Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • ГЛАВА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1.Психолого-педагогические особенности мелкой моторики дошкольников

  • 1.2.Сущность, цели и задачи развития мелкой моторики у дошкольников

  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ 2.1.Физиологический аспект дошкольника мелкой моторики рук

  • 2.2.Влияние мелкой моторикой рук в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Курсовая.мелкая моторика рук. Курсовая работа Особенности развития мелкой моторики рук дошкольников студент Ворожцова евгения Николаевна


    Скачать 73.22 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Особенности развития мелкой моторики рук дошкольников студент Ворожцова евгения Николаевна
    Дата14.01.2022
    Размер73.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.мелкая моторика рук.docx
    ТипКурсовая
    #331040

    Подборка по базе: мимическая моторика и мелкая.docx


    МИНИСТЕРСТВО образования и молодёжной политики СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение

    Свердловской области

    «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

    Курсовая работа

    Особенности РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

    Студент:

    Ворожцова евгения Николаевна

    Специальность 44.02.01

    «Дошкольное образование»

    Группа № 201- з
    Руководитель:

    преподаватель профессиональных модулей первой квалификационной категории

    Кожинова Елена Борисовна

    2020

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава I. Общая характеристика мелкой моторики дошкольников.……………5

    1.1.Психолого-педагогические особенности мелкой моторики дошкольников……......……………………………………………………..5

    1.2.Сущность, цели и задачи развития мелкой моторики у дошкольников..……………………………………………………….……9

    Глава II. Реализация потенциала мелкой моторики рук у дошкольников..….13

    2.1.Физиологический аспект дошкольника мелкой моторики рук….…13

    2.2.Влияние мелкой моторикой рук в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество.18

    Заключение………………………………………………………………………22

    Библиографический список …………………………………………………….25


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. В дошкольном возрасте происходят структурные изменения в физиологии развития ребёнка. Наследственные особенности ребёнка представляют лишь возможности будущего развития личности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, когда постоянно повышается уровень навыков и знаний. Выражение собственного «Я» осуществляется в процессе расширения спектра видов деятельности.

    В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Для достижения этого были приняты Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Он провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода к формированию личности ребёнка. При этом нужно учитывать психологические особенности дошкольника, особенности развития внимания, памяти и мышления [10].

    Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Художественно-эстетическое развитие ребенка является одним из четырех направлений развития ребенка. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской продуктивной деятельности [10].

    Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

    Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Продуктивная деятельность с целью получения продукта обладает определенными заданными качествами, она формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития ребенка [10].

    Проблема исследования. Проблема эффективного раскрытия и развития способностей детей стала центральной в педагогической науке. Одно из наиболее важных условий успешного развития мелкой моторики рук – разнообразие и вариативность работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности. От развития мелкой моторики рук напрямую зависит и само качество жизни, и развитие речи, всех прочих талантов.  Необходимо не допустить в детскую продуктивную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

    Цель исследования на основе научно – исследовательской литературы представить условия развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    – раскрыть психолого-педагогические особенности мелкой моторики дошкольников;

    – рассмотреть сущность, цели и задачи развития мелкой моторики у дошкольников;

    – выявить физиологический аспект дошкольника мелкой моторики рук;

    – проанализировать влияние мелкой моторикой рук в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество.

    Объект исследования – процесс развития продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования – развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста.
    ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
    1.1.Психолого-педагогические особенности мелкой моторики дошкольников
    Движущая сила прогресса – творчество людей. Изучение явления детского творчества началось задолго до появления педагогической психологии, как науки. Ребёнок до 7 лет много узнает об окружающем мире. Путь его познания сложен и тернист. Сознание дошкольника открыто для восприятия и усвоения правил отношений с окружающим миром. Мозг ребёнка, в период до семи лет обладает наибольшей чувствительностью и пластичностью к внешним условиям. Это самый благоприятный период для начала развития творческих способностей.

    Развитие способностей у детей происходит в результате прямого контакта с окружающим миром, в процессе постепенного познания окружающей среды. У ребёнка начинают бурно развиваться те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Родители и воспитатели, поощряя любознательность, сообщают детям новые знания и вовлекают их в различные виды деятельности. Это способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний необходимая предпосылка для творческих способностей. Если созревание психики дошкольника и начало функционирования способностей совпадают, и условия благоприятны, то развитие ребёнка идёт легко.

    Дошкольный период детства является наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей потому, что у детей огромное желание познавать окружающий мир. В дошкольном возрасте совершенствуются мышление, внимание, память, восприятие, речь и воображение, активно развиваются личностные качества [10].

    Степень вырабатывания мелкой моторики – есть один из показателей умственной готовности к школьному обучению. В детском саду порой наблюдается тот факт, что у отдельных детей пальцы малоподвижны, их движения отличаются неточностью, несогласованностью. Потому связь активных перемещений или движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка вполне научно обоснована. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста позволяет использовать методы обучения и приемы воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка и оптимизировать этот процесс для адаптации к началу школы [10].

