Главная страница

Основные_классификации_политических_режимов_в_современном_мире-1. Курсовая работа Основные классификации политических режимов в современном мире Содержание


Скачать 74.89 Kb.
НазваниеКурсовая работа Основные классификации политических режимов в современном мире Содержание
Дата07.12.2020
Размер74.89 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОсновные_классификации_политических_режимов_в_современном_мире-1.doc
ТипКурсовая
#157870

Подборка по базе: Практическая работа №5.docx, Научная работа-1.docx, Контрольная работа №1.docx, Курсовая работа.docx, Курсовая работа по ТГП.docx, Практическая работа 2.docx, расчетная работа по переменному току.doc, Практическая работа 2.docx, КУРСОВАЯ РАБОТА.docx, Контрольная работа..pdf

Основные классификации политических режимов в современном мире

от igornikpev | skachatreferat.ru


Курсовая работа
Основные классификации политических режимов в современном мире
Содержание


Введение
1. Основная часть
1.1 Понятие и классификация политического режима
1.1.1 Понятие политического режима
1.1.2 Классификация политического режима
1.2 Основные виды политических режимов
1.2.1 Демократический политический режим
1.2.2 Авторитарный политический режим
1.2.3 Тоталитарный политический режим
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Введение

1. Основная часть
1.1 Понятие и классификация политического режима


1.1.1 Понятие политического режима
Одной из важнейших форм государства является политический режим. Именно он определяет те способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть, управляет обществом.
Слово «режим» получило большое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII - начале XIX в. Понятие «режим» - это конкретное устройство, а не его словесное оформление. Режим есть нечто более реальное, чем форма. Режимы нельзя подразделять на монархические, аристократические и демократические, так как форма правления не всегда соответствует конкретному содержанию. Главный вопрос, связанный с режимом, - не кто управляет, а как организовано управление, каковы взаимоотношения между управляющими и управляемыми.
Слово «режим» употребляется в смысле режима дня, который должен быть у каждого человека и в котором нет ничего плохого. «Режиму» очень близко по значению слово «порядок», но оно не лучше выражает суть дела, поскольку, напротив, имеет преимущественно положительное значение, что также не вполне соответствует сущности определяемого, так как конкретное правление может быть далеко от настоящего порядка.
Словосочетание «политический режим» - это конкретный порядок ведения дел в государстве, характеристика, которая выражает степень политической свободы, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов. Согласно Л. Штраусе - «Режим означает то целое, которое мы теперь имеем в жизненном облике общества, складывающемсяиз фрагментарных форм; режим означает одновременно формы жизни общества, стиль его жизни, его моральное состояние, строение общества и строй государства, образ правления, дух законов».
Политический режим может рассматриваться как целостная организация власти или политический строй, отождествляться с формой правления. Столь же традиционно его понимание как системы методов и приемов осуществления власти государственным аппаратом, характеризующих состояние прав и свобод личности, отношение органов государственной власти к правовым основам в обществе.
Если говорить обобщенно, то политический режим выражает функциональную сторону политической системы и характеризуется не только совокупностью приемов и методов осуществления власти, но и определенными структурными особенностями государства, способами осуществления власти и ее средствами. Он является своеобразным «итогом» создания политической системы и определяет общий «политический климат» жизнедеятельности общества.
Показатели политического режима характеризуются:
методами осуществления власти;
• формой правления;
• способом и характером формирования представительных учреждений, раскрывающих сущность избирательного закона и системы голосования;
• положением, влиянием и условиями деятельности политических партий и общественных объединений и др.
• положением и влиянием силовых структур государства;
• взаимоотношениями между центральными и местными органами власти и управления;
• взаимоотношением между законодательной, исполнительной и судебной властью.
Политический режим выступает как многокомпонентная целостность и включает в себя:
1) способы осуществления власти;
2) методы осуществления политической власти;
3) средства осуществления власти.
Главным в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между обществом и государством.
Английский мыслитель Дж. Локк писал, «что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят.
В другом случае государство полностью порабощает общество, превращая всех людей в слепые орудия своей воли.В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать.
Возможен и вариант баланса сил, равновесия между обществом и государством. По типам взаимодействия и соотношения власти и общественных структур определяются и основные разновидности политического режима:
• демократический,
• тоталитарный
• авторитарный.


1.1.2 Классификация политического режима
В настоящее время имеется множество классификаций политических режимов, например, таких:
• соревновательные, полусоревновательные и авторитарные (по Джеймсу Коулмэну);
• диктаторские, олигархические, непрямо представительные и прямо представительные (по Дэвиду Аптеру);
• политические демократии, опекающие демократии, модернизирующиеся олигархии, тоталитарные олигархии и традиционные олигархии (по Эдуарду Шилзу);
• либерально-демократические, эгалитарно-авторитарные, традиционно-эгалитарные, популистские и авторитарно-инэгалитарные режимы (по Жану Блондель).
Существует большое многообразие классификаций политических режимов со своими положительными и отрицательными сторонами. Существует немало сложностей при выделении единственно правильного варианта. Хотя большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: реальный политико-правовой статус личности и степень развитости политической демократии.
Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как:
• объем и уровень свобод в обществе;
• методы осуществления государственной власти;
• характер взаимоотношений между государством и обществом;
• характер борьбы за политическое;
• степень вовлеченности народа в политическую жизнь;
• ценности, на которые ориентируется политическое руководство;
• способы формирования политических институтов;
• методы выработки политических решений.
В античные времена впервые появляются сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии. Уже с тех времен стало очевидным - в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия:авторитарность (от лат autoritas - влияние, власть) и демократичность. Реально же практически невозможно выделить абсолютно «чистые» типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере имеют какую-либо условность.
Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные же - их модификации. Помимо этого, существуют и другие подходы. Наиболее распространенная классификация делит все режимы на:
1) тоталитарные;
2) демократические;
3) авторитарные.
Список можно было бы продолжать еще долго. Разноголосица связана вот с чем:
• классификации политических режимов конструируются в контексте более широких теорий, разделяемых исследователями, а такие теории могут различаться между собой.
• построение классификации редко выступает как самостоятельная исследовательская задача.
• классифицировать политические режимы способом, который удовлетворил бы все научное сообщество, - чрезвычайно сложная задача.
Различие существующих политических режимов определяется также:
• сутью предоставленных гражданам прав и свобод;
• формальным или реальным разделением ветвей государственной власти, а также отсутствием такого разделения;
состоянием гражданского общества;
• наличием политических партий и легальной оппозиции, идеологического плюрализма и т.д.
В этом многообразии существуют общие признаки и элементы, что позволяет провести типологизацию политических режимов.
Наиболее распространенной является типологизация политических режимов с точки зрения методов осуществления власти:
Различаются демократические, авторитарные, тоталитарные режимы и переходные варианты между этими типами, из них выделяются более конкретные режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, военный, жестокий и др.; с точки зрения форм правления -режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские и др.
Оценка политического режима обычно закрепляется в образно-символической форме и позволяет создавать образ страны, государства, тип правления без дальнейшего анализа (абсолютистский, царский,«прежний» режим и т.п.). Политический режим - образная характеристика государства и общества.
Однако в рамках каждого из указанных режимов можно обнаружить множество различных оттенков.


1.2 Основные виды политических режимов


1.2.1 Демократический политический режим
В переводе с греческого "демократия" - "власть народа. Более развернутое определение демократии дано президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи правление народа, избранное народом и для народа.
Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами.
В древних Афинах под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек.
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились - Английская революция, Война за независимость Северной Америки и Французская революция. В принятых в этот период документах: Билле о правах, Декларации независимости и Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права.
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинствосовременных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению".
Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет..
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы.
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства.
Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства всфере экологии.
Свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.
Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.
Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.
Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
Политический плюрализм дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
Демократическая процедура принятия решений - выборы, референдумы, парламентское голосование и др.
Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.


8.2. Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.
1. Прямая демократия. В прямой демократиимежду волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.
Референдум, представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты.
Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.
2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях.


