Главная страница
Навигация по странице:

  • «Пожарная техника» Занятие № 9.2: «Основные пожарные автомобили общего и целевого применения »

  • Дополнительная литература: 3. Пожарная техника: учебник/М.Д. Безбородько [и др.]; ред. М.Д. Безбородько. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 437 с.Нормативная литература

  • Базы данных, поисковые системы, электронно-библиотечные системы (электронные библиотеки)

  • 2. ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

  • Основные технические данные некоторых основных ПА общего при

  • ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

  • ПОЖАРНЫЕ НАСОСНО-РУКАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ

  • ПОЖАРНЫЕ АВТОНАСОСНЫЕ СТАНЦИИ

  • ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ

  • ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ АВТОМОБИЛИ

  • ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ

  • АВТОЦИСТЕРНЫ С ЛЕСТНИЦАМИ (КОЛЕНЧАТЫМИ ПОДЪЁМНИКАМИ)

  • АВТОЦИСТЕРНЫ ЛЕСОПАТРУЛЬНЫЕ АЦ(Л)

  • 3. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 123-ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» .

  • Л 9.2 Основные пожарные автомобили. Лекции по учебной дисциплине Пожарная техника


    Скачать 150 Kb.
    НазваниеЛекции по учебной дисциплине Пожарная техника
    Дата14.07.2021
    Размер150 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛ 9.2 Основные пожарные автомобили.doc
    ТипЛекции
    #224250

    Подборка по базе: Практические задание по дисциплине управление человеческими ресу, Практические задание по дисциплине микроэкономика.docx, Итоговый тест по дисциплине «Основы экономической теории2».pdf, ПРАВОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ ВСЕ.docx, Задание 2 по дисциплине Информационные технологии.doc, Экзамен квалификационный по дисциплине ПМ01 Ведение расчётных оп, Карпов лекции.pdf, Мой конспект лекции.doc, Контрольная работа по дисциплине Экология.doc, 3 Практические рекомендации по формированию и развитию мотивации

    МЧС РОССИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»
    Кафедра специальной подготовки
    Начальник кафедры

    Специальной подготовки

    полковник внутренней службы

    __________________ А.М. Чуйков
    "_____" ______________2020 года


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
    по учебной дисциплине

    «Пожарная техника»
    Занятие № 9.2: «Основные пожарные автомобили общего и целевого применения»


    Обсуждена на заседании кафедры

    Протокол № ______ от

    «____» ________________ 20_ года

    I. Цели и задачи занятия

    Цель – изучение классификации, назначения и тактико- технических характеристик основных пожарных автомобилей..

    Задачи:

    1. Дать понятие об организационных основах ГДЗС.

    2. Раскрыть основные понятия, порядок организации, структуру должностных лиц.

    3. Охарактризовать порядок допуска личного состава ГДЗС к работе в СИЗОД.
    II. Учебные вопросы

    1. Классификация пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.

    2. Основные пожарные автомобили.

    3. Требования Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
    III. Литература

    Основная литература:

    1. Пожарная техника. Насосы центробежные пожарные нового поколения: рекомендовано отраслевым мин-вом/М.Д. Безбородько, А.В. Плосконосов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. – 54 с.

    2. Пожарная и аварийно-спасательная техника/М.Д. Безбородько. Ч. 1. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 353 с.
    Дополнительная литература:

    3. Пожарная техника: учебник/М.Д. Безбородько [и др.]; ред. М.Д. Безбородько. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 437 с.
    Нормативная литература:

    4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», (ред. от 30.11.2011) (Электронная библиотека Воронежского института – 10.24.11.60);

    5. Федеральный Закон РФ от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с изм. (Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru)
    Базы данных, поисковые системы, электронно-библиотечные системы (электронные библиотеки):

    6. Единая ведомственная электронная библиотека МЧС России – адрес в ведомственной сети Интранет: 10.46.0.45

    7. Электронная библиотека Воронежского института: 10.24.11.60

    8. Национальная электронная библиотека – адрес в сети Интернет: http://нэб.рф/ (договор № 101/НЭБ/2314 от 03.07.2017)

    9. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/

    10. Справочная правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

    11. www.vniipo.ru.

    12. www.gost.ru.

    13. www.mchs.gov.ru
    IV. Учебно-материальное обеспечение

    Мультимедиа
    V. Текст лекции
    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.

    Пожарные автомобили являются основными техническими средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение основных действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей.