    Прекрасные моторные навыки – способность выполнять тонкие и точные движения рук и пальцев в результате согласованных действий основных систем: нервной, мышечной и скелетной. Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. В этот период существует функциональное улучшение нервной системы головного мозга, основных органов и систем организма.

    Все процессы в организме направлены и контролируются центральной нервной системой. Мозг – самый высокий отдел нервной системы – руководит работой всех систем и органов человеческого организма, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой. Основная дифференциация нервных клеток происходит в возрасте до 3 лет, а к концу дошкольного возраста она почти завершена.

    Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

    Мелкая моторика это совокупность согласованных действий нервной костной и мышечной систем при выполнении небольших и точных движений рук и ног, пальцев рук, ног. Область тонких моторных навыков включает в себя широкий спектр движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень небольших движений, от которых, например, зависит почерк человека.

    Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать ложку или кисточку. В дошкольном и раннем школьном возрасте эти навыки становятся более сложными разнообразными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [10].

    Ускорить развитие мелкой моторики можно разными способами. К примеру такими: играть с мелкими предметами – головоломки, стеклянные шарики мозаики, конструкторы,; пальчиковые игры; массаж рук и пальцев; лепка. Следует заметить, что развитие мелкой моторики ребенка, улучшает координацию движений и стимулирует активную работу мозга. Среди других двигательных функций моторика пальцев имеет особое значение, так как оказывает большое влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые обнаружили, что своевременное развитие мелкой моторики ребенка оказывает положительное влияние на развитие его психических процессов. В старшем дошкольном возрасте развивается способность выполнять мелкие движения с предметами. В 5-6 лет в основном заканчивается созревание развитие мелких мышц руки и соответствующих участков коры головного мозга, Именно в этом возрасте ребенок готов осваивать новые двигательные навыки, включая навыки письма.

    Рука ребенка – физиологически не совершенна: не полное окостенение запястья и пальцев, слабо развиты мелкие мышцы рук. Наблюдения за детьми показывает, что им трудно держать карандаш правильно. Заметен также несоответствующий работе мышечный тонус. У некоторых детей можно наблюдать слабый тонус мелких мышц, что, вследствие, приводит к начертанию тонких, ломаных линий, в то время как у других, наоборот, толщина увеличивается. Понятно, что в этом случае, рука ребенка быстро устает, и без дополнительного отдыха он не может закончить работу.

    Дошкольнику, предстоит узнать, как правильно распределить напряжение мышц на руках, что подразумевает релаксации и чередование напряжения питания. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в ручном труде, играх типа «мозаика», при работе с штампами, Важным моментом в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги. Во-первых, ребенок учится четко определять, где у него правая и левая стороны тела. Это и есть основная ориентация в пространстве. Он также должен ознакомиться с понятиями сзади – спереди, верх – низ.

    А ещё важных результатом для формирования пространственной ориентации на листе – есть фиксация ритма, который слышит ребенок, через ритмические рисунки и чтение этих рисунков. Для развития пространственной ориентации на листе не менее полезным упражнением является штриховка. В её основе заложен некий ритмический рисунок: линии сочетаются с промежутками, как звуки, с паузами. Это означает, что штрих может быть и распространенным, и редким явлением. Исследователи доказали, что в коре головного мозга каждый палец имеет довольно обширное представительство. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела». Также и речевые реакции находятся в прямой зависимости от упражнения пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи, тоже в пределах нормы. С другой стороны, если развитие пальцев отстает то отстает и развитие речи. При этом общая моторика может быть в нормальном диапазоне или даже выше его [10].

    Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека взаимосвязано между собой и происходит параллельно. По мере совершенствования функции рук, выполняющих все более дифференцированную и тонкую работу, увеличивается и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо заострить внимание на том, что этот факт должен использоваться в работе с детьми не только там, где развитие речи происходит своевременно, но особенно там, где задержка развития моторной стороны речи имеет отставание. Здесь речевое развитие детей нужно стимулировать путем тренировки движений пальцев рук.
    1.2.Сущность, цели и задачи развития мелкой моторики у дошкольников

    Психофизиологическая структура движения носит сложный характер. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности позволяют проникать в закономерности формирования двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики, опираясь на учение об условно рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов (новейших органов моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий), так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.

    Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, рассуждает логически, у него развиты память, внимание, речь, слух и зрение. Развитие познавательной сферы в этом возрасте играет важную роль в их жизни ребенка. Для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и языка играет важную роль в развитии мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики – это показатель интеллектуальной готовности к школе.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые проводят педагоги в дошкольных учреждениях, которые можно порекомендовать родителям для домашних занятий [9, с. 51].

