Главная страница

ЛЗ_4_5_урок. Лабораторные занятия 45


Скачать 19.59 Kb.
НазваниеЛабораторные занятия 45
Дата28.05.2020
Размер19.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛЗ_4_5_урок.docx
ТипКонспект
#126245

Подборка по базе: Задания для практического занятия . Тема 3 (копия).docx, Дидактический анализ учебного занятия (2).docx, описание выполнение тестового занятия.docx, Материалы по общей океанологии (план лекции и лабораторные).docx, Титульный лист_Практические занятия.docx, Конспект занятия с детьми подготовительной группы с задержкой пс, Конспект занятия_Управленческое мышление. Введение.docx, Практическе занятия 1-4 .pdf, -семинар 1- Основные орудия труда и занятия эпохи первобытности , Разработка структуры и методики проведения лабораторно - практич


Лабораторные занятия № 4-5

МИЕНШ, ДО, 3 курс, 6 семестр




Занятия 4-5


Анализ готового конспекта урока окружающего мира. Подготовка и проведение урока окружающего мира

Задание 1*. Анализ тематического планирования уроков окружающего мира в авторских рабочих программах.


Рассмотрите и обсудите в группе тематическое планирование по различным УМК. Выбе- рите один их разделов в каждом классе (1-4) и охарактеризуйте разнообразие деятельности уча- щихся на этом примере. Результаты запишите в тетрадь.

Задание 2. Анализ готового конспекта урока окружающего мира.


Изучите готовый конспект урока. Определите тип урока. Обоснуйте свою точку зрения.

Дайте оценку сформулированным целям урока с учетом ФГОС НОО.

Выявите методы и приемы работы с картографическим материалом, дайте им оценку. Предложите свой вариант работы с географической картой на уроке по данной теме. Какие соче- тания картографических пособий с другими средствами обучения используются наиболее часто? Проанализируйте предложенный конспект урока, опираясь на требования к современно-

му уроку естествознания, статью А.В. Миронова (список литературы, п.9) и схему анализа уро- ка окружающего мира (приложение 1). Дайте оценку данному уроку. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в конспект этого урока? Какие требования к современному уроку ре- ализуются при проведении урока по данному конспекту?

Результаты работы зафиксируйте в своих тетрадях.

Задание 3. Подбор комплекса наглядных средств обучения к уроку.


Используя схему «Наглядные средства обучения» и перечень типового оборудования об- разовательного процесса по окружающему миру (портфолио «Типовой комплект материально- технического обеспечения»), подберите комплекс оборудования к уроку по выбранной Вами теме. Заполните таблицу № 4а, 4б.

Таблица 4а


Комплекс наглядных средств обучения к урокам по теме

УМК: Класс: Тема:

Виды наглядных пособий

Натуральные

Изобразительные

живые объек- ты

гербарии

коллекции

чучела

картины

таблицы

модели/схемы

географические карты



























Таблица 4б





Экранно-звуковые средства

Лаборатор-

Приборы

Другие

слай-

д/ф

Кино/видеофильм

аудиозаписи

компьютер-

ное

и инстру-

средства

ды




или фрагмент




ные материа-

оборудова-

менты

(в т.ч. и













лы; ЭОР

ние




ТСО)



























Задание 4. Подбор текстового и иллюстративного материала и создание видеоряда урока окружающего мира.

Ознакомьтесь с конкретными программно-педагогическими продуктами и информацион- ными ресурсами сети Интернет, ориентированными на обучение естествознанию младших школьников. Подберите текстовой и иллюстративный материал к уроку (см. задание 3) с помо- щью компьютерных технологий для использования на уроке окружающего мира. Разработайте и создайте видеоряд урока.



Задание 5. Подбор и разработка заданий для учащихся с различными дидактическими це- лями к уроку.


Подберите или разработайте задания на каждый этап урока (2-3). Определите и обоснуйте дидактические цели заданий.

Задание 6. Индивидуальное проектирование урока окружающего мира.


Самостоятельно подберите и переработайте конспект урока по изучению природного со- общества по выбранному УМК, оформив его по схеме (приложение 3). Приложите к конспекту перечень необходимых средств обучения (задание 3).

Задание 7. Составление библиографии статей и аннотаций к ним.


Составьте библиографию материалов по теме: «Современный урок окружающего мира»: статьи журналов «Начальная школа», «Начальная школа плюс: До и После», материалы Интер- нет сайтов и форумов (+копии материалов в портфолио достижений).

Приложение 1


Схема наблюдения, протоколирования и анализа урока окружающего мира

  1. Тема урока. Связь урока с другими уроками по данной учебной теме и уроками по другим темам курса.

