Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое материя и что такое идеальное

  • Каковы основные фундаментальные свойства бытия

  • Раскройте основные концепции пространства и времени

  • Что такое диалектика Назовите основные законы диалектики

  • Тестирование Вопрос 1

  • о бытии как таковом; о духовной культуре общества и человека; Вопрос 2

  • первоначало. Вопрос 3

  • прогресс; Вопрос 4

  • причинность; детерминизм; дуализм; синергия; Вопрос 5

  • о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений; о непознаваемости мира; Вопрос 6

  • учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

  • Вопрос 7

  • Философия. Афанасенко А. В. гр Э-131 Философия. Контр вопросы и ответы. Контрольные вопросы Категория бытия и сознания и их фундаментальные свойства


    Скачать 25.09 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Категория бытия и сознания и их фундаментальные свойства
    АнкорФилософия
    Дата13.04.2021
    Размер25.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАфанасенко А. В. гр Э-131 Философия. Контр вопросы и ответы.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #194309

    Подборка по базе: Алтынбаев Салават 4307. Ответы на контрольные вопросы 5.docx, Эпид вопросы.doc, Контрольные вопросы к экзамен СМППБ.docx, БД экзамен вопросы (1).docx, Основные вопросы.docx, Тестовые вопросы к разделу 2.docx, Проблема бытия.docx, Проблемные вопросы для обсуждения по ИГПР.docx, Тестовые вопросы к разделу 1.docx, Общие вопросы (1).docx

    Афанасенко Анна Вадимовна гр. Э-131

    Контрольные вопросы

    «Категория бытия и сознания и их фундаментальные свойства»

    1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции

    Бытие - наиболее широкая философская категория. Бытие – это все то, что существует тем или иным способом. Все существующее можно подразделить на два вида: материальное бытие, материя и духовное бытие, дух, идея.

    Материю отождествляли с конкретным веществом или группой веществ (Античность). В этот же период ее уже понимали и как абстракцию типа гомеомерий (У Аристотеля – это элементарное начало, мельчайший элемент всякого качества) или апейрона(У Анаксимандра – это означающее неопределенное, беспредельное и бесконечное первовещество), которые являются неопределяемым началом бытия. В Античности же было выработано мощнейшее представление о материи как атоме, т. е. о мельчайших частицах, из которых состоит все в мире. В период ньютоновско-картезианской физики материя отождествлялась с веществом или массойинертного, покоящегося вещества.

    Понятие духа (в различных вариантах, мышления, сознания) выступало либо как свойство материи, либо противопоставлялось ей как высший атрибут бытия.

    Исходя из двух фундаментальных категорий бытия (материя и дух), выделяют следующие варианты построения онтологии:

    1. Материалистическая онтология;

    2. Идеалистическая онтология;

    3. Современные представления о бытие.




    1. Что такое материя и что такое идеальное?


    Материя– это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. 

    В древней философии (Древние Индия, Китай, Греция) в основе определения материи лежало понятие материала (первоматерии), из которого "вылеплены" все вещи. В античной философии первые попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного отождествления материи со стихиями, с водой (Фалес) или воздухом (Анаксимен). Анаксимандр понял, что нельзя одно из существующих веществ принять за материю как таковую. Он перенес бытие первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое, логически первоначальное вещество (апейрон, букв. с греч. бесконечное) с единственным качеством - быть первовеществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, и как силу, источник непрерывного изменения. Диалектическая натурфилософия (философия природы) Гераклита была одной из первых форм решения проблемы единства материи и как "материала" и как источника движения.

    Идеализм - философская система или доктрина, фундаментальным объясняющим принципом которой является идея, в частности идеал. В философии сложилась устойчивая тенденция считать идеализм альтернативой материализму. Если материализм подчеркивает пространственное, телесное, чувственное, фактическое, то идеализм делает ударение на внепространственном, нетелесном, сверхчувственном.

    Субъективный идеализм утверждает, что природа есть проекция конечного человеческого ума и не имеет самостоятельного, реального существования. Объективный идеализм отождествляет природу с мыслью или деятельностью некоего мирового, или абсолютного, ума.


    1. Каковы основные фундаментальные свойства бытия?




    1. Соотношение части и целого: принцип системности.

    Бытие вещей, которые могут быть простыми, а могут быть и чрезвычайно сложными по своему составу и строению, их собственная включенность в различные природные и культурные образования более высокого уровня – все это с необходимостью ставило перед онтологической мыслью важные вопросы о соотношении целого и частей, о различных видах целостности, существующих в мире.

