Главная страница
Навигация по странице:

  • Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

  • Теоретические основы изучения понятия «восприятие художественного произведения»

  • Требования к подбору творческих заданий

  • Классификация творческих заданий.

  • 1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

  • 2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

  • 3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

  • 4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

  • Методическая разработка на конкурс Учитель года Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения


    Скачать 48.92 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка на конкурс Учитель года Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
    Дата26.01.2022
    Размер48.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1125359.docx
    ТипМетодическая разработка
    #342775

    Подборка по базе: СОЧИНЕНИЕ НА КОНКУРС.docx, отчет за конкурсы 2020-2021.docx, Практическая работа 4. Разработка учебного занятия.docx, Методическая разработка практического занятия по информатике _Ин, проект Конкурс лучшая группа.docx, ПДД конкурс Цени свою жизнь.pptx, Э 2к 007са,сб Разработка программных модулей.docx, Великий учитель.docx, Диплом Разработка автоматизированного рабочего места мастера сер, отбасы разработка.docx


    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №4

    «Центр образования»
    Методическая разработка

    на конкурс «Учитель года»
    Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

    Автор: учитель начальных классов

    Никитина Л.В.

     
    Тутаев, 2013 г

    Содержание.


    1. Введение ………………………………………………………………….2

    2. Теоретические основы изучения понятия «восприятие

    3. художественного произведения»…………………………………………4

    4. Требования к подбору творческих заданий……………………………..6

    5. Классификация творческих заданий……………………………………..7

    6. Заключение……………………………………………………………….15

    7. Литература……………………………………………………………….16


    Введение.

    Современная общеобразовательная школа ориентирована на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование творческой личности через учебную деятельность. Но прежде, чем вести учащихся к активной творческой деятельности на уроке, необходимо осмысление структуры творчества, творческих способностей, механизмов и способов стимулирования. Знание основных этапов, методики развития творческих способностей ученика, умение управлять процессом этого развития – одна из задач современной педагогики.

    Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Реализация программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

    В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

    Литературное развитие ребёнка связано прежде всего с формированием способности к полноценному восприятию художественного произведения. Эта способность, в свою очередь, складывается из умения воспринимать изобразительно – выразительные средства языка и воссоздавать в своём воображении образы, адекватные авторскому тексту, умения видеть авторскую позицию и понимать идею произведения, т.е. читать осмысленно.

    Применение системного подхода к творческим заданиям на уроках литературного чтения способствует формированию осмысленного чтения, что является неотъемлемой чертой федеральных образовательных стандартов.

    Умение читать осмысленно формируется именно на ступени начального общего образования и получает развитие на ступени основного общего образования. Поэтому тщательный отбор творческих заданий, их разнообразие, уместное применение на уроках способствуют формированию и развитию умений работать с текстом не только на уроках литературного чтения, а вообще на всех учебных предметах.

    В условиях господства телевидения, радио и кино, в век компьютеризации современный читатель потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. В дальнейшем обучении учащиеся испытывают проблемы со сдачей ЕГЭ и ГИА, так как возникают трудности с осмыслением и пониманием текста заданий.

    Проблема восприятия художественной литературы сложна, многогранна. К сожалению, на практике многие школьники и взрослые часто проявляют явное неумение читать, воспринимать и анализировать художественную литературу, не обладают читательской грамотностью.

    Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детскими книгами ( т.е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • классифицировать творческие задания по типам деятельности учащихся;

    • развивать интерес к чтению, расширять круг чтения, его начитанность;

    • воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

    • развивать навыки работы с учебной и художественной литературой;

    • формировать навыки осмысленного чтения.

    В методической разработке я проанализировала психолого-педагогическую литературу по определению понятия «восприятие» в целом и понятие «восприятие художественного произведения» в частности; сформулировала требования к отбору творческих заданий; классифицировала творческие задания по видам деятельности учащихся на уроках литературного чтения.

    Теоретические основы изучения понятия

    «восприятие художественного произведения»

    В психологической литературе существуют разные подходы к определению понятия восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

    А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

    С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.

    М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Однако младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова - довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

    Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляю два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

    Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

    Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

    М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

    Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.