    В соответствии с НПБ 180-99 «Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство» пожарный автомобиль – оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащённое пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара.

    В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные и специальные.

    Основные служат для доставки к месту пожара личного состава расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги пожара.

    Их делят на две группы: общего применения – для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах и целевого применения – для тушения пожаров на объектах и предприятиях различного назначения (нефтебазы, предприятия химической промышленности, аэропорты и т.д.).

    Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров: подъёма личного состава на высоту и спасания пострадавших из верхних этажей зданий, обеспечения связи и освещения, борьбы с дымом, прокладки рукавных линий, обеспечения управления и т.д.

    По полной массе, от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы: легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т, средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т, тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

    По применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.).

    По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

    Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

    Основные ПА в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы:

    АЦ – пожарная автоцистерна;

    АЦ (Б) – автоцистерна бронированная;

    АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей;

    АЦКП – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником;

    АП – пожарный автомобиль порошкового тушения;

    АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения;

    АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения;

    АГТ – пожарный автомобиль газового тушения;

    АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения;

    АПП – пожарный автомобиль первой помощи;

    МАП – пожарный микроавтомобиль;

    АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный;

    АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления;

    ПНС – пожарная автонасосная станция;

    АА – пожарный аэродромный автомобиль;

    ППП - пожарный пеноподъёмник;

    АПС – пожарно-спасательный автомобиль;

    АПСЛ – пожарно-спасательный автомобиль с лестницей.

    Специальные ПА в зависимости от типа выполняемых работ, сопровождающих тушение пожара классифицируются на следующие типы:

    АЛ – пожарная автолестница;

    АПК – пожарный коленчатый автоподъемник;

    АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной;

    АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъёмник с цистерной;

    АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль;

    АСА МК – аварийно-спасательный автомобиль модульной комплектации;

    АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль;

    АСО – пожарный автомобиль связи и освещения;

    АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы;

    АД – пожарный автомобиль дымоудаления;

    АР – пожарный рукавный автомобиль;

    АШ – пожарный штабной автомобиль;

    АЛП – пожарная автолаборатория;

    АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи;

    АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники;

    АБГ – пожарный автомобиль - база ГДЗС;

    АПТС – автомобиль пожарной технической службы;

    АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники;

    ПКС – пожарная компрессорная станция;

    АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль;

    АТ – пожарно-технический автомобиль;

    ПП – пожарный прицеп;

    КП – пожарный контейнер.

    Для эксплуатации в условиях Севера предназначены ПА в северном исполнении. Такие автомобили в буквенном обозначении имеют символ (С), например, АЦ (С), АПП (С), АШ (С), АСО (С).

    Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

    После буквенного обозначения типа ПА указывается отличительная характеристика изделия в виде величины его основного параметра. Величину основного параметра указывают в следующих единицах измерения:

    • вместимость цистерны для воды – м3;

    • вместимость пенобака – м3;

    • масса вывозимого порошка – кг;

    • масса огнетушащего газа – кг;

    • подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;

    • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов – м. вод. ст.;

    • расход порошка через лафетный ствол – кг/с;

    • мощность стационарного электрогенератора – кВт;

    • длина рукавной линии – км;

    • высота подъема стрелы – м;

    • производительность вентиляторной установки – тыс. м3/ч;

    • количество мест для боевого расчета (включая место водителя);

    • количество стационарных прожекторов – шт.;

    • количество переносных прожекторов – шт.;

    • грузовой момент – тс × м.

    Цифры, заключенные в скобки, обозначают модель базового шасси, а последующие две или три цифры обозначают номер модели ПА, выпущенной предприятием-изготовителем. После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А – первая, Б – вторая и т.д.), а следующие за этим цифры – модификацию. Например:

    Вывод: Пожарные автомобили являются основными техническими средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение основных действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей.
    2. ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

    В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АЦЛ, АЦКП, АНР, АВД, АПП), и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ).
    пожарные автоцистерны

    Занимают доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей.

    Условно пожарные автоцистерны подразделяются на 3 группы:

    1) легкие – вместимость цистерны для воды до 2 м3;

    2) средние – вместимость цистерны для воды от 2 до 4 м3;

    3) тяжелые – вместимость цистерны для воды свыше 4 м3.

    Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

    • базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;

    • кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;

    • отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;

    • сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);

    • насосная установка с коммуникациями;

    • дополнительные трансмиссии привода насосной установки;

    • пожарный лафетный ствол;

    • дополнительное электрооборудование;

    • система дополнительного охлаждения двигателя;

    • система обогрева салона.

    В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

    Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

    При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

    Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

    Таблица 2.1

    Основные технические данные некоторых основных ПА общего применения

    Марка пожарного автомобиля

    Модель

    базового

    шасси

    Колёсная формула

    Полная масса, кг

    Габаритные размеры, мм

    (длина, ширина, высота)

    Мощность двигателя, л.с. (кВт)

    Максимальная скорость, км/ч

    Расчёт, чел.

    Вывозимые ОТВ, л:

    вода / пенообразователь

    Тип насосной установки

    Производительность

    насоса, л/с.

    / Напор насоса, м

    АЦ-40(431410)

    модель 63Б

    ЗИЛ-431410

    4×2

    9600

    6810

    2500

    2720

    150

    (110)

    90

    7

    2350

    ПН-40УВ

    40

    165

    100

    АЦ-40(131)

    модель 137А

    ЗИЛ-131

    6×6

    11000

    7640

    2500

    2950

    150

    (110)

    80

    7

    2500

    ПН-40УВ

    40

    170

    100

    АЦ-40(43202)

    модель 186

    Урал-43202

    6×6

    15125

    8000

    2500

    3000

    210

    (155)

    80

    6

    4400

    ПН-40УВ

    40

    350

    100

    АЦ-3-40 (43206)

    модель 1МИ

    Урал-43206

    4×4

    12800

    7900

    2500

    3350

    180

    (132)

    80

    6

    3000

    ПН-40УВ

    40

    180

    100

    АЦ-5-40(43101)

    модель ПМ-525А

    КамАЗ-43101

    6×6

    15600

    8500

    2500

    3100

    210

    (155)

    80

    7

    5000

    ПН-40УВ

    40

    350

    100

    АЦ-7-40 (53213)

    модель ПМ-524

    КамАЗ-53213

    6×4

    17250

    8250

    2500

    3200

    210

    (155)

    80

    7

    7000

    ПН-40УВ

    40

    450

    100

    АЦ-2,5-40 (433362)

    модель ПМ-540

    ЗИЛ-433362

    4×2

    11000

    6900

    2500

    3100

    150

    (110)

    80

    7

    2500

    ПН-40УВ

    40

    200

    100

    АЦ-6-40/4(53211)

    модель 1ДД

    КамАЗ-53211

    6×4

    18110

    7600

    2500

    3200

    240

    (176)

    90

    7

    6000

    NH-30

    Rosenbauer

    40/4

    500

    100/400

    АЦ-1,0-4/400(5301)

    модель ПМ-542Д

    ЗИЛ-5301

    4×2

    6950

    6700

    2500

    2800

    109

    (80)

    85

    7

    1000

    НЦПВ-4/400

    4

    90

    400

    АЦ-3,2-40(433104)

    модель 8ВР

    ЗИЛ-433104

    4×2

    11400

    7650

    2500

    3140

    185

    (136)

    95

    7

    3200

    НПЦ-40/100

    40

    200

    100

    АНР-40(431412)

    модель 127Б

    ЗИЛ-431412

    4×2

    8200

    7150

    2470

    2730

    150

    (110)

    90

    9

    0 .

    ПН-40УВ

    40

    350

    100

    Примечание: на автоцистернах моделей ПМ-525, ПМ-540, 8ВР, 1МИ могут устанавливаться по отдельному заказу насосы НЦПН-40/100, НЦП-40/100, НЦПК-40/100-4/400, а также насосы фирм Rosenbauer, Ziegler и Magirus. Кроме того, насосы группы НЦ, имеющие одинаковые присоединительные размеры с насосом ПН-40, могут ставиться и на автоцистерны ранних выпусков при их капитальном ремонте и модернизации.


    ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

    До утверждения "Типажа пожарных автомобилей" они обозначались как АБР – автомобили быстрого реагирования) также относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии. Чаще всего АПП изготавливаются на шасси грузовых автомобилей или микроавтобусов "Газель" различных модификаций.
    ПОЖАРНЫЕ НАСОСНО-РУКАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ

    Так же, как и автоцистерны, относятся к основным пожарным автомобилям общего применения. Их основное отличие от АЦ заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и, как правило, удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек. Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий протяжённостью до 800 метров. Конструктивными особенностями машины является среднее расположение насоса ПН-40, а также обращённый вперёд всасывающий патрубок, за счёт чего облегчается подъезд к водоисточнику. Свободный от насосной установки задний отсек кузова, предназначенный для размещения рукавов, упрощает прокладку магистральной линии на ходу.
    ПОЖАРНЫЕ АВТОНАСОСНЫЕ СТАНЦИИ

    Предназначены для тушения крупных пожаров и применяются тогда, когда требуется подача большого количества огнегасящих веществ.

