Главная страница
Навигация по странице:

  • © Юридический институт МИИТа, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. Политическая сфера общества как предмет политологии………………………………4

  • Лекция 3. Государство как политический институт…………………………………......................26 Лекция 4. Политическая власть……………………………………………………………………...33

  • Лекция 5. Политическая элита………………………………………………………………………43 Лекция 6. Политическое лидерство…………………………………………………………………51

  • Лекция 7. Политические режимы……………………………………………………………………61 Лекция 8. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения………………………………………………………………………………………………69

  • Лекция 9. Политические процессы………………………………………………………………….79 Лекция 10. Лоббизм в структуре политической сферы общества………………………………...87

  • Лекция 11. Гражданское общество………………………………………………………………….92 Лекция 12. Политический маркетинг……………………………………………………………...103

  • Лекция 13. Основные идеологии современности………………………………………………....110 Глоссарий по учебному курсу «Политология»……………………………………………………118

  • Литература …………………………………………………………………………………………..152 Тестовые задания……………………………………………………………………………………153 Лекция 1

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ Содержание

  • 1. Общество в целом и составляющие его сферы

  • 2. Структура политической системы общества

  • 3. Отличительные характеристики политической системы общества и выполняемые ею функции

  • Лекции по политологии (Синчук Ю. В.). Лекции по политологии (Синчук Ю. В. Лекции по политологии учебное пособие


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЛекции по политологии учебное пособие
    АнкорЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    Дата05.12.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    ТипЛекции
    #10691
    страница1 из 31

    Подборка по базе: Краткий курс лекции.pdf, СУ в педиатрии К-т лекции -1 Исайко.docx, Плавание лекции.doc, Эссе по политологии. Сепаратизм в бельгии. Ермичева ЭиБ20-9.docx, Вопросы к лекции 1.2. Конфигурирование сетевых средств операцион, Вопросы к лекции 1.docx, уч. пособие.docx, УДК М 79 Мордвинов А.А. Освоение эксплуатационных скважин Учебно, конструктор анкет пособие.doc, ООИ (к лекции № 11).docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
    Ю Р И Д И Ч Е С К И Й И Н С Т И Т У Т

    Ю. В. СИНЧУК


    ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ


    Учебное пособие

    МОСКВА – 2014

    УДК

    ББК

    Синчук, Ю. В. Лекции по политологии : учеб. пособие / Ю. В. Синчук. – М. : Юридический институт МИИТа, 2014. – 200 с.
    Учебное пособие «Политология» дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции политического поведения, научиться выделять и анализировать особенности политических групп и общностей, овладеть основами политологического исследования, приобрести навыки политического мышления. Изучение политологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте политических явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы как часть общесоциальных процессов. В конце лекций приведена рекомендованная литература.


    © Юридический институт МИИТа, 2014

    Редакция Юридического института МИИТа
    Изд. заказ 36 Бумага офсетная Тираж 180 экз.

    Подписано в печать 10.01.2014. Печать трафаретная Цена договорная

    Усл. печ. л.14,8 Уч.-изд. л. 10,7 Формат 60х84/16

    127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9

    СОДЕРЖАНИЕ
    Лекция 1. Политическая сфера общества как предмет политологии………………………………4

    Лекция 2. Категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии…………………………………………………………………………………………..16

    Лекция 3. Государство как политический институт…………………………………......................26

    Лекция 4. Политическая власть……………………………………………………………………...33

    Лекция 5. Политическая элита………………………………………………………………………43

    Лекция 6. Политическое лидерство…………………………………………………………………51

    Лекция 7. Политические режимы……………………………………………………………………61

    Лекция 8. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения………………………………………………………………………………………………69

    Лекция 9. Политические процессы………………………………………………………………….79

    Лекция 10. Лоббизм в структуре политической сферы общества………………………………...87

    Лекция 11. Гражданское общество………………………………………………………………….92

    Лекция 12. Политический маркетинг……………………………………………………………...103

    Лекция 13. Основные идеологии современности………………………………………………....110
    Глоссарий по учебному курсу «Политология»……………………………………………………118

    Литература …………………………………………………………………………………………..152

    Тестовые задания……………………………………………………………………………………153

    Лекция 1
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
    Содержание:

    1. Общество в целом и составляющие его сферы.

    2. Структура политической системы общества.

    3. Отличительные характеристики политической системы общества и выполняемые ею функции.

    4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.

    5. Основные закономерности развития политической системы общества.

    6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками.

