Главная страница
Навигация по странице:

  • Курс VI Студента

  • Описать технологический процесс капитального ремонта обмоток силового трансформатора ТДТГ –16000/110.

  • Выбрать приспособления и оборудование, необходимые при ремонте обмоток силового трансформатора.

  • Описать признаки неисправностей, на которые может указывать тот факт, что цвет масла изменился на более темный.

  • Написать периодичность выполнения технических осмотров трансформатора.

  • Перечислить виды испытания, которые проводятся при приемке трансформатора в ремонт.

  • Испытание сухих трансформаторов

  • Перед включением трансформаторы подвергаются прогреву или сушке

  • Измерение сопротивления изоляции обмоток трансформатора

  • Электрические испытания трансформаторов

  • Проверка силовых трансформаторов

  • Назвать меры безопасности, которые необходимо соблюдать при ремонте трансформатора.

  • Вычертить возможные группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов при схеме звезда-звезда

  • Контрольная работа. Контрольная работа По мдк 04. 01Основы электросборочных и электромонтажных работ


    Скачать 265.6 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа По мдк 04. 01Основы электросборочных и электромонтажных работ
    Дата10.05.2021
    Размер265.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа.docx
    ТипКонтрольная работа
    #203132

    Подборка по базе: Курсовая работа по технологии машиностроению.docx, Лабораторная работа Здоровое питание Назембло.docx, Математика практическая работа.docx, Информатика_практическая работа.docx, библиотека и краеведение. работа библиотек с краеведческими доку, УЧ ПРАКТИКА РАБОТА С ФОТОАП 43-45.doc, Контрольная работа.docx, Курсовая работа.docx, Дипломная работа Разработка Стандартов менеджера ресторана.docx, Практическая работа 2_1 вариант.docx

    Министерство образования и молодежной политики Рязанской области


    Контрольная работа

    По МДК 04.01«Основы электросборочных и электромонтажных работ»
    Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

    Курс VI
    Студента

    (ФИО)


    Группы №

    2019

    Содержание


    Первый вопрос 4

    Второй вопрос 7

    Третий вопрос 14

    Четвертый вопрос 15

    Пятый вопрос 16

    Шестой вопрос 18

    Седьмой вопрос 20

    Список литературы 21

    Задание

    1. Описать технологический процесс капитального ремонта обмоток силового трансформатора ТДТГ –16000/110.

    2. Выбрать приспособления и оборудование, необходимые при ремонте обмоток силового трансформатора.

    3. Описать признаки неисправностей, на которые может указывать тот факт, что цвет масла изменился на более темный.

    4. Написать периодичность выполнения технических осмотров трансформатора.

    5. Перечислить виды испытания, которые проводятся при приемке трансформатора в ремонт.

    6. Назвать меры безопасности, которые необходимо соблюдать при ремонте трансформатора.

    7. Вычертить возможные группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов при схеме звезда-звезда с выведенной нейтралью.


    Первый вопрос


    Описать технологический процесс капитального ремонта обмоток силового трансформатора ТДТГ –16000/110.

    При ремонте обмоток проверяют качество прессовки; отсутствие деформации; смещение обмоток по отношению к их нормальному положению; наличие шлама в масляных каналах; исправность паек и контактов в местах соединения отводов, а также оценивают состояние витковой изоляции целость, механическую прочность и цвет. В процессе длительной эксплуатации трансформаторов происходит некоторое ослабление осевой прессовки обмоток, которое вызвано главным образом усадкой картонно-бумажной изоляции (прокладки, витковая и концевая изоляция) из-за усыхания.

    Происходит также некоторое уменьшение осевых размеров обмоток и концевой изоляции от действия ударных сил при коротких замыканиях в эксплуатации, а также из-за того, что при прессовке во время сборки иногда не выбираются зазоры в продольной и концевой изоляции, состоящей из прессованного и клепаного электрокартона. Ослабленная прессовка обмоток при коротких замыканиях, вызывающих большие механические усилия между обмотками, особенно осевые, может привести к разрушению обмоток. Ослабление прессовки легко обнаружить, если изоляционные прокладки и детали попытаться перемещать рукой; при слабой прессовке они будут сдвигаться с места. Чтобы устранить это явление, у трансформаторов до III габарита обмотки подпрессовывают ярмовыми балками путем подтяжки гаек вертикальных шпилек.