  2. Записывайте подробно ход урока, выделяя этапы урока, учебные задачи каждого этапа, фиксируйте время, затраченное на проведение каждого этапа, как проходило выполнение заданий, как осуществлялась деятельность учителя, учащихся (см. таблицу хода урока в приложении).

  3. Дайте оценку основной учебной цели урока:

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (цели-ориентиры; це- ли, относящиеся к основному изучаемому содержанию; цели, касающиеся изучения более сложного материала);

б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и ис- пользования, на продуктивном уровне).

Определите, какие элементы содержания урока использовались для достижения поставлен- ной цели.

  1. Охарактеризуйте образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение с основной целью;

в) степень и уровень достижение сопутствующих задач;

г) соотнесение с планируемыми результатами по предмету (предметными, метапредметны- ми, личностными).

  1. Проанализируйте структуру урока, назовите структурные звенья, оцените обоснованность структуры урока; дайте оценку ее рациональности.

  2. Соответствует ли содержание урока его цели, задачам, программным требованиям, оце- ните логичность, последовательность изучения материала урока, его информационную ценность; на какие предметные результаты ориентировано содержание урока.

  3. Оцените использование разных средств обучения [заданий различного характера, образ- цов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербаль- ных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов]:

а) адекватность использованных средств обучения для достижения основной цели урока; б) правомерность использования средств на каждом из этапов урока - на этапе подачи но- вого материала, на этапе усвоения, контроля, при переходе к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки и др.;

в) эффективность использования средств в данном классе;

г) грамотное использование и сочетание различных средств обучения, их соответствие содержанию изучаемого материала и выбранным методам обучения.

  1. Проанализируйте деятельность учителя по следующим направлениям:

 готовность учителя к уроку; владение материалом урока (допускались ли фактические ошибки или отсутствовали);

 какие цели и задачи ставил учитель перед детьми на каждом этапе урока и как подво- дил итоги работы (характер постановки цели и задач для учащихся и мотивирование уча- щихся: скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся; осуществляется ли в ходе урока соотнесение проме- жуточных результатов с целью);

 характер представления нового материала со стороны учителя, развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);

какие методы и методические приемы использовались на каждом этапе урока:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;

б) обоснованность места использования данного приема;

в) эффективность использования приема;

какие задания предлагались, дайте оценку их эффективности, соответствия задачам урока, содержанию материала;

 характер работы по достижению предметных результатов (укажите каких), на каком содержании урока учитель организовывал работу, какие методы и методические приемы использовал и т.д.;

 характер работы по достижению метапредметных результатов, на каком содержании урока учитель организовывал работу, какие методы и методические приемы использовал и пр.; работа по формированию общеучебных (универсальных учебных действий) у уча- щихся;

 характер работы по достижению личностных результатов, на каком содержании урока учитель организовывал работу, какие методы и методические приемы использовал и пр.

 использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы), их

сочетание и чередование; как чередовалась работа с учителем и самостоятельная работа учащихся, устная и письменная работа;

 результативность урока, оценочная деятельность учителя, как учитель осуществлял контроль за ходом и результатом работы учащихся; какие приемы оценки использовал; диагностика достижения планируемых результатов урока;

 какие приемы активизации работы детей использовал учитель на уроке;

 дайте оценку речи учителя.

  1. Дайте общую оценку деятельности учителя на уроке по развитию, обучению и воспита- нию учащихся, сделайте выводы, сформулируйте предложения.

  2. Проанализируйте деятельность учащихся по следующим направлениям:

 готовность учащихся к уроку;

 отношение учащихся к учебной работе (проявляют ли интерес к заданиям учителя, к вопросам, проявляют ли готовность выполнять задания учителя, темп работы, постоянен ли интерес на протяжении всего урока);

 характер восприятия и осмысления учебного материала учащимися (исходит ли ини- циатива от учителя или учеников; или является переменной, степень самостоятельности учащихся)

 оцените разнообразие видов деятельность, эффективность чередования различных ви- дов деятельности учащихся;

 активность учащихся в работе (подсчитайте, сколько человек не отвечали ни одного раза, сколько человек отвечали по одному разу, два раза и т.д. раза);

 оцените характер выполнения заданий учащимися (по образцу, по заданному алго- ритму (плану), самостоятельный поиск ответов, способа решения);

 умение работать самостоятельно (как приступили к самостоятельной работе, как ее выполняли и проверяли);

 как и где фиксировались результаты деятельности учащихся;

 проверьте самостоятельную работу детей и подсчитайте: сколько человек выполнили работу без ошибок, сколько допустили одну, две и т.д. ошибки;

 выберите до урока одного ученика, хорошо успевающего по математике, курсу

«Окружающий мир» и одного – слабо успевающего: сравните характер их работы в тече- ние урока и ее результаты;

 какова результативность урока, рефлексия деятельности, самооценка учащихся, орга- низация их домашней работы.