    7. Политическая система общества и политика.
    1. Общество в целом и составляющие его сферы
    Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данное обстоятельство в полной мере относится и к политической сфере. Поэтому в дальнейшем в данном учебнике понятия «политическая сфера общества» и «политическая система общества» употребляются как синонимы.

    Названные выше системы изучаются соответствующими общественными науками. Например, в задачу экономической теории входит поиск решения таких сложных проблем, как: что обществу производить и как производить, как бороться с инфляцией и безработицей, дефицитом государственного бюджета, как определить оптимальный уровень тарифов и квот в международной торговле, в чем причины экономического процветания одних наций и бедственного положения других и т.д. Ответ на эти трудно решаемые вопросы настраивает экономическую науку на изучение экономической системы во всей совокупности её слагаемых, которая включает: экономические институты (и прежде всего институт собственности), экономические отношения и законы, управляющие их развитием, экономические процессы. Экономическая теория изучает экономическую систему в её взаимодействии со всеми другими общественными системами.

    Задачами наук, исследующих социальную сферу общества (право, социология, психология и др.), являются поиск оптимальных форм регулирования трудовых отношений, выработка мер, способствующих совершенствованию системы социального обеспечения и социальной защиты населения, и др. Решение этих задач также требует от науки подхода к социальной сфере как к системе.

    Определенную систему представляет собой и духовная сфера жизни общества. Её изучением заняты культурология, этика, эстетика и, очевидно, многие другие науки.

    Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, и оно просто не способно было бы существовать.

    Политическая система - одна из наиболее крупных и сложных. В её рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук – экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы её изучает только одна наука - ПОЛИТОЛОГИЯ.

    Политология (от греч. politika – государственные и общественные дела, искусство управлять обществом и logos – слово, учение) – наука об управлении обществом в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Звучит парадоксально, но это правда. Одной из самых древних её следует считать потому, что каждая из изучаемых тем (политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с давних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.). Самой молодой из фундаментальных общественных наук её следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Почему так произошло? Причины есть. Правы те, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в её существовании заинтересовано общество. Речь идет о востребованности науки. В нашей стране вплоть до современных демократических перемен она была не просто не нужна, а могла оказать не лучшую «услугу» господствовавшему политическому режиму. Будучи наукой о политической системе общества, политология в СССР поставила бы много нежелательных вопросов, о том, чего нет: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и др.

    Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому очевидно, что политология как целостная, независимая академическая наука могла появиться лишь в начале нашего столетия. Справедливости ради отметим, что отдельные политологические центры образовались в Западной Европе и США уже в середине прошлого века. Так, во Франции в 1872 г. была создана Свободная школа политических наук. Её задача состояла в подготовке руководящих кадров страны в области политики и экономики. В 1880 г. в США при Колумбийском колледже была создана первая школа политических наук.

    В России начала политологии прослеживаются в конце XIX – начале XX в. Существенный вклад в её развитие внесли П.И. Новгородцев, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.И. Ильин и др. Однако в советский период истории нашего государства политология рассматривалась как лженаука. Положение изменилось лишь в период перестройки. С 1990 г. политология преподается в вузах страны, активизируются научные исследования в данной области.

    Своими достижениями современная политология обязана усилиям ученых различных стран. При изучении многих тем курса мы встретимся с идеями выдающихся зарубежных политологов: М. Вебера, К. Поппера, А. де Токвиля, Т. Парсонса, Д. Истона, Р. Михельса, Г. Моска и др. Большой вклад в развитие политологии внесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин, Г.В. Плеханов и другие теоретики марксизма.
    2. Структура политической системы общества
    Тот факт, что политическая сфера общества функционирует как система, позволяет увидеть её составляющие, выделить ядро системы, свести воедино структурные элементы и институты, четко увидеть взаимосвязь между ними, а, следовательно, и закономерности развития всей системы. Практически весь материал учебного пособия посвящен раскрытию содержания политической системы общества. Начнем с составляющих её подсистем.

    Что конкретно включает в себя политическая система общества? Каковы её основные подсистемы?

    В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

    Институциональная подсистема – это «каркас», «несущие конструкции» политической системы общества. Она включает политические институты1 и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и границы функционирования самой политической системы. Именно здесь вырабатываются условия, обеспечивает стабильность самой политической системы, формы её воздействия на развитие других общественных систем, а также международная политика. Данная подсистема в существенной мере определяет цели и направления функционирования всей политической системы.