    При значительном ослаблении прессовки иногда ослабляют затяжку балок верхнего ярма и вертикальную стяжку между верхними и нижними ярмовыми балками. При неодинаковых осевых размерах обмоток ВН и НН и плохом качестве прессовки внутренних обмоток закладывают в обмотки дополнительную изоляцию в виде разрезных колец и прокладок; тем самым выравнивают их осевые размеры. Далее прессуют обмотки вертикальной стяжкой ярмовых балок. После окончательной прессовки обмоток и затяжки ярма мегомметром измеряют сопротивление изоляции стяжных шпилек.

    Обмотки трансформаторов, не имеющих специальных прессующих устройств, подпрессовывают способом расклиновки. Он заключается в том, что в верхней части обмоток между уравнительной и ярмовой изоляциями забивают дополнительные изоляционные прокладки-клинья. Их изготовляют из предварительно высушенного прессованного электрокартона или гетинакса. Расклинивают поочередно один ряд прокладок за другим, равномерно обходя обмотки по всей окружности.

    Расклиновку производят вспомогательным деревянным клином, забивая его между прокладками одного ряда и тем самым ослабляя плотность прокладок соседних рядов, что позволяет забить между ними изоляционные клинья. Затем вспомогательный клин вынимают и расклинивают следующие ряды. Чтобы не размочалить концы забиваемых клиньев, ударяют молотком по деревянному, электрокартонному или текстолитовому бруску, подставленному к клину.

    Расклиновку обмоток производят при натянутых стропах. При этом соблюдают следующие правила: расклиновка должна быть равномерной и плотной по всем вертикальным рядам и периметру (клинья не должны перемещаться от усилия руки); столбы всех дистанционных прокладок должны располагаться строго по вертикали, не иметь смещений и искривлений, дополнительные прокладки должны входить на всю глубину основных и не быть смещены по отношению к ним, осевые размеры обмоток ВН и НН после расклиновки должны быть максимально близки друг к другу.

    Для равномерной прессовки обмоток на каждое прессующее кольцо устанавливают 4-6 винтов; у мощных силовых трансформаторов их количество увеличивают.

    Подпрессовку обмоток, имеющих нажимные винты и кольца, выполняют в такой последовательности: ослабляют гайки, предотвращающие самоотвинчивание нажимных витков, равномерно в перекрестном порядке; до отказа завинчивают винты и затягивают гайки; подтягивают крепление заземляющих перемычек, соединяющих прессующие кольца с ярмовыми балками. Предварительно заземляющие перемычки отсоединяют от ярмовых балок и измеряют сопротивление изоляции нажимных колец относительно ярмовых балок и магнитной системы.

    При ремонте обмоток осматривают витковую изоляцию и, если обнаруживают места повреждений, витки изолируют предварительно высушенной лентой из маслостойкой лакоткани ЛХММ-105, которую пропускают между витками. Если изоляция витков достаточно прочна и эластична, чтобы удобно было пропускать ленту, крайние витки в месте подизолировки осторожно раздвигают электрокартонным клином. В случае повреждения изоляции в удаленной части катушки между витками закладывают электрокартонную полоску толщиной 0,3 – 0,5 мм. В том месте, где изоляция витка восстановлена, на катушку накладывают бандаж из тафтяной ленты. Описанную операцию выполняют аккуратно, чтобы не повредить изоляцию других витков. При осмотре обмоток необходимо оценить степень старения и механическую прочность изоляции витков. Принято считать изоляцию хорошей, если она эластична, не ломается, не дает трещин при изгибе под углом 90 0 и имеет светлый цвет. Изоляцию считают плохой, когда она хрупкая и ломается при изгибе под углом 90 0, легко снимается с провода, имеет темный цвет. Трансформатор с такой изоляцией в работе ненадежен. Таблица 1 Ремонт изоляции



    Операция

    Ремонтные работы

    Пояснение

    Устранение:
    поверхностных повреждений небольших участков витковой изоляции
    ослабления прессовки
    обмоток
    незначительной деформации отдельных секций
    повреждений изоляции отвода

    Поврежденную витковую изоляцию восстанавливают путем наложения
    на оголенный провод витка
    слоя маслостойкой лакоткани ЛХСМ в полуперекрышу
    Обмотки, не имеющие
    прессующих колец, подпрессовывают
    Изоляцию отвода восстанавливают путем наложения на поврежденный участок двух слоев лакоткани шириной 25—30 мм

    Эти дефекты устраняют
    без демонтажа обмоток
    По всей окружности обмотки между уравнительной и ярмовой изоляциями
    забивают дополнительные
    прокладки из прессованного электрокартона

    Ремонт изоляции обмоток с использованием провода поврежденной катушки  

    Поврежденную изоляцию удаляют обжигом в печи при температуре 450—
    500°С. Витки изолируют
    кабельной бумагой или
    тафтяной лентой в два слоя
    с перекрытием

    Изолированной катушкой придают нужный размер путем подпрессовки.
    Изготовленную катушку
    высушивают, пропитывают лаком ГФ-95 и запекают при температуре 100 С в течение 8—12 ч.

