3
1.2
1.1
Нумерация пунктов первого раздела документа
2 Технические требования




2.3
2.2
2.1
Нумерация пунктов второго раздела документа
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3 Методы испытаний
3.1 Аппараты, материалы и реактивы




3.1.3
3.1.2
3.1.1
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела
документа
3.2 Подготовка к испытанию




3.2.3
3.2.2
3.2.1
Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела
документа
4.6 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.
4.7 Если текст отчета подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего отчета.
4.8 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.
4.9 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ы, ъ, ь, й), после которой ставится скобка.

16
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример:
а)
б)
1)
2)
в)
5 Иллюстрации
5.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте отчета.
5.2 Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в пояснительной записке, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
5.3 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
5.4 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.
5.5 При необходимости иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.
5.6 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
5.7 При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
6 Таблицы
6.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

17
6.2 Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
6.3 На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
6.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, в ней ставят прочерк.
6.5 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена
«Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.
6.6 Пример оформления таблицы приведен на рисунке А.1.
Таблица
– номер название таблицы
Головка{
} Заголовки граф
} Подзаголовки граф
}
Строки
(горизонтальные ряды)
Боковик
(графа для заголовков)
Графы (колонки)
Рисунок А.1 – Пример оформления таблицы

18
6.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
6.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.
При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
6.9 Оформление таблиц в пояснительной записке должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.
7 Примечания
7.1 Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.
7.2 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.
Примечания не должны содержать требований.
7.3 Примечания следует помешать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания.
Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют.
Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.
Пример
Примечание –
Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.
Пример
Примечания
1
2

19
8 Формулы и уравнения
8.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак
«х».
8.2 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
8.3 Формулы в пояснительной записке следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Пример:
А=а:b,
(1)
В=с:е.
(2)
Одну формулу обозначают – (1).
8.4 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
8.5 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
Пример – ... в формуле (1).
8.6 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
8.7 Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.
8.8 В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.
9 Ссылки
9.1 В пояснительной записке допускаются ссылки на данный документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.
9.2 Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не

20 допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.
9.3 При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1–84.
9.4 Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.
10 Список использованных источников
Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.
11 Приложения
11.1 Приложение оформляют как продолжение отчета.
11.2 В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки.
Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета.
11.3 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
11.4 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова
«Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в отчете одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
11.5 При необходимости текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
11.6 Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета сквозную нумерацию страниц.

21
Приложение Б
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Институт Информационных технологий и автоматизации
Направление 15.03.02 – Технологические машины и оборудование
Профиль подготовки
Кафедра
Машиноведения
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
(пояснительная записка)
по дисциплине «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНЖИНИРИНГ МАШИН
ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
на тему
Исполнитель – студент уч. группы
(Фамилия, И., О., подпись)
Руководитель
(Ученая степень, звание, Фамилия, И., О., подпись)
Оценка
Санкт-Петербург
201_ г.

22
Приложение В
Бланк задания на курсовую работу (печатается с оборотом)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Кафедра машиноведения
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)
Студенту группы
Тема проекта (работы)
Содержание задания
Задача проекта (работы)
Исходные данные: а) технологические параметры: б) конструктивные параметры: в) особые условия: г) объем проекта (работы):
Пособия и рекомендуемые материалы:
Дата выдачи задания:

23
Сроки выполнения задания:
Подготовительный этап (срок):
Пояснительная записка (количество листов и содержание)
Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)
Руководитель


написать администратору сайта