Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие о воспитании и его педагогической сущности Воспитание

  • Сущность воспитания

  • двусторонней сути процесса его воспитания

  • 2. Воспитание как компонент социализации личности

  • 3. Воспитание как управление развитием личности.

  • Воспитание как формирование такой нравственности

  • Воспитание как «выведение на поверхность нашего существа бесконечных истоков внутренней мудрости»

  • 2. Базовые теории воспитания и развития личности 1. Теории развития личности

  • 2. Классические концепции воспитания

  • 3. Современные концепции воспитания

  • Закономерности и принципы воспитания Закономерности процесса воспитания .

  • Принципы воспитания, их характеристика.

  • Тестовые задания

  • 2. Объективные, существенные, относительно устойчивые связи и отношения между воспитательными явлениями и процессом - это _______________ воспитания.

  • Лекция по педагогике. 1 лекция ТВ. Лекция Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания


    Скачать 40.29 Kb.
    НазваниеЛекция Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания
    АнкорЛекция по педагогике
    Дата20.06.2021
    Размер40.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 лекция ТВ.docx
    ТипЛекция
    #219286

    Подборка по базе: Возрастная психология. Теории психического развития..docx, манап лекция.docx, Тесты для компьютерного тестирования по Экономической теории.doc, Готовая лекция на стропальщика.docx, нов лекция 1 по НСЭС.docx, 10 лекция.pptx, 3 лекция-.pptx, 13 лекция.pptx, План конспект лекция.docx, КД. Лекция 1. Сущность и содержание КД.doc

    Лекция 1. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания


    1. Понятие о воспитании и его педагогической сущности



    Воспитание - это управление процессом формирования личности или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества.

    Движущие силы воспитания - это разрешение противоречий в развитии личности ребёнка. Основное противоречие - между требованиями общества и возможностями конкретной личности.
    Общие признаки воспитания. Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление. Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. В-третьих, гуманистическая направленность воспитания. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак определяет субъектную позицию воспитанника.
    Сущность воспитания в педагогической теории и практике видится в:

    • целенаправленном управлении развитием личности (Л.И. Новикова, С.Д. Поляков и др.);

    • целенаправленном создании условий для развития человека (А.В. Мудрик);

    • содействии становлению человеческого качества (И.А. Колесникова) и так далее.

    Современное понимание сущности воспитания характеризуется переходом от взгляда на воспитание как внешнее, однонаправленное воздействие на ребенка к пониманию двусторонней сути процесса его воспитания как глубинного межчеловеческого взаимодействия, сотрудничества, со-бытия взрослых и детей в сфере совместной жизнедеятельности.


    Существуют разные взгляды в определении сущностного смысла воспитания.



    1. Воспитание как приобщение ребенка к культуре, овладение которой отличает человеческое существо от животного (Оливье Ребуль). Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делает на особенности того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формирование этнической идентичности. Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов "своей" культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием "инкультурация". В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами.


    2. Воспитание как компонент социализации личности

    Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация) личности предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности - деятельность, общение, самопознание. Процесс воспитания предполагает целенаправленное воздействие на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание. Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.

    3. Воспитание как управление развитием личности.

    Данный аспект воспитания предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, способствовать тому, чтобы человек достиг собственной вершины. Развитие личности предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются движущими силами развития: между потребностями детей и возможностями их удовлетворения; между потенциалом ребёнка и возможностями его реализации; Между целями, которые ставит перед собой ребёнок и условиями их достижения. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей: "уровень актуального развития" - отражает наличные особенности психических функций ребёнка, которые сложились на сегодняшний день; "зона ближайшего развития" - отражает возможности достижений ребёнка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребёнка: то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам.


    4. Воспитание как формирование такой нравственности, которая была бы для всех желаемой и могла бы помочь человечеству избежать зла (Н. Тодзю, японский просветитель XVII века).

    5. Воспитание как подготовка человека к «полной жизни» - полноценной, гармоничной, достойной человека (Г. Спенсер).
    6. Воспитание как «духовное питание» воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим собой (Константин Дмитриевич Ушинский).

    7.Воспитание как «выведение на поверхность нашего существа бесконечных истоков внутренней мудрости» (Рабиндранат Тагор).

    8. Воспитание как способ связи требований и правил жизни с законами Вечности (Ян Амос Коменский)


    Каждый педагог строит свою практику исходя из того, как он понимает смысл и назначение воспитания. Следовательно, воспитательная деятельность превращается в:
    а) воздействие;
    б) взаимодействие и поддержку;
    в) обращение к себе, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

    2. Базовые теории воспитания и развития личности
    1. Теории развития личности

    Теория - целостная система знаний, опирающихся на определенную методологическую базу.

    Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений.

    Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности.

    Развитие - это процесс количественных и качественных изменений свойств человека под влиянием наследственности, среды и воспитания.

    Теории развития личности. В социологии и психологии имеется ряд классических теорий развития личности, на которые опирается педагогика при разработке различных концепций воспитания.

    Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов. Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

    Американский психолог Джордж Герберт Мид считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитацию, игровую стадию и стадию коллективных игр.

    Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").

    Подход, предложенный известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

    Гарвардский психолог Лоренс Колберг, придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

    В ХХ веке большой авторитет среди психологов и педагогов всего мира завоевала культурно-историческая теория развития личности нашего соотечественника Льва Семеновича Выготского, в которой он обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Основа психического развития человека, согласно этой теории, - изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. При этом условиями психического развития человека служат его обучение и воспитание. Л.С.Выготский сформулировал общий генетический закон: всякая функция в культурном развити ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала - социальном, потом - психологическом. При этом детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его - в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми).

    Для развития концепций воспитания большое значение имеет концепция английского психолога и педагога Роберта Бёрнса, получившая широкое признание в науке во второй половине ХХ века. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р.Бёрнс выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания. Он предложил понятие Я-концепции, которая включает оценочный аспект самосознания. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

    Таким образом, в социологии, психологии и педагогике имеется множество разнообразных подходов к пониманию процесса развития личности, и это, несомненно, обогащает понимание процесса воспитания, влияет на разработку его теоретических основ.
    2. Классические концепции воспитания
    Классические концепции воспитания. Они отличаются друг от друга как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

    Древняя Греция. Спарта - подготовка к военной службе. Афины - широкое философское, литературное и политическое образование. Древнегреческие философы: Демокрит - вопрос природосообразности воспитания, огромное значение в нем труда; Сократ - познание вечных нравственных понятий и применение их в жизни; Платон - впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни.

    Эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский - против схоластики и догматической религиозности, за равенство всех людей, независимо от их происхождения; Франсуа Рабле - воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества; Мишель Монтень - провозгласил опыт основой человеческого знания; считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины; все, что нужно, достигается его собственным опытом.

    Ян Амос Коменский - выдающийся чешский педагог. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам; принцип природосообразности предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего человечества: Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитывая ы себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь.

    Джон Локк - английский философ, политический мыслитель и педагог. Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания. Основатель теории чистой доски: душа человека - чистая доска, без всяких знаний и идей, которую надлежит заполнить воспитанием.

    Жан Жак Руссо, французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Руссо признавал решающую роль воспитания в формировании личности. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Естественное воспитание по Руссо немыслимо без свободного воспитания. Отсюда - роль воспитателя - подвести ребенка к решению вопроса, оказывать на него косвенное воздействие, организовать окружающую среду для развития ребенка.

    Генрих Песталоцци - известный швейцарский педагог, ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека разносторонне и гармонично. Иоганн Фридрих Гербарт - крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему. С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять - это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение). Фридрих Адольф Дистервег - выдающийся немецкий педагог, выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

    Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных другими науками. Большая заслуга К.Д.Ушинского в разработке идеи народности воспитания, которую. он тесно связывал с религиозно-нравственными устоями православия.

    Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии. Целью воспитания Штайнер считал гармоничное развитие личности ребенка, включая сюда гармонию мышления, чувств и воли, - и утверждал, что гармоничное воспитание возможно только на лоне природы, что и доказывал на примере Вальдорфской школы.

    Американский философ и педагог Джон Дьюи утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как "инструмент действия". Он считал, что умственные и физические свойства индивида передаются по наследству, следовательно, учебно-воспитательный процесс надо подчинить интересам и желаниям ребенка, ребенок ведет за собой воспитателя. Такой подход к воспитанию называется педоцентризмом (ребенок в центре внимания).

    По мнению Марии Монтессори ребенок достигает своего наивысшего развития при условии наибольшей свободы. В школе, организованной Монтессори, занятия по воспитанию чувств были направлены на развитие органиов восприятия. Творчество, интерес, занимательность, индивидуальность, самостоятельность, свобода составляли основу системы воспитания Монтессори.

    Антон Семенович Макаренко - выдающийся советский педагог, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он ввел понятие коллектива, системы перспективных линий, методики параллельного действия, разработал динамику и этапы развития коллектива, методы и формы воспитания в коллективе.

    Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) - известный польский педагог. Своей жизнью доказал преданность детям, приняв с ними казнь. Исходный пункт педагогической концепции Я.Корчака - ребенок как личность и его благо. Ребенок - не будущий человек, он уже сейчас - личность, только с иным масштабом понятий и опыта. Целью воспитания по Я.Корчаку является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности "в уважении к добру, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей норму человеческого общежития и достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

    Во второй половине ХХ века в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И.П.Ивановым. Цель воспитания в данном случае - развитие активной, творческой личности с гуманистической направленностью на основе совместной творческой деятельности взрослых и детей и таких идей как забота об окружающей жизни, творчество, соревновательность, положительный эмоциональный настрой. Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П.Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.
    3. Современные концепции воспитания
    Современные концепции воспитания. До начала 90-х годов ХХ столетия в нашей стране общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи. В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концептуальных подходов. Концепции призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества? каковы содержание и структура воспитательного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

    В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А.А.Бодалева, З.И.Мальковой, Л.И.Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции - всестороннее развитие личности. Задачи: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

    Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С.Газманом и А.В.Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной цель. - формирования гармоничной, всесторонне развитой личности - предложили реальную. Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

    Концепция воспитания И.М.Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность - это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в жестких и ухудшающихся условиях их социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем родители. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее.

    Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н.М.Таланчука, который определяет путь в будущее через освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание. Основные исходные положения, изложенные в концепции Н.М.Таланчука: сущность всех педагогических явлений составляет системный синергетизм; любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность; источником и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а системный сигергетизм; педагогика есть наука о системном человековедении, которая не линейно, а системно-синергетически изучает и объясняет все педагогические и социально-педагогические явления и процессы в их единстве и взаимообусловленности; объективное научное познание всех педагогических явлений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.

    Синергетический подход. Термин "синергетика" происходит от греческого "синергена" - содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого. Синергетика говорит о том, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные переменные, характеристики, параметры, к которым, как правило, подстраиваются все остальные параметры порядка. Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания является индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка. Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета складывающейся ситуации. Цель организации воспитательного процесса - создание базовых условий, обеспечивающих саморазвитие каждого ребенка.


    1. Закономерности и принципы воспитания


    Закономерности процесса воспитания .

    Закономерности - устойчивые и необходимые связи между явлениями действительности.

    Принципы - исходные положения, определяющие основные требования к организации процесса воспитания.

    Закономерности воспитания отражают объективные, независимые от педагога существенные связи, которые возникают всегда при организации воспитательного процесса независимо от субъектов воспитания. Выделение той или ной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки. В педагогической науке существуют различные подходы к выделению закономерностей воспитания. Подходы Н.Е.Щурковой, И.П.Подласого. Мы выделяем следующие закономерности: 1) Воспитание ребенка осуществляется на основе целенаправленной деятельности. 2) Воспитание ребенка осуществляется только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. 3) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство обучения и воспитания. 4) Воспитание будет успешным, если оно опирается на особенности внутреннего мира ребенка. 5) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство сенсорных, словесных и деятельностных факторов его развития. 6) Воспитание ребенка предполагает целостность воспитательных влияний на него. Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
    Принципы воспитания, их характеристика.

    Принципы воспитания всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. В педагогической литературе также нет единого подхода к определению принципов воспитания. Мы выделяем следующие принципы:

    1) принцип природосообразности воспитания, который означает (А.В.Мудрик) взаимосвязь естественных и социальных процессов;

    2) принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

    3) принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам;

    4) принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов семейного, религиозного и общественного воспитания;

    5) принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность;

    6) принцип опоры на положительное в ребенке;

    7) принцип единства требований и уважения к личности ребенка;

    8) принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям;

    9) при социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации.
    Контрольные вопросы

    1. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.

    2. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

    3. В чем сходство и различие подходов к определению закономерностей воспитания?

    4. Чем отличаются закономерности и принципы воспитания? Как они соотносятся?

    5. Что такое принцип воспитания?

    6. Какие принципы воспитания были определены еще античными мыслителями?

    7. Как сочетаются между собой принципы природосообразности и индивидуализации, культуросообразности и социальной адекватности?

    8. Для чего необходимы принципы воспитания? Как осуществляется их «перевод» в воспитательную деятельность?



    Тестовые задания

    1. Движущие силы воспитательного процесса - это:

    1. противоречия между требованиями общества и потребностями личности;

    2. различные виды воспитательной деятельности;

    3. разрешаемые противоречия, возникающие в процессе воспитания


    2. Объективные, существенные, относительно устойчивые связи и отношения между воспитательными явлениями и процессом - это _______________ воспитания.
    3. Исходные положения, определяющие основные требования к организации процесса воспитания – это ___________ воспитания
    4. Установить логическую последовательность:

    1) правила воспитания;

    2) закономерности воспитания;

    3) принципы воспитания


    написать администратору сайта