Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

  • 2. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних и особенности его наказания

  • Список использованных источников Нормативно-правовые акты

  • Научная литература

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Курсовая работа моя. Курсовая работа Выполнил (а) студентка 2 курса заочной сокращенной формы обучения группы ююб научный


    Скачать 127.5 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Выполнил (а) студентка 2 курса заочной сокращенной формы обучения группы ююб научный
    АнкорОсобенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
    Дата26.07.2021
    Размер127.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа моя.doc
    ТипКурсовая
    #225425

    Подборка по базе: Лабораторная работа 6.docx, 43В гр. Стрижак курсовая Организация деятельности УУП.pdf, Категории лиц, в отношении которых осуществляется индивидуальная, Практическая работа организационное поведение Колесникова Е.А.do, Лаб. работа 1 .docx, Лабораторная работа № 1.docx, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.docx, Практическая работа по Трудовому праву Блохин П.А..docx, Лабораторная работа №1 Чиркоыой Валерии.docx, Лабораторная работа №1..docx

    ФГБОУ ВПО «ОМГУ им. Ф.М. Достоевского»

    Юридический факультет

    Кафедра уголовного права и криминологии
    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
    Курсовая работа

    Выполнил (а): студентка 2 курса

    заочной сокращенной формы обучения

    группы ЮЮБ


    Научный руководитель:

    Кон-т юрид. наук, доцент,

    зав. каф. теории и истории государства и права

    Р.Л. Иванов

    Омск

    2013
    Содержание


    Введение 2

    1. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 5

    1.1.Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 5

    2.1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 8

    2.2. Особенности применения наказания несовершеннолетним 14

    Заключение 20

    Список использованных источников 23


    Введение
    Общеизвестно, что дети - будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе.1

    В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации.

    Нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния на почве озорства, не осознавая до конца значения по­следствий своих действий. Поэтому к аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тща­тельно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необхо­димо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально попадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие обществен­ной опасности. Главная задача следствия, состоит в том, чтобы на основе глубо­кого выяснения личности подростка, его окружения, обстоятельств правонару­шения определить пути его исправления, как правило, без применения мер уго­ловного наказания.

    В курсовой работе предлагается рассмотреть неновую, но довольно актуальную на сегодняшний день тему «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

    Актуальность выбранной темы объясняется рядом обстоятельств.

    Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения социальных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

    Целью курсовой работы является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности и наказания, несовершеннолетних в Российской Федерации.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - выяснить сущность и назначение такого правового института как уголовная ответственность несовершеннолетних, рассмотреть структуру и

    признаки ответственности несовершеннолетних;

    - проанализировать виды наказаний назначаемых несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    - определить особенности применения наказания несовершеннолетним.

    В работе использовались методы исследования как общенаучные, так и частнонаучные. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных, системно-структурный метод; частнонаучные методы: метод сравнительного анализа, историко-правовой метод.

    Степень изученности темы. Среди ученых, уделивших особое внимание уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних можно выделить работы Ф.А. Сафуанова «Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого», Д.Л. Гулякевича «Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном законодательстве Российской Федерации и других государств», В.И. Омигова «Преступность несовершеннолетних: ее характеристика» и д. р. .

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

    1. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних


      1. Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних


    Учитывая возрастную специфику лиц, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, социально – психологические особенности, восприятие ими требований уголовного закона, в Уголовном кодексе Российской Федерации выделен самостоятельный раздел. Это означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящем разделе.

    В соответствии со ст. 87 УК РФ, «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет»2. Однако надо иметь в виду, что, согласно статье 96 УК, «в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного суд может применить уголовно – правовые нормы, устанавливающие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, и к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.»3 В отношении них нельзя применять лишь помещение в специальное воспитательное или лечебно – воспитательное учреждение.

    В Общей части Уголовного кодекса ряд положений либо специально регламентируют уголовную ответственность несовершеннолетних, либо распространяются и на них. Как уже указывалось, статья 20 УК РФ устанавливает минимальные пределы возраста наступления уголовной ответственности. Согласно части 4 статьи 18 УК РФ, судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, не могут при признании рецидива преступлений. К несовершеннолетним не применяется пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), не назначается наказание в виде смертной казни (ст.59 УК). Несовершеннолетние виновного законом отнесено к обстоятельствам, смягчающим наказание.

