Главная страница
Навигация по странице:

  • Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников

  • Феномен детской популярности. Лекция. Феномен детской популярности План


    Скачать 19.22 Kb.
    НазваниеЛекция. Феномен детской популярности План
    Дата16.06.2021
    Размер19.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФеномен детской популярности.docx
    ТипЛекция
    #218003

    Подборка по базе: Бизнес план Айзата.docx, комплексный план психолога.docx, манап лекция.docx, Типовой план счетов сокр вариант.docx, антикризисный план 2021.docx, Методический план. Государственные символы России. Символика МЧС, Поурочные планы по Истории Средних веков 6 класс (АгибаловаЕ.В.,, ТЕОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.docx, индивидуальный план (шаблон).docx, учебный план.docx

    Лекция. Феномен детской популярности

    План.
    1. Исследования феномена детской популярности в психологии.

    2. Методы выявления популярных и непопулярных детей.
    На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личностных характеристик.

    Стремительно увеличивается структурированность детского коллектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством детей, другие находятся в положении отверженных). К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2—3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

    Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами».

    Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми, а другие вызывают антипатии сверстников, имеет важное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников.


    Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников?

    Первая группа работ в основе популярности дошкольников рассматривает их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Согласно данному подходу, дети предпочитают успешных, удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.

    В исследовании А.А. Рояк было показано, что наличие способностей к игре у детей обеспечивает популярность их в группе сверстников. К этим способностям относятся операционные навыки и умения; интеллектуальные качества ребенка, проявляющиеся в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и пр.; доброжелательное внимание к партнерам, уступчивость и т.д.

    В исследовании Т.А. Репиной было показано, что повышение успешности ребенка с низким социальным статусом в конструктивной деятельности (после специального экспериментального обучения) увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка и на его положение в группе сверстников.

    В работе Т.В. Сенько показана взаимосвязь между успешностью дошкольников в познавательной и трудовой деятельности и положением ребенка в группе сверстников. Как показывают результаты этого исследования, у популярных детей наблюдается высокая успешность совместной трудовой и познавательной деятельности – они активны, ориентированы на результат труда, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность, которая вызывает у них отрицательные эмоции и желание отказаться от работы.

    Второе направление работ анализирует феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности: если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то расположение к партнеру ослабляется, и, наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

    Результаты экспериментов Р.А. Смирновой показали, что наиболее предпочитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и сопереживание.

    В исследовании Р.К. Терещук проводился анализ контактов популярных детей по параметрам коммуникативной инициативности, социальной чувствительности и эмоционального отношения к ровеснику. Описывая портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

    В третьем направлении социальное развитие ребенка в группе сверстников рассматривается как процесс адаптации. Способность ребенка быть дружелюбным и действовать сообща повышает статус ребенка в группе, а чрезмерный эгоизм и замкнутость в себе являются причиной низкого статуса и плохой адаптации (исследования Д. Мэй, А.А. Рояк).

    Четвертое направление работ рассматривает детскую популярность через понятие «социальная компетентность». Данное понятие включает в себя несколько компонентов:

    - эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и сорадованию, внимание к переживаниям и действиям сверстников;

    - когнитивный компонент, включающий способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми;

    - поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.

    В исследовании Е.О. Смирновой был проведен сравнительный анализ эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальной компетентности у популярных и непопулярных дошкольников. Полученные результаты показали, что далеко не все особенности психики и поведения детей, которые обычно связывают с социальной компетентностью, отличают популярных детей от непопулярных.

    Так, эти две группы детей в исследовании Е.О. Смирновой практически не различались по уровню развития социального интеллекта и наглядно-действенного мышления, что свидетельствует о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверстников.

    По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходили своих сверстников. Среди непопулярных детей по этим показателям выделились две группы детей:

    1-я – замкнутых и совершенно пассивных;

    2-я – чрезмерно общительных и стремящихся к руководству. Обе эти стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка непопулярным. В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям: у них преобладали уступающий и организующий стили поведения в игре и средние уровни общения.

    Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.

    Во-первых, популярные дети практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.

    Во-вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого; успехи сверстников радовали их, а промахи – огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.

    В-третьих, все популярные дети отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные дети не делали этого никогда.

    И, наконец, популярные дети, даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других.

    Результаты исследования Е.О. Смирновой свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежит не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах. Нравственно-ценностные поведенческие проявления популярных детей имеют в своем основании, по мнению Е.О. Смирновой, особое, субъектное отношение к сверстнику. У этих детей предметное, объектное начало в отношениях со сверстниками, сравнение себя с другими не является главным и основным. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту, утверждение и признание своего Я главной жизненной задачей. Именно это, по утверждению Е.О. Смирновой, обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников.

    Структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личностные характеристики, во многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают группы, в которых явно выделяются 2—3 предпочитаемых всеми ребенка, и значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских группах такая жесткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей практически нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди всех членов группы. По-видимому, такая атмосфера в детской группе, когда нет изолированных и отвергаемых и когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, более благоприятна для развития личности ребенка.
    2. Методы выявления популярных и непопулярных детей.

    Задание: сделать подборку (с описанием хода проведения) 3 диагностических методик, направленных на выявления популярных и непопулярных детей в группе детского сада.


    написать администратору сайта