Главная страница

Л2 Культура личности и общества. Культура личности и общества


Скачать 117.58 Kb.
НазваниеКультура личности и общества
Дата10.05.2022
Размер117.58 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаЛ2 Культура личности и общества.pptx
ТипДокументы
#519759

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: диас.docx, alkan.pdf.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Традицонная китайская культура и ее этапы.docx, Практическая работа №4 Руский язык и культура речи.docx, Реферат по Физической культуре на тему_ «Физическая культура».do, Практическая работа 2 Русский язык и культура речи.docx, Дисциплина Русский язык и культура речи.doc, Познавательная сфера личности.pdf, Реферат на тему _Лечебная физическая культура_.docx, Реферат стратегия поведения личности в конфликте.docx, Практическая работа №2 Физическая культура.docx, Презентация _Социализация личности и отклоняющееся поведение_.pp

Культура личности и общества

План


1. Вызовы современного общества.
2. Личность. Структура личности.
3. Факторы развития личности.
4. Человеческий капитал.
5. Потенциал личности.
6. Ресурсы человека.
7. «Я как проект!»
8. Жизненная стратегия личности в современном обществе.

1. Вызовы современного общества


Глобализация
Цифровая эволюция, smart-общество
Быстрое развитие новых рынков
Возникновение новых областей знаний и новых профессий
Повышение мобильности работников
Законодательное закрепление дистанционной работы
Резкое повышение спроса на высококвалифицированных специалистов.
Динамизм жизни
Ситуации неопределенности
Условия многозадачности
Действия в команде

Современные образовательные тенденции


Информатизация (информационные технологии)
Субъектоориентированность (активность личности)
Интеграция (проекты)
Прогнозы (ориентация на перспективу)
Социальное партнерство, привлечение к учебному процессу реальных экспертов из различных областей («открытая школа»)
Массовые открытые онлайн курсы обучение через сети и интернет-сообщества (сетевое взаимодействие, обращение к международным базам данных)
Геймификация, игровые технологии в образовании
Облачные сервисы для доступа к образовательным ресурсам
Использование инновационных технологий
Построение индивидуальных образовательных маршрутов

Ценности образования ХХI века


Инициативность и нацеленность на приобретение новых компетенций
Готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
Сотрудничество и взаимная ответственность
Креативность
Критическое мышление
Высокая социальная активность и компетентность в осуществлении социальных взаимодействий
Информационная грамотность
Экологичность образа жизни и производственных процессов

Сферы жизнедеятельности


В целом жизнедеятельность, в смысле поддержания и сохранения жизни человека, – совокупность процессов, обеспечивающих протекание биологических процессов в организме человека.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие, которое связано прежде всего с изменениями.
Развитие человека – сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов. Качественные изменения в сознании, в деятельности, в поведении, в отношении являются показателями развития личности.
Развитие и формирование как процессы становления имеют диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
В контексте жизнедеятельности человека употребляется понятие «сфера», обозначающее предел распространения активности личности, в которой находят отражение как биологическая, так и предметно-деятельностная, ментальная, социальная сферы.

2. Личность. Структура личности. Личность – это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности.


Понятие «личность» обычно рассматривается в социологии (устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида), психологии (целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного индивида от другого), философии (сущность, смысл и предназначение в мире).
Структура личности :
направленность – в потребностях, интересах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях и др.;
знания, умения и навыки индивидуально-типологические особенности.

Личность как междисциплинарный феномен является предметом изучения социологии (в составе социальных и демографических групп), этики (носитель моральных убеждений), педагогики (объект обучения и воспитания), психологии (закономерности формирования и развития личности).

Б. Г. Ананьев соотносит понятие «личность» с такими понятиями, как «индивид», «субъект деятельности» и «индивидуальность».

Индивид как представитель вида homo sapiens и носитель предпосылок человеческого развития характеризуется возрастными и конституциональными свойствами, которые определяют особенности органических потребностей и психофизиологических функций.

Личность представляет системное качество, которое характеризует индивид со стороны включенности в общественные отношения и сознательной деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский).

Главной чертой субъекта является сознание, которое определяет возможность познания и преобразования окружающего мира, формирования целенаправленного поведения.

Характеристиками человека как субъекта также выступают активность, креативность, рефлексивность, свобода выбора, автономность, самодетерминация, способность к самоорганизации в разных видах деятельности.

Любой человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своего развития. Развитие личности в широком смысле – это процесс становления под влиянием социальных и природных факторов.

Направления развития личности:


физическое, интеллектуальное, социальное, эстетическое, этическое.
Жизненно важными движущими силами развития личности выступают противоречия, которые могут быть:
- универсальными, или общими, – обусловливают развитие каждого человека и всех людей;
- индивидуальными – характерны для отдельного человека;
- внутренними – возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека;
- внешними – стимулируются отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.
Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности: потребность удовлетворяется, противоречие снимается – человек переходит на другую – более высокую – ступень своего развития. Но развитие на этом не останавливается, а продолжается, так как удовлетворенная потребность заменяется новой потребностью – одно противоречие сменяемся другим.


Научные исследования определили главные зависимости в развитии человека, отражающие закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой.
Закономерностью является, когда развитие человека:
– детерминировано внутренними и внешними условиями;
– обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;
– детерминировано типом ведущей деятельности;
– зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;
– обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
Взаимодействуя, эти закономерности создают сложную структуру развития личности при определенных условиях. Система всех условий жизнедеятельности человека образует среду обитания человека, в которой выделяют подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития личности могут быть необходимыми (внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития) и достаточными (связь с причинами, основаниями, противоречиями развития).


Внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью, называется деятельность.
Структура деятельности состоит в цели и мотиве; системе действий и операций, обеспечивающих достижение цели; системе контроля, коррекции действий; оценке результата.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Отношение к окружающему миру неразрывно связано с общением – коммуникацией.
Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, включающий в себя процессы коммуникации (обмен информацией), интеракции (обмен действиями) и социальной перцепции (восприятие и понимание партнера).

3. Факторы развития личности.


Наследственность (анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип и пластичность нервной системы, динамизм и скорость нервных реакций, безусловные рефлексы) – способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Но существуют биологические свойства, которые отличают одного человека от другого – природные задатки (индивидуальные, генетически закрепленные свойства, определяющие анатомо-физиологическую предрасположенность к различным видам деятельности). Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека обусловлено условиями его жизни в обществе, то есть внешними факторами. У человека в процессе общественной жизни и деятельности на основе природных задатков формируются способности – индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.
Окружающая среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека:
географическая среда (разнообразные природно-климатические условия и ресурсы), социальная среда (государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, культура, литература, искусство, средства массовой информации), культурная среда (культура общества), среда окружения (семья, родственники, друзья, одноклассники).
Воспитание – целенаправленный, педагогически организованный процесс формирования качеств и свойств личности, развития ее способностей. Оказывает формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений, вносит определяющие коррективы в устойчивость природных наследственных особенностей.
Активность – вид деятельности или деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приемами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. Активность личности рассматривается в двух аспектах – физическом и психическом.
В итоге результат развития личности зависит от согласованности действия нескольких факторов и, прежде всего, от наследственности, среды, воспитания и активности.

4. Человеческий капитал


Понятие «человеческий капитал» заключает в себе совокупность компетенций, знаний, умений, навыков для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества.
Его составляющими являются интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
В современном понимании человеческий капитал – это определяющий критерий экономического развития, эффективности экономики и повышения конкурентоспособности. Впервые это понятие было сформулировано Теодором Шульцом в 1961 году (человеческий капитал как совокупность знаний и навыков, которыми обладает человек) и далее развито его последователем Гэри Бэккером, который обосновал эффективность экономического подхода к человеческому поведению.
Шестакова, И. Г. Человеческий капитал как ресурс / И. Г. Шестакова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2014. – № 2 (18). – С. 37-42.
Хмелева, Г. А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона : монография [Текст] / Г. А. Хмелева. – Самара : Изд-во САГМУ, 2012. – 167 с.
Человеческий капитал - результат разных видов деятельности человека, которая не может быть делегирована третьим лицам, – получение образования, трудовых навыков и т. д., а затраты на приобретение знаний и умений расцениваются при этом как инвестиции, формирующие капитал, приносящий впоследствии его владельцу регулярную прибыль в виде более высокого заработка, престижной работы, повышения социального статуса и т. д.


