Главная страница
Навигация по странице:

  • «Техника и методика обучения бега на коньках на различных дистанциях» Автор – разработчик: Тренер - преподаватель

  • 1.1

  • Современное состояние тренировочного процесса конькобежцев

  • Техника и

  • Техника обучению бега на коньках на различные дистанции

  • Обучение со старта

  • Обучение по прямой

  • Обучение по повороту

  • Различия техники бега на коньках на различные дистанции (500, 1000, 1500, 3000, 5000, 10000 метров)

  • Техника и методика обучения бега на коньках на различных дистанциях. Омелин А.И., Техника и методика.... Методические рекомендации Техника и методика обучения бега на коньках на различных дистанциях


    Скачать 54.76 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации Техника и методика обучения бега на коньках на различных дистанциях
    АнкорТехника и методика обучения бега на коньках на различных дистанциях
    Дата08.07.2022
    Размер54.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОмелин А.И., Техника и методика....docx
    ТипМетодические рекомендации
    #627088
    страница1 из 2

    Подборка по базе: 3. Методические указания по организации и проведению производств, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФКиС СНЖт Задание 1 Бикеева А.Ш..docx, курсовая методика.docx, +МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ_19.09.2022_5-7.pdf, 77 Техника ведения экскурсий.docx, Методические рекомендации по курсовой работе туризм.docx, Методические рекомендации ОРЛЯТА РОССИИ.pdf, Задание и методические указания для РГР ХЛАДОТРАНСПОРТ.docx, мет рекомендации.docx, Метод рекомендации Критерии оцен.docx
      1   2

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

    В Г.КУЛЕБАКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    «Техника и методика обучения бега на коньках

    на различных дистанциях»

    Автор – разработчик:

    Тренер - преподаватель

    Омелин Анатолий Иванович

    г.Кулебаки

    2020

    Введение
    Спорт - это неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку, система­тическое участие в соревнованиях, связанных с преодолением возрастаю­щих трудностей, целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути. Спорт - это сложный комплекс межчеловеческих отношений, одно из наиболее массовых социальных движений современности.

    Конькобежный спорт - один из старейших видов спорта. Конькобежный спорт в России был первым и до XIX в единственным зимним видом спорта. По своей доступности, демократичности был спортом номер один. Бег на коньках - это вид физического упражнения, при выполнении которого человек передвигается по ледяной поверхности на специально изготовленных приспособлениях - коньках, прикрепленных к обуви. Бег на коньках с небольшой скоростью с целью активного отдыха, укрепления здоровья, развлечения называют простым катанием. Простое катание включает в себя индивидуальное, парное и групповое передвижение, а также игры на льду. При этом применяют любые модели коньков. Простое катание, как правило, предшествует специализированным занятиям всеми видами спортивных упражнений на коньках: скоростному бегу, фигурному катанию (индивидуальное и парное), спортивным танцам на льду, играм в хоккей с шайбой и с мячом. Поэтому его относят к вспомогательным упражнениям на коньках.( Специальная подготовка конькобежцев - В сборнике Конькобежный спорт, Г.М. Панов, Ю.И. Разинов,  М., Физкультура и спорт, 1977, №1)

    Скоростной бег на коньках (конькобежный спорт) - это вид спортивного упражнения, при выполнении которого конькобежец стремится в условиях соревнования преодолеть регламентированную правилами дистанцию с максимально возможной для себя скоростью. При скоростном беге используют простые и специальные (беговые) коньки.

    Конькобежный спорт характеризуется активной двигательной дея­тельностью с оптимальным проявлением физических и волевых качеств. Как и всякая деятельность человека, спортивная деятельность проходит аффективно, когда она планируется. Для того, чтобы правильно спла­нировать нагрузку, очень важно знать итоги предыдущей работы и исполь­зовать их как ориентир для планирования будущей подготовки.

    До настоящего времени большинство тренеров строят годичный цикл подготовки спортсменов, как одноцикловый. В то же время наличие кры­тых катков позволяет проводить тренировки по конькам летом и перехо­дить на двухцикловую систему подготовки. Рост результативности в конькобежном спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в общей программе тренировки конькобежцев. Это стало возможным благодаря использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на льду и общий объем бега на коньках), а также переходу на более специализированную физическую подготовку в летне-осенний период.( Конькобежный спорт: учебник для ИФК под ред. Е.П. Степаненко, М., ФиС. – 1977)

    Важную роль в совершенствовании российской школы конькобежного спорта играет постоянное совершенствование учебно-тренировочного процесса. Повышению эффективности и оптимизации тренировочного процесса во многом способствует научное обоснование средств и методов подготовки конькобежцев, используемых для воспитания силы, быстроты, выносливости и гибкости.

    Рост результативности в конькобежном спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в общей программе тренировки конькобежцев, а также появлением новых коньков с отрывающейся пяткой-«клапы».

    Увеличение объема специальной подготовки в общем объеме программы тренировки конькобежцев стало возможным благодаря использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на льду и общий объем бега на коньках), а также переходу на более специализированную физическую подготовку в летне-осенний период.

    Разработка новых форм и методов организации и управления конькобежным спортом, повышение качества подготовки льда, улучшение спортивной одежды и инвентаря конькобежцев, строительство катков, совершенствование правил проведения соревнований - все это способствует прогрессу российской школы конькобежного спорта.