    В философии получили развитие два основных направления их решения. Одно из них было связано с тем, что любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет качество целого предмета. Сторонники другого направления исходили из того, что любой объект имеет некоторые внутренние неотъемлемые качества, которые остаются в нем даже при отделении частей. Таким образом, решая проблему существования объекта, философия оперировала категориями «часть» и «целое».

    В истории философии данные альтернативные течения известны под названиями меризм (от греч. «мерос» – часть) и холизм (от греч. «холос» – целое).

    Меризм исходит из того, что поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей не порождает качественно ничего нового, кроме количественной совокупности качеств. Целое детерминируется частями. Поэтому познание объекта есть прежде всего его расчленение на более мелкие части, которые познаются относительно автономно. А уж затем из знания этих частей складывается общее представление об объекте. Такой подход к исследованию объекта получил в науке название элементаристского, основанного на методе редукции (сведения) сложного к простому.

    Следует отметить, что подобный подход эффективен, пока речь идет об относительно простых объектах, части которых слабо взаимосвязаны между собой. Ограниченность такого подхода обнаруживается вполне очевидно, как только в качестве объекта выступает целостная система типа организма или общества. Например, никому еще не удалось объяснить специфику общественного развития путем его редукции к историческим личностям (элементарным частицам общества).

    Холизм исходит из того, что качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей, т. е. в целом присутствует некий остаток, который существует вне качеств частей, может быть, даже существует до них. Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на качества отдельных частей. Соответственно познание реализуется как процесс познания частей на основании знания о целом. Такой подход, при всей его внешней привлекательности, также часто оказывался ошибочным, ибо приводил к мыслительному конструированию указанного «остатка», который и рассматривался как главная детерминанта системы. Но сам этот остаток часто оставался неопределенным, что приводило к спекулятивным объяснениям реальных процессов.

    1. Движение.

    Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов.Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

    Античные философы милетской школы вместе с Гераклитом расценивали движение в качестве возникновения и уничтожения вещи, что можно назвать бесконечным становлением всего сущего. Согласно учению Гераклита: в одну реку нельзя войти дважды, что подразумевает собой вечное изменение мира, в котором всё течет и все меняется. Устойчивость мира уходит из понимания античной философии, принимая во внимание изменчивый характер бытия.

    Однако, это мнение опровергали следующие философы элеатской школы: Ксенофан, Парменид и Зенон, которые усматривали в бытии момент неподвижности, устойчивости. Так, Зенону принадлежит целая система доказательств того, что движения в бытии не существует. В своих апориях Зенон логически доказал эту гипотезу, а из версии реальности движения следуют логические противоречия, что привело его к выводу, что движение не имеет истинное бытие. Это основывается на гносеологической позиции представителей данной школы, которая гласит, что вещь, о которой невозможно помыслить истинно не обладает истинным бытием.


    1. Раскройте основные концепции пространства и времени


    Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны.

    Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности.

    В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно свести к двум:

    1. субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика).

    В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

    1. реляционная (Аристотель, Лейбниц).

    Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.


    1. Что такое диалектика? Назовите основные законы диалектики?


    Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

    Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Выделяют:

    1. объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире);

    2. субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики).

    Основные законы диалектики:

    1. принцип всеобщей связи и взаимодействия

    Означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    1. принцип развития

    Является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса.
    Тестирование
    Вопрос 1

    Онтология — это учение:

    • о ценностях, об их происхождении и сущности;

    • о развитии вселенной;

    • о бытии как таковом;

    • о духовной культуре общества и человека;



    Вопрос 2

    Какое из данных философских понятий возникло первым?

    • материя;

    • бытие;

    • первоначало.



    Вопрос 3
    Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:

    • деградация;

    • упадок;

    • регресс;

    • прогресс;


    Вопрос 4
    Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

    • причинность;

    • детерминизм;

    • дуализм;

    • синергия;


    Вопрос 5

    Детерминизм является учением

    • о божественной предопределенности;

    • о всеобщей познаваемости мира;

    • о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

    • о непознаваемости мира;



    Вопрос 6

    Гилозоизм — это

    • учение о природе;

    • учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

    • учение о бытии как таковом;

    • учение о мире как таковом;



    Вопрос 7

    Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?
    дух;


    • дух;

    • божество;

    • материя;

    • логос.




    написать администратору сайта