8.3. Теоретические модели демократии
Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионностью самого вопроса о том, что составляет суть демократии. Следует признать, что в современной политической науке нет единой теории демократии. В середине ХХ в. ЮНЕСКО призвала ученых разработать понятие "демократия". Тогда было дано несколько десятков определений. Сегодня же можно насчитать 550 трактовок демократии. Среди них есть и те, которые указывают на "урезанные" формы демократии, сводящие ее только к процедуре проведения альтернативных выборов.
Существуют различные способы классификации моделей и концепций демократии. Выделим наиболее существенные из этих концепций.
В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии..
Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, чтосуществует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев.
Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля.
Либеральная концепция демократии основана на парадигме автономности личности и ее первичности по отношению к народу, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей. Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудноосуществимой для низшего класса общества.
Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии. Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа.
Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений.
Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.
Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.
Теория консенсуальнойдемократии. У политологов большой интерес вызывает концепция консенсуальной демократии, разработанная А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств.
Теория элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер.
1.2.2 Авторитарный политический режим
Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.
Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены на принуждении, нежелина убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии.
Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.
Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Ол определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовыхорганизаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т. д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.
Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они стали* возникать после второй мировой воины в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств.
Другой разновидностью авторитаризма являются гражданские диктатуры, для которых характерна единоличная власть гражданского лица.
Третья разновидность авторитаризма - теократические режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни в Иране. Однако во всех трех случаях авторитарные режимы не следует рассматривать как орудие выражения интересов меньшинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкую палитру ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Их особенностью является заметное сокращение удельного веса методов идеологической обработки и политического принуждения.
В связи с этим можно отметить, что авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и ориентацион-ными возможностями благодаря способности концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских правах и свободах, потребность в свободе информации, независимости мышления, нетерпимости к произволу и насилию. Иллюстрацией такого развития может быть опыт Испании после смерти Франко.


1.2.3 Тоталитарный политический режим
Тоталитаризм - определенный тип политической системы, специфический политический и общественный строй, политическое и социальное явление XX века. Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - весь, целый, полный, что применительно к политическому режиму означает полное (тотальное) подчинение граждан государству, т.е. огосударствление (этатизация – от фр. Etat - государство).
Впервые в политической лексикепонятие тоталитаризма введено в 1925 г. итальянским лидером социал-национализма Бенито Муссолини. Но его существенные принципы имеют глубокие исторические корни от идеального государства Платона до идеи полного подчинения населения страны, индивида государству, а также полной управляемости обществом в трудах утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы, Грагха Бабефа и др.
Значительно обогатил и осовременил идеи полного подчинения граждан государству и поголовной управляемости обществом французский философ Ж.-Ж. Руссо, исходивший из "отеческого желания" вывести народ на светлый путь счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, равенства, свободы, социальной справедливости.
Идеи тоталитаризма нашли отражение и в трудах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса, Фридриха Ницше,и др.. Определяя источники тоталитаризма, политолог Фридрих Хайек, философ Карл Ясперс делают особый упор на регулирование, указывая, что с помощью экономического и социального планирования реализуются все коллективные цели. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Идеальные образы совершенного гармоничного строя, утопии, отмечает Вячеслав Липинский, играют огромную роль в истории, и они в большинстве своем осуществимы при обязательном условии их искажения. Философ Николай Бердяев подчеркивает, что "целостность есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе".
При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:
1. Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов.
2. Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом.3. Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства.
4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи, власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства.
5. В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей.
6. В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения..
7. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п. Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали.
8. Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога.
9. Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных ,культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейныхи т.п.
10. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип “разделяй и властвуй”. С этой целью общество делится на “исторически прогрессивные” и “исторически реакционные” классы и социальные группы, потенциально опасны для общества.
11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.
12. Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством.
Таковы основные сущностные характеристики тоталитарного политического режима. Конечно, в зависимости от того, о каком именно конкретном типе тоталитарного режима идет речь, вышеописанный набор характерных черт тоталитаризма может несколько видоизменяться. Однако главная сущностная характеристика тоталитаризма, заключается в том, что человек, его жизнь и достоинство, честь и свобода, достаток и благополучие, его семья не имеют для власти, для государства никакого самостоятельного значения и никакой самостоятельной ценности, а являются лишь средством в попытке реализовать некие утопические идейно-политические доктрины. Тоталитарная власть готова пожертвовать настоящим не одного поколения, пожертвовать судьбами целых народов во имя призрачной надежды лучшей жизни в неопределенно далеком и никогда не наступающем будущем.
Основные типы тоталитарногорежима. В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной упор, в зависимости от того, какая магистральная идея закладывается в тоталитарный режим, можно выделить следующие типы тоталитаризма.
1. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. В основу этого типа тоталитаризма заложена идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР.
2. К тоталитаризму второго типа относят политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. Краеугольной идеей этого типа тоталитаризма является идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расовооднородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия.
3. В третий тип тоталитаризма заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте. В современном мире к такого рода тоталитарному режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа. Любой тип тоталитаризма – это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.
Заключение


