Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел 2. Система профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

  • Заключение Библиографический список Введение

  • Раздел 1. Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения Лекция 1. Предмет и задачи девиантологии. Аддиктология как отрасль научного знания

  • Девиантология как наука об отклоняющемся поведении. Предмет, задачи.

  • Девиантология

  • Задачами девиантологии является

  • Типы отклоняющегося поведения

  • Аддиктология как отрасль научного знания

  • Лекция 2. Понятие аддиктивного поведения

  • Виды аддиктивного поведения

  • Зависимость от психоактивных веществ

  • Лекция 3. Краткий обзор психологических теорий возникновения аддиктивного поведения

  • Психоанализ (З.Фрейд, А.Фрейд и др.) .

  • Основы первичной профилактики немедицинского употребления наркот. Лекция Предмет и задачи девиантологии. Аддиктология как отрасль научного знания Лекция Понятие аддиктивного поведения


    Скачать 158.54 Kb.
    НазваниеЛекция Предмет и задачи девиантологии. Аддиктология как отрасль научного знания Лекция Понятие аддиктивного поведения
    Дата07.04.2021
    Размер158.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы первичной профилактики немедицинского употребления наркот.docx
    ТипЛекция
    #192227
    страница1 из 8

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Принципы терапии наркологических заболеваний.pdf.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Типовые ситуационные задачи.docx, Курсовая работа на тему Предмет и метод гражданского права.doc, СРС по предмету Педагогика-1.docx, Правовые задачи. Раздел 3..docx, Правовые задачи. Упрощенное производство.docx, Правовые задачи. Раздел 6..docx, 02.02.2021 Лекция по АП.doc, №4 Лекция МІН.docx, Ситуационные задачи-29.docx, неорганическая химия задачи (1).docx
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Содержание

    Введение

    Раздел 1. Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

    Лекция 1. Предмет и задачи девиантологии. Аддиктология как отрасль научного знания

    Лекция 2. Понятие аддиктивного поведения

    Лекция 3. Краткий обзор психологических теорий возникновения аддиктивного поведения

    Лекция 4. Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение

    Лекция 6. Этапы формирования аддикции

    Лекция 7. Аддиктивное поведение у детей с ограниченными возможностями здоровья

    Раздел 2. Система профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

    Лекция 8. Психолого-педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

    Лекция 9. Особенности первичной профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

    Лекция 10. Современные подходы к профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

    Лекция 11. Позитивно-ориентированный подход в профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

    Лекция 12. Духовно-нравственное воспитание как один из ведущих аспектов первичной профилактики немедицинского потребления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

    Лекция 13. Некоторые ошибки в рамках первичной профилактики немедицинского потребления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

    Лекция 14. Вторичная, третичная профилактика в системе образования

    Заключение

    Библиографический список


    Введение

    Проблема профилактики аддиктивного поведения в настоящее время не просто продолжает оставаться актуальной, а приобрела на сегодняшний день предельно острый характер. По данным Российской академии образования в настоящее время «масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества» [19].

    Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям [14].

    Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

    Пособие включает в себя введение, две главы и заключение. Первая глава описывает суть аддиктивного поведения, очерчивает особенности аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вторая глава описывает суть и структуру профилактики, акценты профилактической деятельности. Особенностью структурирования пособия является лекционное изложение с планом лекции и вопросами для самопроверки.

    Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Поэтому данное пособие будет интересно широкому кругу специалистов. Также структура изложения позволяет расширить потенциальных потребителей информации, так пособие будет полезно студентам различного профиля подготовки.
    Раздел 1. Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

    Лекция 1. Предмет и задачи девиантологии. Аддиктология как отрасль научного знания

    1. Девиантология как наука об отклоняющемся поведении. Предмет, задачи

    2. Типы отклоняющегося поведения

    3. Аддиктология как отрасль научного знания

    Девиантология как наука об отклоняющемся поведении. Предмет, задачи.

    В современном мире человек практически ежедневно в своей жизни встречается с поведением, которое не является нормальным с точки зрения общепринятых норм и правил общества. Разновидностями такого поведения, которое принято называть девиантным (или отклоняющимся), являются противозаконные действия, агрессия, различного рода зависимости (физиологические и психологические), суицидальное поведение и т.п. Поэтому такое поведение нуждается в изучении со стороны специалистов, самого различного профиля. Девиантное поведение исзучается психологами, педагогами, социологами, юристами, работниками правоохранительных ведомств и даже философами.

    В настоящий момент изучение отклоняющего поведения, в силу сложности и многомерности девиантного поведения, вылилось в отдельную отрасль знания – девиантологию. Данная наука является междисицплинарной [22].

    Девиантология это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).

    Девиантологиеское знание возникает в начале 20 века в недрах социологии как специальная теория, названная социологией девиантного поведения. Термины «девиантность» и «девиация» связаны с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма.

    Задачами девиантологии является изучение механизмов возникновения, формирования, динамики и исходов девиантного поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

    Предметом девиантологии является девиантность и девиации как многоуровневые социально и индивидуально-психологические феномены с различными формами проявлений.

    Типы отклоняющегося поведения

    Основываясь на таких ведущих критериях как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения Змановская Е.В. выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

    Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

    Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.

    Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности [6].

    Аддиктология как отрасль научного знания

    Особняком в проблематике девиантного аутодеструктивного поведения стоит проблема аддиктивного поведения, так как в настоящее время число зависимых людей катастрофически увеличивается во всем мире, в том числе и у нас в стране [18].