    Использование упражнений для развития мелкой моторики позволяет:

    – совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

    – повышать у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

    – положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей;

    регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

    – облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма [10].

    Люблина А.Г. говорила, если руку ребёнка ещё с рождения развивали, то уже на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости». А это значит, что ребёнок легче осваивает всё более сложные способы склеивания различного резания, простого пересыпания, сгибания, наматывания, складывания, используя для этого проволоку, а также ткань, фольгу, бумагу, другие подручные материалы. Ребёнок применяет в этом возрасте всевозможные инструменты и орудия труда например фломастеры, ручки, различные кисточки, ножницы, карандаши, молоток, щётки, лопаты лейки, и другие [10].

    Самым напряжённым периодом для подготовки детей к школьному обучению является старший дошкольный возраст, достаточное развитие тонких движений руки выступает в этом случае необходимым компонентом школьной зрелости. К этому времени ребенок должен уверенно уметь работать с карандашами, ножницами. Проводимые ребёнком линии должны быть как можно более четкими, он должен уметь повторить образец, предложенного ему узора или простого рисунка, уметь разделить этот образец на части. И здесь надо сказать, что без предварительной подготовки ребёнок даже такие простые операции выполнять не сможет.

    Впоследствии всё это приведет к серьёзным проблемам в обучении и в дальнейшей жизни. Помимо этого, рука, в достаточной степени натренированная, намного быстрее и без особых усилий привыкнет к ручному письму. В итоге у ребёнка будет красивый и ровный почерк. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовлетворением работают с бумагой и тканью. Они, в отличие от младшей возрастной группы уже имеют некоторые практические навыки, а также владеют основными техническими приёмами. Работы можно использовать в игре. Такие игры будут более интересны, если к ним подключится взрослый [10].

    Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступит к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву. Он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга [10].

    Систематическая работа по подготовке тонких движений пальцев стимулирует влияние, на развитие речи является мощным средством повышения эффективности коры головного мозга у детей повышается внимание, память, слух, зрение. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте также имеет важное значение, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять самые разнообразной деятельности.

    Обучение требует определенного уровня готовности ребенка тонкие движения пальцев выполнять небольшие, точные, разнообразные действия. Даже самые незначительные нарушения тонких моторных навыков может оказать негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

    Основа развития мелкой моторики в жизни человека заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в приобретении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни пополняется моторно-двигательный опыт, появляются новые навыки, умения и координационные комбинации движений[10].

    Таким образом, степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода младшего дошкольного возраста.

    ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ
    2.1.Физиологический аспект дошкольника мелкой моторики рук

    Мелкая моторика является комплексом скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто во взаимодействии и сочетании со зрительной системой в выполнением мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие познавательных возможностей происходит в связи с формированием движений рук, особенно интенсивно происходит в младенческом и раннем возрасте именно тому, что движения руки, исследующей разные предметы, являются необходимым и важным условием познания ребенком предметного мира.

    С точки зрения анатомии, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Значит и развитие речи воспитанника нераздельно связано с развитием мелкой моторики. Умение воспитанника мыслить безраздельно взаимодействует с речевой деятельностью и имеет наглядный, образный характер. Для восприятия воспитанником словесного объяснения, оно должно опираться на непосредственное восприятие окружающего ребенка и на серьезные представления, образовавшиеся ранее.

    В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

    К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются. Дети учатся класть вещи в определённое место. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.

    Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения [8, с. 24-28].

    Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

    Развитие моторики у детей 3 лет и даже 4 должно соответствовать следующим нормативным требованиям. Стучит предметом о предмет. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки. По аналогии строит мостик из 3 кубиков. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°. Перерисовывает крестик, круг, квадрат. Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.

    Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы, такие как нарушена техника движений; страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность; диагностируются недостатки психомоторики; плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания; слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации; неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них; затруднения при использовании ножниц.

    Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту [6, с. 28-30].

    В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5–6 летнего ребёнка. Согласно мнению психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

    Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5–6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д. [3, с. 3-8].

    У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте.

    Именно к 5–6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев.

    Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

    Достигая таких же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев рук. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме [1, с. 103].

    Таким образом, в дошкольном возрасте совершенствуются мышление, внимание, память, восприятие, речь и воображение, активно развиваются личностные качества. Развитие мелкой моторики обеспечивает эти процессы в физиологии ребенка. Воздействие происходит на отделы мозга ребенка, через движение рук.
    2.2.Влияние мелкой моторикой рук в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество
    Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских садах.

    Художественное образование выполняет различные функции: культурологическую, гуманистическую, просветительскую, функцию приобщения к социальным смыслам, нормам взаимоотношений с окружающим миром (социализации). Главная цель художественного образования – научить ребенка осмысливать собственные эмоции, познавая не только объекты культуры, но и саму жизнь и человека в определенной культуре. Приказом Министерства культуры РФ от 28 декабря 2001 года № 1403 была определена «Концепция художественного образования Российской Федерации», в которой художественное образование подрастающего поколения рассматривается как целостная система [10].

    Дошкольный возраст наиболее сенситивный период накопления, усвоения индивидуального опыта, социального опыта, знаний и умений. В этом процессе особое место принадлежит деятельности. Деятельность (активность) – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, вовремя которого, субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону в личности человека (в отличие от поведения). Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности – рисования, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий(моделирующий) характер, т.е. особым образом отображают реальный мир.

    Продуктивная деятельность изобразительная (рисунок, лепка, аппликация) и конструктивная (конструирование) деятельность, способствующая развитию познавательных процессов (особенно пространственных представлений, воображения, наглядно-образного мышления), мелкой моторики, эмоционально-волевой регуляции деятельности. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводят к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции [10].

    Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования играет важную роль в психическом развитии ребенка. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Развитие мелкой моторики рук через рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

    Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобрази-тельную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок, создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

    В среднем дошкольном возрасте развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Замысел развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним [10].

    Непосредственно образовательная деятельность по продуктивным видам деятельности с детьми средней группы строятся по следующему примерному плану:

    – создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи и т.д.).

    – знакомство с предметом, последовательностью действий и приемов изображения.

    – рассматривание полученных готовых работ [2, с. 5].

    Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так цвет детьми среднего дошкольного возраста применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах [10].

    Своеобразие лепки как одного из видов нетрадиционной техники рисования (пластилинография) заключается в определённом способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).

    Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной, пластилином. Дети дошкольного возраста лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды продуктивной изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

    Детей заинтересовывают лепкой простых композиций из глины, пластилина, солёного теста; обучают приёмам зрительного и тактильного обследования формы; обучают лепить предмет по частям; передавать строение, величину, и форму; вырабатывают навыки скатывания между ладонями, изменение движения рук для получение шара, овала, конуса, цилиндра; умение управлять движениями пальцев, силой нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания [5, с. 6].

    На занятиях аппликацией детей средней группы учат составлять композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рванных и мятых комочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реке, рыбки в аквариуме); составляют аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы, семян) и кусочков ткани.

    В процессе конструирования дошкольники приобретают специ¬альные знания, навыки и умения. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

    Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

    Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется – применять раскраску) [4, с. 5].

    Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми среднего дошкольного возраста, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться мелкая моторика рук и детские художественные способности. Одно из наиболее важных условий успешного развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста это разнообразие и вариативность работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

    Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Именно поэтому, продуктивные виды деятельности: очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, содействуют развитию продуктивной деятельности дошкольников.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    При написании этой работы были раскрыты психолого-педагогические особенности мелкой моторики дошкольников; рассмотрены сущность, цели и задачи развития мелкой моторики у дошкольников; выявлен физиологический аспект дошкольника мелкой моторики рук; проанализировано влияние мелкой моторикой рук в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Мелкая  моторика – это разновидность  движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег или прыжки и требуют специального развития.

    Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких видов работы в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить детей шаг за шагом, от простого к сложному.

    Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно это отмечается у городских детей.

    Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Слабо развитая общая моторика, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, то это наверняка проблемы с моторикой.

    Дети в раннем возрасте любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

    Развитие навыков мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. У детей среднего дошкольного возраста может прослеживаться неточность моторных актов, особенно когда дети выполняют движения в быстром темпе и при скоростном переключении движений.

    Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя - рисуя окружающий мир, дети изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще всего сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

    Продуктивная деятельность охватывает целый ряд конкретных видов активности – рисования, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. особым образом отображают реальный мир.
    Задача педагога, использовать различные способы изображения в учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином, комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

    Нетрадиционные техники рисования – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материало. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в себя, в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Также такие занятия подарят детям новую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

    В среднем дошкольном возрасте продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

    Задача педагогов – донести до родителей значение развития мелкой моторики рук нетрадиционными способами рисования, а так же значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Л. Белкина. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 256 с.

    2. Гоманов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности / А.С. Гоманов, С.Н. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 133 с.

    3. Жукова О.В. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О.В. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – С. 3-8.

    4. Колдина Д.М. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий / Д.М. Колдина. – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009. – 48 с.

    5. Колдина Д.М. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий / Д.М. Колдина. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.

    6. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки / С.С. Мельникова // Начальная школа. – 1994. – №8. – С. 28-30.

    7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации)

    8. Чудакова А.К. О подготовке руки к письму. // Дошкольное воспитание. – 2005 – №9. – С. 24-28.

    9. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004 – 384 с.

    10. https://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-razvitie-melkoi-motoriki-cherez-razlichnye-vidy-produktivnoi-dejatelnosti.html




    написать администратору сайта