    Соединение обмоток
    Пропитка и сушка обмоток

    Провода сечением до 40 мм соединяют пайкой паяльником, большего сечения — специальными клещами. Припой — фосфористая бронза диаметром 3—4 мм или серебряные припои ПСр-45, ПСр-70
    Обмотки опускают в глифталевый лак и выдерживают до полного выхода пузырьков воздуха, затем поднимают, дают стечь излишкам лака (15—20 мин) и помещают в печь для запекания

    При пайке проводов применяют флюс-канифоль (кислотой пользоваться запрещается) или флюспорошкообразную буру
    Сушка считается законченной, когда лак образует твердую блестящую и эластичную пленку





    Второй вопрос


    Выбрать приспособления и оборудование, необходимые при ремонте обмоток силового трансформатора.



    Рис. 1. Приспособление для изолирования обмоточных проводов с помощью токарного станка:

    1, 3 и 9 - барабаны, 2 — рихтующие ролики, 4 — рихтовочная матрица, 5 — диски, 6 и 8 - прессующие и направляющие ролики, 7 — оплеточное приспособление


    Процесс переизолировки снятого с обмотки провода состоит из операций удаления с него старой изоляции, отжига, рихтовки и покрытия новой изоляции. Отжигают и удаляют старый обмоточный провод, нагревая его в печи до 550 — 600 С, а затем промывая в горячей воде. Для изолирования обмоточного провода применяют оплеточные станки или специальные приспособления, сочетаемые с обычным токарным станком (рис. 1). Голый провод с барабана 1 подается через рихтовочное устройство (ролики 2 при круглом проводе или матрицу 4 — при прямоугольном), сквозной шпиндель станка, направляющие ролики 8 и ведущий барабан 9 на приемный фрикционный барабан 3. При прохождении провода диски 5 с рулонами изоляционной бумаги, вращаясь вокруг провода, изолируют его, оплетая бумагой, ролики 6 опрессовывают оплетенный провод, а оплеточное приспособление 7, состоящее из вращающихся дисков и закрепленных на них катушек хлопчатобумажных ниток, обматывает изолированный провод нитками, закрепляя таким образом изоляционный слой бумаги на проводе.


    Специальный бумагооплеточный станок БОС-20 (рис. 2) состоит из приемного барабана 7, укрепленного на приемном устройстве. 2 с фрикционным проводом 3, который связан ременной передачей с тянущим барабаном 6. Оплетаемый провод, сматываясь с бухты 72, установленной на тележке 13, проходит через рихтующее устройство /7, направляющую втулку 10, бумагооплеточные узлы 9 с установленными на них бумажными рулончиками 8 и выходную втулку 7. Пройдя этот путь со скоростью 20 м/мин, провод рихтуется, оплетается бумажной лентой и с помощью проводоукладчика 4 наматывается равномерно и плотными рядами на приемный барабан 7. Станок приводится в действие приводом, состоящим из электродвигателя 14, соединенного муфтой 15 с редуктором 16. Приемное устройство и тянущий барабан связаны с приводом станка цепными передачами, бумагооплеточные узлы — ременными.


    Рис. 2. Схема бумагооплеточного станка БОС-20:

    7 и 6 — приемный и текущий барабаны, 2 и 17 — приемное и рихтующее устройства, 3 — фрикционный привод, 4 — проводоукладчик, 5 — отжимной ролик, 7 и 10 — втулки, 8 — бумажные рулончики, 9 — бумагооплеточные узлы, 12 — бухта проволоки, 15 — тележка, 14 — электродвигатель, 15 — муфта, 16 — редуктор

    Рис. 3. Станки для намотки обмоток силовых трансформаторов:  а — консольный, б -г- козловой; 1 и 71 — электродвигатели, 2 — станина, 3 — ременная передача, 4 — счетчик, 5 — муфта сцепления, б — шпиндель, 7 — диск из текстолита, 8 — гайка, 9 — клинья шаблона, 10 — ножная педаль, 72 — стальной диск, 13 — разъемный шаблон, 14 — разъемный деревянный подшипник, 75 — опорная конструкция из швеллерных балок, 16 — барабаны с обмоточным проводом