    По данным Всемирной организации здравоохранения в начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами, изменяющими сознание, приняло характер эпидемии. В России, например, около 40 % взрослого населения страдает химической зависимостью. Более того, около 80% подростков имеет опыт употребления наркотиков, а 10% из них уже больны. К этому надо добавить, что увеличивается и рост числа проблемных семей, так или иначе сталкивающихся с проблемой зависимости и нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи.

    Все это привело к формированию отдельной отрасли знания – аддиктологии.

    Аддиктология, как наука, предназначена не только изучать механизмы, лежащие в основе построения процесса выздоровления зависимых людей, но и выдвигать новые гипотезы, строить научные теории с целью внедрения новых знаний в научно-практическую деятельность. Данное научное направление складывается на основе целого ряда известных в психологии и философии теорий и концепций [1].

    К сфере основных интересов аддиктологии относятся также проблематика зависимых (аддиктивных) форм поведения как психологического, так и психопатологического уровня. Аддиктология является мультидисциплинарной наукой, системно и комплексно изучающей все формы и типы аддиктивного поведения, его механизмы, профилактику, терапию и реабилитацию пациентов/клиентов [21].

    Вопросы:

    1. Назовите предмет и задачи девиантологии

    2. Чем занимается аддиктология?

    3. Назовите группы отклоняющегося поведения

    Лекция 2. Понятие аддиктивного поведения

    1. Понятие «аддиктивное поведение»

    2. Виды аддиктивного поведения

    Понятие «аддиктивное поведение»

    Одним из специфических типов поведенческих отклонений является зависимое (аддиктивное) поведение. Зависимое поведение личности представляет собой сложный многоаспектный феномен, который может приводить к таким чрезвычайно тяжелым последствиям, как алкоголизм, и наркомания, утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений и т.д.

    Термин «зависимость» обозначает положение, при котором подчиняются чужой воле, власти кого-либо. При этом условно можно говорить о «нормальной» и «чрезмерной зависимости». Так, все люди испытывают «нормальную зависимость» от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, пища. Большинство людей испытывают здоровую привязанность к родителям, друзьям, детям, любимому делу. О «чрезмерной (патологической) зависимости» говорят тогда, когда такая привязанность заменяет человеку все другие стороны его жизни (семью, работу, друзей, полноценное общение, стремление к самосовершенствованию), блокируя развитие личности (термин «зависимость» используется, как правило, именно в данных случаях). Граница между обычной и патологической зависимостью часто бывает весьма условной, но провести её всё-таки можно: сущностью любой зависимости является утрата человеком волевого контроля над объектом этой зависимости. Человек становится одержимым объектом пристрастия и любым путём стремится к удовлетворению своего болезненного влечения к нему. В связи с этим меняется его образ мыслей, система ценностей. Зависимый человек не владеет ситуацией, не способен ею управлять, не критичен к своему состоянию, полностью зависит от объекта своего болезненного пристрастия.

    В специальной литературе получило распространение употребление термина «аддиктивное поведение». В переводе с английского «addiction» - пагубная страсть, привычка. Аддиктивное поведение – это специфический тип отклоняющегося поведения, состоящий в формировании у человека стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации на определённых видах деятельности с целью получения и поддержания интенсивных эмоций [23].

    Виды аддиктивного поведения

    Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества; 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религиозные культы [6].

    Алкоголизм. Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. Нередко алкогольные аддикты навязывают свой стиль поведения друзьям и близким, что происходит без всякого опасения перед возможностью возникновения стойкой алкогольной зависимости. Длительный прием алкоголя ведет за собой физическую зависимость. Ее характеризуют следующие признаки: явления алкогольной абстиненции («похмельный синдром»), потеря ситуационного и количественного контроля, повышение толерантности к алкоголю в 8-10 раз по сравнению с изначальной (потребность в большей дозе для достижения прежнего эффекта).Постепенно нарушаются мнемические процессы, снижается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность мышления, сексуальная расторможенность. Снижается критика своего поведения, чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т. д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессирования алкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения наблюдаются сходства в мотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни.

    Зависимость от психоактивных веществ

    В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы психоактивных веществ может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема с наличием средств для приобретения наркотиков.

    Аддикции к еде.О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей «слабостью». Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой «борьбы» с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

    Игромания не связана с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека, эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ [2].

    Вопросы:

    1. Дайте определение аддиктивного поведения.

    2. Кратно охарактеризуйте такие виды негативной психологической зависимости как наркомания, алкоголизм, игромания. Что в них общего, а что специфического?


    Лекция 3. Краткий обзор психологических теорий возникновения аддиктивного поведения

      1. Психоанализ (З.Фрейд, А.Фрейд и др.).

      2. Индивидуальная психология (А.Адлер)

      3. Транзактный анализ (Э. Берн)

      4. Гуманистический психоанализ

      5. Теория психосоциального развития.

      6. Интеракционистский подход (Шибутани)

      7. Теория личностных конструктов (Дж. Келли)

      8. Гуманистическое направление

      9. Деятельностный подход

      10. Трансперсональная психология (Ст.Гроф)

      11. Гештальтпсихология

      12. Нейро-лингвистическое программирование


    Психоанализ (З.Фрейд, А.Фрейд и др.).

    Согласно психоаналитикам, личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зависимости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития. Человек под действием психоактивного вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая таким образом, решения существующих конфликтов.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта