Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 1 Введение. Предмет и задачи курса. Менеджмент как вид деятельности План

  • Менеджер

  • Литература Основная

  • Дополнительная

  • Лекция 2 Теоретические и методологические основы менеджмента. Менеджмент в системе рыночной экономики План

  • Лекция 3 Системные основы управления и менеджмент План 1. Системные основ управления 2. Менеджмент 1.

  • отшло. manage лекция. Лекция 1 Введение. Предмет и задачи курса. Менеджмент как вид деятельности План


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Введение. Предмет и задачи курса. Менеджмент как вид деятельности План
    Анкоротшло
    Дата05.09.2020
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmanage лекция.pdf
    ТипЛекция
    #136766
    страница1 из 7

    Подборка по базе: Металловедение лекция №6 19.09.pdf, воспалительные заболевания лекция..docx, Тема 1. Предмет статистики.docx, Сот эксперт лекциялар 2020.docx, Баскару 1 лекция (1).pptx, 9 лекция.docx, KM 17 Лекция 01.10. 2020.docx, КМ 06 Лекция 09.09.2020Қамырды бөлу. Қамырды тындыру.docx, БҰАМ 03 Лекция 02.09.2020 Мейрамхана келушілеріне қызмет көрсет, реферат лекция геоурб 5.docx
      1   2   3   4   5   6   7

    Специальность (шифр), форма обучения
    ЮУПИ 080507.65
    Название дисциплины
    Основы менеджмента
    Курс, семестр
    Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов
    Алексеева Т.В.
    Лекция 1
    Введение. Предмет и задачи курса. Менеджмент как вид деятельности
    План
    1. Причины возникновения управления
    2. Предмет курса. Главная задача менеджмента как курса лекций
    3. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности
    1. Если внимательно посмотреть вокруг, то нетрудно заметить, что управлять можно очень многим: работой машин, развитием растений, поступками людей. Давая характеристику окружающего мира, можно выделить три основных компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество. Такое деление позволяет привести классификацию процессов управления:
    - в неживой природе (в технических системах);
    - в живой природе (в биологических системах и организмах);
    - в человеческом обществе (социальных системах).
    И в то же время очевидно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины являются неодушевленными объектами, которые подчиняются в своей действии слепым законам природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит
    технический характер.
    Совсем другое дело – люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.
    Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются: государственное управление, военное управление, хозяйственное. Именно хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, и становится предметом нашего изучения.
    2. Предметом курса лекций по дисциплине менеджмент является изучение современного теоретического материала, а так же ознакомление с отечественным и зарубежным опытом работы передовых компаний. Общая теория менеджмента создает единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента, не зависящую от отраслевой и функциональной специфики конкретных сфер деятельности организации или предприятия. Знание теоретических основ современного менеджмента создает фундаментальную базу профессиональной подготовки экономических кадров и позволяет
    формировать выпускника ВУЗов высшей квалификации, способных успешно работать в изменяющейся социально-экономической среде.
    Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке, следовательно, задачей курса является обучение будущих специалистов-менеджеров инструментарию обеспечения существования организации.
    Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо превзойти. Важно знать, что ожидают клиенты от фирмы сегодня, что будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется «маркетингом».
    Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения.
    Исходя из сказанного, сделаем заключение. Что общая задача менеджмента разворачивается в конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга.
    Еще одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону.
    Итак, основная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
    3. В соответствии со словарем менеджеры - это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников - руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют "топ-менеджерами" (от англ.
    top-managers) - высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено - начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ- менеджерам.
    Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации.
    Остальные менеджеры выполняют их решения.
    Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных.

    Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам.
    Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены.
    В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например,
    "офис-менеджер" или "менеджер торгового зала". Подчиненных у таких "менеджеров" нет. Менеджмент (в переводе с латинского) – управлять.
    Менеджер (от англ. "to manage" - управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.
    Менеджер – управляющий хозяйствующей организацией.
    Менеджер – это наемный работник, который по контракту с владельцами фирмы осуществляет управление фирмой, или отдельными ее частями, его материальная заинтересованность и ответственность определяется как условием контракта, так и своеобразными формами мотивирования и стимулирования (напр., наделением пакетом акций, продвижение по служебной лестнице и др.)
    Задачи менеджера: координация, руководство, управление, принятие решений.
    Требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера: понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента; знание должностных и функциональных обязанностей менеджмента, способов достижения целей и повышение эффективности работы организации; умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе; владение искусством управления человеческими ресурсами; владение искусством налаживания внешних связей; способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Каковы причины возникновения менеджмента?
    2. Назовите основные задачи менеджмента.
    3. Как Вы понимаете сущность менеджера?
    4. Перечислите задачи менеджера и связанные с этим профессиональные компетенции менеджера.
    Литература
    Основная
    1.Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006. – 528 с.
    2.Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: ЭЛИТ, 2005 3.Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 700 с.: ил.
    4.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2005 5.Макашева З.М. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2004. – 272 с.