В заключение необходимо отметить, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся вXX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем - в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии - в режим коллективного руководства при Л.И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри - и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
словосочетание «политический режим», в отличие от вида и формы государственного устройства, означает конкретный порядок ведения дел в государстве.
наиболее распространенная современная классификация политических режимов делит их на:
тоталитарные;
авторитарные;
демократические
демократические государства строятся на базе этих фундаментальных принципов. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма демократии дополняютих принципами прав и свобод человека, приоритетностью прав личности над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, утверждением верховенства закона и разделения властей.
авторитарный политический режим можно определить как форму политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего существенно ограничена роль других органов или ветвей власти, а также гражданской инициативы.
тоталитарный политический режим характеризуется всеобщим контролем властных органов над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, социальной и духовными сферами, над основным содержанием человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.
Глоссарий


|№ п/п |Понятие |Определение |
|1 |Автократия |форма политического режима государства, где высшая государственная власть |
| | |принадлежит одному субъекту. |
|2 |Авторитарный политический режим |форма политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в |
| | |одном органе власти, в результате чего существенно ограничена роль других органов |
| | |или ветвей власти, а также гражданской инициативы. |
|3 |Демократия |власть народа. |
|4 |Идеология |система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных |
| | |социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения |
| | |людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие|
| ||в обществе формы господства и власти, либо обосновываются их преобразования |
|5 |Милитаризм |государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного |
| | |наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости |
| | |использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов |
|6 |Оппозиция |партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, |
| | |поддерживаемого большинством. |
|7 |Партийная система |институт, который характеризует политическую организацию общества и сам |
| | |характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и |
| | |государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными |
| | |элементами политической системы и гражданами. |
|8 |Патриотизм |нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого |
| | |является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные |
| | |интересы. |
|9 |Политический режим |совокупность элементов идеологического, институционального и социологического |
| | |порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны |
| | |на известный период. |
|10|Режим |совокупность средств и методов. |
|11 |Тирания |форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на |
| | |единоличном правлении. |
|12 |Фашизм |политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических |
| | |крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими |
| | |политических режимов диктаторского типа. |

Список литературы


Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. - М.: Право, 2010. - 464 с. - ISBN: 978-5-904836-11-5.
Антология мировой политической мысли [Текст]. В пяти томах. Том II. Зарубежная политическая мысль. XX в. - М.: Мысль, 832 с. - ISBN: 5-224-00866-8.
Горелов, А. А Политология в вопросах и ответах [Текст]. - М.: Эксмо, 2009 - 256с. - ISBN: 978-5-699-32104-9.
Ильин, И.А. Теория государства и права [Текст]. - М.: Зерцало, 2008. - 552 с. - ISBN: 978-5-8078-0158-6.
Кишенкова, О.В. ЕГЭ. Обществознание [Текст]. Универсальный справочник/ О.В. Кишенкова, Н. Н Семке. - М.: Эксмо, 2010 - 496 с. - ISBN: 978-5-699-37844-9.
Лушников, А.М. Теория государства и права. Элементарный курс [Текст]. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с. - ISBN: 978-5-699-34880-0.
Обществознание [Текст] / Б.И. Каверин, П.И. Чижик. - М.: Юнити - Дана, 2006. - 368 с. - ISBN: 5-238-01108-3.
Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях [Текст]. - М.: Проспект, 2011. - 176. - ISBN: 978-5-392-02266-3.
Теория государства и права [Текст]. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Зерцало, 2011. - 516 с. - ISBN: 978-5-94373-183-9.
Теория государства и права [Текст] /В.И. Власов, Г.Б. Власова. - М.: Феникс, 2011 - 336 с. - ISBN: 978-5-222-17651-1.


написать администратору сайта