    Пожарная насосная станция ПНС-110(131)131А смонтирована на шасси трёхосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Она представляет собой автономный насосный агрегат, установленный на раме автомобиля за кабиной водителя и закрытый металлическим кузовом специальной конструкции. Агрегат состоит из приводного двигателя, фрикционной муфты сцепления и центробежного насоса ПН-110, соединённого с двигателем карданной передачей.

    Пожарный насос – центробежный, одноступенчатый, консольный, с двухзавитковым спиральным отводом. Подача насоса при 1350 об/мин. составляет 110 л/с; при этом насос создаёт напор 100 м. На насосе установлен пеносмеситель ПС-12 струйного типа на 6, 9 и 12 ГПС-600. Для механизации опускания и подъема всасывающих рукавов с сеткой на автомобиле предусмотрена ручная лебёдка с блоком. Пожарное оборудование на автомобиле размещается в отсеках кузова. В комплект пожарного оборудования входят: два 4-метровых всасывающих рукава диаметром 200 мм, всасывающая сетка СВ-200, два тройника 200×150×150 и четыре разветвления РС-150.
    ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ

    Применяются в тех случаях, когда пожары могут быть наиболее эффективно потушены воздушно-механической пеной. Их используют для тушения нефти и нефтепродуктов, а также в случае необходимости заполнения воздушно-механической пеной всего объема горящих помещений (трюмов кораблей, кабельных каналов, подвалов и т.п.). Автомобили пенного тушения доставляют к месту пожара личный состав расчета, пенообразователь, пожарное оборудование, технические средства для подачи воздушно-механической пены (генераторы пены средней кратности, дозаторы-смесители для подачи пенообразователя в рукавные линии, переносные пеноподъемники и т.п.). За счёт наличия в комплекте ПТВ специальных пеноспесителей и пенных дозаторов автомобили пенного тушения способны обеспечить одновременную работу большого количества пенных стволов и других средств подачи пены.

    Автомобили пенного тушения принципиально мало отличаются от пожарных автоцистерн. В то же время, к ним предъявляются и дополнительные требования, связанные, главным образом, с высокой коррозийной активностью пенообразователя. Для уменьшения скорости коррозии на АПТ принимаются меры для эффективной защиты от коррозии стальных емкостей, либо устанавливают цистерны из нержавеющей стали или стеклопластика.
    ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
    Предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэродромах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей путём подачи на очаг пожара огнетушащего порошка через лафетный и ручные стволы.

    Основой такого автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На отечественных автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. Принцип действия автомобиля основан на подаче аэрированного порошкового состава на очаг пожара аэрозольным способом при рабочем давлении в цистерне 0,43 – 1,2 МПа (в зависимости от модели ПА) за счёт подачи сжатого воздуха из баллонов под аэроднище цистерны. Рабочее давление воздуха в цистерне поддерживается регулятором давления и контролируется с помощью мановакуумметров, расположенных у лафетного ствола и на панели приборов баллонного отсека.
    Пожарный автомобиль порошкового тушения АП-5(53213)196 изготавливался заводом "Пожмашина" (г. Прилуки) и длительное время был одним из самых распространённых автомобилей этого назначения. На раме автомобильного шасси на двух ложементах установлена и закреплена цистерна для огнетушащего порошка. Количество вывозимого порошка составляет 6300 кг. Между кабиной водителя и цистерной находится баллонный отсек, в котором размещены 10 стандартных 40-литровых баллонов для сжатого воздуха. На крыше отсека установлен лафетный ствол, имеющий производительность по порошку 50 кг/сек при дальности струи 34 метра. За баллонным отсеком, в левом отсеке кузова размещена основная часть порошковых коммуникаций, представляющих собой комплекс запорной, предохранительной, регулирующей и контрольной арматуры и трубопроводов, предназначенных для подачи сжатого воздуха в цистерну, выдачи порошка, продувки рукавов и лафетного ствола от остатков порошка после окончания работы. В средних отсеках кузова размещаются постоянно присоединённые к коммуникациям две рукавные линии длиной по 40 метров с ручными стволами производительностью по порошку 4 кг/сек. при дальности струи 17 метров.


    ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ АВТОМОБИЛИ

    Предназначены для пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродромов. Они обеспечивают тушение пожаров в самолётах и вертолётах, проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолётов, потерпевших аварию, а также тушение пожаров на объектах в районе аэропортов.

    Основным назначением аэродромных пожарных автомобилей является спасание людей в случае авиационной катастрофы. Образующиеся при катастрофе разливы топлива ведут к возникновению быстро распространяющегося фронта пламени, воздействующего на корпус самолета. Исследования показывают, что при исправной теплоизоляции между наружной облицовкой и обшивкой салона период, в течение которого может быть спасена жизнь пассажиров, составляет в среднем 3 мин (но не более 5 мин). Необходимость оперативной доставки к месту лётного происшествия сил и средств тушения требует применения для аэродромных автомобилей тяжелых высокоскоростных шасси. Кроме того, отличительными чертами аэродромных пожарных автомобилей являются их высокие динамические качества, проходимость в условиях бездорожья, способность на ходу подавать огнетушащие вещества и большие объёмы вывозимых ОТВ.

    ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ
    Служат для тушения находящегося под напряжением электрооборудования, ценностей в музеях, библиотеках, архивах, а также очагов горения в труднодоступных местах.

    Основой таких автомобилей является установка газового тушения.
    Все эти машины созданы по одному принципу, который можно рассмотреть на примере АГТ-0,6(3307)ПМ-547 (см. СЛАЙД № 27). Автомобиль изготовлен на шасси ГАЗ-3307 с колесной формулой 4×2 и 125-сильным двигателем. Установка газового пожаротушения с массой перевозимого огнетушащего вещества (углекислоты) 600 кг размещена в специальном кузове и состоит из 4 баллонных секций по 6 баллонов в каждой, распределительной арматуры и 4 рукавных линий, присоединённых к коллектору и оборудованных раструбами или ломами пробойниками. Каждый 40-литровый баллон содержит 25 кг двуокиси углерода. Распределительная арматура позволяет задействовать секции поочерёдно, одновременно или в любой комбинации. Время выпуска всей углекислоты составляет 720 секунд.



    ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ
    Это пожарные автомобили с несколькими видами огнегасящих веществ.

    В настоящее время разработан метод комбинированного тушения, который успешно применяется во многих странах. Сущность метода заключается в последовательной подаче на очаг горения огнетушащего порошкового состава и воздушно-механической пены. Порошковый состав обеспечивает тушение на основной площади, а отдельные участки горения дотушиваются пеной. Для реализации этого метода созданы пожарные автомобили комбинированного тушения. Основная сфера применения автомобиля такого типа – это защита разного рода химических и нефтехимических производств.

    Компоновка автомобилей комбинированного тушения зависит от типа установок (порошковой, пенной или водопенной) и базового шасси. На лёгких автомобилях комбинированного тушения, как правило, применяются порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из ёмкости к пенным стволам и генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, хранящегося в баллонах установки.

    В настоящее время на шасси автомобиля КамАЗ-53229 выпускается пожарный автомобиль комбинированного тушения тяжёлого типа АКТ 6/1000-80/20(53229), представляющий собой комбинацию пожарных автомобилей порошкового и пенного тушения. Автомобиль комплектуется водопенной и порошковой установками, смонтированными соответственно в задней и средней частях автомобиля. В основе водопенной установки лежит центробежный насос FP48/8-2H «Ziegler» подача которого в номинальном режиме составляет 80 л/с при напоре 100 м, два пенобака вместимостью 1000 л и 6-тонная цистерна для воды. С помощью водопенной установки возможна подача от автомобиля воздушно-механической пены как через стационарный лафетный ствол (на крыше автомобиля), так и через ручные пенные стволы ГПС-600. Порошковая установка включает в себя ёмкость с 1000 кг огнетушащего порошка, баллонный блок и систему порошковых коммуникаций, представляющих собой комплекс запорной, предохранительной, регулирующей и контрольной арматуры и трубопроводов, предназначенных для подачи сжатого воздуха в цистерну и выдачу порошка через стационарный лафетный ствол с расходом 20 кг/сек и ручные стволы пистолетного типа.
    ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ

    Пожарные автомобили, предназначенные для тушения и охлаждения горящих объектов газо-водяной струёй. Основной задачей АГВТ является тушение нефтяных и газовых фонтанов. Газо-водяная струя высокой энергии образуется за счёт смешивания воды с отработавшими газами турбореактивного двигателя (ТРД). В настоящее время в ОАО "Пожтехника" (г. Торжок) выпускается автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(43114)ПМ-586, изготовленный на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43114 с колёсной формулой 6×6. На специальной платформе установлен турбореактивный двигатель ВК-1, обеспечивающий расход газо-водяной смеси 150 кг/с (при этом расход воды составляет 90 л/с). Углы поворота реактивного двигателя составляют ± 45º по горизонту и –15º … +60º в вертикальной плоскости. Работа ТРД обеспечивается топливным баком ёмкостью 2500 литров. Автомобиль оборудован сложной системой тепловой защиты, включающей специальные кожухи и водяную завесу по всему периметру автомобиля.
    АВТОЦИСТЕРНЫ С ЛЕСТНИЦАМИ (КОЛЕНЧАТЫМИ ПОДЪЁМНИКАМИ)

    Также относятся к группе основных ПА целевого применения. Интерес к этим автомобилям был временно утрачен из-за отсутствия подходящего шасси: все ранние образцы базировались на автомобиле ЗИЛ-133, очень неудобном в городских условиях. Появление в производстве новых моделей этих машин началось тогда, когда появилась тенденция к универсализации многих видов ПА, а автомобильная промышленность начала выпускать компактные шасси высокой грузоподъёмности. Одной из первых в этом ряду стала автоцистерна с лестницей АЦЛ-3-40/17 модели ПМ-537 (см. рис. 2.25 вверху) на шасси КамАЗ-43253 с колёсной формулой 4×2. Этот автомобиль с боевым расчётом 3 человека вывозит 3000 литров воды и 300 литров пенообразователя, оборудован пожарным насосом ПН-40УВ и полным комплектом ПТВ и оборудования. Установленная в качестве дополнительного оборудования телескопическая гидравлическая лестница имеет высоту подъёма 17 метров и обеспечивает работу с вылетом до 14 метров при нагрузке на вершину до 160 кг. Устойчивость автомобиля при работе лестницы обеспечивается выносными опорами (аутриггерами), при этом угол горизонтального наведения башни составляет ± 92,5º.
    АВТОЦИСТЕРНЫ ЛЕСОПАТРУЛЬНЫЕ АЦ(Л)

    Представляют собой особую категорию основных автомобилей, но по конструкции они ближе всего к обычным лёгким автоцистернам.

    Поскольку АЦ(Л) применяются, главным образом, на бездорожье, для них наиболее важными показателями являются небольшая масса при высокой проходимости. Лесопатрульные автомобили могут в качестве автоцистерн находиться на вооружении подразделений ГПС по охране небольших населённых пунктов, особенно там, где недостаточно развита инфраструктура.

    АЦ(Л) чаще всего оснащаются ёмкостями на 1000 – 1600 литров воды и насосами с относительно небольшими расходами, например, ПН-30, ПН-20, ПН-1200ЛА, НЦПВ-20/200 и т.п. Число мест для расчёта может составлять от 2-х до 6-ти.

    Техническое оснащение АЦ(Л) позволяет им достаточно успешно решать свою основную задачу – патрулирование лесных массивов и самостоятельное тушение небольших очагов лесных и торфяных пожаров. Крупные же лесные пожары тушатся с помощью другой техники, специальной или приспособленной, на гусеничных, тракторных и вездеходных шасси, а также с помощью авиации.

    Вывод: основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АЦЛ, АЦКП, АНР, АВД, АПП), и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ).
    3. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 123-ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
    Статья 108. Требования к пожарным автомобилям

    1. Основные и специальные пожарные автомобили должны обеспечивать выполнение следующих функций:

    1) доставку к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;

    2) подачу в очаг пожара огнетушащих веществ;

    3) проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара (далее - проведение аварийно-спасательных работ);

    4) обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

    2. Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

    Вывод по теме: Многообразие моделей основных пожарных автомобилей позволяет решать различные тактические задачи по тушению пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на различных объектах экономики, жилом секторе, а так же в различных климатических зонах.

    Разработал _____________преподаватель кафедры специальной подготовки, кандидат технических наук, майор внутренней службы А.В. Черемисин

    «______» _______________ 20_ года


    написать администратору сайта