    Дополнительная
    1.Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
    2.Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
    3.Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2005. – 283 с.
    4.Комарова А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. –
    432 с.: ил.
    5.Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
    6.Иванов А.П. Менеджмент. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – 440 с.
    7.Смирнова Г.Б. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2003. – 352 с.
    8.Драчева Е.Л. Менеджмент. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
    9.Виханский О.С. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарика, 2003. – 288 с.: ил

    Специальность (шифр), форма обучения
    ЮУПИ 080507.65
    Название дисциплины
    Основы менеджмента
    Курс, семестр
    Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов
    Алексеева Т.В.
    Лекция 2
    Теоретические и методологические основы менеджмента. Менеджмент в
    системе рыночной экономики
    План
    1. Теоретические и методологические основы менеджмента
    2. Управление в рыночной экономике. Новая система взглядов на управление в
    России
    1. Теоретическая база менеджмента состоит из трудов основателей различных школ менеджмента, их единомышленников. В России долгое время основным преобладала командная система и только после перестройки стали появляться первые переводные книги по менеджменту. Отечественные авторы стали публиковать свои труды лишь с середины 90х, но и тогда это были в основном интерпретации зарубежных авторов. На рубеже тысячелетий в массовой продаже появились книги отечественных авторов, содержащие новые взгляды на менеджмент в России. Среди таких авторов Кабушкин, Виханский и многие другие.
    Методологическая база включает принципы, правила и методы достижения целей менеджмента. Но это не возможно без знания бизнес-процессов.
    Бизнес–система – связанное множество бизнес – процессов, конечной целью которых является выпуск продукции, удовлетворяющей запросы потребителей.
    Бизнес–процесс –это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности
    «на выходе» создается продукция, представляющая ценность для потребителей.

    Рис. 1. Схема бизнес-процесса
    2. В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип — принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения: что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения — возможная потеря собственности. Поскольку фирмы плановых зданий не получают, управление в этих условиях решает следующие проблемы:
     ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;
     производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;
     обеспечение эффективности деятельности.
    Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству.
    В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок регулируется, называется «смешанной». Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий. Деятельность по управлению в условиях рынка носит название «менеджмента».

    Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой парадигмы, основные положения которой сводятся к следующему:
    • децентрализация системы управления. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, установление кредитных ставок, лицензирование экспорта и импорта и т.п.;
    • формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально-ориентированных систем. Каждая организация самостоятельно решает вопросы, касающиеся ее взаимодействия с рынком.
    Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества, решение социальных проблем трудового коллектива;
    • самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых растет;
    • сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Назовите отечественных авторов учебных пособий по менеджменту.
    2. Расскажите об особенностях управления в условиях рыночной экономики.
    3. Какие особенности российской экономики Вы можете назвать?
    Литература
    Основная
    1.Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006. – 528 с.
    2.Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: ЭЛИТ, 2005 3.Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 700 с.: ил.
    4.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2005 5.Макашева З.М. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2004. – 272 с.
    Дополнительная
    1.Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
    2.Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
    3.Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2005. – 283 с.
    4.Комарова А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. –
    432 с.: ил.
    5.Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
    6.Иванов А.П. Менеджмент. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – 440 с.
    7.Смирнова Г.Б. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2003. – 352 с.
    8.Драчева Е.Л. Менеджмент. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
    9.Виханский О.С. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарика, 2003. – 288 с.: ил

    Специальность (шифр), форма обучения
    ЮУПИ 080507.65
    Название дисциплины
    Основы менеджмента
    Курс, семестр
    Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов
    Алексеева Т.В.
    Лекция 3
    Системные основы управления и менеджмент
    План
    1. Системные основ управления
    2. Менеджмент
    1. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т.е. средой), а также между частями и окружением. Организация
    — это система, т.е. единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем
    (частей) — отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих. Это открытая система, потому что она динамично взаимодействует с внешней средой.
    В системном подходе важнейшим является выполнение следующих действий:
    а) выделение объекта исследования;
    б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях
    подсистем;
    в) описание влияния каждой из подсистем на систему и обратное влияние
    системы на объект под системы;
    г) учет воздействия среды на организацию;
    д) определение возможных путей совершенствования деятельности
    изучаемых подсистем
    2. Менеджмент особая разновидностью хозяйственной деятельности, но уже в рыночных условиях.
    Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage"
    (управлять), который в свою очередь исходит от латинского "manus" (рука).
    Очень часто понятие менеджмент соседствует с понятием бизнес. Бизнес
    – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.
    Бизнесмен – человек, который «делает деньги», владелец капитала. Когда говорят менеджер, то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии. В его
    задачу входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые ему подчиняются.
    Понятие менеджмента очень емкое. С одной стороны, это – управление
    организацией, связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных ситуациях.
    С другой стороны, менеджмент – это самостоятельная управленческая
    деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными (например, организация спортивных и массовых мероприятий, концертов звезд эстрады).
    В системе научных знаний менеджмент – это самостоятельная область
    знаний, учебная дисциплина, преподавание которой начал в 1881 г. Джозеф
    Вартон в одном из колледжей США. Она сочетает в себе практический опыт междисциплинарного характера из таких областей как экономика, социология, психология, педагогика, право.
    Оксфордский толковый словарь рассматривает менеджмент (управление)
    как людей, осуществляющих процесс планирования, организации, регулирования и контроля ресурсов: трудовых, финансовых – для достижения заданной цели. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».
    В общем виде менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
    Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса.
    Предметом менеджмента являются отношения управления, условия деятельности людей и подразделений.
    Говоря о менеджменте, почти всегда подразумевают фигуру менеджера – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации.
    Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи (с особыми навыками, качествами и специальной подготовкой).
    Администратор — это менеджер, стиль управления которого основан на управлении с помощью информации. Работа в этом случае — это работа с информацией, организация процессов коммуникации и контроля, построение организации.
    Лидер — это менеджер, стиль управления которого основан на управлении с помощью людей. Работа в этом случае направлена на построение межличностных отношений и побуждение людей к определенным действиям.
    Менеджер мотивирует, вдохновляет, тренирует, воспитывает своих сотрудников, а также создает группы и формирует необходимую организационную культуру.
    Деятель — это менеджер, стиль которого основан на непосредственных действиях, участии в публичных мероприятиях, представлении организации, принятии решений и ведении переговоров, т.е. менеджер действует сам, а не
    через других людей.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Опишите системные основы управления.
    2. Расскажите об особенностях менеджмента как особого вида хозяйственной деятельности.
    3.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта