Главная страница

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по истории медицины


Скачать 390 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по истории медицины
Дата07.09.2020
Размер390 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.doc
ТипМетодические рекомендации
#137059
страница1 из 5

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: содержание пп.docx, отщие права потребтелей.docx, Текстовый документ OpenDocument.odt.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: НПК.Математика. Текст работы.docx, Лабораторные работы Word, Excel.pdf, Методические рекомендации по курсовой работе.doc, ВМП Т4-03 Плотницкие работы.docx, Кейсы для самостоятельной проверки знаний.docx, ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf, План работы МЗ РБ общий 2020-2021 уч. г..docx, Хирургия Методическое пособие по организации аудиторной самостоя, Как выбрать защитную каску для работы на высоте АЛЬПИНДУСТРИЯ-П, Тема 14. Акушерские щипцы. Вакуумэкстракция плода. Методические
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Медицинский институт


Т. В. Лукьянова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

Методические рекомендации

Саранск

2019

УДК 61(091):378.147.88(076)


Рецензенты:

кафедра нормальной физиологии ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» (заведующий – кандидат медицинских наук профессор Н.С. Русейкин);

доцент кафедры амбулаторно-поликлинической терапии с курсом общественного здоровья и организации здравоохранения С.С.Кудашкин.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по истории медицины, переработанные и дополненные.

Сост.:Т. В. Лукьянова. – Саранск, 2018. - с.51

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по истории медицины. В рекомендациях сформулированы темы, цель и задачи материала для самостоятельной работы, вопросы для контроля базисных знаний. Представлен список рефератов, план и основа содержания реферата, список литературы для подготовки рефератов.

Предназначены для студентов специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология».

Печатается по решению Центрально-методического совета Медицинского института ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

© Лукьянова Т. В 2019

©Оформление. 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие ………………………………………………………… .5

Раздел 1. Врачевание в Древней Греции………………………………… 6

1.1 Тема: « Гиппократ – его вклад в медицину»…………………………….6

Раздел 2. Медицина в эпоху феодализма в странах Востока и Западной Европы ………………………………………………………………………..8

2.1.Тема: «Авиценна – энциклопедист Х века нашей эры»………………...8

Раздел 3. Медицина в России в XVII-XVIII вв. …………………………10

3.1.Тема: «Влияние М.В. Ломоносова на развитие медицины в России»...11


3.2.Тема: «Жизнь и деятельность С.Г. Зыбелина» …………………………12

3.3.Тема: «Д.С. Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог XVIII в»...13

3.4.Тема: «Н.М. Максимович-Амбодик – основоположник акушерства и педиатрии в России» …………………………………………………………15

Раздел 4. Медицина нового времени. Развитие анатомии и хирургии в Рос­сии в 1-й половине XIX века …………………………………………..16

4.1.Тема: «П. А. Загорский – основоположник первой отечественной анатомической школы»…………………………………………………………..17

4.2.Тема: «Жизнь и деятельность Ильи Васильевича Буяльского»……….18

4.3.Тема: «Великий хирург и анатом Николай Иванович Пирогов. Жизнь и деятельность»………………………………………………………………….19

4.4.Тема: «Николай Васильевич Склифосовский, значение его деятельности для развития отечественной медицины»………………………………..22

Раздел 5. Развитие клинической медицины в Западной Европе

и в России …………………………………………………………………….23

5.1.Тема: «М. Я. Мудров – виднейший терапевт и гигиенист XIX века»...24

5.2.Тема: «С.П.Боткин - выдающийся клиницист и общественный деятель»……………………………………………………………………………25

5.3.Тема: «Г.А. Захарьин - выдающийся клиницист и реформатор медицин­ского образования»……………………………………………………………26

5.4.Тема: «С.Ф.Хотовицкий – основоположник научной педиатрии в России»…………………………………………………………………………….27

5.5. Тема: «Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии»…………………………………………………………………………….28

Раздел 6. Развитие медико-биологических дисциплин во 2-й половине XIX века ………………………………………………………………………29

6.1. Тема: «Жизнь и деятельность И.И. Мечникова»……………………….30

6.2. Тема: «Жизнь и деятельность Н.Ф. Гамалеи»………………………….31

6.3. Тема: «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова»………………………..32