    Поскольку достижение предусмотренного законом возраста - одно из обязательных условий уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимо в каждом случае точно установить их возраст в момент совершения преступления. Следовательно, при расследовании преступлений и при рассмотрении уголовных дел, на органах расследования, прокуратуре и судах лежит обязанность установления возраста несовершеннолетнего, привлекаемого или привлечённого к уголовной ответственности. Чаще всего возраст устанавливается по документам: выписке из книги регистрации актов гражданского состояния, паспорту, свидетельству о рождении и т.п. При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.4

    В тех случаях, когда документы о возрасте несовершеннолетнего отсутствуют, органы расследования или суд обязаны назначить для определения его возраста судебно-медицинскую экспертизу. При этом днем его рождения надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.

    При наличии данных, свидетельствующих об отставании несовершеннолетних в психическом развитии, как связанном, так и не связанном с психическим расстройством, суды должны выявлять степень отставания или психического расстройства несовершеннолетнего. Важно определить, мог ли он сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза специалистами в области психиатрии или психологии. Речь идет о признании несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, невменяемым либо не подлежащим уголовной ответственности согласно ч. 3 ст. 20 УК (так называемая возрастная невменяемость).

    Все вышеизложенное свидетельствует оценки законодателем о специфике преступлений несовершеннолетних, которая влияет и на применение наказания к несовершеннолетним преступникам. В уголовном законе содержится ряд норм, определяющих специфические особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Анализ законодательных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних наглядно убеждает, что любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были соизмеримы с особенностями личности несовершеннолетних правонарушителей.


    2. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних и особенности его наказания
    2.1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
    Исходя из целей наказания несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ определены виды наказаний для них. УК РФ не предусматривает каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако круг наказаний, которые могут быть им назначены, ограничиваются шестью видами:

    а) штраф;

    б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

    в) обязательные работы;

    г) исправительные работы;

    д) ограничение свободы;

    е) лишение свободы на определенный срок.

    Сопоставление этих видов наказаний с наказаниями, установленными в ст. 44 УК РФ для лиц, достигших в момент совершения преступления совершеннолетия. Показывает, что к несовершеннолетним не применяются: лишение специального, воинского и почётного звания; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

    Таким образом, из 13 видов наказаний, предусмотренных в УК РФ для всех видов правонарушителей, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только 6, которые в большей степени отвечают возрасту таких лиц, их статусу в обществе и реальным возможностям исправительного на них воздействия.

    Особенностями наказаний для несовершеннолетних является не только сокращение видов, но и ограничение сроков и размеров наказаний по сравнению с теми же видами наказаний для взрослых. Это относится, по существу, ко всем шести названным видам наказаний.

    Система наказаний (от мягких к наиболее строгим) ориентирует суд на необходимость глубоко проанализировать обстоятельства дела. Учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным и для исправления самого преступника, и для цели общей превенции, и для восстановления социальной справедливости. Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

    Из видов наказания, которые суд, в соответствии с законом, может назначить несовершеннолетним, четыре относятся к основным наказаниям: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Два вида наказания - штраф и лишение права заниматься определённой деятельностью - относятся к группе смешанных видов наказания и могут назначаться как основные или дополнительные в зависимости от того, в каком качестве они указаны в статьях УК РФ. В связи с тем, что понятие отдельных видов наказания, условия их назначения и сроки во многом совпадают с аналогичными видами, назначаемыми взрослым, следует остановиться лишь на особенностях, характерных для несовершеннолетних.

    Штрафнесовершеннолетнему может быть назначен при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое допустимо обратить взыскание. Штраф назначается в размере от одной тысячи до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. При назначении штрафа несовершеннолетним у суда могут возникать трудности фактического характера. Дело в том, что у несовершеннолетних даже в возрасте 16-17 лет возможности заплатить штраф, как правило, ничтожны. Они обычно не имеют ни имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание, ни заработка или имеют его в размерах, не позволяющих заплатить штраф. В отношении же несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет назначение штрафа практически вообще не имеет смысла. Данная особенность нашла свое отражение в законодательстве, в котором сказано, что по решению суда штраф может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

