Главная страница

Управление портфелем проектов на примере лицея. Управление портфелем проектов - Лицей. Куневская Людмила Викторовна, заместитель директора по учебновоспитательной работе маоу города Новосибирска Средняя общеобразовательная школа 213 Открытие


Скачать 96.82 Kb.
НазваниеКуневская Людмила Викторовна, заместитель директора по учебновоспитательной работе маоу города Новосибирска Средняя общеобразовательная школа 213 Открытие
АнкорУправление портфелем проектов на примере лицея
Дата25.08.2020
Размер96.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУправление портфелем проектов - Лицей.docx
ТипДокументы
#136053

Подборка по базе: анатомия 23.05 Абрамова Людмила.docx, Компендиум клюс людмила 18юр-пгв11.docx, решение63 смена директора.docx

Куневская Людмила Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАОУ города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие»,

Почетный работник общего образования

 

Управление портфелем проектов (на примере реализации Программы развития МАОУ «Лицей № 9» города Новосибирска на 2014-2018 годы)

В настоящей статье представлена технология управления портфелем проектов (на примере реализации Программы развития МАОУ «Лицей № 9» на 2014-2018 годы), с одной стороны, основанная на Международном Стандарте по Управлению Проектами ISO 21500:2012, утвержденному Россией, США и Евросоюзом[1], с другой стороны, адаптированная для реализации в образовательной организации.

Ни для кого не секрет, что в некоторых образовательных организациях (далее по тексту ОО) программы развития, проекты, иные стратегические документы «лежат на полке» и никакого отношения к основным процессам организации не имеют.

Одной из причин, на наш взгляд, является неумение управленческой команды сформировать на основе программы развития ОО портфель проектов, позволяющий эту программу реализовать, второй – недостаточная компетентность администрации по управлению проектами, а тем более – портфелем проектов.

В настоящей статье представлена технология управления портфелем проектов, апробированная в МАОУ «Лицей № 9» и зарекомендовавшая себя как результативная и эффективная технология, позволяющая достичь стратегических целей ОО.

Данной технологией могут воспользоваться любые образовательные организации, в том числе и не имеющие опыта управления качеством на основе международных стандартов.

Краткая характеристика

Международных Стандартов по Управлению Проектами ISO 21500:2012

«Настоящий международный стандарт представляет общее руководство для понятий и процессов управления проектами, которые имеют существенное влияние на достижение результатов проектов»[2].

Целевой аудиторией данного стандарта может быть как высшее руководство ОО (директор, заместители директора, главный бухгалтер), так и менеджеры среднего звена (руководители структурных подразделений и предметных объединений).

Данный стандарт дает определение ключевым понятиям, необходимым в работе с проектами (см. глоссарий).

Данный стандарт определяет рекомендуемые процессы управления проектом, которые могут использоваться в ходе выполнения проекта в целом, отдельной его фазы или того и другого. Эти процессы управления проектом подходят для проектов любых организаций (см. таблицу №1).

Группа процессов инициации используются для запуска фазы проекта или проекта, для определения цели фазы или проекта в целом, с целью уполномочить руководителя проекта приступить к работе над проектом.

Процессы планирования используются для детального планирования. Эта детализация должна быть достаточной для установления базового плана, на основании которых измеряется и контролируется выполнение проекта.

Процессы исполнения применяются для выполнения работ по управлению проектам и обеспечивают достижение результатов, определенных в плане проекта.

Процессы контроля требуются для отслеживания, анализа и регулирования хода и эффективности исполнения проекта в соответствии с планом. Следовательно, в случае необходимости могут быть предприняты предупреждающие и корректирующие действия, и выполнены запросы на изменения в целях достижения целей проекта.

Процессы, выполняемые для формального завершения проекта или фазы и проведения анализа накопленных знаний с целью их применения в будущем.