    Намотка новой обмотки. Намотку (изготовление) новой обмотки выполняют по образцу поврежденной или же пользуясь расчетной запиской и чертежами обмотки. Консольный намоточный станок (рис. 3, а), применяемый для намотки обмоток трансформаторов мощностью  до 630 кВ-А, состоит из электродвигателя 7, вмонтированного в станину 2 и укрепленного на шпинделе 6 станка намоточного шаблона, состоящего из двух встречных деревянных клиньев 9, зажатых дисками 7, которые закреплены гайкой 8. Счетчик 4 показывает число оборотов, произведенных шпинделем, а следовательно, и количество намотанных витков. Наличие в шаблоне встречных клиньев позволяет легко снимать с него готовую обмотку; для этого достаточно отвернуть гайку 8 и развести клинья шаблона. Пуск и остановку вращения шаблона производят педалью 10, механически соединенной с муфтой сцепления 5.



    Рис. 4. Станок модели ТТ-20 для намотки обмоток трансформаторов:
    1 — передняя бабка, 2 — рукоятка отключения шпинделя, 3 — рукоятки переключения частоты вращения, 4 — планшайба, 5 - упоры для установки на автоматический реверс, 6 — квадрат для ручного перемещения каретки самохода, 7 — каретка и механизм реверса, 8 - рукоятка ручного реверса каретки, 9 — педаль ножного управления фрикционной муфтой
    Козловой намоточный станок (рис. 4,6) имеет швеллерную опорную конструкцию 75, шаблон 13 и электродвигатель 11 с редуктором. Шаблон представляет собой разрезной цилиндр, изготовленный из листовой стали толщиной 1,5 — 2 мм. В разрезе цилиндра установлена и закреплена деревянная планка, которую после окончания намотки удаляют, и таким образом облегчается съем готовой обмотки с шаблона. Шаблон зажимается двумя стальными дисками 12, насаженными на стальной вал и закрепленными на нем гайкой. В дисках имеются радиальные прорези овальной формы, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. В прорезях дисков устанавливают кулачки, на которых крепится шаблон. Наличие в дисках прорезей с кулачками позволяет крепить на них шаблоны разных диаметров и таким образом наматывать обмотки для трансформаторов мощностью до 4000 кВ-А включительно.
    Более совершенным является намоточный станок модели ТТ-20 (рис. 4), который состоит: из передней бабки 1 с расположенными на ней рукоятками 2 отключения шпинделя, рукоятками 3 переключения частоты вращения и рукояткой 8 — ручного реверса каретки; планшайбы 4; каретки 7 с механизмом реверса; упоров 5 для установки на автоматический реверс; педали 9 ножного управления фрикционной муфтой. Квадрат б служит для ручного перемещения каретки самохода.
    Благодаря наличию фрикционной конусной муфты, включаемой ножной педалью 9, обеспечивается постепенное натяжение обмоточного провода и равномерная укладка витков в процессе изготовления обмотки. Ножное управление станком позволяет освободить руки рабочего, занятого укладкой витков обмотки, от необходимости отвлекаться непосредственно от намотки на ручное управление станком.
    Намоточные станки оснащают шаблонами, натяжными приспособлениями и стойками с натяжными устройствами для барабанов с обмоточным проводом.
    Для регулирования натяжения обмоточных проводов при намотке обмоток применяют приспособления (тормозные зажимы) и стойки различных конструкций.
    Тормозные приспособления (рис. 5, я, б, в) должны обеспечивать регулируемое натяжение и не повреждать изоляцию проводов, при намотке винтовых обмоток позволять быструю перекладку проводов относительно друг друга во время выполнения групповых и общих транспозиций, при намотке непрерывных обмоток иметь устройство для «мертвого» торможения при затяжке секций.
    Стойка с тормозным приспособлением (рис. 6) состоит: из сварной рамы 7, установленной на четырех катках 6 и способной передвигаться параллельно шаблону намоточного станка; сферических. направляющих втулок 2, способных покачиваться в своих гнездах; роликов 3 с канавками; кронштейнов 4 с втулками; регулируемых тормозов 5. Стойка рассчитана на. две бухты круглого обмоточного провода диаметром. до 3 мм. Бухты с проводом устанавливают на коническую вертушку и располагают под сферическими направляющими втулками, а конец провода пропускают через сферическую втулку и наматывают один или несколько раз в виде восьмерки на верхний и нижний ролики. Регулируемый тормоз 5 притормаживает нижний ролик. Изменяя число петель на роликах и силу торможения нижних роликов, получают требуемое натяжение обмоточного провода при его намотке.