    В ст. 88 УК РФ предусмотрено назначение несовершеннолетнему наказания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью. Запрещение занимать определённые должности (ст. 47 УК РФ) не упомянуто, поскольку несовершеннолетние какие-либо должности в силу своего возраста не занимают. Что касается срока запрещения несовершеннолетнему заниматься определённой деятельностью, который суд вправе определить, следует исходить из того, что срок такой же, как и для взрослых правонарушителей (5 лет для основного наказания и 3 года для дополнительного), поскольку ст. 88 УК РФ никакого исключения из правил ст. 47 УК РФ не предусматривает. Реально эта мера наказания может назначаться несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые фактически могут и юридически вправе заниматься легальной деятельностью, например, торговлей или кустарным промыслом (охотничий промысел, который в районах Крайнего Севера разрешён с 14 лет, торговля газетами, морожеными т.д.).

    Обязательными работами могут быть работы по благоустройству городов и посёлков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Данный вид наказания должен исполняться в районе жительства несовершеннолетнего. Обязательные работы несовершеннолетнему могут назначаться на срок от сорока до ста шестидесяти часов; они состоят в выполнении посильных для него работ и исполняются в свободное от учёбы или основной работы время. При этом продолжительность данного вида работ несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трёх часов в день. В случае уклонения несовершеннолетнего, как и взрослого, от исполнения обязательных работ последние могут быть заменены арестом.

    Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до одного года (лицам старше восемнадцати лет исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет). Что касается низшего предела исправительных работ для несовершеннолетних, то, очевидно, они не могут назначаться менее чем на два месяца, хотя в ст. 88 УК РФ об этом ничего не говорится. В то же время надо иметь в виду, что возможность назначения исправительных работ также ограничена возрастом несовершеннолетнего и самим видом и характеристикой данной меры наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, поскольку приём таких лиц на работу ограничен. Кроме того, заработок несовершеннолетних в силу отсутствия квалификации и опыта работы обычно и так небольшой.

    И всё же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних 16-17 лет, когда имеется такая возможность, вполне оправдано, как альтернатива лишению свободы дана за преступления средней тяжести, если не повлекло тяжких последствий и преступление совершено впервые. Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства. Удержания из зарплаты производятся от 5 до 20%. Этот вид наказания может применяться к тем лицам, основным занятием которых является работа на предприятиях, в организациях независимо от формы собственности. Процент удержания должен назначаться с учётом материального положения, наличия семьи, в частности родителей. Эффективным этот вид наказания может быть лишь при надлежащем контроле его исполнения комиссией по делам несовершеннолетних при районной (городской) администрации.

    Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. Данный вид наказания заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома в определенное время суток, нем посещать определенные места, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительство или пребывания без согласия специализированного государственного органа осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания. При этом суд возлагает обязанность на несовершеннолетнего являться в специализированный государственный орган. Осуществляющий надзор за отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

    Лишение свободы — самый строгий вид наказания для несовершеннолетних, хотя условия отбывания этого наказания для них — льготные. Оно

    подлежит в тех случаях, когда суд приходит к выводу, что другая мера не даст положительного результата.

    Во-первых, наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

    Во-вторых, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести и впервые.

    В-третьих, сокращается наполовину низший предел наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления.

    В случае если несовершеннолетний, будучи условно осужденным, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК.

    В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

    В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме несовершеннолетних, осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания5.

    Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. Важным является положение (ч. 7 ст. 88 УК), в соответствии, с которым суд может дать указание органу, исполняющему наказание, учитывать при обращении с несовершеннолетним осужденным определенные особенности его личности, которые стали известны при расследовании и рассмотрении уголовного дела (степень социализации, уровень интеллектуального и физического развития, тип темперамента, свойства характера, взаимоотношения с родными и близкими и т.п.), а также влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК). При прочих условиях несовершеннолетний, попавший под влияние взрослых или превосходящих его по возрасту, либо обделенный родительским воспитанием и заботой, испытывающий на себе насилие со стороны опекуна, заслуживает менее сурового наказания. Необходимо стремиться к тому, чтобы в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних принимали участие специалисты-психологи, медицинские работники, представители социальных служб

    Часть 2 статьи 43 УК РФ содержит новое положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что его цели не могут быть достигнуты иным, более мягким наказанием, предусмотренным законом. Это положение имеет большое значение для индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Между тем, всё ещё имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы.

