Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие психического развития Согласно диалектическому пониманию развитие (философский словарь)

  • 4. Закономерности психического развития

  • - кризисные периоды- непродолжительные бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии

  • 5. Возрастная периодизация психического развития Разделение жизненного путина периоды (стадии, этапы) называется периодизацией возрастного развития. Возраст

  • Периодизация психического развития ДБ. Эльконина

  • 2. Ведущая деятельность

  • Л.3._Закономерности_психического_развития. Лекция 2 Факторы, закономерности и динамика психического развития Вопросы


    Скачать 0.9 Mb.
    НазваниеЛекция 2 Факторы, закономерности и динамика психического развития Вопросы
    Дата26.05.2022
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛ.3._Закономерности_психического_развития.pdf
    ТипЛекция
    #551306

    Подборка по базе: 2 лекция_каз_Общ. социология.pptx, 2.1.1. Лекция Влияние химического состава нефти на свойства полу, БЖД Лекция № 7 Гражданская защита.ppt, 4н лекция тапсырма.docx, 1 лекция.docx, ОИИС лекция.pdf, 1 лекция композиция негіздері.docx, народная игрушка лекция 6.docx, Гиста конспект лекция (1).pdf, 01 Фармакология Лекция 1.docx
    Лекция 2-3. Факторы, закономерности и динамика психического развития Вопросы
    1. Понятие психического развития.
    2. Факторы психического развития.
    3. Движущие силы психического развития.
    4. Закономерности психического развития
    5. Основные подходы к изучению психического развития человека.
    6. Основные теории психического развития в зарубежной и отечественной психологии.
    7. Возрастная периодизация психического развития. Основные понятия развитие, возраст, факторы психического развития, закономерности психического развития, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования, кризис развития. Основная литература
    1. Дарвиш, ОБ. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / ОБ. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. – Киев : Киев. духов. акад, 2013. – 264 с.
    2. Гамезо, МВ. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов педвузов МВ. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М.
    Орлова ; под общ. ред. МВ. Гамезо. – М. Пед. об-во России, 2015. –
    532 с.
    3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер,
    2019. – 944 с.
    4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Академический проект, 2015. – 432 с.
    5. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан.
    – М. : АСТ, 2015. – 656 с. Дополнительная литература
    1. Возрастная и педагогическая психология курс лекций / Т. П.
    Березовская, А. М. Гадилия, ЕЛ. Головашко и др под ред. Ю. А.
    Коломейцев. – Минск : Белорус. гос. пед. унт, 2010. – 104 с.
    2. Волков Б. С. Практические вопросы детской психологии учеб. пособие
    / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
    3. Карабанова, О. А. Возрастная психология конспект лекций : учеб. пособие для вузов / О. А. Карабанова. – М Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
    4. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : учеб. пособие / О. О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 222 с.