    Рис. 5. Зажимы для обеспечения натяжения провода при намотке обмоток:

    а — винтовой, б — плашечный, в — эксцентриковый; 1 — обмоточный провод, 2 и 16 — деталь и стойка крепления зажима, 3 — натяжной винт, 4 — скоба, 5- и 13 - опорная и тормозные планки, 6 — щеки из текстолита, 7 - шарикоподшипник; 8 — винт с барашком, 9 — зажимные плашки из текстолита, 10 — основание зажима (стальная пластина толщиной 3 мм), 11 — рукоятка, 12 — эксцентрик, 14 — пружина, 15 - обычный винт
    Рис. 6. Стойка с тормозным приспособлением для регулирования натяжения обмоточного провода:
    1 — рама, 2 — сферическая направляющая втулка, 3 — верхний и нижний ролики, 4 — кронштейн с втулкой, 5 — регулируемый тормоз, 6 — каток

    Рис. 7. Сборная изоляция маслонаполненных трансформаторов:
    а — изоляционные детали, б — ярмовая изоляция трансформатора на 35 кВ с вынимающимся сектором, в — уравнительная изоляция из деревянных планок, г — ярмовая изоляция трансформатора на 110 и 220 кВ, д — уравнительная изоляция из пластин электрокартона с приклепанными прокладками, е — изоляционный «мост»; 1 и 5 — прокладки, 2 — коробка, 3 — щиток, 4 — шайба (лист), б — вставка, 7 — заклепки из дерева


    При изготовлении, сборке и монтаже обмоток в качестве изоляционных материалов применяют бумагу (кабельную, телефонную), электротехнический картон и деревянные детали, а также изоляционные конструкции (рис. 8) из этих материалов.
    Провода обмотки обычно наматывают на бумажно-бакелитовый цилиндр; кабельную и телефонную бумагу используют чаще всего в качестве межслоевой изоляции, картон в виде прокладок и штампованных или клееных изоляционных деталей, а изоляционные конструкции — как уравнительную и ярмовую изоляцию.
    Размещение оборудования и оснастки при готовности к намотке обмоток показано на рис. 9. Металлический шаблон (цилиндр) 5 установлен на намоточном станке. На шаблон надеты шайбы 3 с прорезями, в которых закреплены рейки 4 с набором дистанционных прокладок из электрокартона.



    Рис. 9. Размещение оборудования и оснастки при готовности к намотке обмоток:
    1 - передняя (приводная) бабка намоточного станка, 2 - планшайба, 3 - шайба для установки реек, 4 - рейки, 5 - стальной цилиндр, 6 — натяжное устройство, 7 — рельсы, 8 — каретка, 9 — барабаны с обмоточным проводом


    По фронту намоточного станка проложены рельсы 7, по которым может перемещаться каретка 8 с барабанами 9 обмоточного провода. Для создания необходимого натяжения обмоточного провода во время намотки на каретке установлено регулируемое натяжное устройство б, Управление станком ножное, педальное.
    Намотку обмоток производит рабочий-обмотчик, а не слесарь по ремонту трансформаторов, однако последний должен быть знаком в общих чертах с технологией обмоточных работ и оборудованием, при помощи которого ремонтируют и изготовляют обмотки трансформаторов.

    Непрерывную обмотку наматывают на рейки, накладываемые на бумажно-бакелитовый или временный (технологический) стальной цилиндр (шаблон). К намотке приступают после выполнения подготовительных работ и расстановки оборудования и оснастки (см. рис. 9). Закрепляют конец провода требуемой длины в прорези шаблона для установки реек и ослабляют натяжение обмоточного провода, затем, запустив намоточный станок, приступают к намотке (в несколько приемов) первой перекладной катушки. Вначале наматывают (без натяжения) витки временной катушки (рис. 10, а и б) и выполняют переход в следующую катушку (рис. 10, в). Затем вручную производят перекладку витков временно намотанной катушки (рис. 10, г, д), передвигают всю катушку на прежнее место и затягивают витки до заданного радиального размера (рис. 10, е).