    При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодательство выделено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такая позиция законодателя объясняется тем, что сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь “сверхсмягчающего” значения.

    Кроме того, суд может указать пенитенциарному органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей его личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными, близкими, сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Необходимо иметь в виду также условия жизни и воспитания подростка, способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).

    Учёт всех индивидуальных особенностей подростка, находящегося в колонии, позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений. Таким образом, цель исправления обретает чёткие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего.


    2.2. Особенности применения наказания несовершеннолетним
    Применение наказания в уголовно-правовом смысле имеет две стороны: 1) назначение наказания за совершённое преступление и 2) досрочное освобождение от наказания в процессе его исполнения в порядке, предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

    Общие начала назначения наказания в своей основе распространяются и на назначение наказания несовершеннолетним. В разделе 5 УК РФ имеются дополнения к общим началам назначения наказания (ст. 89 УК РФ), обязывающие суд учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него

    старших по возрасту лиц. Кроме того, суд обязан при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Некоторые из приведённых положений нуждаются в дополнениях, связанных главным образом с личностью несовершеннолетнего и обстоятельствами и характером совершённых преступлений.

    Обсуждая вопрос о назначении наказания несовершеннолетнему, суд исходит из того, что такому лицу может быть не только назначено наказание, но к нему могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ).

    При совершении преступления в соучастии выясняется роль несовершеннолетнего в группе и его роль в момент совершения преступления. Совершение несовершеннолетним преступления без соучастников требует повышенного внимания суда к тяжести наступивших последствий и поведению виновного как до, так и после совершения преступления.

    Если суд придёт к выводу о необходимости назначения наказания несовершеннолетнему организатору, подстрекателю и исполнителю преступления, обсуждению подлежит вопрос о виде наказания и возможности (когда преступление не относится к числу тяжких и особо тяжких) повлиять на поведение несовершеннолетнего в будущем без применения лишения свободы.

    Принимая решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК РФ), и об условном осуждении (ст. 73 УК РФ).

    Все положения УК РФ применительно к несовершеннолетним имеют особенность. Так, характер общественной опасности преступления в первую очередь зависит от объекта преступления. Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить, насколько подросток осознавал ценность объекта. При определении степени общественной опасности совершённого преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств при которых было совершено преступное деяние (форма вины, мотив, способ, обстановка и стадия совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.).

    Касаясь различных форм вины, следует иметь в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший и т.д.). В преступлениях, совершённых подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых.

    При определении характера и степени общественной опасности преступления, совершённого подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время.

    Значительно понизить степень общественной опасности совершённого подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение, психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учёбе или своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.

    При индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к оценке отягчающих ответственность обстоятельств. Так, участие несовершеннолетнего в преступлении, совершённом по предварительному сговору либо организованной группировкой, не следует, как правило, рассматривать в качестве отягчающего ответственность обстоятельства, когда подросток вовлечён в преступление взрослыми и принял незначительное участие в преступлении. Из года в год значительное количество преступлений совершается подростками в группах. Отягчающим ответственность обстоятельством является совершение преступления лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических или психотропных веществ.

    Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

    1) возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

    2) условий жизни и воспитания;

    3) причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;

    4) наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников.

    Возраст 14-17 лет достаточно длительный период, 14-летний подросток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего. Поэтому в ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего.

    Большое значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать значения своих действий и руководить ими. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 обязал суды при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, выяснять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значения своих действий и какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии (психолог, педагог) или вопросы могут быть поставлены на разрешение вопроса эксперта-психиатра.

    Поскольку экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: “Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?”6 Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст. 22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

    “Очевидно, что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы психического расстройства ещё не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации”.7

    При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию: “Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?”

    Отрицательный ответ на данный вопрос, т.е. констатация экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности.

    При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом: “Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?”8

    Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания с тем, чтобы, в конечном счёте, попытаться уберечь его от совершения новых преступлений.

    Заключение



    На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

    Сущность особенностей ответственности несовершеннолетних лиц заключается в ее индивидуализации, базирующейся на максимальном учете возрастного своеобразия личности виновных.

    Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлена не только социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетнего, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.

    В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

    К особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо отнести:

    • установление возрастного предела в определении уголовной ответственности;

    • определение более узких пределов уголовной ответственности;

    • ограничения срока наказания в виде лишения свободы независимо от тяжести совершённого преступления;

    • установление иных видов уголовного наказания в сопоставлении с ответственностью взрослых правонарушителей;

    • определение специфики при исполнении наказания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних.

    Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. Следует знать и то, что при признании лица особо опасным рецидивистом не учитывается судимость за преступление, совершённое в возрасте до 18 лет.

    Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних влияет на характер наказания, в частности, в отношении несовершеннолетних запрещено применять: смертную казнь; срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму.

    Система наказаний для несовершеннолетних (от мягких к наиболее строгим) ориентирует суд на необходимость глубоко проанализировать обстоятельства дела. Учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным и для исправления самого преступника, и для цели общей превенции, и для восстановления социальной справедливости. Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

    Таким образом, в отношении несовершеннолетних повышается воспитательная роль не только наказании, но и иных мер. Свидетельством чего является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания в случаях совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

    Большое значение, как при установлении минимального возраста уголовной ответственности, так и при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности подростков имеет глубокая разработка следующих проблем. Возрастная вменяемость, эффективность системы воспитательного воздействия, оказываемого на детей, совершивших общественно опасные деяния в малолетнем возрасте, соотношение в аспекте эффективности мер наказания, а также иных мер уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним. Системное исследование названных и целого ряда проблем, связанных с преступностью несовершеннолетних, позволит определить и более четкие критерии для установления возрастных пределов уголовной ответственности, которые в большей мере соответствовали бы не только международно-правовым стандартам, но и уровню развития детей и общества.

    К сожалению, в главе 14 УК РФ не нашлось места таким институтам, как осуждение с отсрочкой исполнения наказания и осуждение с условным неприменением наказания, которые, как это вытекает и из международных актов, должны широко применяться в отношении несовершеннолетних.

    Список использованных источников

    Нормативно-правовые акты:

    1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

    2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. на 01.04.2013г)

    3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2012)

    4. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 30.12.2012)

    5. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120 – ФЗ. (ред. от 30.12.2012)

    6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 09.02.2012) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"

    Научная литература:

    1. Бокаев А.А., О мерах по совершенствованию правового обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. – 2003. - №5.

    2. Горшенин А.А. К вопросу о перечне преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает с четырнадцатилетнего возраста // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 3. С. 27 - 28.

    3. Гулякевич Д.Л. Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном законодательстве Республики Беларусь и других государств. // Российская юстиция. – 2003. -№1.

    4. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних, Минск, 2004г., 506с.

    5. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Общая часть. - М.: Юристъ, 2001г., 230с.

    6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под редакцией проф. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., ИНФРА М – НОРМА, 1996.

    7. Михнеев Р.И. Проблемы вменяемости и невменяемости. Владивосток: Север, 1993.

    8. Никитин А.Ф. Ответственность несовершеннолетних. - М.: БЕК 1980.

    9. Омигов В.И. Преступность несовершеннолетних: ее характеристика // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 3. С. 13 - 16.

    10. Скрипченко Н.Ю. Причины низкой эффективности применения условного осуждения в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 3. С. 14 - 17.

    11. Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним – Казань: Слово, 1988.

    12. Сафуанов Ф.А. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Российская юстиция. - 1997. - №7.

    13. Уголовное право России. Общая часть: учебник / Д.И. Аминов, Л.И. Беляева, В.Б. Боровиков и др.; под ред. В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. 496 с.




    1 Омигов В.И. Преступность несовершеннолетних: ее характеристика // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 3. С. 13 - 16.


    2 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. на 01.04.2013г)

    3 Там же.

    4 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 09.02.2012) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"

    5 Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Рарог А.И. Уголовное право, М., 2005г., 103с.

    6 Сафуанов Ф.А. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Российская юстиция. - 1997. - №7.

    7 Там же.

    8 Сафуанов Ф.А. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Российская юстиция. - 1997. - №7.



    написать администратору сайта