Механизмом формирования человеческого капитала является инвестирование в человека, то есть целесообразные вложения, способствующие получению и увеличению доходов и производительности труда.
Инвестиции в человеческий капитал повышают квалификацию, способности и производительность труда человека.
Выделяют 3 вида инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование (общее, специальное, формальное, неформальное);
- расходы на здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий);
- расходы на мобильность (миграция с территорий с относительно низкой производительностью на территории с высокой).
Основными компонентами инвестиций в человеческий капитал принято считать способность к работе, здоровье и квалификация. Ряд зарубежных исследователей предлагают рассматривать компонентом инвестиций и затраты, связанные с мотивацией к повышению качества труда. В последнее время множество исследований посвящено расходам на фундаментальные научные разработки как инвестициям в человеческий капитал: помимо создания интеллектуальных новаций в процессе развития науки, формирования новых технологий производства и способов потребления, происходит преобразование человека как субъекта, выступающего носителем новых способностей и потребностей.
Корчагин, Ю. А. Широкое понятие человеческого капитала [Электронный ресурс] / Ю. А. Корчагин. – Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22 (дата обращения: 05.01.2019).


Человеческий капитал рассматривается как многоуровневая модель развития.
Свое начало он берет с познания, поведения, обучения, умений, затем усиливается под воздействием среды и проявляется как коллективное явление – человеческий капитал организации, национальный человеческий капитал, наднациональный человеческий капитал:
1-й уровень – индивидуальный (индивидуальный человеческий капитал);
2-й уровень – микроуровень (человеческий капитал организации);
3-й уровень – мезоуровень (региональный человеческий капитал);
4-й уровень – макроуровень (национальный человеческий капитал);
5-й уровень – глобальный (наднациональный (глобальный) человеческий капитал).


Индивидуальный человеческий капитал – это накопленный запас знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющие получать дополнительные доходы и блага и включающие личные качества человека, определяющие их потенциал и значение в обществе или организации.
Навыки, приобретаемые человеком, являются формой капитала – индивидуального человеческого капитала. Они приобретаются через преднамеренные инвестиции в образование. Величина человеческого капитала зависит от производства знаний.


Человеческий капитал организации – запас знаний внутри организации для обеспечения инноваций, производительности, качества и компонент (идеи, технологии, ноу-хау, оборудование, научные исследования) для конкурентной борьбы.
Человеческий капитал организации создается с помощью сотрудников, их врожденных и приобретенных знаний, навыков, способностей, таланта и компетенций, поэтому он представляет собой совокупную стоимость, которую создают сотрудники компании в соответствии со своими знаниями, умениями, опытом, возможностями, используя ресурсы организации. Человеческий капитал организации создает другие формы капитала и является источником конкурентного преимущества.
Выделяются три фактора в достижении конкурентного преимущества: инновационность, качество и стоимость лидерства.
Бухвальд Е. М., Виленский А. В., Мальгина И. В. Стратегия малого и среднего предпринимательства России до 2030 года: новые перспективы и новые проблемы // Проблемы управления (Минск). 2016. – № 4(61). – С. 42–50.


Региональный человеческий капитал – запас знаний и навыков населения региона для конкурентоспособности региона и его росту в будущем, основан на общественном сознании, социально-политическом развитии, отражается в высоком уровне образования, профессиональной подготовки, квалификации населения региона.
Дефицит регионального человеческого капитала – это фактор сокращения инвестиций в экономику региона и, как следствие, экономический спад, поэтому сохранение высококвалифицированного персонала – одна из проблем удержания регионального человеческого капитала.
Формирует рынок динамически конкурентоспособная экономическая среда, которую создают инновационные регионы.
Наличие региональных активов знаний обеспечивает инновационность региона.


Национальный человеческий капитал – человеческий капитал страны, часть инновационных трудовых ресурсов, конкурентоспособные и высокопроизводительные знания, инновационная система, интеллектуальный капитал и инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности и экономики, являющийся основной частью ее национального богатства.
Величина национального человеческого капитала – это сумма человеческого капитала всех людей.
Национальный человеческий капитал является главным фактором развития экономики и общества.


Наднациональный (глобальный) человеческий капитал – сочетание образования, опыта, личных качеств и компетенций, которые представлены рабочей силой мира, способствующих развитию мировой экономики.
Понятие «рабочей силы» в качестве важных активов, экономической ценности, приводит к политике развития международными организациями менее развитых стран.
Концепция глобального человеческого капитала сравнивает и оценивает показатели количественных значений рабочей силы в разных странах.
Глобализация экономики формирует наднациональный, глобальный уровень развития человеческого капитала.
Глобализация человеческого капитала стимулирует организации к инновациям, преобразованиям практики управления человеческим капиталом.


Формирование человеческого капитала может быть осуществлено путем инвестиций в образование, здравоохранение, укрепление условий жизни, гражданских прав. Выгоды от образования и других форм инвестиций в человеческий капитал могут иметь как финансовый, так и моральный характер: более высокие заработки в будущем, широкий доступ к перспективной работе, высокий престиж профессии.
Затраты на инвестиции в человеческий капитал включают: прямые (плата за обучение и другие расходы на образование, смена места жительства и работы); косвенные или альтернативные издержки (упущенные заработки); моральный ущерб.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей:
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал зависит от продолжительности трудоспособного периода.
2. Человеческий капитал способен накапливаться и умножаться.
3. Доходность человеческого капитала повышается до ограниченного верхней границей активного трудоспособного возраста предела, а потом снижается.
4. Обоюдный множительный эффект: в процессе обучения улучшаются и возрастают способности и у обучаемого, и у того, кто обучает.
5. Вложениями в человеческий капитал считаются только общественно целесообразные и экономически необходимые.
6. Виды и характер вложений обусловлены историческими, национальными и культурными особенностями и традициями.
7. Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными с точки зрения отдельного человека и с точки зрения всего общества.
Источниками инвестиций в человеческий капитал может быть государство (федеральное, региональное, муниципальное), негосударственные общественные фонды и организации, отдельные фирмы, международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

5. Потенциал личности


Потенциал – это набор характеристик сотрудника, которые прогнозируют его успешность в решении новых для него профессиональных задач в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это соотношение свойственных сотруднику качеств и требований должности в будущем с учетом возможностей личностного роста и препятствий к нему в долгосрочном периоде.
В определение потенциальности входят параметры:
Осознание себя. Человек адекватно оценивает свои сильные стороны и зоны роста, открыт к обратной связи, запрашивает ее. Критику воспринимает конструктивно, замечания руководителя переводит в задачи.
Ориентация на результат. Сотрудник фокусирует себя на целях компании, бизнеса. Мыслит стратегически – планирует работу таким образом, чтобы шаг за шагом прийти к результату. Сотрудники, ориентированные на результат, – это системные и структурированные люди, у них есть план и прописаны задачи. Руководители, ориентированные на результат, ведут команду, мотивируют их, помогают достичь целей.
Готовность к изменениям. Эти люди любят эксперименты, а риск воспринимают как новые возможности. Сотрудники, которые умеют принимать правила компании, при этом предлагать оптимизацию и вносить новые идеи – являются огромным ресурсом. Предлагая новое, они готовы к сопротивлению и неприятию со стороны руководителей, коллег, подчиненных. При этом потенциальные сотрудники воспринимают сопротивление не как конфликт, а как диалог. Они готовы аргументировать свою позицию, имеют доказательную базу, либо видение.
Социальная адаптивность. Навыки эмоционального интеллекта играют огромное значение в карьерном и профессиональном росте. Люди с высоким индексом социальной адаптивности обладают набором поведенческих паттернов, которые делают их «удобными» и комфортными в команде. Они умеют ловко координировать социальные потоки, договариваться. Они легко сходятся с любыми коллегами, адаптируются к разным условиям работы, к новым правилам игры. Социально адаптивные сотрудники умеют управлять конфликтами – не избегают их, не замалчивают сложности, не провоцируют открытые конфликты сами. С уважением относятся к себе и коллегам.
Интеллектуальный потенциал. Сотрудники с высоким интеллектуальным потенциалом любознательны и любопытны. Они глубоко проникают в проблемы, доходят до самой сути. Умеют переводить со сложного языка на простой и понятный. Обладают навыком раскладывать комплексные проблемы на понятные задачи и решать их. Они находят общности и параллели, понимают причинно-следственные связи.


Работа по оценке потенциала – это системная деятельность, специалист, который занимается оценкой должен обладать навыками анализа и уметь структурировать информацию.
Начать можно с простого – с изучения себя – и пройти матрицу «Окно Джохари». «Окно Джохари» представляет собой таблицу или квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых – часть информации о человеке, передаваемая во время общения. Этот тест показывает, насколько хорошо человек знает самого себя, и помогает понять, как к нему относятся окружающие. Во всем мире этот тест известен как один из способов познать себя, наладить общение с близкими или улучшить понимание в коллективе.
Какой Я?


Квадрат № 1 – под названием «Открытое» – содержит информацию о человеке, известную как ему самому, так и другим. Когда люди обмениваются информацией и понимают друг друга, их взаимоотношения улучшаются. Чем больше площадь этого квадрата, тем больше информации об индивидууме известно, тем эффективнее, продуктивнее и взаимовыгоднее будут отношения между людьми.
Квадрат № 2 называется «Слепое пятно» и включает информацию, известную другим, но неизвестную самому индивидууму. Чем больше площадь этого квадрата, тем сложнее достигнуть взаимопонимания.
Квадрат № 3 называется «Скрытое» и включает информацию о себе, т. е. известную индивидууму, но неизвестную другим. Это затрудняет общение, поскольку дает односторонние преимущества индивидууму, позволяет скрыть негативную информацию от окружающих. Есть информация, которой люди не спешат обмениваться просто потому, что не считают ее важной, но гораздо чаще информация не распространяется из-за желания получить таким образом влияние или приобрести контроль над ситуацией.
Квадрат № 4 «Неизвестное» – содержит информацию, неизвестную ни индивидууму, ни окружающим. Именно за счет сокращения его площади при желании можно повысить эффективность коммуникаций.
В процессе своей жизни человек, как правило, стремится расширить открытую зону и сузить остальные. Это позволяет ему быть более гибким и свободным, поскольку разнообразные занятия требуют различных качеств для успешной реализации.

6. Ресурсы человека


Объективные ресурсы
Объекты, которыми человек обладает. Объективные ресурсы, могут быть разделены на материальные (доход, дом, транспорт, одежда и др.) и нематериальные (информация, социальные связи). Часть материальных ресурсов может принадлежать семье и передаваться по наследству, другая часть ресурсов является результатом деятельности индивидуума
Социальные ресурсы
Социальные статусы, которые обеспечивают доступ к остальным ресурсам (должность, звание, имидж, позиция в обществе). Эти ресурсы формируются в процессе взаимодействия с социумом на разных этапах жизненного пути: в процессе обучения (посещение образовательных учреждений), в ходе профессиональной деятельности, неформального общения. Для формирования данных ресурсов требуется достаточно продолжительное время
Личностные ресурсы
Персональные характеристики индивидуума (оптимизм, жизнестойкость) являются фундаментальными компонентами, играют первостепенную роль в процессе целеполагания; без них не возможно получение результата
Энергетические
Ресурсы, наличие и правильное распределение которых способствует приобретению других ресурсов (время, деньги и знания). Время и деньги являются универсальнымиресурсами, которые можно конвертировать в любые другие. Например, можно потратить время, чтобы приобрести какие-то знания, навыки, или заработать деньги, а можно потратить деньги и нанять себе помощника, сэкономив таким образом свое время


Ресурсы могут пребывать в двух состояниях: актуальном и потенциальном.
Актуальные – это те ресурсы личности, которые увеличивают вероятность преодоления трудностей и реализацию поставленных целей, практически являясь «сильной стороной» личности.
Потенциальные личные ресурсы – это качества, имеющиеся у человека, но невостребованные в данной ситуации, не соответствующие реалиям внешней среды.
Например, если вы работаете в международной фармацевтической компании, имеющей тесные партнерские связи с европейскими фирмами, тогда знание английского языка – это ваш актуальный ресурс. Умение хорошо готовить – для вашей работы является вашим потенциальным ресурсом, который может быть задействован в будущем, но не в данной компании.

Эффективное управление ресурсами предполагает:


концентрацию ресурсов на жизненно важных целях и своей мечте. Это означает определение приоритетов в расходовании дефицитных ресурсов (например, финансов и времени);
накопление ресурсов посредством использования собственного опыта и заимствования внешних ресурсов. Каждый успех или неудача – это возможность для обучения и получения нового знания. Заимствование предполагает накопление ресурсов посредством совместной деятельности, сотрудничества и других способов кооперации;
сохранение ресурсов. Стремление сохранить и приумножить ресурсы является мощным мотиватором личности. Принципы сохранения ресурсов (С. Хобфолл): предотвращение потери ресурсов, инвестирование, обеспечение доступности.


По мнению С. Хобфолла, гораздо сложнее предотвратить потерю ресурсов, чем приобрести новые ресурсы. Так, установить новые социальные контакты, особенно используя возможности социальных сетей, совсем не сложно. Однако чтобы сохранить контакты, потребуются достаточные усилия. Да и «качество» старых друзей несопоставимо выше. Потеря значимого ресурса приводит к потере других, запуская нисходящую воронку потерь. Потеря работы может привести к потере статуса, дохода, социальных контактов и т. д.
Чем ощутимее потери, тем значимость приобретений играет большую роль для снижения стресса, то есть происходит мобилизация ресурсов и возрастает вероятность их приобретения.
Необходимо инвестировать в поддержание качества жизни и личного благополучия с целью приобретения ресурсов и предотвращения потерь. Недостижение целей связано либо с нехваткой ресурсов, либо с неумением или нежеланием ими воспользоваться. Иногда чрезмерная концентрация на сохранении ресурсов приводит к неспособности инвестирования для прекращения потерь.
Необходимо инвестировать в ключевые ресурсы(знание, навыки, имидж, связи), которые способствуют достижению целей, но при этом их трудно скопировать или отнять; в свое развитие и в то, чтобы приобрести новые ресурсы, такие, которые будут генерировать новые ресурсы сами по себе.
Семья, социальное окружение, учебные заведения являются важнейшими детерминантами, обуславливающими социальное положение человека в обществе и условиями для обеспечения доступа к необходимым ресурсам. В наиболее выгодном положении находятся те, кто имеет доступ к ресурсам в силу своего рождения. Имеющиеся ресурсы способствуют их дальнейшему приобретению (знание иностранного одного языка позволяет быстро освоить второй иностранный язык), тогда как недостаток ресурсов может способствовать их дальнейшей потере (недостаток волевых качеств, финансовых средств для ведения здорового образа жизни и профилактики заболевания может привести к обострению хронических заболеваний и развитию новых болезней).
Личностные ресурсы – персональные характеристики индивидуума, позволяющие достигать поставленных целей. Сильные стороны личности – это ресурсы личности, способствующие эффективному достижению цели и находящиеся в актуализированном состоянии.
Компетенции – навыки и умения, способствующие эффективному управлению ресурсами в условиях неопределенности среды для реализации намеченных целей; позволяют генерировать новые ресурсы сами по себе.

7. Я как проект!


«Человек есть не что иное, как проект самого себя»
Жан-Поль Сартр
Чтобы перейти к более интересной и желаемой жизни, необходимо осознать тот факт, что вы и есть ваш проект и вы – генеральный директор своей жизни. Получить от жизни карьерный рост, успешный бизнес, финансовую независимость или другие какие-то, свои, жизненные ценности возможность есть всегда.
Человек идет к конкретной цели и предпринимает необходимые действия на пути. Прилагая усилия, он воплощает свои желания. Став для себя генеральным директором, вы должны понять, что у вас уже есть основные ресурсы для достижения результата, вам лишь надо заставить их работать на вас. Эти ресурсы являются вашими подчиненными: уверенность, целеустремленность, энергия, время, деньги, сосредоточенность.


Если вспомнить пирамиду потребностей А. Маслоу, то сразу понятна суть достижения цели: человек, достигший высот собственной самореализации, счастлив уже тем, что просто есть и способен быть в гармонии с другими и с собой. Способность к творческому обмену с другими людьми делает жизнь яркой и насыщенной.


В словарях понятие «ответственность» определено как отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Гораздо труднее дать определение термину «личная ответственность». Из-за отсутствия унифицированного понятия у термина теряется моносемантичность. Поэтому под личной или индивидуальной ответственностью в исследованиях подразумевается следование индивидуальным установкам; реализация целей.
Индивидуальную ответственность можно и нужно развивать. Для этого:
Осознайте твердую необходимость.
Планируйте деятельность.
Рассчитывайте свои собственные силы.
Берите посильные нагрузки.
Прогнозируйте результаты.
Находите время для восстановления сил.
Планируйте финансы.
Заботьтесь о здоровье.
Учитывайте удовлетворение собственных потребностей.
Общайтесь с позитивными людьми.
Стремитесь к реализации целей.
Не отступайте от цели.
Заботьтесь о себе.
В итоге индивидуальная ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью.
Помимо индивидуальной ответственности необходима целостность личности. Целостность личности – это единство духовного, морального и физического совершенства.


В психологии понятие «целостность личности» объясняется гармонией личности и равновесия. Также термин раскрывает процесс поиска душевной гармонии. В педагогике понятие реализовывается в категории «всесторонне развитая личность».
Одним из первых ученых, наиболее полно изучивших данное понятие, был З. Фрейд, который ввел в научный оборот следующие целостности: супер-эго, бессознательное, комплексы, паттерны повторения, сны.
В современной науке целостность рассматривается в двух измерениях – в горизонтальном и вертикальном. Горизонтальное измерение – отношения индивида с миром (коммуникативное взаимодействие личности с социумом), вертикальное – единство внутри личности.
В философии целостность личности связана с неповторимостью и уникальностью. Осознание индивидуальной целостности у личности осуществляется благодаря принятию опыта сообщества и культурных традиций общества в целом.
Характеристика целостности личности:
1) развитое самосознание, преодолевающее внутренние и внешние противоречия на основе общечеловеческих ценностей;
2) духовность как качество, которое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия – в поступки;
3) социальная зрелость, т. е. способность принимать самостоятельные решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами;
4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, основными элементами которого выступают патриотические и интернациональные чувства в их гармоническом единстве;
5) совесть как внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутренний голос и глубже понимать возможности собственного Я;
6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития).
Благодаря самореализации личность создает свою модель самоопределения и таким образом приближается к осознанию и отображению собственной целостности.


Целостное включение человека включает составляющие:
целостность (конструирование), персональный навигатор (самопроектирование), расстановка приоритетов (самоорганизация)

Виды личностных проектов:


Социально ориентированный проект, базирующийся на принятых в социуме образцах и стандартах, возникает на уровне социализации. В нем происходит навязывание человеку систему категорий, которыми он должен структурировать и измерять событийное течение собственной жизни.
Личностно ориентированный проект, базирующийся на процессах самоинтерпретации и самопонимания, является уникальным для каждого человека, достигшего личностного уровня развития. Он связан с активизацией процессов самоинтерпретации и самопонимания, задает собственный вектор развития и линию личностных трансформаций.
Альтернативный проект, предполагающий создания замысла себя желаемого, идеального, – это круг вероятностно значимого, в котором задумываются идеальные пути саморазвития, выбираются желаемые и предпочитаемые стратегии самореализации.


Я как проект поможет в профессиональной сфере перейти с уровня моно-специалист (в одной сфере деятельности) на уровень мульти-специалиста (во многих сферах деятельности). Этот личностный рост может быть достигнут при совершенствовании знаний, компетенций и саморазвития (рис. 11).
Рисунок 11 – Переход от моно-специалистов к мульти-специалистам

Модель эмоционального цикла перемен (Д. Келли и Д. Коннор )


Эмоциональный цикл перемен состоит из пяти стадий:
Эмоциональный цикл перемен (Келли-Коннор):
- стадия неинформированного оптимизма (человек сначала испытывает воодушевление, представляя себе, насколько ему будет жить лучше после изменения);
- этап информированного пессимизма (встречаясь с первыми сложностями, возникает мысль вернуть все, как было);
- точка отчаяния (становится труднее, награда уже не кажется такой привлекательной, а текущее состояние кажется все более тяжелым);
- информированный оптимизм (становится легче, человек начинает осваивать новый тип поведения, появляется ощущение, что цель по силам, несмотря на существующие препятствия);
- успех и самореализация (новый образ жизни, новая привычка).

8. Жизненная стратегия личности в современном обществе.


Понятие «жизненная стратегия» рассматривается как способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего; как способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной.
М.М. Зонис, Ф.А. Казин, А.Л. Мальчукова, Е.В. Оленина, А. Г. Причисленко. Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе.– СПб: Университет ИТМО, 2016. – 109 с.


Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Эти типы основаны на обобщенных представлениях к чему люди стремятся в жизни. Суть этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Основа стратегии благополучия – рецептивная («потребительская») активность. Основа стратегии успеха – мотивационная («достиженческая») активность. Основа стратегии самореализации – творческая активность.
В основном концепцию жизненной стратегии рассматривают как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо.
М.М. Зонис, Ф.А. Казин, А.Л. Мальчукова, Е.В. Оленина, А. Г. Причисленко. Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе.– СПб: Университет ИТМО, 2016. – 109 с.


Типы жизненных стратегий разделяются по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
1) творческая уникальность – отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;
2) пассивная индивидуальность – представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;
3) активная типичность – отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;
4) пассивная типичность – характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.


Психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления: материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.
Для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации, по отношению к другим людям:
1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь;
2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» – жизнь – это борьба за существование;
3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы.
Иная точка зрения на типологию жизненных стратегий рассматривает жизненные стратегии как способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов: 1. Прекращение всяких попыток борьбы. 2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. 3. Преодоление конфликта.



написать администратору сайта