Главная страница
Навигация по странице:

  • Класс: 7 Технология проблемного обучения с исследовательским компонентом Объект исследования

  • Гипотеза

  • Слово учителя, преподающего основы финансовой грамотности.

  • Слово учителя литературы.

  • Читает подготовленные учащиеся по ролям

  • Буратино

  • пять сольдо .

  • Учитель литературы

  • Учитель, преподающий основы финансовой грамотности.

  • Читает подготовленный учащийся.

  • Учащиеся читают по ролям.

  • Учитель литературы. Расщедрился как-то Карабас-Барабас да подарил Буратино 5 золотых... А это много Учитель математики

  • Учитель математики

  • (электронная версия)

  • Конспект урока литературы 7 класс. конспект урока литературы и основ финансовой грамотности. Методическая разработка интегрированного урока литературы и основ финансовой грамотности в 7 классе


    Скачать 116 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка интегрированного урока литературы и основ финансовой грамотности в 7 классе
    АнкорКонспект урока литературы 7 класс
    Дата05.08.2022
    Размер116 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспект урока литературы и основ финансовой грамотности.doc
    ТипМетодическая разработка
    #641245

    Подборка по базе: ПР № 2_Анализ урока_Урусова ГА.docx, Курсовая Разработка бизнес плана инвестиционного проекта.docx, Шаблон урока_Акимова ТС.docx, 1. Каргинова Л.Т. выступление ШМО Форм предм и метапредм компет, Технологическая карта урока.docx, Сценарий библиотечного урока по сказке ПОЙДИ ТУДА.docx, Разработка урока химии для 8 класса. Атомно - молекулярное учени, Курсовая Разработка маркетинговой стратегии организации.docx, Анализ урока 1.doc, Творческая разработка. ЗОТ в нач. школе.doc

    Методическая разработка интегрированного урока литературы и основ финансовой грамотности в 7 классе

    5 сольдо, или как не оказаться в стране дураков

    Составитель

    Скрынникова Светлана Васильевна,

    учитель русского языка и литературы

    высшей категории

    МБОУ «Лицей казачества

    имени А. Ф. Дьякова»

    города-курорта Железноводска Ставропольского края

    Железноводск -2019

    Класс: 7

    Технология проблемного обучения с исследовательским компонентом

    Объект исследования: литературное произведение

    Предмет исследования: мошенничество на страницах литературных произведений

    Гипотеза:  может ли литературное произведение помочь в изучении финансовой грамотности

    Методика проведения исследования:

    1. Изучение теории о мошенничестве

    2. Сбор, обработка и анализ информации о мошенничестве на страницах произведения А. Толстого «Приключение Буратино» (перевод К. Клоди «Приключение Пиноккио. История деревянной куклы»)

    3. Проведение расчетов и анализ выводов для найденного решения.


    Ход урока

    Не доверяйся, мой мальчик, тем,

    кто обещает сделать

    тебя богатым по мановению руки.

    Они, как правило, или сумасшедшие,

    или мошенники
    Слово учителя, преподающего основы финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность в применении такого знания и понимания для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни.

    Слово учителя литературы. И всё это есть в литературных текстах, и не только романах Достоевского, Толстого, рассказах и пьесах Чехова, Горького… Это есть даже в сказках.

    Читает подготовленные учащиеся по ролям:

    «Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.
    По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.


    Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей...

    Улицу переходил полосатый кот Базилио, которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался и от этого.

    Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалеку, на берегу Средиземного моря, играла веселая музыка.
    - Пи-пи-пи, - пищала флейта.
    - Ла-ла-ла-ла, - пела скрипка.
    - Дзинь-дзинь, - звякали медные тарелки.
    - Бум! - бил барабан.
    В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где:
    - Пи-пи, пиииии...
    - Дзинь-лала, дзинь-ла-ла...
    - Бум!
    - Школа же никуда же не уйдет же, - сам себе громко качал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю - и бегом в школу.
    Что есть духу он пустился бежать к морю. Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра.
    Наверху балагана, приплясывая, играли четыре музыканта.
    Внизу полная улыбающаяся тетя продавала билеты.
    Около входа стояла большая толпа - мальчики и девочки, солдаты, продавцы лимонада, кормилицы с младенцами, пожарные, почтальоны, - все, все читали большую афишу:
    К УКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
    ТОЛЬКО
    ОДНО
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    ТОРОПИТЕСЬ!
    ТОРОПИТЕСЬ!
    ТОРОПИТЕСЬ
    !

