Главная страница
Навигация по странице:

  • Бюджетная политика государства

  • 1 Теоретические основы бюджетной политики государства 1.1 Понятие и сущность бюджета государства, его специфические черты и функции

  • 1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, проблема его сбалансированности. Понятие государственного долга

  • Закон о федеральном бюджете на 2019 г. Закон № 459-ФЗ 2018 г.

  • Исполнение федерального бюджета в 2019 г.

  • Список использованных источников

  • Бюджетная политика государства. Гос бюджет и бюджетная политика docx. Макроэкономика


    Скачать 490.04 Kb.
    НазваниеМакроэкономика
    АнкорБюджетная политика государства
    Дата22.02.2021
    Размер490.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГос бюджет и бюджетная политика docx.docx
    ТипКурсовая
    #178528

    Подборка по базе: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.docx, Лях практикум бюджетная система.docx, Федеральное государственное бюджетное учреждение в.docx, Синергия макроэкономика 100 вопросов-1.doc, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего.doc, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, Практические задания по дисциплине Макроэкономика.docx, контрольная работа Организация расчетов с бюджетом и внебюджетны

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

    Кафедра экономики

    Бюджетная политика государства

    Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»

    Выполнил студент I курса

    Группа № з-Ф880П8-4

    Гисельбрехт Елена Александровна

    Дата выполнения работы

    23.01. 2021 г.

    Научный руководитель

    Старший преподаватель

    Алферова Л. А.

    Оценка ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________

    Дата получения оценки

    «­­­___» «_________» 2021 г.

    Томск 2021

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

    Кафедра экономики

    УТВЕРЖДАЮ

    Зав. кафедрой экономики

    В.Ю. Цибульникова

    (Ф.И.О.)

    __________________

    (подпись)

    ЗАДАНИЕ

    На курсовую работу студенту Гисельбрехт Елене Александровне

    Группа

    з-Ф880П8-4

    Факультет

    ФДО

    1. Тема

    Бюджетная политика государства

    2. Срок сдачи студентом законченной работы: январь 2021 г.

    3. Исходные данные к заданию:

    Нормативные документы и справочная литература

    Периодические издания

    Интернет-ресурсы

    4. Перечень разделов текстовой части работы:

    1. Теоретические основы бюджетной политики государства

    2. Бюджетная политика РФ на современном этапе.


    5. Перечень графического материала:

    Подходы к пониманию сущности понятия «бюджет» в отражении различных авторов

    Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2019 год

    Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2019 г. в сравнении с 2018 г. и уровень их исполнения

    Доходы федерального бюджета в % к ВВП

    Исполнение расходов федерального бюджета в 2018−2019 годах по группам видов расходов, %

    Процентное соотношение расходов к общему бюджету в 2020 г в %

    6. Дата выдачи задания: 02 января 2021 г.

    Руководитель ___________________________________ Л.А. Алферова

    (подпись руководителя)

    Задание принял к исполнению (дата): 2 января 2021 г.

    Студент 123456Po Е.А. Гисельбрехт
    (подпись студента)


    Содержание

    Содержание

    3

    Введение

    4

    1. Теоретические основы бюджетной политики государства

    6

    1.1. Понятие и сущность бюджета государства, его специфические черты и функции

    6

    1.2. Доходы и расходы государственного бюджета, проблема его сбалансированности. Понятие государственного долга

    9

    2. Бюджетная политика РФ на современном этапе

    13

    2.1 Исполнение федерального бюджета за 2019 год

    13

    2.2 Бюджетная политика РФ в 2020 году

    20

    Заключение

    24

    Список использованных источников

    25


    Введение

    Являясь важнейшим инструментом государственной политики, бюджет обеспечивает возможность органов власти выполнять обязательства перед населением страны, оказывает прямое воздействие на её социально-экономическое развитие. Достижение сбалансированности бюджета – одна из важнейших задач правительства любого государства, на решение которой направлена бюджетная политика, от эффективности которой зависят темпы экономического роста и, в конечном итоге, благосостояние общества.

    Цель работы – составить представление о государственном бюджете и бюджетной политике.

    Достижение указанной цели предполагает последовательное решение ряда задач:

    1) раскрыть понятие и сущность бюджета государства, определив его специфические черты и функции;

    2) охарактеризовать доходы и расходы государственного бюджета, проблему его сбалансированности;

    3) определить цели, задачи и содержание бюджетной политики государства;

    4) изучить структуру бюджета РФ, его исполнение, выявить основные тенденции государственных расходов;

    5) выявить особенности бюджетной политики РФ и проблемы её реализации;

    6) охарактеризовать основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.

    Тема исследования актуальна для современной России в силу наличия высоких рисков в финансово-бюджетной системе страны, обусловленных зависимостью бюджета государства от нефтегазовых доходов, несовершенством налоговой системы, неразвитостью системы пенсионного обеспечения и другими факторами.

    1 Теоретические основы бюджетной политики государства
    1.1 Понятие и сущность бюджета государства, его специфические черты и функции

    В научной литературе можно встретить разные подходы к определению понятия «бюджет». Так, Е.Р. Мухина в своей статье, посвящённой теоретическим аспектам бюджетирования, приводит несколько трактовок этого термина отечественными и зарубежными учеными (табл. 1.1).
    Таблица 1.1
    Подходы к пониманию сущности понятия «бюджет» в отражении различных авторов 1

    Автор

    Определение бюджета

    И.А. Бланк

    Бюджет – это оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности

    Дж. Бримсон

    Бюджет – это количественное выражение плановых показателей предприятия на определённый период. Под количественным выражением плана понимается определённый набор цифр, задающих организации конкретные параметры производственно-хозяйственной деятельности

    Ю. Бригхэм, Л. Гапенски

    Бюджет – это план, подробно раскрывающий приток и отток средств в течение определённого планируемого периода времени

    Е.С. Стоянова

    Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей

    В.Е. Хруцкий

    Бюджет – это и финансовое выражение целей, стратегии и намеченных мероприятий, и плановые финансовые сметы и графики расходов, прогнозируемые финансовые результаты исполнения программ и затраты, необходимые для этого

    А. Д. Шеремет

    Бюджет – это совокупность взаимосвязанных планов, представленных в виде финансовых и/или натуральных показателей, для предприятия в целом в целом или его подразделения на определённый период времени

    Д. Шим, Д. Сигел

    Бюджет – годовой план компании


    Как видно из определений бюджета, представленных в таблице 1.1, все они, так или иначе, связаны с понятием планирования, преимущественно финансовых средств. Обратимся к понятию государственного бюджета.

    А.М. Бабич определяет государственный бюджет как «централизованный фонд финансовых ресурсов, форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности органов государства».2

    В работе О.П. Уманец дано следующее определение; «…совокупность денежных средств, аккумулированных в виде доходов из налоговых и иных источников, в интересах обеспечения функций и задач государства».3

    В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), регулирующего бюджетные правоотношения в России, законодатель определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.4

    М.Л. Белоножко отмечает, что как экономическая категория бюджет рассматривается в материальном и общественном аспектах.

    По экономическому содержанию бюджет государства выступает как часть созданного валового внутреннего продукта (ВВП) и формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, полностью или частично направляемые в бюджет.

    Бюджет выполняет функции формирования (основную роль в реализации этой функции играют бюджетные доходы), распределения (принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам), регулирования (стимулирование и/или сдерживание социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма), контрольную функцию (позволяет определить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований).5

    М.А. Кирсанова6 выделяет три категории государственного бюджета – экономическую, политическую и социальную:

    - бюджет – это экономическая основа государства, любые колебания которой приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества;

    - возникновение и развитие бюджета связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства;

    - бюджет определяет социальные отношения в обществе и государстве, т.к. именно бюджет государство использует в целях поддержки социально незащищенных слоев населения, социально-значимых учреждений (здравоохранение, образование, культура и др.).