    Рис. 10. Процесс намотки катушек непрерывной обмотки из одного провода:
    а — выполнение наружного перехода постоянной катушки и намотка первого витка перекладной катушки, б — намотка витков временной катушки, в — выполнение перехода перекладной катушки, г — перекладка витков временной катушки, д - законченная перекладка витков катушки, е - перекладная катушка с внутренним переходом для намотки постоянной катушки

    Сушка и прессовка обмотки. Вновь изготовленная обмотка подвергается сушке, для чего предварительно  стягивается (запрессовывается) в специальных плитах, иначе она может рассыпаться при транспортировании к месту выполнения очередных технологических операций — сушки и подпрессовки.
    Стяжку обмотки производят с помощью круглых стальных плит с отверстиями и стяжных шпилек. Для выполнения стяжки устанавливают плиты на торцах обмотки, продевают в отверстия плит стяжные шпильки и, равномерно навертывая гайки, стягивают, на шпильках обмотку настолько сильно, чтобы она не рассыпалась при перемещении к месту выполнения следующей операции — сушки.
    Сушка — важная операция, повышающая качество обмоток и продлевающая продолжительность и работы. Она предназначается для удаления влаги, наличие которой в бумажной изоляции резко снижает электрическую прочность и срок ее службы.
    Обмотки на напряжения до 35 кВ сушат при температуре, не превышающей 105 °С в обычных сушильных камерах, оборудованных вытяжной вентиляцией и электрическим или паровым подогревом. Сушку обмоток напряжением 35 кВ и выше производят в вакуум-сушильных камерах. Преимущество этого вида сушки состоит в том, что после прогрева обмотки создаётся (благодаря вакууму в камере) разность давлений между внутренними и наружными слоями изоляции, способствующая интенсивному выходу влаги на поверхность и ее быстрому испарению.
    Первоначально обмотка была стянута стяжными плитами так, чтобы ее можно было только перемещать без опасения рассыпания. Более сильное стягивание обмотки плитами препятствовало бы интенсивному испарению влаги из ее изоляции. Поэтому после сушки производят подпрессовку обмотки, которую выполняют при помощи гидропресса без снятия плит или завертыванием гаек на шпильках стяжных плит до тех пор, пока размер обмотки в осевом направлении не достигнет требуемой величины. 
    После сушки и прессовки обмотку отделывают: проверяют ее размеры, устраняют (с помощью клиньев), наклон катушек, обрезают выступающие части реек и клиньев, изолируют поврежденные участки изоляции, подбивают выступающие переходы проводов, направляют смещенные полосы изоляции под переходами, выявляют и устраняют другие дефекты Обмотки, появившиеся в процессе намотки, сушки или прессовки.


    Третий вопрос


    Описать признаки неисправностей, на которые может указывать тот факт, что цвет масла изменился на более темный.

    «Пожар» стали, повреждение изоляции стяжных болтов, замыкание листов магнитопровода, касание в двух местах магнитопровода каких-нибудь металлических частей, в результате чего образуются замкнутые контуры для вихревых потоков.

    По изменению показателей трансформаторного масла можно судить о причинах нарушений работы электрических маслонаполненных аппаратов и своевременно принять меры. Свежее трансформаторное масло, залитое в электроаппарат, должно иметь светло-желтый цвет. В процессе эксплуатации трансформатора цвет масла темнеет под влиянием нагрева, загрязнений и образующихся при окислении смолы осадков. Свежее масло может приобрести темный цвет от загрязнения при транспортировке или в результате недостаточно хорошей очистки. 
    Если при эксплуатации трансформатора масло быстро потемнело, то это произошло по причине чрезмерного его перегрева или от образующегося в нем углерода. Цвет масла не является показателем брака и действующими инструкциями не нормируется, но служит для ориентировочной оценки качества масла при обслуживании маслонаполненных электроустановок. Загрязнение масла может происходить от попадания в него в результате растворения лаков, красок, бакелитовой и хлопчатобумажной изоляции, образования углерода от горения электрической дуги, шлака от старения масла. Появление в трансформаторном масле осадков и примесей опасно тем, что они, будучи сильно гигроскопичными, при отложениях на поверхности изоляции трансформаторов, способствуют короткому замыканию. 

    Четвертый вопрос


    Написать периодичность выполнения технических осмотров трансформатора.

    Осмотр трансформаторов производится с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев работниками, имеющими право выполнять такие работы, в обслуживании которых находятся данные трансформаторы, без их отключения с оформлением технической документации по эксплуатации, вместе с осмотром остального оборудования ТП, в котором они установлены.

    В зависимости от местных условий и состояния трансформаторов технический руководитель может изменить указанные сроки.