    Буратино дернул за рукав одного мальчишку:
    - Скажите, пожалуйста, сколько стоит входной билет?
    Мальчик ответил сквозь зубы, не спеша:
    - Четыре сольдо, деревянный человечек.
    - Понимаете, мальчик, я забыл дома мой кошелек... Вы не можете мне дать взаймы четыре сольдо?..
    Мальчик презрительно свистнул:
    - Нашел дурака!..
    - Мне ужжжжжжжасно хочется посмотреть кукольный театр! - сквозь слезы сказал Буратино. - Купите у меня за четыре сольдо мою чудную курточку...
    - Бумажную куртку за четыре сольдо? Ищи дурака.
    - Ну, тогда мой хорошенький колпачок...
    - Твоим колпачком только ловить головастиков... Ищи дурака.
    У Буратино даже похолодел нос - так ему хотелось попасть в театр.
    - Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку...
    - С картинками?
    - С ччччудными картинками и большими буквами.
    - Давай, пожалуй, - сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал четыре сольдо.
    Буратино подбежал к полной улыбающейся тете и пропищал:
    - Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра»


    Учитель литературы. Конечно, это сказка. Сказка А. Толстого «Приключение Буратино» (перевод сказки Карла Клоди «Приключение Пиноккио. История деревянной куклы»). Конечно, в ней много вымысла, фантастики. Конечно, если это даже и было немного правдоподобно, то это было очень давно. И всё же можно с уверенностью сказать, что и в сегодняшнем финансово-экономическом мире эта сказка может сослужить нам добрую службу, научив некоторым базовым основам финансовой грамотности.

    При получении прибыли человек идет на риск, но наш герой поначалу получает вознаграждение от папы Карло: 5 сольдо. Буратино очень хотел пойти в школу, и папа Карло подготовил Буратино к первому дню учёбы в школе очень основательно. Папа Карло сшил Буратино новый яркий колпачок, купил Буратино красивую курточку и штанишки, а самое главное, то, что он купил ему замечательную книгу под названием Азбука. Буратино, как послушный мальчик, пошёл в школу, но по дороге в школу он увидел, что в город приехал театр, и непреодолимое желание увидеть спектакль оказалось гораздо сильнее, чем уроки в школе. Буратино побежал покупать билет на спектакль, но денег ему катастрофически не хватало на билет, поэтому он продал свою замечательную книгу Азбуку и купил желанный билет на спектакль, заплатив за него ровно пять сольдо.

    Давайте разберемся с лексическим значением слова «сольдо»(работа со словарями)

    Сольдо (итал. soldo, soldino) — разменная монета, имевшая хождение в итальянских государствах в конце XII — 2-й половине XIX века. Название происходит от римского золотого солида. Название монеты послужило основой слова «солдат» для обозначения наёмника, который куплен за мелкую монету и жизнь которого ценится так же ничтожно1

    СО́ЛЬДО, нескл., ср.

    1. Итальянская медная монета, равная 1/20 лиры, находившаяся в обращении до 1947 г.

    2. Старинная серебряная монета Португалии.

    [Португ. šoldo, итал. soldo]2

    СО'ЛЬДОнескл., ср. [ит. soldo]. Итальянская медная монета, равная 0, 05 лиры3.

    Учитель литературы Почему именно сольдо, а не другая монета? Дело в том, что «Приключе́ния Пино́ккио. Исто́рия деревя́нной ку́клы» (итал. Le avventure di Pinocchio. Storia d'un burattino) — сказка Карло Коллоди, классика детской литературы. Впервые сказка опубликована 7 июля 1881 года в Риме, в «Газете для детей». Отдельное издание последовало в 1883 году. Главный герой книги — Пиноккио (от итал. pino — сосна), сделанный из дерева мальчикнос которого увеличивается каждый раз, когда он говорит неправду.