    Известно из работ психологов и практики начального обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у ученика в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.

    Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Рекомендуют обычно такие приёмы, как чтение по ролям, словесное рисование, творческий пересказ, постановка живых картин, драматизация. Однако, методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные.

    К сожалению, пока не существует изданных сборников творческих заданий для учителя. Хотя отдельные, не систематизированные задания такого назначения встречаются как в учебниках, так и в поурочных разработках по чтению в статьях. Поэтому учителю приходится полагаться на свой опыт.

    Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приёмов анализа художественного произведения.

    Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Творческая деятельность позволяет учащимся раскрыть и активизировать свои способности; неуверенным ребятам – развить инициативу, сообразительность, мышление. Ведь даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

    Требования к подбору творческих заданий

    Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

    • наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;

    • разработка планирования заданий творческой работы как по форме, так и по содержанию;

    • соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

    • последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;

    • стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;

    • разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

    Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Конечно, важно заметить каждого, так как для кого- то достижение – задать тексту вопрос, а для кого-то  - создать собственное стихотворение или сочинить сказку. Овладение приёмами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями («Я могу!»), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

            На уроках литературного чтения система творческих заданий должна отвечать следующим требованиям:

    • познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинарной интегративной основе и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;

    • творческие задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично поисковым, а затем и к собственно творческим;

    • система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.


    Классификация творческих заданий.
    Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

    • умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:

    • самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;

    • самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге);

    • запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.

    С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

    1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

    1.1 Работа с иллюстрацией к тексту.

    Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

    Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

    Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

    На одном из уроков можно рассказать о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

    Свой рассказ я конкретизирую определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.

    После этого предлагается ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.

    Во втором классе данную работу мы выполняли по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

    1.2 Рецензирование детьми созданных рисунков.

    Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делают это так:

    каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;

    школьники обмениваются рисунками;

    получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;

    сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником. (Приложение 1)

    Данный вид заданий начинаю использовать с 3 класса, когда учащиеся более осознанно читают текст.

    1.3 Составление покадрового плана к произведению.

    Интересную работу мы проводили по созданию кадрового плана на основе прочитанного произведения по рассказу Б.Житкова «Утята».

    Инструкция к проведению:

    • по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой фильм, продумайте содержание отдельных кадров;

    • какие строки из текста вы соотнесете с ними;

    • определите количество кадров.

    Бумагу заготавливают заранее. Рисование фильмов на 7 минут. Готовые работы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

    1.4 Лепка и аппликация.

    Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

    1.5 Метод моделирования.

    Это введение системы «заменителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги. Начиная со 2 класса, учащиеся умеют смоделировать настроение героев в виде смайликов. В дальнейшем, работа по моделированию усложняется.

    Таким образом, моделирование позволяет:

    • включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;

    • дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

    • создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

    • поддержать интерес к художественной литературе;

    • обогащать духовный мир ребенка;

    • осознанно воспринимать художественные произведения.  (Приложение 1)

    1.6 Книжки-самоделки.

    Одно из самых интересных заданий для ребят – это работа с книжками-самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

    В этих книжках-самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

    2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

    2.1 Составление вопросов и тестов по данному тексту.

    Начиная с 1-го класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

    Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения. (Приложение 2)

    2.2 Творческое пересказывание.

    Задания такого вида ввожу в 4 классе, когда учащиеся более осознанно подходят к анализу произведений.

    Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

    Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения, и помогают полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивают творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

    2.3 Продолжение произведения (придумывание конца)

    Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.(Приложение №2)

    2.4 Творческое сочинение.

    Для развития творческих способностей использую с 3 класса написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

    Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

    • привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;

    • мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;

    • упражнения в самостоятельном построении сочинения.

    Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

    Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

    Все сочинения с согласия авторов читаются вслух и обсуждаются. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

    2.5 Словотворчество.

    Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

    Со 2-го класса пробуем писать стихи. Начать желательно с рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребята любят сами быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

    Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

    2.6 Отзыв-рецензия.

    Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

    Вариант структуры отзыва:

    Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

    Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

    Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

    В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом: в классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем я проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы зачитаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, а на их месте вывешиваются новые отзывы.

    Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.(Приложение №2)

    2.7 Работа с читательским дневником.

    Не позднее 3-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном.В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика о прочитанном и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.

    Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

    2.8 Аннотация.

    Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.

    Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку.

    Памятка

    Выбери книгу, которая тебе нравится.

    Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.

    Начать аннотацию можно по-разному:
    В этой книге рассказывается о …
    Этот рассказ о …
    Писатель… рассказывает о …
    Главный герой этой книги– …
    Удивительные события происходят в …
    Любишь ли ты читать о …

    (Приложение №2)
    3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

    3.1 Работа с кроссвордами.

    Наиболее эффективным заданием творческой работы является составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Начиная с 3 класса, с помощью родителей учащиеся проявляют свои умения в составлении кроссвордов по прочитанным произведениям.

    Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.(Приложение №3)

    3.2 Составление викторин.

    Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

    Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

    Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей. (Приложение №3)

    3.3 Драматизация.

    Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

    При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

    только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;

    только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

    соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

    Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

    Называю возможные формы драматизаций:

    • пальчиковый театр;

    • кукольный театр;

    • костюмированные представления по известным произведениям;

    • музыкальные инсценировки;

    • спектакли по собственным сценариям.

    Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

    3.4 Составление сказочных объявлений и телеграмм.

    Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

    Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

    Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. («Ищу свой хвост», «Учу детей грамоте», «Лечу зверей и птиц») или нравственной коллизии («Жду гостей на свой день рождения», «Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр» и т.д.).

    Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам. (Приложение №3)

    4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

    Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.

    Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

    Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.

    4.1 «Древо мудрости!»

    Сначала быстро, но внимательно читается текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершает записку, прикрепив ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа проводится в парах, четверках, по рядам. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

    Во 2 классе это задание выполняли по рассказу Л.Н. Толстого «Котёнок»

    4.2 «Общее стихотворение».

    Сочинять стихи можно всем вместе и начинаем мы это делать с 1 класса. Сначала учимся этому вместе, а в следующих классах работу усложняю. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по моему сигналу передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

    4.3 «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)

    Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Иногда делю всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

    По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.

    Учитель. Маленькая кнопочка.
    Лежала в коробочке…

    Аня Г.Тут девочка пришла
    И кнопочку нашла.

    Настя Б.Прошептала она:
    – Ах, я одна. Ах, я одна.
    Никому я не нужна.

    Денис Ф.Она вышла тихонько
    И вдохнула легонько.

    Никита С. Попасть хотелось ей туда,

    Куда звала ее душа

    4.4 «Небылица за 10 минут»

    Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

    Кто это был (была)?

    Как выглядел (-а)?

    Куда пошел (шла)?

    Кого встретил (-а)?

    Что ему (ей) сказал?

    Что он (она) ответил (-а)?

    Что ему (ей) сделали?

    Какова была его (ее) реакция?

    Чем вся история закончилась?

    Вывод или мораль.

    Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

    Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.

    4.5 «Цифровой диктант».

    Сначала я сама диктую цифровые диктанты , начиная с 1 класса, затем дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.

    Записывают дети только две цифры:

    0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.

    Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.

    Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.

    Цифровые диктанты могут быть конкретному произведению или по произведениям, на общее развитие. (Приложение №4)

    4.6 «Живые картинки».

    Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагирует на услышанное.

    Таким образом проводилась работа над басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

    Или предлагаю детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

    Заключение.

    Все задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует полноценному восприятию художественного произведения:

    • положительно относиться к заданиям творческого, проблемно-поискового характера;

    • проявлять самостоятельность при работе с текстом;

    • умение задавать вопросы и находить на них ответы;

    • соразмышлять и сопереживать;

    • делать анализ прочитанного текста;  

    • понимать чужие мысли, заключенные в тексте;

    • чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;

    • адекватно относиться к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности;

    • применять умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

    • проявлять способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера;

    • моделировать нестандартные ситуации.


    Литература

    1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 1977.

    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. 2-е изд. - М., 1967.

    3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 1988.

    4. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981.

    5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Смысл. 1997.

    6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000.

    7. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 1959.

    8. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979.


    написать администратору сайта