Таблица №1

Предметные группы

Группы процессов

Инициирование

Планирование

Исполнение

Управление

Завершение

 

Интеграция

4.3.2 Разработка устава проекта

4.3.3 Разработка планов проектов

4.3.4 Непосредственная работа по проекту

4.3.5 Управление проектными работами

4.3.7 Закрытие отдельной фазы или проекта

 

 

 

4.3.6 Управление изменениями

4.3.8 Извлеченные уроки

Заинтересо-ванные стороны

4.3.9 Определение заинтересованных сторон

 

4.3.10 Управление заинтересованными сторонами

 

 

 

Содержание

 

4.3.11 Определение содержания проекта

 

4.3.14 Управление содержанием проекта

 

 

4.3.12 Создание структуры декомпозиции работ

 

 

 

 

4.3.13 Определение состава работ

 

 

 

 

Ресурсы

4.3.15 Создание команды проекта

4.3.16 Оценка ресурсов

4.3.18 Развитие команды проекта

4.3.19 Управление ресурсами

 

 

4.3.17 Определение организационной структуры проекта

 

4.3.20 Управление командой проекта

 

 

Время

 

4.3.21 Последовательность работ

 

4.3.24 Управление расписанием

 

 

4.3.22 Оценка длительности работ

 

 

 

 

4.3.23 Разработать расписания

 

 

 

 

Стоимость

 

4.3.25 Оценка затрат

 

4.3.27 Управление затратами

 

 

4.3.26 Разработка бюджета

 

 

 

 

Риски

 

4.3.28 Определение рисков

4.3.30 Отношение к рискам

4.3.31 Управление рисками

 

 

4.3.29 Оценка рисков

 

 

 

Качество

 

4.3.32 Плана по качеству

4.3.33 Обеспечение требований качества

4.3.34 Управление качеством

 

 

Поставки

 

4.3.35 Плана поставок

4.3.36 Выбор поставщиков

4.3.37 Администрирование контрактов

 

Коммуника-ции

 

4.3.38 План коммуникаций

4.3.39 Распространение информации

4.3.40 Управление коммуникациями

 

Технология применения стандартов по управлению проектами в образовательной организации (на примере реализации программы развития ОО)

В данном разделе представлена технология применения стандартов по управлению проектами в ОО на примере реализации программы развития МАОУ «Лицей № 9»:

I. Аналитико-организационный этап (2014-2015 уч. год):

1. Анализ реализации Программы развития МАОУ «Лицей № 9» на 2010-2013 годы. Достижение стратегических целей. Проблемы.

2. Анализ стратегических документов в области образования федерального и регионального уровня.

3. Определение стратегических целей МАОУ «Лицей № 9» с учетом политики в области образования федерального, регионального уровней, а также консолидированного заказа МАОУ «Лицей № 9».

4. Разработка, согласование и принятие Программы развития МАОУ «Лицей № 9» на 2014 – 2018 годы – см. сайт лицея (Лицей9.рф)

II. Внедренческий этап (2015 – 2018 уч. годы):

5. Разработка и реализация проектов для осуществления стратегических целей 1 этапа реализации программы развития МАОУ «Лицей № 9» (2015-2016 уч. год).

6. Разработка и реализация проектов для осуществления стратегических целей 2 этапа реализации программы развития МАОУ «Лицей № 9» (2016-2017 уч. год).

7. Разработка и реализация проектов для осуществления стратегических целей 3 этапа реализации программы развития МАОУ «Лицей № 9» (2017-2018 уч. год).

III. Обобщающий этап (сентябрь 2018-декабрь 2018):

1. Анализ реализации Программы развития МАОУ «Лицей № 9» на 2014-2018 годы. Достижение стратегических целей. Проблемы.

Далее см. п. I.

Наглядно 2 этап данной технологии представлен в схеме №1:

Схема №1: Портфель проектов, позволяющих реализовать Программу развития МАОУ «Лицей № 9»

  

Технология разработки проектов для реализации стратегических целей программы развития ОО

Данная технология применяется на каждом этапе реализации программы развития ОО.

Таблица № 2



Содержание деятельности

Ответственный

Инициирование

  1.  

Определение стратегических целей этапа реализации программы развития ОО

 

Высшее

руководство ОО

  1.  

Определение содержания деятельности для достижения данных целей (тем проектов)

  1.  

Определение заинтересованных сторон (разработчиков проектов)

Планирование

  1.  

Определение цели и задач проектов

Администратор, курирующий направление, реализуемое в проекте совместно с разработчиком проекта[3]

  1.  

Определение графика разработки проектов (временной и организационный ресурс)

Исполнение

  1.  

Непосредственная разработка проекта

Разработчик проекта

Управление

  1.  

Обеспечение научно-методического сопровождения разработки проекта

Администратор, курирующий направление, реализуемое в проекте (или директор ОО при условии, если администратор и разработчик проекта одно лицо)

  1.  

Контроль соблюдения графика разработки проектов

  1.  

Контроль качества содержания проекта (достижимость цели, измеримость и адекватность результатов, возможности обеспечения финансовым и другими ресурсами)

Завершение

  1.  

Внешняя экспертиза проекта (рецензия и/или конкурс, и/или образовательная выставка)

Разработчик проекта (директор, в случае необходимости финансовой или административной поддержки внешней экспертизы проекта)

  1.  

Презентация проекта педагогическому сообществу лицея с целью набора творческой группы по его реализации и запуска следующего этапа – реализации проекта (см. таблицу № 3).

Технология реализации проектов, позволяющих достичь стратегических целей программы развития ОО

Данная технология применяется на каждом этапе реализации программы развития ОО.

Таблица № 3



Содержание деятельности

Ответственный

Инициирование

  1.  

Информирование педагогического коллектива о реализуемых в настоящем учебном году проектах (см. таблицу № 2 – последний пункт)[4]

 

 

Высшее руководство ОО, разработчики проектов

  1.  

Определение руководителей проектов (это, как правило, разработчики проектов)

  1.  

Определение финансовых условий реализации проекта в части финансирования команды проекта (оплата внеурочной занятости педагогов, входящих в команду проекта)

  1.  

Создание команд проектов[5]

Планирование

  1.  

Планирование работы по реализации проекта (содержание деятельности по реализации проекта уже разработано на предыдущем этапе, данный этап предполагает определение форм деятельности, делегирование полномочий членам команды проекта, определение четких сроков и результатов)

 

 

Руководители проектов, команды проектов

  1.  

Информирование участников образовательного процесса о реализуемых проектах (родительские собрания, Управляющий совет, классные часы, совещания коллектива). Коррекция планов в соответствии с мнением потребителей (как внешних, так и внутренних).

  1.  

Размещение плана работы творческой группы на сайте ОО.

 

Исполнение

  1.  

Непосредственная реализация планов проектов

Руководители проектов, команды проектов

Управление

  1.  

Контроль выполнения планов реализации проектов.

 

 

Высшее руководство ОО

  1.  

Оценка рисков, обеспечение финансовыми ресурсами.

  1.  

Обеспечение административным, организационным, интеллектуальным и др. ресурсами, необходимыми для реализации проектов.

  1.  

Коррекция списков педагогов, членов команд проектов (перераспределение финансовых средств в конце 1 полугодия – прекращение финансирования неэффективных членов команды проекта, увеличение финансирования эффективных членов команды проекта)

  1.  

Оценка результативности и эффективности деятельности команд проектов

 

Завершение

  1.  

Презентация результатов работы команд проектов заинтересованным лицам. Оценка положительных и отрицательных сторон деятельности. Извлечение уроков.

Руководители проектов, команды проектов

  1.  

Принятие решения о необходимости продолжения данного(ых) проекта(ов); разработки нового(ых) проекта(ов) для дальнейшего развития ОО в заданном направлении; принятие решения о полном завершении данного(ых) проекта(ов) как достигшего(их) поставленную цель.

 

Высшее руководство ОО

В таблице №4 проиллюстрирован план работы творческих групп педагогов МАОУ «Лицей № 9» по реализации проектов 2015-2016 уч. года, позволяющих достичь стратегических целей 1 этапа Программы развития лицея на 2014-2018 годы.

План работы творческих групп педагогов в 2015-2016 учебном году

Таблица № 4

Группа

Направление работы группы

Цель работы группы

Конечный результат работы группы

Общие технологические этапы работы групп, сроки

1

Профессиональный стандарт «Педагог…» - направление – работа с одаренными детьми

 

Создание условий для перехода лицея на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог» и введения эффективного контракта с педагогами.

Проведены на высоком качественном уровне 2 НМС,  1 НДК, 2 педсовета, не менее 2 ППК по вопросам работы с одаренными детьми

 

1. Установочное совещание членов группы (знакомство с целью работы группы, определение задач и направлений работы, распределение ответственных за направления и др.) – до 12.10.15.

 

2. Планирование работы группы, доведение плана работы до всех членов группы и администрации – до 19.10.15

 

3. Размещение информации о работе группы на сайте лицея (направление, руководитель, состав, цель, план работы, сроки, ответственные и др.) – до 26.10.15

 

4. Проведение плановых мероприятий групп (заседания, семинары, консультации, какие-либо мероприятия и т.п.) – в течение года.

 

5. Публичная презентация процесса и/или результатов работы группы (уровень – не ниже муниципального) – публикации, выступления, конкурсы и др. формы – до  июня 2016.

 

6. Итоговый отчет о работе творческой группы (в любой форме, в том числе в форме информационной справки) – до 20.06.2016 – для самоанализа

 

 

2

Профессиональный стандарт «Педагог…» - направление – работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии

Проведены на высоком качественном уровне 2 НМС, 1 НДК, 1 педсовет, не менее 2 ППК, 1 методическая неделя по вопросам работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии

3

Консалтинговые услуги в вопросах внедрения СМК

Оказание консалтинговых услуг в вопросах СМК по двум направлениям: управление деятельностью спецклассов, внедрение СМК в муниципальных образованиях

Оказаны консалтинговые услуги по указанным направлениям (по запросу).

Получен статус региональной инновационной площадки проекта «Внедрение Модели СМК в ОУ НСО» на 2016 год (консалтинговый центр)

4

Проект

 «Дистанционная школа»

Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс лицея для обеспечения доступности качественного образования учащимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья

 

Введено дистанционное обучение во 2 полугодии во 2 классах по субботам.

Дистанционные технологии обучения применяются всеми членами группы (по итогам независимой экспертизы) в различных направлениях (работа с одаренными детьми; работа с детьми, имеющими проблемы в развитии и/или проблемы в состоянии здоровья; консультирование по вопросам подготовки к ГИА и др.)

5

Проект «Школа тьютора» - проект 2015 года

Развитие профессиональных компетенций тьюторов специализированных классов

Проведено не менее 7 обучающих занятий в любой форме для членов группы по итогам 1 самодиагностики.

Положительная динамика сформированности компетенций тьютора (по результатам 2 самодиагностики)

6

Разработка и апробация подпрограмм воспитательной работы лицея

Разработка и апробация подпрограмм воспитательной работы лицея, позволяющих реализовать план внеурочной занятости в соответствии с

ООП НОО, ООО, СОО

Разработаны и представлены на УчСиб 4 подпрограммы воспитательной работы:

«Духовно-нравственное воспитание лицеистов», «Физкультурно-спортивное и оздоровительное воспитание лицеистов», «Социальное воспитание лицеистов», «Общекультурное воспитание лицеистов».

В Приложении №1 приведен пример плана работы на год творческой группы №1.

Оценка рисков, в том числе связанных с ресурсообеспечением

В таблице № 5 указаны возможные риски, связанные с реализацией портфеля проектов, а также возможные способы минимизации указанных рисков:

Таблица № 5

Риски

Способы минимизации рисков

 

 

 

Финансовые

Ресурсы, необходимые для реализации проектов, указываются при их разработке. Разработчик проекта не всегда может обладать необходимой информацией и компетенциями для оценки финансовых рисков, соответственно, на данной стадии разработки проекта необходимо участие высшего руководства. Таким образом, высшее руководство не только поможет запланировать реальную финансовую возможность реализации проекта, но и обеспечит гарантии финансирования проекта.