    Дальнейшее развитие конькобежного спорта в нашей стране зависит и от совершенствования системы подготовки конькобежцев, техники подготовки, что предполагает научную обоснованность методических принципов тренировки квалифицированных конькобежцев.

    Данная работа посвящена изучению особенностей техники и методики обучения бегу на коньках на различные дистанции.

    В зависимости от длины дистанции (500м, 1000м, 1500м, 3000м или 5000м) обучение бегу на коньках строится по особой программе, что в первую очередь связано с различием в нагрузках на организм человека.
    1.1. Особенности техники и методики подготовки конькобежцев и его эволюция

    Впервые систематизировал тренировочный процесс В.В.Иванов в 1923 году и  подчеркнул целесообразность всесторонней подготовки конькобеж­цев и прочность узкоспециализированной тренировки.

    В ранний период развития конькобежного спорта имели место различ­ные методические направления и уклоны. Так, например, многие конько­бежцы того времени /Н.Струнников, А.Ипполитов, Я.Мельников и др./ со­вмещали свои занятия конькобежным спортом с успешными выступления­ми в велосипедных гонках. Н.Найденов был чемпионом России по акаде­мической гребле. Подобное совмещение занятий двумя или несколькими видами спорта имели место и у зарубежных конькобежцев.

    Автором многих книг, методических пособий и различных статей по вопросам скоростного бега на коньках в 20-е 30-е годы был П.Ипполитов. В вопросах построения тренировки П.Ипполитов был сторонником и про­пагандистом так называемого "технического" направления, считая, что тех­ника бега конькобежца, его "стиль" является важнейшей стороной подготовки. Разносторонней подготовке П.Ипполитов не придавал достаточного значения. Практика последующих лет показала ошибочность этих положе­ний.

    В 1940 году С.М.Тизгиров, подчеркивая большое значение разносто­ронней     подготовки     конькобежца,     предложил     выделить     в     под­готовительном периоде два этапа - этап летней подготовка или общефизи­ческого развития и этап специальной подготовки. В этот период в методи­ке тренировки уже четко просматривались тенденции применения целена­правленной круглогодичной подготовки.

    Послевоенные годы характеризуются бурным ростом спортивно-технических результатов, явившихся следствием широкого использования специализированной круглогодичной тренировки. В этот период появляет­ся целый ряд книг, учебников, методических пособий, статей по конько­бежному   спорту     /И.Я.Аниканов       /1953/,   Н.А.Масальгин      /1974/, Л.П.Матвеев /1953/,   В.А.Орлов, Х.Роокамм, Х.Рейнделл, И.Койл /1967/, П.Степаненко /1971Д Г.К.Подарь, Ф.П.Суслов /1974/ оказавших существенное влияния формирование современных взглядов на вопросы методики построения тренировки в конькобежном спорте.

    В этих работах была обоснована необходимость и закономерность круг­логодичном тренировки, доказано огромное значение всесторонней физи­ческой подготовки и важном место подготовительного периода в годичном цикле тренировки конькобежцев.

    К.Л.Кудрявцев и М.П.Соколов /1952/, подчеркивая огромное значение круглогодичной тренировки отмечают, что подготовительный период явля­ется решающим в годичном цикле, так как в этот период создается база для высоких достижений в зимнее время. Авторами отмечается, что развитие  отдельных качеств должно проходить гармонично, в определенном сочета­нии друг с другом. Далее указывается, что чем выше уровень обшей вынос­ливости спортсмена, тем лучше и успешнее он может развивать свою спе­циальную выносливость (Силовые тренировки конькобежцев, Л.С. Кудрявцева, М,1974.)

    С начала 50-х годов в подготовке конькобежцев стали широко приме­няться имитационные упражнения, бег на роликовых коньках и различные формы беговой подготовки. К настоящему времени в тренировке конько­бежца используется около 40 упражнений различных по форме и характеру выполнения. Однако следует отметить, что и до сих пор среди специали­стов нет единого мнения по вопросам применения отдельных средств и методов тренировки конькобежцев.

    Нет единого мнения в вопросе использования тренировки конь­кобежца бега на роликовых коньках. Данные эксперимента, проведенного В.С.Приставкиным /1977/, свидетельствуют, что тренировка на роликовых коньках не только положительно влияет на технику бега на коньках, но и является эффективным средством повышения функционального уровня конькобежцев. В последние годы объем тренировочных нагрузок в беге на роликовых коньках резко снизился. Причиной этому послужила примене­ние летней ледовой подготовки, а также распространенное мнение о том, что бег на роликовых коньках не дает положительных результатов в технической подготовке и, кроме того, нередко является причиной перетренировки (Совершенство технического мастерства конькобежцев посредством применения бега на роликовых коньках, те­зисы всесоюзной конференции по технике скоростного бега на конь­ках, B.C. Приставкин, Р.П. Дорохов, М., 1977)

    Этой     позиции     придерживаются     тренеры     В.Быкова,     В.Муратов,  Ю.Чистяков. Все более широкое применение в современной тренировке конькобежца находит силовая подготовка. Для спортсменов 16-17 лет рекомендуется проводить не менее 2-х раз в неделю на протяжении всего подготовительного периода /май-сентябрь/.

    Значительные изменения происходят в настоящее время и в зимней тренировке. Наряду с увеличением объема тренировочных нагрузок, вы­полняемых в беге на коньках, конькобежцы стали использовать также уп­ражнения общей физической направленности.