    Учитель, преподающий основы финансовой грамотности. Сначала Буратино (герой перевода) хотел проявить предпринимательские способности: чтобы пойти в театр, он должен был купить билет, но у него остался только 1 сольдо, а билет стоил 5 сольдо. Буратино предлагал колпачок и курточку, но никто не соглашался обменять этот товар на поход в театр, и только когда Буратино развернул замечательную Азбуку, сразу получил заветную сумму - 4 сольдо.

    Если бы Буратино не был бы таким беспечным, то он вместе с папой Карло мог купить за 4 сольдо 15 унций (около 375 г) хлеба. Масло, продукт из «сферы роскоши», стоило 24 сольдо за фунт, вино и оливковое масло — соответственно 18 и 24 сольдо. Чтобы иметь возможность тратить 30 сольдо в день, нужно было зарабатывать 45 лир в месяц (1 лира равнялась примерно 20 сольдо).

    Учитель математики.

    Итак, 1 сольдо = 20 лир. Значит 5 сольдо = 5*20=100 лир.

    Произведем математический расчет: 1 сольдо - это на сегодняшний день примерно 16,5 рублей. У Буратино 5 сольдо, умножаем на 16, 5 рублей=80 рублей.

    Сколько стоит сейчас билет в кукольный театр? Давайте возьмем для примера Москву и самый знаменитый кукольный театр - Центральный театр кукол С.В.Образцова. Стоимость билетов в нем от 300 до 2500 рублей за билет (большой зал) и до 1500 за малый зал. В фильме зал был маленький, поэтому стоимость билета возьмем как 1500 рублей.

    Из 1500 вычитаем 80 получается - 1420 рублей.
    Значит Буратино в настоящее время не смог бы посетить театр, потому что для него это оказалось бы слишком дорого. Сколько нужно было Буратино сольдо, чтобы занять место в первом ряду театра? Производим расчет:

    1500:16,5=90,9

    Читает подготовленный учащийся.

    «Имей в виду, болван! Мальчики, бросившие учение и отвернувшиеся от книг, школ, учителей, чтобы удовольствоваться только игрой и развлечениями, плохо кончают… Я это знаю по собственному опыту… и могу тебе это сказать. В один прекрасный день ты тоже будешь плакать, как я теперь плачу… но тогда будет слишком поздно»

    Учитель литературы.

    На рассвете Пиноккио приезжает в Страну Развлечений и вместе с другими детьми от 8 до 14 лет живёт там, наслаждаясь полным бездельем. Через пять месяцев у него вырастают ослиные уши. Появившийся поблизости маленький Сурок объясняет Пиноккио, что у него ослиная лихорадка. Эта болезнь неизлечима, и через 2-3 часа Пиноккио должен превратиться в осла.

    Учащиеся читают по ролям.

    Это определено судьбой. Ибо написано в книгах мудрости, что все ленивые мальчишки, которые отвернулись от книг и учителей и проводят свои дни только в играх и развлечениях, раньше или позже должны стать ослами, все без исключения.

    У вас в кармане два яблока.

    Врёте: ни одного.

     — Ай! глупы, как пробки, дети.

    Их затягивают в сети,
    Там и жизнь они кончают,
    Им не вырваться назад!


     — Что творится, я не знаю!

     — Кто хорошо ест, тот хорошо работает.

     — Ты меня не путай!
    — Ну, когда я тебя путала?


     — Артемон! Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан!

     — Наступила ночь, в стране Дураков закипела работа…

    Но тут Карабас Барабас, видимо, не желая проговориться о какой-то тайне, обоими кулаками заткнул себе рот. И так сидел некоторое время, глядя выпученными глазами на угасающий огонь.

    – Хорошо, – сказал он, наконец, – я поужинаю недожаренным кроликом и сырыми цыплятами. Я тебе дарю жизнь, Буратино. Мало того… – Он залез под бороду в жилетный карман, вытащил пять золотых монет и протянул их Буратино. – Мало того… Возьми эти деньги и отнеси их Карло. Кланяйся и скажи, что я прошу его ни в коем случае не умирать от голода и холода и самое главное – не уезжать из его каморки, где находится очаг, нарисованный на куске старого холста. Ступай, выспись и утром пораньше беги домой.

    Буратино положил пять золотых монет в карман и ответил с вежливым поклоном:

    – Благодарю вас, синьор. Вы не могли доверить деньги в более надёжные руки…

    Арлекин и Пьеро отвели Буратино в кукольную спальню, где куклы опять начали обнимать, целовать, толкать, щипать и опять обнимать Буратино, так непонятно избежавшего страшной гибели в очаге.

    Он шёпотом говорил куклам:

    – Здесь какая-то тайна»

    Учитель литературы.

    Расщедрился как-то Карабас-Барабас да подарил Буратино 5 золотых... А это много?

    Учитель математики.

    5 золотых - это 100 сольдо. 1 золотой равен 20 сольдо. Билет в театр Карабаса, как мы помним, в первый ряд стоил 4 сольдо. Получается, 5 золотых это примерно 25 билетов в кукольный театр.

    Учитель, преподающий основы финансовой грамотности.

    Мы, современные люди, настолько отвыкли от цены звонкой монеты... Имеем дело разве только с пластиковой карточкой, бумажными или пластиковыми деньгами, да мелкими разменными монетками. Все эти денежные знаки почти не несут в себе ценности. Это символы денег.

    Итак, что мы видим в кино и мультиках? Обратимся к первоисточнику. На итальянском про Пиноккио. А там некие Zecchino, или грубо цехины. Они же дукаты, они же флорины, они же червонцы, лобанчики, пучковые, арапчики...

    Учитель математики. Цехины, золотые монеты массой 3,494-3,559 г и золото пробы 23 и 5/6 карата. В одной статье встретила, что это 997 проба, но я усомнилась, пересчитала, и получилось через караты 993 проба. Практически чистое золото, максимальное достижение средневекового аффинажа. И размер у них... ну сантиметра 2 в диаметре. Так что мультяшники и киношники несколько преувеличили размер монеток, во рту у Буратино настоящие цехины запросто бы поместились. А те монетки, которые показали в кино, пожалуй, будут покрупнее португалов, которые достоинством в 10 цехинов/дукатов каждая. А за 50 цехинов уже можно было купить мальчика-раба... или хорошего осла.

    Хорошо, а щедр ли был Карабас-Барабас? Фактически за тайну он выплатил Буратино/Пиноккио годовое жалование мальчика на побегушках в то время. Или полугодовую зарплату служанки в доме состоятельного купца. Или двухмесячную зарплату главного слуги (суперинтенданта) в доме такого же богатого купца. Или можно было купить около четверти акра земли в окрестности Прато. Или совершить 5 визитов к доктору, медицина была дорогая. Хотя Буратино было проще - ему к столяру или плотнику... да папа Карло его бы бесплатно починил.

     Учащиеся читают по ролям.

    «Эх ты-ы! Кем ты стал из-за своей жадности, а еще доктор кукольных наук! связался с жуликами, кукол обижаешь!

     — Богатенький Буратино…

     — Крекс, фекс, пекс.

     — Поле Чудес в Стране Дураков.

     — Не прячьте ваши денежки
    — По банкам и углам,
    — Несите ваши денежки —
    — Иначе быть беде!


     — Неправда ваша!

     — Ему оттуда не выбраться — чулан-то на замке!
    — Там мышь — свой человек!


    Кот Базилио (перепиливая Карабасу-Барабасу бороду, прилипшую к итальянской сосне):
     — Не беспокоит?


     — Я сама была такою
    Триста лет тому назад.


     — Надоело! поучают, поучают!
    Надоело! поучают, поучают!
    — Поучаем! Поучаем!
    — Поучайте лучше ваших паучат!


     — Денежки счёт любят. Подожди.
    — Сейчас в рожу вцеплюсь!


     — Пять на два не делится?
    — Не делится, да?
    — Попробуем разделить на пять. Получается… один! Получай.


    - Ты меня не путай. -Базилио, ну когда я тебя путала?!

    -Ты меня не путай.

    - Ну когда я тебя путала? У нас четыре золотых?

    - Четыре.

    -Ну, четыре на пять не делится?

    -Не делится.

    - Ну вот я себе не делясь половину и возьму... Я ж всегда рада услужить. Другу.

     — Обманула, да? Запутала!
    — Шутишь?
    — Ах ты, подлая!


     — На хвастуна не нужен нож —
    Ему немного подпоёшь
    И делай с ним что хошь!


     — Господин мужественный полицейский дежурный, ужасная опасность грозит всем богатеньким нашего города. На пустыре сидит воришка по имени Буратино — он хочет ограбить весь город!

     — Пациент скорее жив, чем мёртв.
     — Пациент скорее мёртв, чем жив.


     — У самой голова фарфоровая, туловище ватой набито, а ещё туда же — воспитывать! А этот дурачок Пьеро ещё влюбился в неё. Нашёл в кого влюбляться! Вот знал бы он, где сейчас я.

     — Три корочки хлеба.

     — Какое небо голубое!

     — Плакали наши денежки.

     — Это просто праздник какой-то!

     — Никогда бы не подумал, что Поле Чудес так похоже на помойку.

    Считаю до трёх, а потом как дам больно!

     — Вкушайте, синьор!..

     — А считать ты умеешь?
    — Умею, до пяти.
    — А сколько будет дважды два, знаешь?
    — Нека.
    — Ты что, никогда не учился в школе?
    — Нет.
    — Молодчина! Как ты меня обрадовал!


     — Три сольдо плюс три сольдо будет десять сольдо, так?
    — Так.
    — Ну, а десять сольдо плюс пять сольдо — сто сольдо! Так?
    — Так.
    — А раз так, синьор Буратино, с вас причитается пять золотых»


     

    Учитель, преподающий основы финансовой грамотности.

    Кот Базилоио и Лиса Алиса чистой воды мошенники. Они предлагают Буратино/Пиноккио отправиться в страну Дураков и закопать деньги, чтобы выросло древо и у незадачливого героя появилось еще больше денег. В сущности это напоминает строительство финансовых пирамид. И вот Буратино закопал золотые, и лиса Алиса с котом Базилио (по нашенски - Васька) не нашли клад. А вот Вы взяли и раскопали. Что можем выручить за эти деньги?

    Оставим в стороне нумизматическую ценность монет. Посчитаем только золото, сдадим его в переплавку. Одна монетка - 3,5 грамма. Пять монеток - 17,5 граммов. Современная биржевая цена золота - около 50 долларов за грамм. Итого - 875 долларов стоит одно только золото в монетах.

    В общем-то неплохо за одну тайну. Тем более Карабас ею и не смог воспользоваться.

    Что же там по поводу четырех сольдо? Это сколько? Трудно сказать. Курс цехина с 1250 по 1500 годы поднялся в 7 раз с 20 до 140 сольдо. Инфляция через порчу монеты. Увы. Нам бы такую инфляцию за 250 лет...

    А теперь о сцене в трактире в известном фильме. Если предположить, что трактирщик, вымогавший у не знавшего даже азбуки Буратино 5 золотых за обычный, хоть и сытный, обед, насчитал целых 100 сольдо, то теоретически по цене цехина в сольдо можно было бы дату событий восстановить - где-то 1250 год. Но не тут-то было. Эта сценка вроде бы не из первоисточника. Вероятно, Толстой перепутал цехины с лирами, вот они всегда были по 20 сольдо и 100 сольдо есть целых 5 лир. Но не цехинов-золотых. Буратино хоть и не мог ничего доказать, но левой пяткой чувствовал что его - таки надули. Ну и обманом ответил на обман.

    В общем, ищите дурака за четыре сольдо!

    Сделаем выводы: литературные произведения позволяют читателям понять героя и не поддастся искушению обогатиться слишком просто, материал художественной литературы служит и для некоторых математических расчетов, на основе произведений можно размышлять о финансовых махинациях и выходе из создавшейся ситуации.



    1 Википедия. https://ru.wikipedia.org

    2 Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    3 «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека


    написать администратору сайта