 

 

 

 

Кадровые

1. Первый кадровый риск может быть связан с недостаточно развитыми компетенциями руководителя проекта (коммуникативными, интеллектуальными, организационными и т.п.). В данном случае высшему руководству еще на этапе инициации разработки проекта необходимо оценить сильные и слабые стороны менеджера среднего звена, которому предполагается доверить разработку и реализацию проекта. Высшему руководству необходимо будет управлять деятельностью данного специалиста, исходя из полученных в ходе оценки результатов. (Например, у специалиста отрицательной стороной является низкие организаторские качества при высоком уровне творческих способностей. В данном случае необходим строгий тайм-менеджмент, ежемесячный контроль выполнения графика, ежемесячная коррекция отклонений).

2. Второй кадровый риск связан с командой проекта. У членов команды проекта может быть разный уровень компетенций и разный уровень активности. Возможна ситуация, когда одни члены команды будут загружены в несколько раз больше других. Минимизацией данного риска может стать открытый мониторинг деятельности каждого члена команды проекта и финансовое регулирование как оценка вклада каждого.

Управление проектами – особая область деятельности, в процессе этой деятельности достигаются стратегические цели путем балансирования между ресурсами, рисками, временем, объемом работ при имеющихся ограничениях.

Каждый руководитель организации знает, что проектную деятельность можно сделать результативной и эффективной с помощью мирового опыта управления проектами (стандарты по управлению проектами), а также с помощью использования технологий, апробированных в подобных организациях.

Внедрив в организации пространство процессов управления проектами, представленное на схеме №2, руководитель обеспечит не только стабильное функционирование организации, но ее стратегическое развитие.



Глоссарий

Команда проекта - временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта.

Портфель проектов - это набор проектов и программ и отдельных работ, которые сгруппированы вместе в целях содействия эффективному управлению этими работами по достижению стратегических целей организации.

Программа – группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенной общей целью и условиями выполнения

Проект – это идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата.

Разработчик проекта – лицо, ответственное за разработку проекта.

Руководитель проекта – лицо, ответственное за результат выполнения проекта.

Управление портфелем проектов - это централизованное управление одним или несколькими портфелями проектов, которое включает выявление, приоритезацию, утверждение, управление и контроль проектов, программ и других работ для достижения конкретных стратегических целей.

Управление проектом – это управление процессом его реализации (комплексом мер, дел и действий, направленных на достижение целей проекта)

Сокращения, используемые в работе

ГИА – Государственная итоговая аттестация

МАОУ «Лицей № 9» - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 9»

НДК – Неделя диагностики и контроля;

НМС - Научно-методический совет;

НОО – начальное общее образование;

НСО – Новосибирская область;

ОО – образовательная организация;

ООО – основное общее образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОУ – образовательное учреждение;

ПО – профессиональное объединение педагогов (кафедры и МО);

ППК – Психолого-педагогический консилиум;

СМК – система менеджмента качества;

СОО – среднее общее образование.

Список использованной литературы

1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами/Рассел Д. Арчибальд. Пер. с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Баженова А.Д., Арефьева А.О. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Компания АйТи; LVR Пресс, 2004

2. Журнал Управление Проектами. Чернов. Методы и инструменты портфельного управления, - №1, 2008

3. Заренков В.А. «Управление проектами»; Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. – 312.

4. Кендалл, Д. И., Роллинз, С. К. Современные методы: управления портфелями проектов и офис управления проектами.. — Питер, 2004.

5. Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. — М.: ПМСОФТ, 2005. — С. 206.

6. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012, Утвержден Россией, США и Евросоюзом

Приложение № 1

План работы творческой группы №1

Профессиональный стандарт «Педагог…» - направление – работа с одаренными детьми



Форма работы

Трудовая функция

Задача

Что необходимо сделать

Сроки

Отв.

1

Неделя диагностики и контроля

Обучение

 

Выявление проблем в работе с одаренными детьми, выявление лидеров среди педагогов по работе с одаренными детьми

Разработать карту диагностики урока (см. «трудовая функция»)

 

Провести семинар для педагогов «Подготовка к НДК. Комментарий к критериям и показателям карты анализа урока».

 

 

2

Научно-методический совет (трудовая функция «Развитие») – расширенный (присутствие всей группы №1)

Развитие

 

Интенсивное погружение членов НМС и членов творческой группы №1 в трудовую функцию «Развитие одаренного ребенка»

Подготовить активные формы работы по знакомству членов НМС и педагогов творческой группы со следующими компетенциями:

 1. Знать общие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся

2. Уметь составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка (с учетом личностных и возрастных особенностей).

3. Владеть психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с одаренными учащимися.

 

 

3

Психолого-педагогические консилиумы по адаптации

Развитие

Акцентирование внимания педагогов 1, 5, 8, 10 классов на интеллектуально одаренных обучающихся

Провести психолого-педагогическую диагностику интеллектуальной сферы обучающихся 1, 5, 8, 10 классов.

Сопоставить диагностику психологов с наблюдениями педагогов 1 классов; с академической успеваемостью обучающихся 5, 8, 10 классов, с их результатами в интеллектуальных конкурсах

 

 

4

Заседания профессиональных объединений педагогов (ПО)

Обучение

п.1, 2, 3, 4

Организация обмена опытом по работе с одаренными детьми на заседаниях ПО (обязательно- выступление, мастер-класс или др. форму от педагога ПО, показавшего высокий уровень на НДК)

1. Предложить руководителю внести в повестку заседания вопрос по работе с одаренными детьми (лучше это будет показатель(и), который(ые) в результате НДК набрали недостаточное кол-во баллов).

2. Подготовить теоретическое выступление по данному вопросу (до 15 мин.).

3. Подготовить с учителем ПО, набравшим наибольшее кол-во баллов на НДК, мастер-класс, диспут, деловую игру или другую интерактивную форму по данному вопросу (до 20 мин.)

 

 

5

Педагогический совет (интеллектуальная одаренность)

Обучение, развитие, воспитание (все пункты)

Интенсивное погружение педагогов в проблему работы с интеллектуально одаренными детьми

Подготовить и провести педагогический совет по заявленной теме

 

 

6

Научно-методический совет

расширенный (присутствие всей группы №1)

Воспитание

п. 1, 2, 3, 4

Интенсивное погружение членов НМС и членов творческой группы №1 в трудовую функцию «Воспитание одаренного ребенка»

Подготовить активные формы работы по знакомству членов НМС и педагогов творческой группы со следующими компетенциями:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

3. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

4. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

 

 

7

Педагогический совет (творческая и другая одаренность)

Обучение, развитие, воспитание (все пункты)

Интенсивное погружение педагогов в проблему работы с творчески одаренными детьми

Подготовить и провести педагогический совет по заявленной теме

 

 

8

Анкетирование педагогов

-

Получение обратной связи о сформированности компетенций педагогов лицея по работе с одаренными детьми

Подготовить анкету, провести анкетирование, обработать результаты

 

 

 

[1] http://mamonov.pro/wp-content/uploads/2013/08/Mezhdunarodnyiy-Standart-po-UP-ISO-215002012.pdf 

[2] [2] http://mamonov.pro/wp-content/uploads/2013/08/Mezhdunarodnyiy-Standart-po-UP-ISO-215002012.pdf 

[3] Администратор и разработчик проекта может быть и одним лицом.

[4] Завершение одного этапа проектов является инициацией следующего.

[5] В МАОУ «Лицей № 9» вместо термина «команда проекта» используется термин «творческая группа педагогов», соответствующая Положению о системе оплаты труда и позволяющая осуществить финансирование деятельности педагогов-членов творческой группы


написать администратору сайта