    5. Мухина, В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. – е изд, стер. – М. : Акад, 2003. –
    454 с.
    6. Общая, возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост Т. П. Березовская, МВ. Кравченко, А. В. Музыченко. – Минск : Белорус. гос. пед. унт, 2006. – 195 с.
    7. Слободчиков,
    В.И. Психология развития человека развитие субъективной реальности в онтогенезе уч. пособие / В.И.
    Слободчиков, Е.И. Исаев. – Мс. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учеб. пособие / Е. А.
    Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2009. – 208 с.
    1. Понятие психического развития Согласно диалектическому пониманию развитие (философский словарь) – закономерные, направленные и необратимые изменения объекта во времени, выражающиеся в его количественных и качественных преобразованиях. Соответственно, и психическое развитие не сводится к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д. Развитие отличается качественными преобразованиями, различными изменениями, возникновением совершенно иных механизмов, структур и процессов. По мнению Л.С. Выготского, психическое развитие
    - это количественные накопления, которые приводят к возникновению новых качественных показателей, к появлению психических новообразований, тех форм и качеств психики, которых не было на предыдущем этапе. Переход количественных накоплений в качественные новообразования может быть как быстрым, таки длительным (учиться говорить, мыслить, появление привычек и пр. Процессы развития описывают ив биологии. Для психологии актуальны следующие понятия рост, созревание и старение. Рост - процесс развития, заключающийся в увеличении размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости Созревание – процесс развития, заключающийся в изменениях роста в соответствии с генетическим планом. Старение - процесс развития, заключающийся в биологических изменениях в организме, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости. Психическое развитие
    - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
    Созревание для многих теорий возрастной психологии – единственная или главная причина развития, определяющая достижения человека в процессе его жизни. Предпосылками (условиями психического развития являются биологические и социальные факторы. Можно листать человеком, не имея человеческого мозга Впервой половине ХХ века советский зоопсихолог, приматолог и музеевед, доктор биологических наук, одна из организаторов Дарвиновского музея в Москве, Н. Н. Ладыгина-Котс воспитывала в своей семье шимпанзе с 1,5 до 4 лет. Детеныш пользовался полной свободой. В его распоряжении были разные вещи, игрушки. Приемная мама пыталась научить его человеческим действиями особенно речи. Все нюансы поведения шимпанзе фиксировались в дневнике. Через некоторое время Надежда Николаевна провела такие же наблюдения за развитием своего сына. В 1935 году Н. Н. Ладыгина-Котс публикует монографию Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, в которой обобщила свои многолетние наблюдения В развитии обоих малышей обнаружилось много общего, прежде всего в играх и эмоциональных проявлениях. Однако детеныш шимпанзе таки не овладел вертикальной походкой, не смог научиться членораздельной речи и трудовым действиям. Дитя человека сформировалось в человеческую личность, а детеныш шимпанзе таки остался человекообразной обезьяной. Человеком можно стать, только имея природные, биологические предпосылки, которые включают наследуемые качества (строение и функционирование организма, мозга, нервной системы, речевого аппарата, рефлексы, задатки и др врожденные качества (особенности, связанные с периодом внутриутробного развития. Биологический фактор создает основу для психического развития. Второй предпосылкой (условием) психического развития человека являются социальные факторы. В истории науки известны случаи, когда исследователи сталкивались с индивидуумами, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (феральные люди. Например, вначале столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четвереньках. Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети таки не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. А вели себя так, как это принято среди животных. Биологический и социальный факторы взаимодействуют в развитии психики ребенка. Л. С. Выготский в своей работе, посвященной истории развития высших психических функций, писал, что историческое развитие
    человечества отлично от биологической эволюции животных видов. Психологическое развитие самого человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Л. С. Выготский писал Развитие высших психических функций составляет одну из важнейших сторон культурного развития поведения. И далее Говоря о культурном развитии ребенка, мы имеем ввиду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества Употребление орудий дало возможность человеку, оторвавшемуся от биологических развивающихся форм, перейти на уровень высших форм поведения. В свете данных генетической психологии можно различать две линии психического развития ребенка, соответствующие двум линиям филогенетического развития. Эти две линии реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.
    Л.С. Выготский: Природные предпосылки — строение организма, его функции, его созревание — необходимы для психического развития, а общественный опыт — среда и воспитание — источник психического развития человека.
    2. Факторы психического развития Основными факторами психического развития являются наследственность, среда, обучение и воспитание, активность самого ребенка. В различных теориях психического развития подчеркивается ведущее значение разных факторов. Наследственность и прирожденные свойства организма биологический фактор. Они определяют многие особенности развития человека. Наследуются видовые и частные признаки программа обмена веществ между клеткой и окружающей средой свойства анализаторных систем особенности строения и функционирования нервной системы. Прирожденные свойства организма формируются в процессе внутреннего развития в силу единства организма материи плода. Этому способствуют
    • желание матери иметь ребенка
    • полноценность семьи
    • возраст матери
    • протекание беременности, родов
    • питание