     В       методических      материалах             /В.А.Барановский       /1968/, С.М.Вайцеховский /1971/, Г.В. Васильев /1953/, Л.С.Дынер /1973/, В.М.Зациорский /1970/, Л.С.Кудрявцева /1974/, К.К.Кудрявцев /1957/, В.В.Кузнецов /1975/, Г.М.Паноч /1975/, указывается на необходимость применения упражнений общей физической подготовки в соревнова­тельном периоде, в том числе ходьбы, кроссового бега, бега по снегу, уп­ражнений с отягощениями. Большое значение для развития конькобежного спорта сыграли научные исследования /А.А.Вирц /1977/, В.А.Барановский/ 1968/ , Ф.Карлайл /1977/, Л.С.Кудрявцева /1974/, Н. А. Масальгин /1968/, Н. Г. Озолин /1970/, Г.М.Панов /1977/, Н.И.Петров /1975/, М.Я.Набатникова /1972/, Б.А.Стенин /1975г/, Д.Холам /1974/, К.Грен/, основная цель которых - изучение раз­личных факторов, определяющих достижения в конькобежном спорте и создании научно- обоснованной методики.

    Существенный вклад в развитие современной методики тренировки в конькобежном спорте внесли Б.А.Стенин, Г.М.Панов, В.И.Кащей, Б.Ф.Васильковский, М.Г.Половцев, А.Н.Докторевич, Ю.А.Барышников. В своих работах они обсуждают физиологические основы построения трени­ровки конькобежцев, дают оценку функциональному состоянию нервно-мышечному аппарату спортсменов, освещают вопросы, связанные с плани­рованием круглогодичной тренировки конькобежцев.

    В ряде научных исследований изучались особенности занятий конь­кобежным спортом в детском и юношеском возрасте /Г.В.Васильев /1954/, И.А.Масальгин /1974/, Ф.П.Суслов /1974/, Л.П.Матвеев /1959/. Изучая различные аспекты построения тренировки в конькобежном спорте в детском и юношеском возрасте, большинство указанных авторов, отмечает огром­ное значение всесторонней физической подготовки для роста спортивного мастерства в беге на коньках и гармоничного развития организма.

    Говоря о необходимости увеличения объема специальной подготовки, В.Г.Половцев, Г.М.Панов /1977/ в то же время отмечают, что выполнение большой по объему тренировочной нагрузки как в беге на льду, так и в лет­них упражнениях является ошибкой. Такая специализация приводит к форсированию специальной тренировки и "натаскиванию" на результат. По данным И.П.Чернова/1984/спортивные достижения в беге на коньках определяются, в основном, уровнем общей физической под­готовки. Такой вывод делается им на основании факторного анализа. Авто­ры В.И.Кащей и Ю.А.Барышников /"Многолетнее планирование физиче­ской подготовки юных конькобежцев", кафедральный сборник, ГДОИФК, 1987/ считают, что в основе должна стоять специальная подготовка конько­бежца, а общефизическая должна обеспечить высокий ее уровень.( Конькобежный спорт. Учебник для педвузов. Половцев В.Г. М., Просвещение. – 1990.)

    Имеющиеся научно-методические материалы, отражают общую тенденцию увеличения объема тренировочной нагрузки у спортсменов 16-17 лет и дают противоречивые рекомендации по их распределению в годич­ном цикле подготовки. А также до сих пор не выявлены рекомендации по подготовке конькобежцев в различных регионах страны с учетом специфи­ки условий региона, что существенным образом влияет на спортивный результат. 

    В работе С.Ф Сокунова /1996/ предложена новая методика тренировки, основанная на изучении влияния физических нагрузок и гипоксии при подготовке конькобежцев высокой квалификации. Результаты серии опытов но оценке острого воздействия различных видов повторных нагрузок и прерывистой гипоксии (содержание кислорода - 12-14%) показывают, что сочетание этих двух типов раздражителен существенно видоизменяет тренировочный эффект каждого типа нагрузок.Тренировка с ежедневным выполнением повторных нагрузок в сочетании с гипоксическим стимулом служит эффективным средством улучшения показателей аэробной производительности, и в частности повышает уровень МПК. Эти эффекты частично воспроизводятся и поддерживаются в период комплексной тренировки, где частота применения повторных нагрузок вместе с гипоксическим стимулом уменьшается до двух раз в неделю.(Влияние физических нагрузок и гипоксии при подготовке конькобежцев высокой квалификации, С.Ф Сокунова, М., 1996 )

    Система подготовки конькобежцев, по мнению И.И.Бахраха и А.М.Докторевича /2000/, требует комплексного контроля. Проведено ими исследования позволяет корректировать технику и методику обучения бегу на  коньках у юных конькобежцев.

    Современная система подготовки юных спортсменов, по их мнению,  предусматривает выявление основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологической подготовки, определение объема и интенсивности физических нагрузок в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных морфофункциональных особенностей. Важным компонентом общей системы подготовки юных спортсменов, во многом определяющим эффективность работы специализированных ДЮСШ, центров олимпийской подготовки и других, является комплексный контроль.

    Для контроля и управления технической подготовкой юных конькобежцев требуется детальное изучение закономерностей построения скользящего шага с их количественной и качественной оценками. Выявление ведущих параметров в структуре движений и управление их развитием на основе разработанных модельных характеристик с использованием целевой программы позволяет повысить эффективность становления технического мастерства юных конькобежцев. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать тренерам, работающим с юными конькобежцами, помнить, что важным условием эффективного отталкивания в беге на коньках является рациональное определение усилий, а не только их величина. Были установлены границы оптимального усилия, за время проявления которого в рамках фазы или целого движения достигается наивысшая для каждой возрастной группы скорость движения. Уточнение и определение кинематических признаков фаз скользящего шага и их граничных моментов позволяют установить оптимальные границы фаз и периодов скользящего шага для каждой возрастной группы по продолжительности, длине пути, импульсу силы, угловым показателям суставных звеньев толчковой ноги и построить на их основе ритмовую модель шага юных конькобежцев 8-16 лет. (Комплексный контроль в подготовке конькобежцев, И.И.Бахрах, А.М.Докторевич,  М., 2000)

    На основе нормативных характеристик изученных морфофункциональных показателей были разработаны количественные критерии перспективных юных конькобежцев 8-16 лет.Полученные экспериментальные материалы, результаты их внедрения в практику работы специализированных ДЮСШ позволяют выделить некоторые принципиальные положения комплексного контроля в системе подготовки юных конькобежцев:

    - учет оптимальных параметров различных характеристик скользящего шага и его фаз дает возможность: 1) планировать тренировочную программу и вносить в нее необходимую коррекцию; 2) устранить неправильное обучение технике движений на коньках на основе интуиции; 3) наметить путь индивидуального совершенствования движений с учетом выявления ошибок:

    - конькобежным спортом могут заниматься только здоровые дети с такими морфофункциональными показателями, которые позволяют добиться успеха в избранной специализации (спринтер, стайер, многоборец);

    - существует взаимосвязь между спортивными результатами на отдельных дистанциях конькобежного многоборья и характеристиками определенных морфофункциональных показателей, типологическими особенностями юных конькобежцев (варианты роста и развития, типы функционирования отдельных органов и систем);

    - возможен прогноз спортивных достижений, основанный на учете тенденций развития генетически детерминированных морфофункциональных показателей;

    - для осуществления комплексного контроля необходимы нормативы параметров техники движений на коньках, морфофункциональных показателей и адаптивных реакций с учетом возрастно-половых и типологических особенностей юных конькобежцев. (Комплексный контроль в подготовке конькобежцев, И.И.Бахрах, А.М.Докторевич,  М., 2000)

    Исследования Е.Пильщиковой, А.Воронова и  Ю.Лебедевой /1998г/, направленные на оценку эффективности применяемых упражнений в подготовительном периоде у конькобежцев, были сделаны следующие выводы:

    ·   Развитие силы основных мышц нижней конечности - важная задача тренировки конькобежцев в подготовительном периоде. Для решения этой задачи используются разнообразные силовые и специальные упражнения, в частности, различные виды пригибной ходьбы, прыжковой имитации, катание на роликовых коньках, тренажерные устройства типа "графитовой доски" и т.п;

    ·   в большинстве научно-методических пособий (книги, статьи), опубликованных в 70-80-ые годы, обсуждались методы применения специальных упражнений в тренировке, предлагались различные тренажеры, давались методические рекомендации по использованию специальных упражнений и т.п. При этом основной принцип подбора имитационных упражнений заключался в  кинематическом сходстве с бегом на коньках по углам в суставах, угловым скоростям и динамическом соответствии по реакциям опоры, градиентам силы, импульсам опорных реакций. (Методика оценки специально-подготовительных упражнений в конькобежном спорте / Пильщикова Е., Воронов А., Лебедев Ю. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. Конгр. - М., 1998. )

    Разработанная ими методика тестирования скоростно-силовой подготовки позволяет определить упражнения, обладающие тренировочным эффектом.

    С целью повышения скорости бега на коньках тестировались различные упражнения, в эксперименте принимали участия члены сборной команды России. Разработанная методика тестирования скоростно-силовой подготовки специальных упражнений конькобежцев состояла в следующем: конькобежец выполнял отталкивание из положения посадки с поверхности динамометрической платформы. Регистрировали три составляющие реакции опоры, и угол в коленном суставе (при помощи гониометрической методики). Она позволила определить, что  включаемые упражнения в процесс подготовки конькобежцев, такие как прыжковая имитация, выпрыгивание вверх одной ногой и прыжки вверх с одной ноги, а после выпрыгивание вверх с двух ног оказывают значительной влияние на результаты конькобежного спорта, а именно способствуют поддержанию высокой скорости бега.

    Современное состояние тренировочного процесса конькобежцев

    В настоящее время наличие кры­тых катков позволяет проводить тренировки сборной России по конькам летом и перехо­дить на двухцикловую систему подготовки. Рост результативности в конькобежном спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в общей программе тренировки конькобежцев. Это стало возможным благодаря использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на льду и общий объем бега на коньках).

    В подготовке конькобежцев сборной России в настоящее время широко приме­няются имитационные упражнения, бег на роликовых коньках и различные формы беговой подготовки. К настоящему времени в тренировках  используется около 40 упражнений различных по форме и характеру выполнения.

    Годичный план беговой подготовки  условно можно разделить на 3 этапа специальной физической  подготовки. На первом этапе годичного цикла подготовки  преобладает мышечная проработка отдельных деталей техники скоростного бега. Настройка спортсмена на эффективную информацию о собственных движениях создает основу для развития внутримышечной и межмышечной координации - главной предпосылки развития быстроты отдельных  беговых движений, обеспечивающих в дальнейшем повышение быстроты целостного действия – скорости бега. (Педагогические основы подготовки конькобежцев. Учебное пособие. Приставкин В.С. ,Смоленск. – 1996 г. )

    Второй этап. Продолжается изучение и освоение технических элементов скоростного бега, ритма бега в сочетании с упражнениями, направленными на улучшение иннервации и координации движений. Повышается уровень развития темповой выносливости и скоростно-силовых качеств. Особое внимание уделяется силовой выносливости – увеличению амплитуды  бегового шага на фоне утомления в беге на отрезках. Постоянно повышается интенсивность  беговых упражнений и бега на отрезках в зоне субмаксимальной мощности.

    На третьем этапе повышается интенсивность  беговой работы с сокращением длины пробегаемых отрезков. Здесь одновременно решается задача по повышению надежности координации движений, увеличению силы и скорости нервного импульса, а также мощности мышечного сокращения. Со стороны спортсмена обязателен контроль над точностью своих движений в беге. Расслабление поочередно сканируется внутренним контролем сверху вниз – от мышц лица до свободной упругой постановки стопы. Таким приемом формируется «навык расслабления» в беге. В процессе выполнения бега с ускорением на отрезках реализуется взаимосвязь скоростно-силовых качеств с быстротой, «взрывной» силы с темповой выносливостью, максимальной силы и быстрыми движениями. (Педагогические основы подготовки конькобежцев. Учебное пособие. Приставкин В.С. ,Смоленск. – 1996 г. )

    Тренировка на роликовых коньках не только положительно влияет на технику бега на коньках, но и является эффективным средством повышения функционального уровня конькобежцев, однако в  последние годы наметилось уменьшение объема тренировочных нагрузок в беге на роликовых коньках. Причиной этому послужила примене­ние летней ледовой подготовки, а также распространенное мнение о том, что бег на роликовых коньках не дает положительных результатов в технической подготовке и, кроме того, нередко является причиной перетренировки.

    Все более широкое применение в современной тренировке конькобежцев находит силовая подготовка.

    Скороход, добивающийся на ледяной дорожке высоких результатов, особенно в беге на короткие и средние дистанции, обязательно обладает сильными мышцами ног. Ради них во время тренировок он приседает со штангой на плечах, упражняется в прыжках, поднимается в гору. Но даже приобретя рельефные, “бугристые” мышцы, нельзя считать, что они полностью “выложатся” во время бега. Ведь подобными тренировками спортсмен развил общую силу ног, а ему нужна способность работать именно в специфических условиях бега на коньках, нужна “специальная сила”. (Журнал "Изобретатель и рационализатор", Ю.Рябов, Э.Александров, 1977, N10).

     

    Летом ее тренирует бег на роликовых коньках и ряд других упражнений. Но спортсмен при этом не может следить за степенью развития мышц, а следовательно, и целенаправленно влиять на их рост.

    Новый тренажер - это вертикальная стойка, на которую надевается хомут с зажимом. К хомуту приварена телескопическая штанга с вилкообразной скобой, снабженной двумя регулируемыми пластинами-ограничителями. Конькобежец устанавливает их на нужную ширину, так, чтобы они упирались в бедра. Штанга перемещается вдоль стойки на высоту, зависящую от посадки спортсмена. Когда он, тренируясь, имитирует бег на коньках, штанга от его толчковых движений перемещается по горизонтали. Таким образом, спортсмен должен прикладывать дополнительные усилия, причем как раз работой специфических мышц. Возникающую нагрузку можно легко замерить с помощью динамометра, присоединив его к одному из ограничителей. Тренажером удается увеличить дополнительную нагрузку, контролируя её и доводя до нужного уровня. Выполняется это регулятором зажима, увеличивающего трение между внутренней поверхностью хомута, в котором помещены медные вкладыши, и вертикальной стойкой. (Журнал "Изобретатель и рационализатор", Ю.Рябов, Э.Александров,1977, N10).

    Один из самых сложных элементов техники скоростного бега на коньках - бег по повороту. Для отработки поворота конькобежцу можно, например, разгоняться на большой скорости на буксире за мотоциклом, а за 20 метров до поворота отцепляться от буксира и на максимальной скорости входить в поворот. Но это требует от спортсмена безукоризненной техники бега на криволинейном участке. И для овладения техникой, как мне представляется, необходим специальный тренажер.

    Такой тренажер и был разработан и изготовлен (рис.3). Несложный и удобный, он позволяет воспроизводить и отрабатывать бег по повороту и по прямой, на коньках или без них. Бег спортсмена при занятии на тренажере имитируется достаточно точно.

    Помимо выше описываемого тренажера в практике тренировки конькобежцев широко применяются и другие тренажеры общего воздействия, например, велотренажеры, беговые дорожки, скалки, и другие. Для комплексной подготовки конькобежцев силовые нагрузки просто необходимы, поэтому выносливость спортсменов достигается общей физической подготовкой, занятиями на тренажерах.

      Силовые упражнения в тренировке конькобежцы  применяют систематически. Чтобы укрепить мышцы тела, конькобежцы  занимаются гантелями, набивными мячами, дисками от штанги, ядром, молотом, гимнастикой с партнером. Большая часть упражнений направлена для мышц ног, спины и брюшного пресса. Это различные приседания в разном темпе и ритме, статические упражнения - удержание веса в положении посадки, в положении лежа на бедрах лицом вниз и лицом вверх, на вытянутых руках (3-5 кг), гимнастической стенке. Упражнения для развития силы выполняются с околопредельным и предельным весом (с которым спортсмен может присесть соответственно 6-3 раза) при малом количестве повторений.

    В последние несколько лет появился тренажер, применяемый для подготовки конькобежцев в специально-соревновательном периоде.

    В условиях современного существования конькобежного спорта в России соревновательный период, продолжительность которого в скоростном беге на коньках определяется не только календарем соревнований, но и длительностью зимы, начинается, как правило, сразу же с появлением льда. Отсутствие искусственной ледяной дорожки не позволяет включить ледовую подготовку юного конькобежца в специально-подготовительный период. В связи с этим возникает необходимость обеспечения эффективной специальной подготовки до соревновательного периода. В индивидуализации тренировочного процесса заложены немалые возможности повышения качества подготовки спортсменов, а также результативности их соревновательной деятельности. (Моделирование соревновательной нагрузки юных конькобежцев с учетом их индивидуальных особенностей / Власов А.Е. // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001.).

    Цель исследования заключалась в совершенствовании системы подготовки юных конькобежцев путем моделирования нагрузки соревновательных дистанций в специально-подготовительном периоде тренировки на новом тренажере.

    Тренажер представляет собой специальную доску со скользящей поверхностью и двумя боковыми упорами. Данная доска позволяет имитировать конькобежный шаг.

    Для определения индивидуальных особенностей каждого спортсмена 15-16 лет были применены педагогические тесты, позволяющие оценить проявление скоростных способностей, скоростно-силовых и выносливости. Тренировка юных конькобежцев при подготовке к соревновательным дистанциям на тренажере осуществлялась путем преодоления определенных временных отрезков, которые, в свою очередь, подбирались с учетом индивидуально-групповых особенностей спортсменов и тактических положений бега по дистанциям.

    В результате исследования были сделаны следующие выводы:

    1. Моделирование нагрузки конькобежного спринта (500м) в группе А наиболее эффективно на временных отрезках 10 и 15 секунд, В - 15 и 20, С - 20 и 30 секунд. За отведенное время спортсмен должен сделать максимальное количество конькобежных шагов.

    2. Нагрузку 1000м в группе А целесообразно моделировать на временном отрезке, равном 1,5 минутам, В - 2, С - 3 минутам. За отведенное время спортсмены А и В должны сделать 110 шагов, С - 100 шагов.

    3. 1500 м моделируются на следующих отрезках: группа А - 2, В - 3, С - 4 минуты. Спортсмены всех групп должны сделать по 150 шагов.

    4. Нагрузку 3000 и 5000 м наиболее эффективно моделировать от 2-х до 10 минут, преодолеваемых с произвольной интенсивностью. Спортсмены начинают работать с самого продолжительного отрезка, и каждый последующий сокращается на 2 минуты.

    Критерием прекращения нагрузки служит увеличение ЧСС до 186 уд/мин или падение количества шагов на временном отрезке на 5 % и более. Интервал отдыха ограничивается восстановлением ЧСС до 120 уд/мин и ниже, но не менее 3 минут. В недельном микроцикле эффективно моделировать каждую дистанцию один раз. Данное моделирование нагрузки дистанции конькобежного многоборья на тренажере обеспечило более высокую специальную подготовленность юных спортсменов в условиях ограниченного числа ледовых тренировок. (Моделирование соревновательной нагрузки юных конькобежцев с учетом их индивидуальных особенностей / Власов А.Е. // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001.).

    Значительные изменения происходят в настоящее время и в зимней тренировке команды сборной России. Наряду с увеличением объема тренировочных нагрузок, вы­полняемых в беге на коньках, конькобежцы стали использовать также уп­ражнения общей физической направленности
    Техника и методика обучения бега на коньках на различных
    дистанции (500, 1000, 1500, 3000, 5000, 10000 метров)

    Первоначальная техника обучения бегу на  коньках

    Специальные упражнения конькобежца подразделяются на подводящие и имитационные. Подводящие упражнения содержат отдельные элементы техники бега и воздействуют, в основном, на мышцы ног и спины. Эти упражнения особенно ценны для новичков. Выполняя их, занимающиеся осваивают рабочую позу - посадку, совершенствуют равновесие и координацию движений.

    Не умеющим кататься не следует разучивать имитацию техники бега, так как это очень сложное движение. Научиться кататься, выполняя имитационные упражнения, нельзя. Их используют для совершенствования скоростного бега и специальной тренировки.

    Подводящие упражнения создают представление о позе и движениях конькобежца. Термин "посадка" для новичка означает рабочую позу: ноги слегка согнуты в коленях, тазобедренных и голеностопных суставах, спина наклонена до 45-50° и округлена, слегка согнутые руки опущены, т. е. находятся "наготове".

    Можно предложить следующие подводящие упражнения к технической имитации, рекомендуемые Александром Борисовым:

    1.   Исходное положение. Основная стойка. Руки заложены за спину и плотно прижаты к туловищу, левая рука держит правую за запястье, ступни и колени вместе. Туловище наклонить до 45-50°, немного округлив спину, расслабить плечи, согнуть ноги в коленных суставах и максимально наклонить голени вперед. Сделать несколько глубоких приседаний, варьируя высоту посадки.

    2.   И. п. Посадка конькобежца. На счет 1 - отвести правую ногу в сторону, на 2 - и. п., на 3 - левую ногу в сторону, на 4 - и. п. Следить, чтобы стона и колено опорной ноги не "сваливались" внутрь, стопа толчковой ноги должна быть на одной линии с опорной ногой.

    3.   И. п. Посадка. Поочередное отведение ног назад, слегка согнутых в коленном суставе, с постановкой на носок, пятка повернута слегка наружу.

    4.   И. п. Посадка. На счет 1 - правая нога отводится в сторону, на 2 - назад и ставится на носок, на 3 - и. п. То же другой ногой.

    5.   И. п. Посадка. Ступни ног вместе. На счет "и" - сместить туловище в левую сторону, на счет 1 - перенести вес тела на левую ногу, выполняя отталкивание правой (опорной) ногой, на 2 - подтянуть правую ногу к левой, то есть прийти в и. п., на 3 - то же в правую сторону, на 4 - и. п.

    6.   Выполняется упражнение 5, но после смещения туловища в левую сторону правая нога не подтягивается, а заводится назад по дуге и из этого положения подтягивается к опорной ноге. То же в другую сторону.

    Занимаясь с начинающими конькобежцами, важно добиваться точного выполнения подводящих упражнений. Когда новички освоят эти упражнения, они могут выполнять их, не касаясь свободной ногой опоры.

    В занятиях с начинающими конькобежцами следует систематически укреплять мышцы и суставы ног. Для этого в разминку и в основную часть урока включаются такие упражнения:

    1.   Ходьба на носках, пятках, наружных сводах стоп.

    2.   Ходьба пригибным, "гусиным" шагом, с маховыми движениями рук, одной руки, держа руки за спиной.

    3.   Ходьба скрестным шагом правым, левым боком, приставными шагами вправо, влево по ровному месту, в гору.

    4.   Ходьба выпадами с различным положением рук.

    5.   Различные многократные подскоки.

    Перед выходом на лед, начинающему конькобежцу, как отмечают конькобежцы по результатам анкетирования, необходимы упражнения с коньками в помещении. По данным педагогического наблюдения можно выделить следующие виды упражнений:

    1. Ходьба на коньках по кругу с различными положениями рук - на пояс, в стороны, вперед, вверх, к плечам, за спину.

    2. Приседания до положения "посадка" конькобежца.

    3. Наклоны вперед.

    4. Вращательные движения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

    5. Равновесие на одном коньке, свободной ноге придаются различные положения - она согнута в колене вперед, назад, отведена в сторону или назад. Вначале эти упражнения можно выполнять стоя у стены, а затем без опоры.

    6. Стоя на коньках (на наружном ребре левого и на внутреннем ребре правого конька), менять положения ног, слегка сгибая их в коленях.

    7. Ходьба по кругу малого радиуса влево скрестным шагом, ставя левый конек на наружное ребро носком из круга. То же в другую сторону.

    8. Стоя на коньках, перенести вес тела на правую ногу. На счет "раз" левую ногу завести за правую в положение окончания отталкивания левой ногой; на "два" возвратиться в исходное положение. То же в другую сторону.

    9. Повороты на коньках на месте.

    Впервые встав на коньки, начинающий первое время не только не может сдвинуться с места, но даже просто удержать коньки прямо, так как ноги подгибаются и конек ложится то на правый, то на левый бок. Происходит это от слабости связок и мышц голеностопного сустава, непривыкших к такой узкой опоре, как лезвие конька. Однако, следует с первых же шагов постараться удержать коньки в устойчивом положении и «ходить» по льду маленькими шагами, не отделяя коньков от льда. Как было отмечено в ходе педагогического наблюдения за юными конькобежцами, которые только встали на коньки,  а также по результатам их анкетирования, при обучении катанию в первую очередь проверяется правильность шнуровки коньков. При выходе впервые на лед, им даются финские сани, а иногда и стулья со спинкой, чтобы они могли за них держаться. Таким образом, происходит обучение катания на коньках иных конькобежцев, как отмечают 87% испытуемых. По данным проводимого интервьюирования, тренер СДЮШОР г.Колпино, рекомендует слегка согнуть колени и наклонить корпус вперед. Обычно с первых же шагов начинаются падения, так  как ноги опережают туловище и конькобежец садится на лед. Падать не страшно, но вставать довольно трудно. Как отмечают 73% юных конькобежцев, чтобы удержать разбегающиеся коньки на одном месте, нужно при вставании ставить их на лед под прямым углом друг к другу, стараясь держать пятки вместе.

    О.Ц.Т

     

    Через некоторое время связки окрепнут, ноги перестанут подгибаться и тогда можно начинать скользить – «ехать». Для новичка кажется почти невозможным скользить на одной ноге, поэтому обычно новичок, оттолкнувшись ногой, немедленно ставит ее на лед рядом с другой и катится на обеих. По результатам анкетирования юных конькобежцев, более 85% рекомендуют следующую технику первых шагов на льду: отталкиваться нужно не носком, а всем внутренним ребром конька. Когда толчок будет усвоен, следует попытаться проехать весь «шаг» (до нового толчка) на одной ноге и ставить свободную ногу только перед началом нового шага (рис. выше). С течением времени следует увеличивать силу толчка и длину шага. Отталкиваться необходимо обеими ногами с одинаковой силой.

    При обучении поворотам, юные конькобежцы СДЮШОР г.Колпино, на основании анкетирования, отмечают, что повороты во время скольжения на двух ногах производятся наклоном тела в соответствующую сторону. Это движение дается совершенно инстинктивно, поэтому говорить о нем не стоит. Когда выработается длинный шаг, необходимо научится скользить на наружных ребрах коньков (рис. 4); для изучения этого прекрасным упражнением является бег по кругу (рис. 5), при котором свободная нога при постановке ее на лед скрещивается спереди с несущей (так называемый «поворот с переступанием», применяемый при скоростном беге). После усвоения бега по кругу в обе стороны, изучение скольжения на наружных ребрах не представит больших затруднений

    Техника обучению бега на коньках на различные дистанции

    При беге по повороту на средних дистанциях конькобежцу необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево - внутрь нужно постепенно. Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), конькобежец перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота, что доказывают результаты педагогического  наблюдения.

    Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая — несколько наружу. При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться.

    Во время бега, по результатам, полученных в ходе анкетирования, конькобежец  может при выходе из поворота сделать 2—3 шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется тренерами, участвующими в исследовании, пробегать на 0,1—0,3  хуже лучшего времени коротких дистанциях (при беге по прямой).

    Бег на длинные дистанции проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на коротких и средних дистанциях, что отмечают все тренеры. Наклон туловища на поворотах несколько уменьшается; движения руками выполняются менее энергично; длина шага снижается до 7—8 ступней. Вместе с тем конькобежец не должен терять размашистости и свободы движений. Техника бега на протяжении первой половины (2/3) мало изменяется. На последних метрах в связи с быстро прогрессирующим утомлением она изменяется существенно—падает, что показывают данные педагогического наблюдения.
    Обучение со старта

    Обучать технике бега со старта можно по элементам, а затем целостно: сначала стартовой позе, затем первым шагам со старта и, наконец, старту в целом.

    На основании педагогического наблюдения, были определены упражнения, которые полезно выполнять при обучении со старта:

    1.   И. п. Стартовая поза конькобежца. Впереди стоящий конек сильно развернуть и поставить на внутреннее ребро, перенести на него вес тела и возвратиться в исходное положение.

    2.   Ходьба на сильно развернутых коньках, на внутренних ребрах, по разметке катка, определяющей среднюю линию направления движения.

    Для совершенствования техники бега со старта рекомендуются старты группой, парами, старты с "форой", на время, старты под различные сигналы, бег со старта с сопротивлением.

    Обучение по прямой

    В результате наблюдения за подготовкой конькобежцев в СДЮШОР г. Колпино, были определены упражнения, переменяемые ими в процессе подготовки по прямой с предварительного разбега:

    1.   И. п.- посадка. Движение вперед за счет отталкивания только правым коньком и возвращение в исходное положение; после отталкивания конек по льду подводится к опорному кратчайшим путем. То же упражнение - левым коньком.

    2.   Принять посадку, а затем двигаться за счет медленного разведения коньков в стороны (немного шире плеч) и сведения их вместе до исходного положения. При разведении - приседать, при сведении - выпрямляться. Это упражнение дает возможность прочувствовать отталкивание в сторону всем полозом конька в движении.

    3.   И. п. - посадка. После отталкивания конек не снимается со льда, а поворачивается носком внутрь и подводится к опорной ноге, при этом вес тела переносится на опорную ногу.

    4.   И. п.- посадка. Отталкивание и подтягивание толчковой ноги к опорной кратчайшим путем - скольжение на двух коньках.

    Для совершенствования равновесия тренером СДЮШОР г. Колпино рекомендуются следующие упражнения:

    1.   С предварительного разбега принять посадку, руки в стороны. Поочередно отводить свободную ногу назад до положения прямого угла, стопа опущена. Опорная нога хорошо согнута в колене. Это упражнение лучше выполнять по разметке катка.

    2.   И. п. то же, но руки за спиной. Выполнить то же упражнение.

    3.   И. п. то же. Продолжительное скольжение на одном коньке с различным положением рук.

    Разучив отдельные элементы техники, надо перейти к освоению техники бега по прямой в целом, т. е. соединить все элементы: отталкивание, заведение толчковой ноги назад, подтягивание и равновесие на опорной ноге, смену положения.  Основное внимание обратить на технику отталкивания и правильную координацию движений.
    Обучение по повороту

    Обучение технике бега по повороту проводится целостным методом, как отмечает Александр Борисов. Но есть несколько подводящих упражнений, которые применяются в его практике конькобежного спорта:

    1.   Стоять и скользить на наружном ребре левого конька.

    2.   Отталкиваться правым коньком в сторону и кратчайшим путем приставлять его к левому коньку, который все время ставится по касательной к окружности на наружное ребро.

    3.   Научить переносить правый конек через носок левого конька и наоборот.

    При обучении технике бега по повороту, по результатам наблюдений,  полезно упражнение в парах. Взявшись крепко за руки, двигаться влево по повороту малого радиуса, партнер слева переступает правой ногой за левую с хорошим упором в лед инаклоном внутрь Круга, партнер справа оказывает сопротивление, скользя на двух коньках. Это же упражнение проделать в правую сторону, затем поменяться местами в парах. 4. Разучить технику бега по повороту на длинные дистанции в целом, катаясь по кругу малого радиуса, постепенно увеличивая радиус круга и скорость бега. Следить за продолжительным скольжением на правом и левом коньках, за наклоном туловища в сторону поворота в зависимости от скорости бега и радиуса поворота и его направлением, т. е. чтобы туловище находилось над левым коньком, плечи не разворачивать вправо или влево.
    Различия техники бега на коньках на различные дистанции (500, 1000, 1500, 3000, 5000, 10000 метров)

    Изучив все особенности бега на коньках на различные дистанции, были выявлены следующие различия в техники:

    По результатам педагогического наблюдения, были получены следующие выводы:

      1   2


    написать администратору сайта