    Регулирующая подсистема. Данная подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Следует отметить, что исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества

    Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты и, конечно, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: её завоевание, удержание, реализацию. Такая борьба (и порождаемые ею отношения) в явной или скрытой форме происходит в политической системе любого государства. Данные отношения носят, как правило, формализованный характер, то есть основанный на существующих правовых нормах. Однако наряду с ними в политической системе нередко возникают и развиваются неформальные отношения, не закрепленные в существующих в обществе правовых нормах. Их значение не следует приуменьшать, потому что, как показывает практика, они играют немаловажную роль в жизни политической системы.

    Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношении и всей политической системы. Данная подсистема играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения, стратегического политического курса, в решении многочисленных возникающих в обществе политических проблем.

    Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Это обусловливается специфическими условиями государств. Например, все названные подсистемы есть и в политической системе США, и в политической системе России, но в своем конкретном наполнении они различны. Это касается и институциональной подсистемы, и регулирующей, и всех других. В связи сданным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах. Другими словами, политология исследует структуру политической сферы (системы) во всем многообразии её конкретных форм.

    Обратим внимание на тот факт, что такую же структуру, как и политическая система общества, имеют также и все другие основные общественные системы – экономическая, социальная, духовная. Все они содержат в своей структуре четыре подсистемы, разумеётся, со своим содержанием. Все общественные системы имеют институциональную подсистему, представленную своими организациями и институтами. Например, в экономической системе это разного рода экономические институты и организации. И, тем не менеё, все общественные системы различны. Главное, что лежит в основе различия систем, – это их системообразующее отношение. В экономической системе в условиях рыночной экономики таковым является рынок. Он определяет, что и в каком количестве обществу производить. В политической системе системообразующее ядро – политическая власть. Но различия общественных систем и их специфика проявляются не только в этом.

    В связи с анализом политической системы как предмета политологии целесообразно рассмотреть, в чем её специфика.
    3. Отличительные характеристики политической системы общества

    и выполняемые ею функции

    В чем заключается специфика политической системы в сравнении с другими сферами общества? Является ли она равной среди равных или, возможно, играет подчиненную роль, зависимую от других общественных систем?

    Отличие политической системы общества от других систем выражается, во-первых, в том, что в определенном смысле данная система выполняет верховенствующую роль по отношению к другим системам. Такое положение обусловлено обязательностью выполнения принятых в рамках политической системы решений, предписаний, инструкций всеми другими общественными системами. Выработанный в рамках политической системы политический курс становится обязательным для всего общества.

    Во-вторых, функционирование политической системы, как это ни парадоксально, в большей мере, чем развитие других общественных систем, определяется окружающей социальной средой, в частности содержанием и характером развития экономической системы. Применительно к функционированию политической системы употребляются понятия «ввод информации» и «выход информации». Речь идет о том, что в данную систему извне стекается огромная информация в виде разного рода предложений, требований, обращений граждан – экономических, политических и др. Например, могут быть требования индексировать заработную плату, пересмотреть систему налогообложения, реформировать пенсионное обеспечение, систему здравоохранения и т.п. В результате реакции политической системы на эту информацию вырабатываются соответствующие изменения, уточнения, корректировки в существующей нормативно-правовой базе общества. Таким образом, у нас есть все основания подчеркнуть то обстоятельство, что политическая система общества, как и другие общественные системы, обладает способностью к саморегулированию, самообновлению и самовоспроизводству. Эту свою способность политические системы различных стран многократно демонстрировали. В частности, убедительным примером является попытка ускоренного введения социализма в странах Восточной Европы. Политические системы многих из этих стран продемонстрировали свою способность к невосприятию предлагаемых им политических институтов.

    Именно отмеченная характеристика политических систем объясняет обреченность в целом прогрессивных, но несвоевременных политических реформ. Политическая система отторгает их, нейтрализует, а если и включает, то в деформированной до неузнаваемости форме. Отсюда вытекает вывод: возможности политических сил в управлении политической системой далеко не безграничны. Болеё того, они жестко ограничены рамками научного подхода, опорой на объективные законы развития политической системы общества.

    В-третьих, политическая система в сравнении с другими общественными системами в большей степени формализована. Это объясняется высокой степенью регулирования развивающихся в её границах отношений специальными правовыми и политическими нормами. Данное обстоятельство служит основой определенной автономности, независимости политической системы.

    Указанные особенности политической системы общества, её структура и, главное, её предназначение определяют в значительной мере содержание выполняемых ею функций.

    Главная функция политической системы общества – управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса. Для претворения в жизнь главных целей и задач общественного развития политическое руководство мобилизует все элементы политической системы. Данную функцию иногда называют функцией целеполагания.

    Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

    Регулятивная функция политической системы направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта