Главная страница

рабочая программа. Рабочая программа Основы метеорологии и климатологии. Коровина Ирина Александровна преподаватель специалист дисциплин общепрофессионального цикла осп славяносербский техникум лнау рабочая программа


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеКоровина Ирина Александровна преподаватель специалист дисциплин общепрофессионального цикла осп славяносербский техникум лнау рабочая программа
Анкоррабочая программа
Дата24.02.2021
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРабочая программа Основы метеорологии и климатологии.doc
ТипПрограмма
#179053

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: практикум.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: 02_Лущик Ольга Александровна. Оценивание..тностно-ориентированны, Писковацкая Ирина преддипломая.doc, Югринова Ирина дневник.docx, ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА.pdf, Порядок допуска к медицинской деятельности. Сертификация специал, Реквизиты ИП Евменова Юлия Александровна.pdf, Лобач Анна Александровна 306 группа 2 тема Пропедевтика.docx, Ответы специалист в сфере закупок контроль знаний 1.1.docx, контр 1 Обосновать функции специалистов психолого.docx, Статистика-Нагорнюк Наталья Александровна.docx

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

СЛАВЯНОСЕРБСКИЙ ТЕХНИКУМ
ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины
ОСНОВЫ МетеорологиИ и климатологиИ
общепрофессионального цикла

образовательной программы подготовки

специалистов среднего звена по специальности
20.02.01 Рациональное использование природоохранных комплексов


Славяносербск, 2020 г.

Рассмотрено и согласовано цикловой комиссией

гидромелиоративных и экологических дисциплин
Протокол №___ от «___»_______2020г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, примерной программы «Основы метеорологии и климатологии» (приказ от 19.06.2020г. № 6170-од МОН ЛНР) по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Председатель цикловой комиссии

_____________ И.С. Шульженко
Заместитель директора по учебной работе

_____________ С.В.Визир

Составитель:

Коровина Ирина Александровна


преподаватель специалист дисциплин общепрофессионального цикла ОСП Славяносербский техникум ЛНАУ








Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №__ заседания ЦК от «___»__________ 20__г.

Председатель ЦК __________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №__ заседания ЦК от «___»__________ 20__г.

Председатель ЦК __________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №__ заседания ЦК от «___»__________ 20__г.

Председатель ЦК __________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №__ заседания ЦК от «___»__________ 20__г.

Председатель ЦК __________________

СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 11 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы метеорологии и климатологии

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) - является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, укрупненная группа - 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Овладение теоретическими основами и практическими навыками, которые необходимы при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Метеорология и климатология» студенты должны:

Знать:

  • организацию работы метеорологической службы;

  • принципы работы метеоприборов;

  • формирование состояния погоды;

  • влияние погоды на климат в регионе;

  • методы установления гидрологического режима водных объектов.

Уметь:

  • пользоваться метеоприборами;

  • производить обработку данных метеостанций;

  • определять среднее количество выпавших осадков;

  • классифицировать вид погоды;

  • проводить наблюдения за погодными явлениями;

предвидеть возможные сценарии изменения климата.


1.3. Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы)1


№ п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные

знания, умения

№, наименования темы

Количество

часов

Обоснование включения в программу

1

















1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:2

всего 54 часа, в том числе

максимальной учебной нагрузки обучающихся 54 часа,

включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 40 часов

самостоятельной работы обучающихся 14 часов.

2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности и приобретение компетенций:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

 Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 4.1

Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.

 Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план учебной дисциплины ОП.10. Метеорология и климатология


Коды

компетенций

Наименование

тем

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы

и практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

курсовая работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 3.4

ОК 1, 2 , 5, 8, 9

Тема 1. Общие сведения о метеорологии.

4

4













Тема 2. Солнечная радиация.

6

4

2




2




Тема 3. Температура воздуха и почвы.

4

2







2




Тема 4. Осадки.

8

6

2




2




ПК 1.1.-1.3.

ОК 1, 2 , 5, 8, 9

Тема 5. Влажность воздуха и вода в почве

4

4
















Тема 6. Испарение с поверхности воды и почвы.

6

4

2




2




ПК 5.1=5.5

ОК 1, 2 , 5, 8, 9

Тема7. Ветер.

6

2







4




Тема 8. Климатообразующие факторы

4

4













Тема9. Прогнозы погоды.

6

4







2




Тема10. Картографическое обеспечение государственного кадастра недвижимости.

4

4

2










Тема 11. Всемирная служба погод.

2

2













ВСЕГО

54

40

8




14





3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине

ОП.10. Метеорология и климатология


Наименование разделов и тем

учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрены)

Объем

часов

1

2

3

Тема 1. Общие сведения о метеорологии и климатологии


Содержание

4

1. Климатология и метеорология как наука, связь с другими науками.

Самостоятельная работа обучающихся

История развития метеорологии.

Тема 2. Солнечная радиация.

Содержание

4

1. Понятие о солнечной радиации. Интенсивность солнечной радиации.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тепловая и температурная конвекции.

Практические занятия

2

Методика установления тепловой и температурной конвекции.

Тема 3. Температура воздуха и почвы.

Содержание

2

1. Приборы для измерения температуры воздуха.

2. Измерение температуры почвы.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение принципа работы приборов для регистрации радиации и температуры воздуха и почвы.

Тема 4. Осадки

Содержание

6

1 Виды осадков и ливни.

2. Приборы для измерения осадков.

3. Способы вычисления количества осадков.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Снежный покров и запасы воды в нем.

Практические занятия

2

Определение среднего количества осадков методом изогиет.

Тема 5. Влажность

1


2


3

воздуха и вода в почве

Содержание

4

1. Виды влажности в атмосфере.

2. Приборы для измерения влажности воздуха и воды в почве




Практические занятия




Изучение круговорота воды в природе.

Тема 6. Испарение с поверхности воды и почвы.

Содержание

4

Специфические особенности испарения воды с поверхности воды и почвы.

Практические занятия

2

Приборы для регистрации величины испарения с поверхности воды и почвы.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Суммарное испарение.

Тема 7. Ветер

Содержание

2

1. Давление воздуха и приборы для его регистрации.

2. Приборы для определения направления и скорости ветра.

Самостоятельная работа обучающихся




Движение воздушных масс и их виды: пассаты, муссоны, бризы, торнадо, смерчи.

Практические занятия

4

1. Изучение принципа работы приборов для измерения влажности воздуха.

2. Испарения и скорости ветра.

Тема 8. Воздушные массы их формирование и трансформация

Содержание

4

1. Виды движения воздушных масс над сушей и океаном.

2. Линия фронта движения воздушных масс.

Практические занятия




Изучение принципа работы прибора по определению высоты облачности и вида облаков.

Тема 9. Климатообразующие факторы

1

Содержание

4

1. Классификация погод. Микроклимат. Изменчивость климата.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Парниковый эффект и методы борьбы с ним.

Практические занятия

2

3

2




Изучение классификации состояния погод.




Тема 10.

Прогнозы погоды

Содержание

4

1. Климат прошлого. Возможные сценарии изменения климата.




Самостоятельная работа обучающихся

Классификация погод.

Тема 11. Всемирная служба погод


Содержание

2

1. Космические наблюдения за погодными явлениями.

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт




Всего часов:

40


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Примерные требования к материальноехническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Метеорология и климатологии». Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы метеорологии и климатологии»:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся;

комплект учебно – методической документации;

наглядные пособия и презентации;

комплект тестовых заданий;

приборы, макеты, плакаты;

справочно-информационная литература;

бланковый материал;

компьютерные средства и специализированное программное обеспечение
Технические средства обучения:

компьютер с мультимедийным оборудованием;

обучающие видеофильмы;

топографические и тематические карты и планы.

4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности

Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Экология», «Основы гидрологии», должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Основы гидрологии» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим занятиям и т.д.

промежуточный контроль: экзамен, дифференцированный зачёт
4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

4.4 Информационное обеспечение обучение. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

1. Алисов, Б.П. Климатология : Учебник / Б.П. Алисов, П.А. Полтораус. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. – 300 с.

2. Хромов, С.П. Метеорология и климатология: Учебник / С.П. Хромов, М. А. Петросянц. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во “КолосС”, 2004. – 582 с.

3. Астапенко, П.Д. Вопросы о погоде. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1982. – 240 с.

4. Атлас облаков. – С-Пб.: Гидрометеоиздат, 1993. – 276 с.

5. Фокин А.Д., Лурье А.А., Торшин С.П. Сельскохозяйственная радиология. – М.: Дрофа, 2005.

6. Изменение климата, 2001 г. Обобщенный доклад / Редакторы: Р.Т. Уотсон и основная группа авторов МГЭИК. – Женева, 2003. – 220 с.

7. Конспект лекций по курсу «Метеорология и климатология» для студентов спец. 7.07.0801 «Экология и охрана окруж. среды» / Сост.: Н.Б. Куцкая. – Рубежное, 2002. – 167 с.

8. Матвеев, Л.Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы / Л. Т. Матвеев. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984. – 725 с.

9.Метрология, стандартизация и сертификация/[А. И. Аристов, Л. И. Карпов, В. М. Приходько, Т. М. Раковщик]. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.

10.Метрология, стандартизация и сертификация в машинностроении: /[С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов]. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288с.  

11.Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Высшая школа, 2012.

12.Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технически измерения. – М.:  Высшая школа, 2010.

13.Стандартизация и сертификация в сфере услуг: /[А. В. Раков, В. И. Королькова, Г. Н. Воробьева и др.]. – М.: Мастерство, 2012. – 208 с.

Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://geography.su

2. http://www.sciencedirect.com

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/metr/index.php.

4. http://www.xumuk.ru/ssm/.

5.http://fictionbook.ru/author/v_s_alekseev/metrologiya_standartizaciya_i_sertifikac/read_online.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. Метеорология и климатология

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

организацию работы метеорологической службы;

принципы работы метеоприборов;

формирование состояния погоды;

влияние погоды на климат в регионе;

методы установления гидрологического режима водных объектов.



Оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ, при выполнении индивидуального задания



Тестирование;

устный и письменный

опрос;

анализ выполнения домашнего задания

Уметь:

пользоваться метеоприборами;

производить обработку данных метеостанций;

определять среднее количество выпавших осадков;

классифицировать вид погоды;

проводить наблюдения за погодными явлениями;

предвидеть возможные сценарии изменения климата.



Оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ, при выполнении индивидуального задания



Оформление отчетов по практическим занятиям. Оценка выполнения практических занятий.




1 –пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы;

2 данный пункт заполняется образовательным учреждением (организацией) самостоятельно в соответствии с учебным планом


написать администратору сайта