    • потребление лекарств, наркотиков, алкоголя, курение и др. Например, исследования показывают, что наиболее интенсивный процесс строительства мозга происходит во второй половине беременности, следовательно, можно говорить о большой важности и значимости последних месяцев беременности у женщин для формирования структур мозга ребенка, на основе которых потом будут более успешно формироваться высшие психические функции. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два важных для психического развития момента – физиологические основы темперамента и задатки способностей. Сила, подвижность и уравновешенность нервной системы определяет тип темперамента человека. Взрослые должны постоянно учитывать эти особенности, и учить детей использовать их для формирования своей индивидуальности. Врожденные и унаследованные черты составляют только возможность будущего развития личности. Среда. Под средой понимают окружающие человека природные, общественные, материальные и духовные условия его существования. Например, природная среда (географическое местожительства человека) влияет на психическое развитие через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Социальная среда включает различные составляющие
    • это общество, в котором живет и растет человек,
    • это и его ближайшее социальное окружение,
    • это культурные традиции страны, города или поселка, семьи и пр,
    • это преобладающая в обществе идеология,
    • это уровень развития в нем науки и искусства,
    • это основные религиозные конфессии,
    • это и условия жизни (социальные, экономические, экологические, культурные и др. Социальная среда оказывает решающее влияние на психическое развитие и формирование личности. Внесоциальной среды ребенок развиваться не может. Целенаправленные обучение и воспитание как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта. Например, М. Бэкон с сотрудниками изучали особенности воспитания детей в 48 общинах. Их интересовали традиции воспитания, и то, как они связаны с уровнем преступности. Выяснилось, что
    1) в общинах, где родители были заботливы, отзывчивы на потребности своих детей, ласковы и нестроги, уровень преступности оказался низким
    2) в общинах, где царили строгость и наказания, где мальчиков воспитывали только матери, ас отцами не было эмоциональных связей, процветали и воровство, и преступность. Развитие человека происходит входе овладения общественно- историческим опытом (миром человеческих предметов и миром человеческих отношений. То, как будет происходить этот процесс, зависит
    от особенностей социального и культурного развития общества. Эти особенности определяют принятую в нем систему воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Активность самого человека. Активность – это деятельное отношение человека к миру как условие его существования и поведения. Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Выделяют три вида активности (в зависимости от сферы ее проявления Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе. Психическая активность - это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, ас другой - в познании индивидом самого себя. Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Главный враг активности - гиперопека, ограждающая ребенка от всех и вся, порождающая и умножающая, например, детские страхи. Окружающий мир превращается для маленького человека в мир ужасный собака кусает, машина давит и т.п. Такая реальность для психики ребенка просто непосильна. Есть и более отдаленные негативные последствия гиперопеки, например, ранний брак как следствие желания поскорее уйти из-под родительского крыла, инфантилизм, обреченность на рабскую зависимость, сначала от родителей, потом от жены или мужа.
    3. Движущие силы психического развития Движущие силы психического развития – это факторы, которые являются причинами психического развития, содержат в себе побудительные и направляющие источники этого развития. Движущей силой психического развития являются противоречия (их возникновение и разрешение. Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новыми старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между потребностями ребенка, которые постоянно изменяются усложняются, и его реальными возможностями их удовлетворения
    между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности между достигнутым уровнем развития человека и типами его связи с окружающей средой между образом жизни ребенка и его возможностями между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития. Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, ребенок в раннем детстве знает несколько слов, он произносит их по-своему, называя тот или иной предмет, то или иное лицо, но мать и другие близкие взрослые его понимают. Однако ребенок растет, круг общения его расширяется, ему нужно, чтобы его понимали и другие люди. Возникает противоречие между желанием ребенка что-то сказать, объяснить и неумением этого сделать. Противоречие разрешается через развитие речи ребенка. У младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе — с другой противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей. Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная потребность в возрастном изменении образа жизни и деятельности тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.
    4. Закономерности психического развития
    Л.С. Выготский выделил четыре основные закономерности или особенности детского развития
    1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др) и для развития психики ребенка в целом. Отставание в интеллектуальном развитии на 1 год – будет существенен если ребенку 2 года, и незначительным – если 15 лет.
    2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально.
    Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала основные функции – например, восприятие, затем более сложные. При этом восприятие слито с эмоциями. Остальные функции – на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Память вплетена в процесс восприятие (3 года- ребенок не пытается что-нибудь вспомнить само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.
    3 Метаморфозы в детском развитии. Развитие – это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, итого, что будет потом.
    4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Процессы обратного развития как бы вплетены вход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты. На современном этапе развития науки исследователи выделяют и другие закономерностями психическою развития ребенка
    1. Психическое развитие человека имеет социальную историческую природу.
    2. Развитие психики осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка.
    3. Психическое развитие осуществляется как переход от внешних практических действий к внутренним психическим (интериоризация).
    4. Деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка со взрослыми.