    И совершенно справедливо выделение В.Н. Папело правовой категории бюджета, т.к. бюджет представляет собой имеющий юридическую силу закона основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующими представительными органами власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений.7

    Бюджет государства обеспечивает решение комплекса важнейших задач:

    • перераспределение ВВП;

    • государственное регулирование и стимулирование экономики;

    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

    • стабилизация кредитно-денежной системы государства;

    • удовлетворение общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т.д.;

    • регулирование экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

    • разрешение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

    • обеспечение международных и межгосударственных договорных обязательств;

    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т.д.8

    Таким образом, государственный бюджет, по сути, отражает реальные финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении государства для выполнения возложенных на него функций.
    1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, проблема его сбалансированности. Понятие государственного долга

    Доходы и расходы бюджета РФ Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Формирование государственного бюджета осуществляется посредством доходов и расходов, которые отражают процесс перераспределения валового национального продукта в соответствии с целями и задачами государственной политики.

    Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений за счет перераспределения национального дохода. Доходы бюджета отражают выполнение фискальных и экономических задач государства. За счет доходной части финансируется реализация задач и функций государства и местного самоуправления.

    Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета отражают процесс перераспределение доходов бюджета путем использования по различным направлениям государственной политики.

    Сбалансированность бюджета – это паритетное соотношение доходов и расходов бюджета. Когда все расходы бюджета покрыты его доходами, считается, что расходы уравновешены доходами, такое положение является условием нормальной бюджетной деятельности. Однако доходы могут быть больше расходов и наоборот. Доходы превышают расходы – бюджетный профицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения расходов бюджета по финансированию государственных фондов. Доходы меньше расходов – бюджетный дефицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения доходов, сокращения расходов или комбинацией.

    Возникновение дефицита может быть обусловлено разными причинами: структурный дефицит – реализация политики по стимулированию экономической активности и спроса в период спада производства, когда государство увеличивает расходы, в частности на создание рабочих мест; циклический дефицит – вызывается общим спадом производства в период кризиса вследствие цикличности развития экономики, когда снижаются налоговые поступления и доходы государства; активный дефицит – возникает в результате превышения расходов над доходами, т.е. несбалансированного бюджетного процесса; пассивный дефицит – возникает в результате снижения налоговых поступлений вследствие замедления темпов экономического роста.

    Проблема сбалансированности бюджета обусловлена базовым принципом бюджетного процесса – обеспечение количественного соответствия бюджетных расходов и источников их финансирования. Отсутствие бюджетного паритета порождает несбалансированность. Несбалансированность бюджета может быть отрицательной и положительной, соответствуя дефициту и профициту бюджета. При дефиците бюджета он, в принципе, не исполним, так как нереален и фиктивен. Поэтому государству требуется изыскать дополнительные денежные средства для покрытия своих расходов, чтобы обеспечить бюджетный паритет, либо отказаться от части расходов.

    Профицит бюджета также является нежелательным, так как означает повышенную нагрузку на экономическую систему и снижает эффективность использования бюджетных средств. Излишние доходы следует направлять в специальные государственные фонды, в том числе внебюджетные. В обоих случаях речь идет о существенном дисбалансе – когда доходы и расходы бюджета не совпадают в пределах десятых процента, добиться сбалансированности бюджета можно за счет небольших коррекций. Таким образом, сбалансированность бюджета РФ – это необходимое условие нормального функционирования государства.

    Различают две группы методов сбалансированности бюджета: методы, применяемые при формировании бюджета; методы, применяемые при исполнении бюджета. Несбалансированность бюджета может быть краткосрочной или долгосрочной. Краткосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходам нарушен в течение одного финансового года и является отражением макроэкономической ситуации. Обычно это происходит вследствие изменения ситуации, в которой планировался бюджет. Незапланированные тенденции могут оказать пагубное воздействие на налоговые поступления: падение экспортных цен, сокращение объемов производства, изменение спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности.

    Долгосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходами нарушается на протяжении нескольких лет подряд. Разрыв между доходами и расходами бюджета обуславливается системными или фундаментальными проблемами в национальной экономической системе, которые носят устойчивый характер. Факт наличия дефицита бюджета – не обязательно сигнал экономических проблем.

    Дефицит выступает инструментом макроэкономического регулирования, позволяя решать различные социально-экономические задачи. Однако недопустимо длительный период пользоваться данным инструментом – все хорошо в меру. При долгосрочной отрицательной несбалансированности бюджета появляются негативные последствия снижения совокупного спроса и доходов. Стратегической целью государства является сбалансированность бюджета.

    Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели: Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса. Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований: Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, "жить по средствам".

    Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.

    Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип "жить по средствам" – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику.

    Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам. стран Сбалансированность бюджета Российской Федерации В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет. Если обнаружен профицит, реализуются следующие действия для сбалансированности бюджета: направить дополнительные доходы на погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджеты на национальные проекты и общественно-значимые мероприятия; прекратить привлечение доходов от реализации государственного и муниципального имущества; сократить налоговые доходы. При обнаружении дефицита, определяются источники финансирования дефицита бюджета для его сбалансированности: выпуск государственных ценных бумаг; бюджетные ссуды; поступления от реализации принадлежащих государству финансовых активов, собственности, ценных бумаг; привлечение внешних займов.9




    2 Бюджетная политика РФ на современном этапе


    2.1 Исполнение федерального бюджета за 2019 год10

    Исполнение федерального бюджета в 2019 г. происходило на фоне более слабых показателей развития экономики, несмотря на позитивную динамику отдельных из них. Так, темп роста ВВП составил 1,3% в годовом выражении (против 2,5% в 2018 г.), средняя цена нефти  63,82 долл. за баррель (против 69,97 долл. в 2018 г.), курс доллара США к рублю  64,73 (против 62,54 в 2018 г.), инфляция - 3,0% (против 3,4% в 2018 г.) Объем поступивших доходов превысил их прогнозные значения, утвержденные в законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» №389 от 2 декабря 2019 г. (далее - закон о бюджете), на 200,9 млрд. руб. или 1%. Это превышение сложилось за счет роста ненефтегазовых доходов на 119,7 млрд. рублей и нефтегазовых доходов на 81,2 млрд. рублей (табл. 2.1).

    Таблица 2.1

    Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2019 год

    Показатели

    Закон о федерально м бюджете на 2018 г.

    Закон №

    362-ФЗ

    Исполнение федерального бюджета в 2018 г.

    Закон о федеральном бюджете на 2019 г.

    Закон №

    459-ФЗ 2018

    г.

    Закон о федеральном бюджете на 2019 г.

    Закон №389

    2019 г.

    Исполнение федерального бюджета в 2019 г.

    сумма

    уровень

    исполне ния

    сумма

    уровень исполне ния

    ВВП, млрд. руб.

    101 164,0

    103 875,8

    102,7

    105 820,0

    108 414,4

    109 361,5

    100,9

    Уровень инфляции, %

    3,4

    4,3

    Х

    4,3

    3,8

    3,0

    Х

























    Доходы, млрд. руб.

    18 947,6

    19 454,4

    102,7

    19 969,3

    19 970,3

    20 171,2

    101,0

    в % к ВВП

    18,7

    18,7

    Х

    18,9

    18,4

    18,4

    Х

    Расходы, млрд. руб.

    16 808,8

    16 713,0

    99,4

    18 037,2

    18 489,5

    18 213,2

    98,5

    в % к ВВП

    16,6

    16,1

    Х

    17,0

    17,1

    16,7

    Х

    Дефицит (-

    )/профицит (+), млрд. руб.

    2 138,7

    2 741,4

    128,2

    1 932,1

    1 480,8

    1 957,9

    132,2

    в % к ВВП

    2,1

    2,6

    Х

    1,8

    1,4

    1,8

    Х

    Верхний предел внутреннего долга на конец периода, млрд.

    рублей

    9 821,3

    9 176,4

    93,4

    11 612,8

    11 142,2

    10 171,9

    91,3

    Верхний предел гос. внешнего долга на конец периода, млрд. долларов США

    61,7

    49,2

    79,7

    64,6

    65,3

    54,8

    84,0

    Объем расходов напротив сократился на 276,3 или 1,5%. Отмечается самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 11 лет (94,2 %). Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом в 1,4 раза, при этом в 1,5 раза увеличились остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Более половины прироста остатков составили неисполненные бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов и комплексного плана. Расходы на реализацию национальных проектов (программ) и Комплексного плана исполнены на 91,4 % показателя сводной росписи, что на 2,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета в 2019 г. (94,2 %). При этом 7 из 12 национальных проектов исполнены ниже указанного уровня. В результате по итогам 2019 года общий объем неисполненных назначений по национальным проектам (программам) и Комплексному плану составил 149,8 млрд. руб. или 8,6 % показателя сводной бюджетной росписи.

    Профицит федерального бюджета по итогам 2019 г. составил 1 958 млрд. руб. или 1,8% к ВВП, что на 0,4 п.п. выше его годового размера, утвержденного законом о федеральном бюджете на 2019 г. Более 5 лет, наблюдается тенденция снижения не нефтегазового дефицита, который сократился по сравнению с 2018 годом на 0,6 процентного пункта и составил 5 964,2 млрд. рублей (5,5 % ВВП) (рис. 2.1).
    Рисунок 2.1

    Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2019 г. в сравнении с 2018 г. и уровень их исполнения



    Объем привлечения по государственным внутренним заимствованиям составил 2 082,7 млрд. рублей, что в 2 раза больше привлечения в 2018 году. По состоянию на 1 января 2020 года объем Фонда национального благосостояния составил 7 773,1 млрд. руб., из них на счетах Банка России – 6 137,8 млрд. руб. (5,4 % ВВП на 2020 год). Дополнительные нефтегазовые доходы составили 2 956,8 млрд. руб., или 2,6 % ВВП на 2020 год.

    По оперативным данным об исполнении федерального бюджета РФ за 2019 год номинальные доходы выросли по сравнению с 2018 г. на 732,8 млрд. руб. и составили 20187,2 млрд. руб., что выше аналогичного показателя 2018 г. на 3,8% в номинальном выражении и в реальном на 0,7%. Однако относительно ВВП доходы федерального бюджета сократились по сравнению с 2018 г. на 0,2 п.п. и составили 18,5 % ВВП. При снижении доходов федерального бюджета по отношению к ВВП доля налоговых доходов к ВВП по сравнению с 2018 г. увеличилась на 0,3 п.п., составив 13,9 % ВВП (рис. 2.2). Рост налоговой компоненты доходов федерального бюджета определили: увеличение налоговых ставок, изменения структуры налоговой базы и повышения качества администрирования НДС и налога на прибыль организаций.
    Рисунок 2.2

    Доходы федерального бюджета в % к ВВП



    Уровень исполнения доходов федерального бюджета в 2019 г. по отношению к утвержденному в декабре 2019 г. объему его доходов составил 101%. В общем объеме доходов федерального бюджета за 2019 г. доля налоговых доходов составила 75,1%, увеличившись на 2,3 п.п. по сравнению с 2018 г. (в 2018 г. – 72,9%), доля неналоговых доходов — 24,9%. Доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета в 2019 г. составила 39,3 % и по сравнению с аналогичным периодом 2018 года уменьшилась на 7,1 п.п. (в 2018 году – 46,4 %).

    Основными факторами снижения доли нефтегазовых доходов являлись: уменьшение поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты в рамках завершения налогового маневра; снижение цен на нефть, газ, частично компенсируемое ослаблением курса рубля; возмещение из федерального бюджета акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку; снижением объемов добычи нефти и газа; введение налога на дополнительный доход, определившее перераспределение объемов добычи нефти по разным режимам налогообложения .

    Структуру и динамику доходов федерального бюджета РФ определили поступления от НДПИ и НДС. Если поступления от НДПИ в виде углеводородного сырья по сравнению с 2018 г. снизились на 0,6 %, то поступления от НДС продемонстрировали рост относительно аналогичного периода 2018 г. на 18% в номинальном выражении и в реальном выражении на 14,5%. Увеличение ставки НДС с 18 % до 20%, рост налоговой базы по НДС, сокращение доли налоговых вычетов, повышение уровня собираемости внутреннего НДС обеспечили рост поступлений от по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., увеличение доли в налоговых доходах федерального бюджета на 4,3п.п. (с 42,5 % в 2018 г. до 46,8% в 2019 г.) и по отношению к ВВП до 6,5 % (+0,7 п.п.). По сравнению с 2018 г. поступления от налога на прибыль организаций увеличились на 19 % за счет увеличения налоговой базы по налогу на прибыль, уровня собираемости налога на прибыль организаций, увеличения доходов от уплаты налога на прибыль при выполнении соглашений о разработке месторождений нефти и газа, доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, доходов, полученных в виде дивидендов. Поступление акцизов по подакцизным товарам за 2019 г. снизилось на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. за счет введения возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, уменьшения нормативов зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на алкогольную продукцию, сокращения импорта отдельных подакцизных товаров.

    Оценка исполнения федерального бюджета по расходам в 2019 году показала низкую кассовую дисциплину и возросшую неравномерность исполнения утвержденных лимитов.

    Федеральным законом № 459-ФЗ общий объем расходов федерального бюджета на 2019 год утвержден в сумме 18 037,2 млрд. руб. В соответствии с принятием федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете произведено общее увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи по расходам федерального бюджета на 2019 год на 452,2 млрд. руб. или на 2,5 %. Общий объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 2019 год с учетом изменений составил 19 335,5 млрд. руб., что на 163,6 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2018 года.

    Исполнение расходов федерального бюджета за январь – декабрь 2019 года составило 18 213,2 млрд. руб., или 98,5 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 94,2 % показателя сводной росписи с изменениями. Объем неисполненных ассигнований вырос с 2018 года почти в 1,5 раза, до 1,1 трлн рублей в 2019 году и стал самым низким за последние 11 лет. Общий объем неисполненных назначений составил 5,8 % показателя сводной росписи с изменениями, из них порядка 75 % составляют неиспользованные бюджетные ассигнования, остатки по которым направляются в 2020 году на те же цели.

    По разделам классификации расходов наиболее низкий уровень исполнения расходов, как и в 2018 году, отмечается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Общегосударственные вопросы», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт», «Национальная экономика», «Национальная оборона». Так, объемы неисполненных бюджетных назначений установлен в 2019 году составили по разделам: «Национальная экономика» (253,787 млрд. рублей, или 8,2% показателя сводной росписи); «Национальная оборона» (235,787 млрд. рублей, или 7,3% показателя сводной росписи); «Общегосударственные вопросы» (232,831 млрд. рублей, или 14,6% показателя сводной росписи).

    На менее чем 90% исполнены расходы у 18 главных распорядителей бюджета - самый низкий показатель за последние три года. Главных распорядителей с уровнем исполнения ниже 80% - семь: Минприроды - 59,8%; Федеральное агентство по делам национальностей - 76%; Минкомсвязи - 77,1%; Росавиация - 77,2%; Росархив - 77,4%; Росморречфлот - 78,5%; Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - 78,6%. Минстрой России в 2019 году не освоил 53,9 млрд рублей федерального бюджета, исполнив бюджет по расходам на 80,9%.

    Так, в IV квартале 2019 года уровень исполнения составил 32,4 % показателя сводной росписи с изменениями, что является самым высоким показателем за последние 3 года (в 2017 году – 30,7 %, в 2018 году – 30,5 %, или 5 342,8 млрд рублей). В декабре 2019 года уровень исполнения федерального бюджета составил 18 %, или 3 286,9 млрд рублей (в 2017 году – 14,9 %, в 2018 году – 15,4 %, или 2 700,8 млрд рублей), из них за последнюю неделю декабря 2019 года расходы исполнены в объеме 1 418,6 млрд рублей, или 7,3 %, за 31 декабря 2019 года – 163,8 млрд рублей, или 0,8 %.

    При низком уровне исполнения расходов в I – III кварталах 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 и 2018 годов в IV квартале 2019 года уровень исполнения расходов превышает аналогичный показатель 2017 и 2018 годов на 1,7 и 1,9 процентных пункта соответственно.

    Результаты анализа исполнения расходов федерального бюджета в 2018−2019 годах по группам видов расходов представлены на рисунке 2.3.
    Рисунок 2.3

    Исполнение расходов федерального бюджета в 2018−2019 годах по группам видов расходов, %


    Государственный долг в 2019 г. продолжил начавшийся в 2018 г. рост и по итогам года составил 13,57 трлн. рублей (+7,8% к 2018 г.). Увеличение обусловлено наращиванием государственного внутреннего долга (+11% или 0,99 трлн. рублей), при этом внутренний госдолг является более безопасным инструментом для управления государственными финансами. Внешний долг также продолжил рост, однако понижение курса доллара США к рублю сохранило объем внешнего долга, выраженный в рублях, приблизительно на уровне 2018 года. Отношение государственного долга к ВВП, несмотря на рост в 2019 г., сохраняется на устойчиво низком уровне (12,4% при пороговом значении 50%)

    Несмотря на рост госдолга год к году, отмечается квартальное снижение государственного внутреннего долга (на 01 октября 2019 года – 10,6 трлн. рублей, на 01 января 2020 года – 10,2 трлн. рублей). К этому привело сокращение объема государственных гарантий на 0,5 трлн. рублей, что может быть связано с прекращением соответствующих обязательств и их выбытием из состава госдолга. В свою очередь, увеличение объема внутренних заимствований в течение квартала на 100 млрд рублей говорит, как о сохранении государством образа надежного заемщика, так и о доверии к ОФЗ, размещенным в российских рублях со стороны отечественных и зарубежных инвесторов (объем внешних заимствований, выраженных в долларах США, за аналогичный период остался практически без изменений). Прирост внешнего долга обусловлен увеличением объема государственных гарантий в иностранной валюте (+9,9% квартал к кварталу), что может являться следствием наращивания активности российских компаний-экспортеров.
    2.2 Бюджетная политика РФ в 2020 году11

    Государственный бюджет - это финансовый проект, который верстается финансовыми структурами правительства (в частности министерством финансов). В соответствии с этим проектом планируются расходная и доходная части в казне государства. При этом бюджет бывает закрытого и открытого типа. По открытому, который представляется общественности, можно судить о том, как все расходные статьи скажутся на жизни граждан и экономике страны. Согласно предварительным данным из открытой части можно сказать, что в этом году россиян ждет еще более тяжелые времена и большие лишения.

    Согласно разработанному Минфином проекту бюджета России на 2020 год в цифрах можно выделить следующие важные аспекты:

    42,4$ - цена отсечения за баррель нефти марки Юралс;

    67-68 руб. - прогноз по цене 1-ого долл. США;

    3% - закладываемый и ориентировочный уровень инфляции;

    112,863 трлн. рублей - ожидаемый общий объем внутреннего валового продукта;

    20,379 трлн. рублей - прогнозируемые доходы в госбюджете страны, что на 431 миллиард рублей большем, чем в предыдущем 2019 году. При этом доходы от нефтегазового сектора составят примерно 2,334 трлн. руб.;

    19,503 трлн. рублей - закладываемый уровень общих расходов в составе госбюджета, что на 1,44 трлн. рублей (1 триллион четыреста сорок миллиардов) больше, чем в 2019 году;

    876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);

    64,4 млрд. долл. - максимальное значение по уровню внешнего долга;

    3,323 трлн. рублей - секретная часть расходов в структуре госбюджета, что на 323 млрд. руб. больше, чем по предыдущему году.

    более 50 рублей - ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;

    более 65-70% - закрытая часть расходов на Нацоборону;

    12 130 рублей - федеральный минимальный размер оплаты труда;

    ≈ 40 тыс. руб. - ожидаемый уровень средней заработной платы по стране (рис. 2.4).
    Рисунок 2.4

    Процентное соотношение расходов к общему бюджету в 2020 г в %



    В 2020 году, как и в 2021, и 2022 годах, бюджет будет исполнен с профицитом. При этом увеличиваемые налоговые поборы смогут наполнять казну в превышающем расходы объеме. При этом получаемый остаток - 880 млрд., 614 млрд. и 287 млрд. руб. по годам соответственно - министерство финансов планирует с учетом установленного бюджетного правила направлять полностью на покупку иностранной валюты.

    Следует также отметить, что все три последующих года Минфин планирует увеличивать расходы на здравоохранение с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг, поддержания здоровья населения и увеличения рождаемости.

    В 2020 году будет также увеличено финансирование государственных средств массовой информации на 3 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. При этом отметим, что крупнейшие гос. вещатели (ВГТРК и "Первый канал") уже не первый год являются убыточными. Например, в 2018 году у "Первого канала" убытки составили 6,8 млрд. руб.

    По мнению экспертов реализация уже начатых объявленных национальных проектов практически не даст никакого эффекта для роста экономики в 2020 году, улучшения макроэкономических показателей. Граждане страны при этом также не ощутят на себе никаких улучшений. Хоть планируемое инфляционное значение ожидается на уровне 3%, реальная же инфляция останется по-прежнему очень высокой (примерно 10-15%).

    Заключение

    По результатам исследования в работе можно кратко резюмировать следующее.

    Безусловно, роль бюджета в экономике страны огромна, так как именно бюджет государства выступает основным инструментом регулирования экономики, позволяет обеспечить её стабильное развитие. Посредством бюджета осуществляется перераспределение ВВП как между отраслями, регионами страны, так и между отдельными субъектами экономики.

    Эффективность формирования и использования бюджета, построения межбюджетных отношений и другие отношения, связанные с бюджетной системой государства, зависят от эффективности реализуемой бюджетной политики.

    В практической части работы был проведён анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ, а также особенности реализации бюджетной политики. В настоящий момент Россия находится в сложных условиях, характеризующихся экономическим кризисом, обусловленным действием внешнеэкономических и политических факторов. Анализ доходной части бюджета показал снижение объёмов доходов, преимущественно от реализации нефтегазовой продукции. Доходы, связанные с внутренним производством, имеют тенденцию к увеличению. Несколько меняется структура расходов бюджета в связи с сокращением расходов на образование и другие отрасли социальной сферы. В то же время увеличиваются государственные расходы на военную отрасль страны.

    При анализе современной бюджетной политики РФ выявлено, что на данном этапе она направлена на смягчение последствий финансово-экономического кризиса, а также на стабилизацию и рост экономики. Были определены проблемы бюджетной политики и направления их решения.

    Список использованных источников

    1. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты бюджетирования как элемент ресурсного обеспечения управленческого учёта / Е.Р. Мухина // Вестник Пермского университета. – 2014. - № 1. – С. 70 – 77. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

    2. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.

    3. Уманец, О.П. Бюджет: категорийные свойства / О.П. Уманец // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2012. - № 3. – С. 2 – 12

    4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.). – М.: Справ. - правовая система КонсультанПлюс, 2016. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

    5. Белоножко, М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Склифская. – СПб: Интермедия, 2014. – 208 с.

    6. Кирсанова, М.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / М.А. Кирсанова; под ред. Е.Н. Зайцевой. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.

    7. Папело, В.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / В.Н. Папело, А.Н. Голошевская. – Новосибирск: изд-во СИУ РАНХиГС, 2014. – 203 с.

    8. Кирсанова, М.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / М.А. Кирсанова; под ред. Е.Н. Зайцевой. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.

    9. Нестеров А.К. Сбалансированность бюджета РФ // Энциклопедия Нестеровых - http://sbalansirovannost-byudzheta-rf.html

    10. Аналитический обзор подготовлен экспертами кафедры «Финансы и цены»: д.э.н., профессором Гришиной О.А.

    11. FINCAN [Электронный ресурс]. – Электрон, дан. – [М.,2021]. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/112_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/

    1 Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты бюджетирования как элемент ресурсного обеспечения управленческого учёта / Е.Р. Мухина // Вестник Пермского университета. – 2014. - № 1. – С. 71. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/


    2 Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – с. 313

    3 Уманец, О.П. Бюджет: категорийные свойства / О.П. Уманец // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2012. - № 3. – С. 9

    4 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.). – М.: Справ.-правовая система КонсультанПлюс, 2016. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/


    5 Белоножко, М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Склифская. – СПб: Интермедия, 2014. – с. 38-39

    6 Кирсанова, М.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / М.А. Кирсанова; под ред. Е.Н. Зайцевой. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – с. 4

    7 Папело, В.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / В.Н. Папело, А.Н. Голошевская. – Новосибирск: изд-во СИУ РАНХиГС, 2014. – с. 71

    8 Кирсанова, М.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / М.А. Кирсанова; под ред. Е.Н. Зайцевой. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – с. 5


    9 Нестеров А.К. Сбалансированность бюджета РФ // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - http://odiplom.ru/lab/sbalansirovannost-byudzheta-rf.html


    10 Аналитический обзор подготовлен экспертами кафедры «Финансы и цены»: д.э.н., профессором Гришиной О.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/finpricekaf/


    11 Данные обзора гида в мире финансов FINCAN в 2020 году - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/112_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/


    написать администратору сайта