  1. Дайте общую оценку деятельности учащихся на уроке, сделайте выводы, сформулируйте предложения.

  2. Дайте общую оценку урока, предложения по совершенствованию урока, повышению его эффективности. Оцените просмотренный урок с позиций реализации требований, предъяв- ляемых к современному уроку окружающего мира.

Приложение 2


Действия студента по составлению конспекта урока

    1. Сделать отбор учебного материала урока.

      1. Выделить ведущие и соподчиненные естественнонаучные, экологические, обществоведческие или исторические понятия данного урока.

      2. Установить связь экологических и других природоведческих, обществоведческих или истори- ческих понятий.

      3. Определить, какие положения и выводы на данном уроке имеют особо большое мировоззренче- ское значение.

      4. Определить, какое место и значение имеет данный урок в системе других уроков, посвященных раскрытию темы учебной программы.

      5. Установить связь учебного материала данного урока с другими предметами программы (по вер- тикалям и горизонталям).

    2. Определить задачи урока.

      1. Определение образовательных задач урока.

  • Определить какие экологические и природоведческие или другие понятия, закономерности, цен- ностные ориентиры формируются и развиваются при изучении материала данного урока.

      1. Определение развивающих задач урока, направленных на изучение материала урока.

  • Определить задачи по формированию и развитию умственной деятельности учащихся.

  • Определить какие предметные умения можно сформировать и закрепить у школьников при изу- чении содержания данного урока.

  • Выяснить какие задачи по реализации общенаучных умений и универсальных учебных действий учащихся на экологическом/естественнонаучном/обществоведческом материале урока будут осуществ- лены (работа с учебником, дополнительной литературой, работа с тетрадью, умение пользоваться наглядными пособиями, раздаточным материалом...).

      1. Определение воспитательных задач урока.

  • Определить какие основные мировоззренческие идеи можно сформировать на содержании дан- ного урока, соотнести их с ценностными ориентирами программы по предмету.

  • Определить на каких вопросах экологического/другого содержания данного урока следует сде- лать акцент для воспитания у школьников нравственных качеств (патриотизм, интернационализм...).

      1. Конкретизировать планируемые результаты в соответствии с темой урока.

    1. Определить методы, приемы и технологии проведения урока.

      1. Определить, как на данном уроке обеспечивается соотношение слова, наглядности и практиче- ской работы учеников.

      2. Выбрать варианты метода: объяснительно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

      3. Составить систему методических приемов для организации самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока.

      4. Выбрать технологию проведения урока.

    2. Формы контроля знаний.

      1. Корректировка знаний (выводы и обобщения по результатам сам. работы).

      2. Диагностика планируемых результатов урока.

      3. Оценка работы учащихся.

    3. Определить объем и последовательность записей на классной доске и в тетрадях учащихся.

      1. Ключевые понятия, определения категорий, законов, ведущие идеи.

      2. Выводы выразить схематическим рисунком или сравнительно-аналитической таблицей.

    4. Составить домашнее задание, назвать дополнительную литературу для учащихся.

      1. Выделить оптимальный объем домашнего задания.

      2. Пояснить задания.

      3. Определить дополнительную литературу.

    5. Наметить необходимое для урока оборудование.

      1. В каком порядке его использовать.

      2. Какова степень самостоятельности учащихся должна быть при его применении.

    6. Определить структуру урока.

    7. Распределить продолжительность различных этапов урока по времени.

    8. Оформить конспект.

Приложение 3


Схема* конспекта урока естествознания (окружающего мира).


  1. Программа (УМК), класс.

  2. Тема урока.

  3. Основная цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные)/ планируе- мые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

  4. Литература (используемая и рекомендуемая).

  5. Оборудование урока (для учителя и для учащихся).

  6. Ход урока:



Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе







2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме... (указать)







3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности/ актуализация зна- ний и умений … : подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуа-

лизация знаний )







4. Открытие новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о … (указать)







5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление/ применение знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организа-

ция деятельности учащихся по применению новых знаний







6. Систематизация и обобщение знаний: Обеспечение усвоения новых знаний







7. Подведение итогов







8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению







9. Организационное завершение урока




  1. Оформление доски.

  2. Оформление записей в тетради учащегося.


*Примечание: в схему заложена структура комбинированного урока.


написать администратору сайта