6.4. Тема: «И.П. Павлов - великий русский ученый-физиолог»…………...33

Раздел 7. Земская медицина. Развитие гигиены………………………..35

7.1. Тема: «Ф.Ф. Эрисман и его вклад в экспериментальную и обществен­нуюгигиену»………………………………………………………………….35

7.2. Тема: «А.П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в Рос­сии»………………………………………………………………………..37

Раздел 8. Медицина и здравоохранение в России в первые годы Советской власти…………………………………………………….. ……….38

8.1. Тема: «Н. А. Семашко - организатор здравоохранения России»……..38

8.2. Тема: «Н.Н. Бурденко - основоположник отечественной нейрохирургии»…………………………………………………………………………….39

8.3. Тема: «В. П. Филатов – выдающийся советский офтальмолог»……..40

Раздел 9.Вопросы медицинской этики и деонтологии………………. 41

Раздел 10. История развития здравоохранения на территории Мордовии. Становление и развитие медицинского образования ……………43

10.1. Жизнь и деятельность Владимира Семёновича Левита……………...44

10.2. Жизнь и деятельность В. Ф. Войно-Ясенецкого……………………...45

Литература …………………………………………………………………..48

Приложение …………………………………………………………………51

ПРЕДИСЛОВИЕ
Самостоятельная работа студентов (СРС), их самообразование является неотъемлемым и все возрастающим в своем значении компонентом додипломного высшего медицинского образования. Одной из современных тенденций развития высшего профессионального образования является повышение роли СРС при проведении различных видов учебных занятий, что предполагает увеличение ее доли в изучаемом материале, включение тем, выносимых на самостоятельное изучение, в том числе с помощью компьютерных технологий.

По сути, весь процесс обучения в вузе – это специальным образом организованная СРС. Преподаватель же должен лишь направлять и контролировать познавательную деятельность студентов, эффективность которой напрямую зависит от собственных усилий последних.

Применительно к истории медицины как учебной дисциплине, преподаваемой в медицинском институте, целью СРС является – научить студентов самостоятельно вести научно-исследовательскую работу, сознательно и социально ответственно применять знания истории медицины, руководствоваться принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями, владеть основными понятиями истории медицины.

Раздел 1.Врачевание в Древней Греции.
Цель самоподготовки: изучить развитие врачевания в разные периоды Древней Греции, ознакомить студентов с основными трудами «Гиппократова сборника», научить анализировать влияние разных философских направлений на развитие медицины.

Этапы самостоятельной работы

Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины.

Храмовое врачевание.

Формирование греческой натурфилософии (с VII в. до н.э.); ее влияние на развитие светского врачевания. Лечебницы (ятреи).

Врачебные школы древней Греции: кротонская, книдская, сицилийская, косская. Их выдающиеся врачеватели.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок, 460-370 гг. до н.э.).

«Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания.

Медицина в Александрии (эллинистический Египет). Александрийское хранилище рукописей. Александрийский мусейон; его выдающиеся ученые.

Развитие описательной анатомии и хирургии. Герофил (ок. 335-280 гг. до н.э.) и Эразистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.) — выдающиеся ученые Александрийской врачебной школы.

Вопросы для самопроверки и задания

  1. Храмовое врачевание в Древней Греции – в чём оно заключалось?

  2. Назовите основные философские направления древнегреческой медицины.

  3. Что говорит «Гиппократов сборник » о причинах болезни?

  4. Что говорит «Гиппократов сборник » о древнегреческой хирургии?

  5. Какие труды в «Гиппократовом сборнике » посвящены врачебной этике.

  6. Какие достижения анатомии были в александрийской медицине?

  7. Назовите имена известных александрийских анатомов.

  8. Какие два источника объединила александрийская хирургия?

Литература: 2 (112-149)

ДОКЛАДЫ
1.1 Тема: « Гиппократ – его вклад в медицину»

План доклада

  1. Краткая биография.

  2. Причины болезни.

  3. Диагностика болезней.

  4. Основные принципы лечения болезней.

  5. Медицинская этика.



ГИППОКРАТ II ВЕЛИКИЙ – родился в 460 году до н.э. в городке Меропис на о. Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении семнадцати поколений занимавшемуся медициной.

Отец Гиппократа – Гераклид, мать – акушерка Фенарета. Медицинскому искусству обучался у своего деда и отца, позднее в Книде, а затем у Геродика и софиста Горгия.

Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания, отправился в Египет, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде. Познав разные школы врачевания, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.

Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.

Гиппократ жил в период высочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Около 300 г. до н. э. все медицинские рукописи (72 медицинских сочинения, написанные по-гречески) были объединены в «Гиппократов сборник» (лат. «Corpus Hippocraticum»). Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей, живших в V—III вв. до н. э..

Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие.

Причины болезней подразделялись на две группы: 1) общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные, определяемые образом жизни каждого, предрасположенностью к определённого вида болезням.

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных – осмотр слизистых носа, рта, мокроты, мочи, выделений, выслушивание звуков в лёгких, ощупывание, простукивание.

Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Им описаны способы лечения вывихов, переломов, лечения ран, операция трепанации черепа при травмах головы, иссечение вен нижних конечностей при варикозах, лечение геморроя, нагноений.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике врача. Согласно Гиппократу врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну. Главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом – не навреди!
Литература


  1. С.Я. Чикин. Врачи- философы. М.: Медицина, 1990. 384с.

  2. М.С. Шойфет. 100 великих врачей. М.: Вече, 2004. 528 с.

  3. 3. И. Гусев. Гиппократ. Изд-во «Донетчина», 1995. 271 с.

  4. https://ru wikipedia.org/wiki/Гиппократ


Раздел 2. Медицина в эпоху феодализма в странах Востока и Западной Европы
Цель самоподготовки: изучить развитие медицины в государствах Арабских халифатов и Западной Европы. Познакомить студентов с трудами Абу Али ибн Сины.

Этапы самостоятельной работы

Дать характеристику исторического и культурного развития арабо-язычных халифатов. Особенности развития медицины. Создание крупных библиотек, больниц и медицинских школ при них.

Абу Бакр Муххамад ар- Рази (850-923) – выдающийся представитель медицины Багдадского халифата, его вклад в арабскую медицину.

Развитие хирургии, учения о глазных болезнях (ал-Захрави, Ибн-ал-Хайсам).

Абу Али ибн Сина (980-1037) – выдающийся ученый средневекового Востока, энциклопедист, философ, врач. Его труд «Канон врачебной науки» в 5 томах. Значение трудов Ибн Сины для развития медицины последующих поколений.

Католическая религия – основа идеологии и мировоззрения средневекового феодального общества.

Низкое санитарное состояние европейских средневековых городов. Широкое распространение заразных болезней : чумы, проказы.

Церковь и образование. Западноевропейские университеты, преподавание в них медицины.
Вопросы для самопроверки и задания


  1. Каково было развитие различных наук в Арабских халифатах?

  2. Как было развито больничное дело?

  3. Что нового внесли арабские врачи в хирургию, офтальмологию?

  4. Кто из арабских врачей описал легочное кровообращение?

  5. Назовите главный труд Абу Али ибн Сины по медицине.

  6. Что такое схоластика?

  7. Почему эпидемии острозаразных болезней получили широкое распространение в Западной Европе?


ДОКЛАДЫ
1.1. Тема: «Авиценна – энциклопедист Х века нашей эры»
План доклада

1.Сведения из биографии ученого.

2. Философские взгляды Ибн Сины.

3. «Канон врачебной науки».

4. Гигиенические взгляды Ибн-Сины.

АБУ-АЛИ АЛ ХУСЕЙН ИБН-АБДАЛЛАХ ИБН-АЛ ХАСАН ИБН АЛИ ИБН СИНА (980 –1037) родился в сентябре 980 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. Не имея еще 12 лет от роду, он заинтересовался медициной, и к16 годам освоил ее. Кроме медицины, Ибн Сина преуспел в философии, музыке, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, математике, алгебре, геометрии, теологии, лингвистике, о чем свидетельствуют 12 стелл над его мавзолеем в г. Хамадане.

Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238.

Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний эпохи Ибн Сины. Он состоит из пяти книг, каждая из которых делится на части, отделы, статьи и параграфы.

Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология; причины болезней; симптомы болезней; диета, профилактика, общие причины лечения. Одна из ее частей «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом Древности. «Кто освоил первый том Канона, - писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины, - для того ничто не остается скрытым из общих и основных принципов медицины».

Вторая книга посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения, «в которых нет искусственно изготовленного состава».

В третьей, весьма обширной, книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам – «от головы до пят»), их диагностика и лечение. Причем все болезни систематизированы по разделам. Так, болезни глаз описаны в главе «Болезни головы» и представлены в четком последовательном изложении.

Четвертая книга посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учения о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1) знание анатомии, 2) чистота хирургического инструмента и 3) особая забота о пациенте после операции. Для некоторых операций он предлагает специальный инструмент, например kasatiz для удаления почечных камней.

В пятой книге описаны «сложные» лекарства, яды и противоядия. Это самый краткий и лаконичный том под названием «Akrabadin».

В целом «Каноне» представлено 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия. Способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только 150 используются в современной медицине.

В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык и до 1473 г. существовал в рукописном варианте. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией». В начале XVI в. был сделан второй перевод «Канона» на латинский язык, который впервые увидел свет в Венеции в 1527 г. В течение XV в. «Канон» издавался 16 раз, в XVI в. – 20, не считая публикаций его отдельных частей. Он переведен на многие языки (в том числе русский) и, по мнению исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества.

Литература




1.Петров Б.Д. Ибн Сина (Авиценна). М.: Медицина, 1980. 368 с.


2. Сагадеев А.В. Ибн Сина.– М., 1985.

3. Большая Российская энциклопедия, М.,1992. С.293-294.

Раздел 3. Медицина в России в XVII-XVIII вв.

Цель самоподготовки: Раскрыть значение реформ Петра I в области медицины и медицинского образования. Показать значение трудов отечественных врачей для развития медицины ХVIII в. В России.
Этапы самостоятельной работы
Медицина в России в XVI-XVIII вв. Реформы Петра I.

Разви­тие медицинского образования в России.

Основание первых госпи­талей и госпитальных школ (1707 г.). Особенности подготовки в гос­питальных школах.

Открытие Московского университета (1755 г.) и начало регулярной работы медицинского факультета (1764 г.).

М.В. Ломоносов – выдающийся представитель естественно-научного материализма ХVIII века.

Академик С.Г. Зыбелин, значение его научной и практической деятельности для развития отечественной медицины.

Д.С. Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог ХVIII века.

Н.М. Максимович-Амбодик - выдающийся акушер-гинеколог ХVIII века.
Вопросы для самопроверки и задания


  1. Каковы были реформы Петра I в медицине?

  2. Кто являлся организатором открытия госпиталей и госпитальных школ при них?

  3. В каком году был открыт Московский университет и медицинский факультет при нем?

  4. Значение для истории медицины письма М.В. Ломоносова к графу И.И. Шувалову «О размножении и сохранении Российского народа».

  5. Каков вклад С.Г. Зыбелина в развитие терапии, педиатрии и гигиены в России?

  6. Учение Д.С. Самойловича о возбудителе чумы, методах лечения, предупреждения с помощью вариоляции.


ДОКЛАДЫ




3.1. Тема: «Влияние М.В. Ломоносова на развитие медицины в России»



План доклада

1. Сведения из биографии ученого.

2. Роль химии, в понимании М.В.Ломоносова, для медицины.

3. Значение для истории медицины письма М.В.Ломоносова к гра­фу И.И.Шувалову "О размножении и сохранении российского народа".
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) - выдающий­ся естествоиспытатель. Родился в дер. Денисовка около г. Холмогоры Архангельской губернии. По окончании Славяно-греко-латинской акаде­мии в Москве в 1736 г. был принят в студенты, а в 1737 г. выехал за гра­ницу, где учился в университете (г. Марбург) металлургии, механике, фи­лософии, физике, горному делу. В 1741 г. был назначен профессором по кафедре химии в Академии наук, где организовал первую в России хими­ческую лабораторию (1748). Он один из инициаторов организации уни­верситета в Москве (открыт в 1755 г.), устроитель фабрики разноцвет­ных стекол. М.В. Ломоносов оставил много гениальных работ в области физики и химии: развил корпускулярную теорию, автор механической теории теплоты, механической теории строения газов, атомно-молекулярной теории. Ученый открыл и доказал закон вечной материи, сформули­ровал закон сохранения энергии. М.В.Ломоносов справедливо считается отцом физической химии. Его научные исследования имели исключительно большое влияние на развитие медицины в нашей стране. В медицину были внесены все важнейшие достижения в области естествознания того времени.

В своём письме к графу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа М.В.Ломоносов страстно пропагандировал необходимость поднятия культуры народа, раскрыл причины высокой детской и материнской смертности, предложил меры с помощью которых можно добиться снижения заболеваемости и смертности женского и детского населения. Касался вопроса о недостатке медикаментов и аптек, настаивал на развитии отечественного лекарственного растениеводства и подготовки большого числа медицинских кадров, открытия больниц, аптек, медицинских учебных заведений и др.
Литература
1. Громбах СМ. Медицина в трудах М.В.Ломоносова. - М., 1985.

  1. БМЭ, 2-е изд. - Т.16. - С.304.

  2. Ерёмина И.В. М.В. Ломоносов – просветитель, учёный-энциклопедист. К 300-летию со дня рождения. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:www.rsl.ru/datadocs/doc 4677je.pdf

  3. https://studopedia.ru10_13721_m-v-lomonosov-i-meditsina.html___


3.2. Тема: «Жизнь и деятельность С.Г. Зыбелина»
План доклада

1. Сведения из биографии ученого, его мировоззрение.

2. Развитие ученым общетеоретических основ медицинской науки.

3. Вклад С.Г. Зыбелина в развитие терапии, педиатрии и гигиены

в России.

4. С.Г. Зыбелин - врач-гуманист.
СЕМЕН ГЕРАСИМОВИЧ ЗЫБЕЛИН (1735-1802) - выдающийся русский врач XVIII века. Закончив Славяно-греко-латинскую академию С.Г.Зыбелин в числе лучших воспитанников академии в 1755 г. был реко­мендован для зачисления в состав студентов Московского университета.

В течение 3 лет С.Г. Зыбелин изучает в университете общеобразова­тельные предметы: философию, словесность, историю, физику, логику, метафизику. В 1758 г. он был отправлен в Петербург в университет Ака­демии наук, где занимался под непосредственным руководством М.В. Ло­моносова, материалистические взгляды которого имели огромное влияние на С.Г. Зыбелина.

В 1759 г. С.Г. Зыбелин выехал за границу для продолжения своего образования. В Лейдене (Голландия) он защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме: "О естественных целебных мылах, добывае­мых из трех царств природы".

Вернувшись в 1765 г. на родину, С.Г.Зыбелин был утвержден в должности профессора Московского университета на медицинском факультете, где проработал 36 лет, читая теоретическую и практическую медицину, анатомию, хирургию и химию. С 1768 г. С.Г. Зыбелин одним из первых стал читать лекции на русском языке!

Свои труды ученый посвящал важнейшим проблемам медицины: причинам возникновения болезни, "сложению" организма человека и его роли в профилактике, течении и лечении заболеваний, требованиям к воспитанию и сохранению здоровья людей. Во взглядах С.Г. Зыбелина отразился его материалистический, естественнонаучный подход к пониманию здоровья и болезни. В них нашли развитие, применительно к медицине, идеи М.В. Ломоносова, его философские и научные воззрения на сущность явлений природы. Как и М.В.Ломоносов, С.Г.Зыбелин считал, что в основе знаний должны лежать наблюдения и опыт.

С.Г. Зыбелин указывал на материалистический характер процессов, протекающих в организме, на единство человека с окружающим миром, подчиненность его законам природы. В предупреждении болезней он при­давал важное значение воспитанию человека, привитию с детства рацио­нальных привычек здорового образа жизни, основ разумного поведения. Много внимания С.Г. Зыбелин уделял вопросам гигиены жилища, вскарм­ливанию детей и уходу за ними, развитию их умственных способностей. Как врач-терапевт С.Г. Зыбелин провозглашал принцип индивидуализи­рованного лечения, основу которого составляло утверждение: "Каждый человек имеет свое особливое, присущее ему сложение". Главной причи­ной заболеваний С.Г. Зыбелин считал влияние неблагоприятных условий внешней и внутренней среды.

Литература
1. Пионтковский И.А.Семен Герасимович Зыбелин / Зыбелин С.Г. Избранные произведения. М.: 1954. С.5-59.

2. Российский Д.М. 200 лет медицинского факультета Московского государст­венного университета./ Д.М. Российский. М.: 1955. С.31-35.

3. ТарасоновВ.М. К истокам общетеоретической основы в отечественной ме­дицине / В.М. Тарасонов. // Советское здравоохранение. №7. 1975.

4. Медицинская газета № 94 от 10. 12. 2010.
3.3. Тема: «Д.С. Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог XVIII века»
План доклада

1. Краткие биографические данные.

2. Состояние вопроса о причинах возникновения эпидемий.

3. Д.С. Самойлович в борьбе с эпидемиями чумы в России.

4. Учение Д.С. Самойловича о возбудителе чумы, путях передачи заразного начала, противоэпидемических мероприятиях, описание клини­ческих форм, периодов течения чумы, методов лечения, предупреждения посредством вариоляции.

5. Д.С. Самойлович об этике врача.
ДАНИЛО САМОЙЛОВИЧ САМОЙЛОВИЧ (1744-1805) - военный врач, выдающийся ученый, основатель отечественной эпидемиологии, один из первых представителей естественнонаучного подхода к изучению боль­ного и болезни. В 1761 г. поступил учеником в Петербургский адмирал­тейский госпиталь, после окончания которого, работал в качестве лекаря в полку и госпиталях. В Лейдене в 1780 г. защитил диссертацию на сте­пень доктора медицины "Сравнение симфизиотомии с кесаревым сечени­ем". В 1784 г. работал на юге страны по борьбе с эпидемиями. В 1769-1774 гг. Д.С. Самойлович участвовал в походах и сражениях русско-ту­рецкой войны. В 1788-1790 гг. выдвинул и реализовал идею постепенно­го, поэтапного лечения тяжелобольных. В последние годы служил в долж­ности начальника карантинов и госпиталей.

Основные научные труды Д.С.Самойловича посвящены чуме, в борь­бе с которой, он принимал самое активное участие. В изучение чумы Д.С. Самойлович внес очень много нового, доказывая ее контагиозность, установил скрытый период (до 16 дней) и указал признаки распознавания болезни. Разработал методы лечения и профилактики этой инфекции. Предлагал окуривать серой зараженные помещения, одежду, предметы быта, обрабатывать руки и пропитывать халат лекаря уксусом, по примеру оспопрививания использовать профилактические прививки против чумы.

Жизнь Д.С. Самойловича - яркий пример борьбы с консерваторами и бюрократами, засильем иностранцев в медицине. Любовь к Родине по­могла ему преодолеть все препятствия. В конце жизни Д.С. Самойлович писал: "Во всю жизнь нет ничего для меня вожделеннее, как способство­вать общественному благу, и сие рвение есть обязывающий меня долг воздать своему отечеству".
Литература
1. Громбах СМ. Данило Самойлович. /С.М. Громбах. М.: 1951.

2 Мирский М.Б. Его называли величайшим благодетелем человечества. // Медицинская газета. №62 от 21.08. 2009. .http:www/ //mgzt.ru/article/1497/

3.http://samoilovichi.narod.ru

4. http://ru.wikipedia.org/

5. Сигал B.C. Данило Самойлович - основоположник отечественной эпидемио­логии (К 150-летию со дня смерти) // Врачебное дело. 1955.

6. Бородий Н.К. Д.С. Самойлович. /М.: Медицина, 1985.
3.4. Тема: «Н.М. Максимович-Амбодик – основоположник акушерства и педиатрии в России»
План доклада

1. Краткие биографические сведения.

2. Вклад ученого в развитие акушерства и гинекологии в России.

  1. Значение его трудов для последующего развития этой науки в на­шей стране.


НЕСТОР МАКСИМОВИЧ МАКСИМОВИЧ-АМБОДИК (1744-1812) медицинское образование получил в госпитальной школе в Петербурге, затем в Страсбургском университет, где в 1775 г. защитил докторскую диссертацию. В 1776-1779 гг. вел практическую и преподавательскую работу по акушерству в Петербургском адмиралтейском госпитале, затем в течение 2 лет - и Кронштадтском госпитале преподавал физиологию, хирургию и фармакологию. С 1781 по 1800 гг. в повивальном доме, где обучались повивальные бабки, организовал преподавание акушерства на высоком для своего времени уровне, преподавал акушерство на русском языке, при обучении практическому акушерству ввел фантом женского таза с деревянным ребенком, а также приобрел акушерский инструментарий. По его собственным моделям и рисункам были изготовлены прямые и изогнутые стальные щипцы, серебряный катетер и прочие инструменты.

В 1784-1786 гг. на русском языке опубликовал первое научное руковод­ство "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле", которое по пол­ноте, научности, современности и оригинальности считалось лучшим по­собием для врачей и акушерок до середины XIX века. В своей книге Н.М.Максимович-Амбодик большое внимание уделил уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию, вскармливанию. Он дал рациональные советы о преимуществах вскармливания материнским молоком, свежеприготовленными кашами, о пользе проветривания поме­щений, об одежде детей, по детскому зубоврачеванию. Много места отво­дится описанию таких заболеваний, как молочница, заячья губа, дефекты уздечки языка. Автор подробно рассматривает вопросы прорезывания и выпадения зубов. При лечении заячьей губы Н.М. Максимович-Амбодик предложил хирургическое вмешательство. Автор подробно излагает во­просы питания женщин во время беременности, болезни полости рта в этот период. Описывает такие болезни зубов, как пульпиты и заболева­ния десен. Касаясь вопросов этиологии и патогенеза пульпитов, он рас­сматривает их как раздражение чувствительных нервных окончаний, на­ходящихся в зубных тканях.

Лечение зубной боли, по мнению автора, может быть местным и об­щим, в зависимости от вызывающих ее причин. В качестве общего лече­ния он предлагает слабительные соли, отвлекающие средства; при мест­ной лечении, при наличии кариозной полости, предлагается применение коричного, камфорного и гвоздичного масел и др.

Большая роль принадлежит Н.М. Максимовичу-Амбодику в разра­ботке медицинской терминологии, а также в составлении энциклопеди­ческих словарей.
Литература
1. Дроздова З.А.Нестор Максимович-Амбодик. /З.А. Дроздова. П.: Военно-морская мед. академия, 1950.

2. Лукьян М. Основатель отечественного акушерства Нестор Максимович (Амбодик) // Здоровье Украины. – сентябрь 2007. -№ 18. С. 76-77

3. Конюс Э.М.Истоки русской педиатрии. / Э.М. Конюс. М.: 1946. С.128-148.

4. Возрождение традиций повивального дела //www.povituha.ru

5. Доктора медицины в России. Н.М. Амбодик- Максимович// http://zemskoy.ru

6. Данилишина Е.И., Обысова Е.С. Н.М. Максимович-Амбодик. 1976. //www.way-s.ru

7. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Проф. Д.А. Балалыкина. – М.: Литтера, 2012. – С. 410.
Раздел 4. Медицина нового времени. Развитие анатомии и хирургии в России в 1-й половине XIX века

Цель самоподготовки: раскрыть изменения, произошедшие в мире в новое время в обществе, в экономике, в науке.

Дать характеристику развития в это время анатомии, хирургии.
Этапы самостоятельной работы
Характеристика эпохи. Зарождение патологической анатомии. Учение Дж.Б. Морганьи, М.Ф.К. Биша, К. Рокитанского, Р. Вирхова.

Открытие эфирного и хлороформенного наркоза, методов асептики и антисептики, групп крови.

Начало анатомических вскрытий в Рос­сии. Основание кунсткамеры (1717 г.). Преподавание анатомии в России. П.А. Загорский (1764-1846 гг.) – создатель первой русской анатомической школы.

Вклад И.В. Буяльского и Н.И. Пирогова в развитие нормальной анатомии. Связь анатомии с хирургией.

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта