|
Эмпатия, рефлексия. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Рефлексия. Эмпатия. Подготовили Чигиринова Елена М5О322Б Подборка по базе: Простые механизмы.ppt, Защитные механизмы.doc, Защитные механизмы СОПР.docx, Проблемы понимания форм соучастия.doc, Моренко О.Г. Типы восприятия.pptx, курсовой проект по дисциплине Грузозахватные и грузоподъемные ме, центральные механизмы антиноцицептин.docx, Планетарные механизмы.pptx, Презентация _ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА_.ppt, конспект урока простые механизмы.docx
Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Рефлексия. Эмпатия. Подготовили: Чигиринова Елена М5О-322Б Прохорова Виктория М5О-321Бк Эмпатия - Эмпати́я (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
- Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.
Этимология эмпатии - Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.
- Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
Эмпатия в медицине - Это то, что психологи называют «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания.
- Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.
Эмпатия в психологии - Эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов…
Виды эмпатии
Эмоциональная
Когнитивная
Предикативная
Формы эмпатии
Сопереживание
Сочувствие Уровни эмпатии Третий уровень
Второй уровень
Первый уровень Исследование эмпатии - Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Рефлексия - Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Самонаблюдение Обычная рефлексия
- человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом
Глубокая рефлексия Виды рефлексии - Личностного характера - человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
- Коммуникативного характера - человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
- Кооперативного характера - человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
- Интеллектуального характера - размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
- Экзистенционального характера - человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
- Саногенного характера - попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий
Формы рефлексии - Ситуативной формы - человек реагирует на ситуацию, с которой столкнулся на данный момент.
- Ретроспективной формы - анализ событий, которое произошли в прошлом.
- Перспективной формы - человек строит планы на будущее, мечтает и ставит определенные цели.
Обратная связь -это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи: - 1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
- 2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
- 3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
Игра Спасибо за внимание! |
|
|