    5. Чем моложе ребенок, тем выше темпы его физического и психического развития.
    6. Психическое развитие кумулятивно. Это означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
    7. Дивергентность и конвергентность психического развития как две противоречивые и взаимосвязанные тенденции. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического
    развития, а конвергенция
    — его свертывание, усиление избирательности.
    8. Проявляется гетерохронность развития, согласно которой фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Детское развитие имеет сложную организацию во времени свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве неравен году жизни в отрочестве. В психическом развитии человека существуют
    - стабильные (литические) периоды- периоды плавного течения процесса развития, без резких сдвигов и перемен
    - кризисные периоды- непродолжительные бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии
    - сензитивные периоды -
    периоды в жизни человека, в которые возникают наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
    5. Возрастная периодизация психического развития Разделение жизненного путина периоды (стадии, этапы) называется периодизацией возрастного развития. Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
    Л.С. Выготский различал 3 группы периодизаций:
    1) по внешнему критерию,
    2) по одному признаку детского развития,
    3) по нескольким признакам детского развития. Периодизации этого типа построены на основе внешнего но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация
    Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей (периодизации Р.Заззо, А.В.Петровского). В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно- исторического развития человечества. В периодизации Артура Владимировича Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения.
    Известный педагог Н. Ф. Каптерев обозначил возрастную периодизацию детей до 2 лет следующим образом сосунок, хватунок, ползунок, ходунок, говорунок. За основу периодизации Н. Ф. Каптерев взял характерные особенности поведения ребенка.
    2. В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга. Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов Детство делится поэтому натри эпохи беззубое детство (от рождения до 8 месяцев, детство молочных зубов (примерно долети детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эрика Эриксона,
    Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. Периодизация Л.С. Выготского
    .
    Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями те. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Л.С. Выготскому, является социальная среда. Среда определяет возрастные новообразования. Л.С. Выготский вводит понятие социальная ситуация развития —
    специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития наследующей стадии. Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца -1 год, кризис 1 года — раннее детство (1-3 года, кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет, кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет, кризис 17 лет.
    Периодизация психического развития ДБ. Эльконина
    Д. Б. Эльконин, ученик Л. С. Выготского,
    предложил выделять каждый возрастной период на основе следующих 3 критериев. Социальная ситуация развития
    (понятие, предложенное Л.С.
    Выготским) - это особое сочетание внутренних процессов развития и
    внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, таки качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром.
    2. Ведущая деятельность(понятие, предложенное Л.С. Выготским)
    — это такая деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии его развития. Она характеризуется следующими признаками
    1) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре ребенок начинает учиться, играя б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников — процессы отвлеченного мышления в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью.
    3. Новообразование (понятие, предложенное Л.С. Выготским) - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период Основные психологические новообразования — это психические и социальные изменения (от психических процессов до свойств личности, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Основные новообразования становятся условиями и способами развития в следующий возрастной период. Например, наглядно-действенное мышление является необходимым условием развития мышления образного. Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. ДБ. Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности ДБ. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное
    общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений ребенок взрослый. Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений ребенок — предмет. Рассмотрение последовательной смены одних периодов другими позволяет сформулировать гипотезу о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на шесть периодов
    1. Младенчество от рождения до одного года жизни.
    2. Раннее детство от одного года жизни до трех лет.
    3. Дошкольный возраст : от трех до шести - семи лет.
    4. Младший школьный возраст от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
    5. Подростковый возраст от десяти - одиннадцати до четырнадцати - пятнадцати лет.
    6. Ранний юношеский или старший школьный возраст от четырнадцати
    - пятнадцати лет до шестнадцати - семнадцати лет.
    Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Младенчество эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми Ранний возраст
    1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по
    Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами Дошкольный возраст
    3-
    6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст
    6(7)-
    10(1 1) учебная деятельность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интеллектуально- познавательной деятельности. Подростковый возраст
    10(1 1) -
    14(1 5) интимно- личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости, возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми Старший школьный возраст ранняя юность)
    14(1 5) -
    16(1 7) учебно- профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
    Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. В этот момент наступает кризис развития. Кризис развития — как механизм развития ребенка — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикли переход к следующему циклу будет обязательно переломным (Л. С. Выготский). Сущностью каждого кризиса, отмечал Л. С. Выготский, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка. Если взрослые учитывают происходящие в ребенке изменения ив соответствии сними выстраивают свое отношение к ребенку, то протекание кризиса смягчается. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии (АН. Леонтьев). Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов.


    написать администратору сайта