    Пятый вопрос


    Перечислить виды испытания, которые проводятся при приемке трансформатора в ремонт.

    В соответствии с требованиями регламентирующих документов испытание силовых трансформаторов в эксплуатации включает следующие операции:

    • проверка характеристик изоляции (сопротивление, емкость и тангенс диэлектрических потерь);

    • испытание повышенным напряжением;

    • измерение сопротивления обмоток;

    • проверка коэффициента трансформации;

    • проверка правильности соединений и полярности выводов;

    • измерение тока холостого хода и потерь на холостом ходу;

    • снятие круговой диаграммы;

    • гидравлические испытания бака радиатора;

    • проверка системы охлаждения;

    • проверка состояния силикагеля;

    • фазировка трансформатора;

    • испытание трансформаторного масла;

    • испытание включением на номинальное напряжение;

    • проверка вводов;

    • испытание встроенных трансформаторов тока.

    Испытание сухих трансформаторов не включает пункты проверки, связанные с гидравлической системой. Перед проведением испытаний проводится внешний осмотр всех элементов трансформатора, включая проверку наличия пломб на кранах и у пробки для отбора масла, проверка уровня масла в трансформаторе и его заземления.

    Перед включением трансформаторы подвергаются прогреву или сушке в случае увлажнения масла или изоляции, длительного пребывания трансформатора на воздухе, если характеристики изоляции не соответствуют установленным нормам. Условия включения сухих трансформаторов определяются в соответствии с документацией производителя. Характеристики изоляции необходимо измерять не менее чем через 12 часов после окончания заливки масла и при температуре не ниже не ниже 10°С.

    Измерение сопротивления изоляции обмоток трансформатора осуществляется при помощи мегаомметра с рабочим напряжением 2500 В. Перед проведением измерения и между измерениями все обмотки трансформатора заземляются. Тангенс угла диэлектрических потерь обмоток измеряется мостом переменного тока. Измерение тангенса угла потерь трансформаторов, залитых маслом, проводятся при напряжении не более 2/3 испытательного напряжения, установленного изготовителем, а без масла – при напряжении не более 220 В.

    Электрические испытания трансформаторов включают измерение емкости для определения влажности обмоток. Емкость увлажненной изоляции изменяется с увеличением частоты сильнее, чем у сухой изоляции. Измерения емкости выполняются на частотах 2 Гц и 50 Гц. Также влажность можно проконтролировать по коэффициенту абсорбции, представляющему собой отношение значения сопротивления изоляции после 60 мин измерения, к значению после 15 мин.

    Высоковольтные испытания трансформаторов повышенным напряжением промышленной частоты проводятся для каждой из обмоток. Все остальные выводы заземляют. Изоляция маслонаполненных трансформаторов может не проверяться повышенным напряжением. Испытательное напряжение плавно поднимается до нормированного значения, выдерживается в течение 1 мин и плавно понижается.

    Проверка силовых трансформаторов на наличие скрытых дефектов производится путем измерения сопротивления обмоток постоянному току. Измерение выполняется мостовым методом или с помощью вольтметра и амперметра. Измерение сопротивления изоляции трансформаторов постоянному току измеряется для всех ответвлений обмоток всех фаз.

    Проверка трансформатора на правильность соединения обмоток осуществляется определением его коэффициента трансформации. Измерение производится с помощью двух вольтметров.

    Группа соединений обмоток трансформатора проверяется методом двух вольтметров, прямым методом (фазометром) или методом постоянного тока. Ток и потери холостого хода характеризуют потери на гистерезис и на вихревые токи. Измерение производится с применением измерительных комплексов или ваттметров. Снятие круговой диаграммы осуществляется на всех положениях переключателя методом сигнальных ламп или методом вольтметра-амперметра.

    Фазировка трансформатора производится измерением напряжения между разноименными фазами включаемого трансформатора и сети (или другого трансформатора) и контролем отсутствия напряжения между фазами. Проверка осуществляется с помощью вольтметра или специальных указателей. Проверка масла в трансформаторе производится испытанием его высоким напряжением и определением тангенса угла диэлектрических потерь.

    Шестой вопрос


    Назвать меры безопасности, которые необходимо соблюдать при ремонте трансформатора.

    • Осмотр силовых трансформаторов (далее - трансформаторы), масляных шунтирующих и дугогасящих реакторов (далее - реакторы) должен выполняться непосредственно с земли или со стационарных лестниц с поручнями с соблюдением расстояний до токоведущих частей, указанных в таблице № 1.

    • Осмотр газового реле после срабатывания на сигнал и отбор газа из газового реле работающего трансформатора (реактора) должен выполняться после разгрузки и отключения трансформатора (реактора).

    • Работы, связанные с выемкой активной части из бака трансформатора (реактора) или поднятием колокола, должны выполняться по специально разработанному для местных условий проекту производства работ.

    • Выполнять работы внутри баков трансформатора (реактора) имеют право только специально подготовленные рабочие и специалисты, хорошо знающие пути перемещения, исключающие падение и травмирование во время выполнения работ или осмотров активной части. Спецодежда работающих должна быть чистой и удобной для передвижения, не иметь металлических застежек, защищать тело от перегрева и загрязнения маслом. Работать внутри трансформатора (реактора) следует в защитной каске и перчатках. В качестве обуви необходимо использовать резиновые сапоги.

    • Перед проникновением внутрь трансформатора следует убедиться в том, что из бака полностью удалены азот или другие газы, а также выполнена достаточная вентиляция бака с кислородосодержанием воздуха в баке не менее 20%.

    • Работа должна производиться по наряду тремя работниками, двое из которых - страхующие. Они должны находиться у смотрового люка или, если его нет, у отверстия для установки ввода с канатом от лямочного предохранительного пояса работника, работающего внутри трансформатора, с которым должна поддерживаться постоянная связь. При необходимости работник, выполняющий работы внутри трансформатора, должен быть обеспечен шланговым противогазом. Производитель работ при этом должен иметь группу IV.

    • Освещение при работе внутри трансформатора должно обеспечиваться переносными светильниками напряжением не более 12 В с защитной сеткой и только заводского исполнения или аккумуляторными фонарями. При этом разделительный трансформатор для переносного светильника должен быть установлен вне бака трансформатора.

    • Если в процессе работы в бак подается осушенный воздух (с точкой росы не выше - 40 градусов С), то общее время пребывания каждого работающего внутри трансформатора не должно превышать 4 часов в сутки.

    • Работы по регенерации трансформаторного масла, его осушке, чистке, дегазации должны выполняться с использованием защитной одежды и обуви.

    • В процессе слива и залива трансформаторного масла в силовые трансформаторы напряжением 110 кВ и выше вводы трансформаторов должны быть заземлены во избежание появления на них электростатического заряда.

    • При проведении ремонта силовых трансформаторов необходимо прежде всего соблюдать правила пожарной безопасности, так как трансформаторное масло - это пожаро- и взрывоопасный материал. Горючими и легко­воспламеняющимися являются и большинство изоляционных материалов: лаки, лакоткани, бумага, дерево и т. п.

    • Полностью собранный трансформатор можно подни­мать только за специальные подъемные скобы или рым-болты, приваренные к стенке бака. Нельзя поднимать собранный трансформатор за кольца выемной (активной) части. Перемещать трансформаторы надо осторожно, чтобы не повредить кожух, изоляторы и т. п.

    • Механизмы, приспособления и инструменты, употреб­ляемые при погрузочно-разгрузочных работах, должны быть исправны и соответствовать рабочей нагрузке.

    • Ремонт или даже частичные работы на поднятом и неопущенном на рабочее место трансформаторе недопустимы.

    • В период ремонта и после него трансформаторы подвергают межоперационному контролю и послеремонтным испытаниям. Места контроля должны быть специально огорожены и иметь на входных дверях блокировку, которая отключает питание испытательных установок при открытии дверей.

    • При испытаниях трансформаторов используют установки высокого напряжения, имеющие повышенную опасность, поэтому на них должны работать электромонтеры с квалификационной группой по технике безопасности не менее III или IV.


    Седьмой вопрос


    Вычертить возможные группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов при схеме звезда-звезда с выведенной нейтралью.



    Список литературы


    1. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования / Б.С. Покровский, В.А. Скакун. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.

    2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для сред. ПТУ, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. -192 с.

    3. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский цент «Академия», 2012 г. -592 с.

    4. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2 кн. Кн.1: учебник для нач.проф.образования / Ю.Д.Сибикин - М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 208 с.

    5. http://superideya.net/

    6. http://metalhandling.ru

    7. http://slesario.ru/

    8. http://www.slesarnoedelo.ru/

    9. http://electricalschool.info/main

    10. http://www.znaytovar.ru/gost/2/VSN_16482_Instrukciya_po_proek.html


    написать администратору сайта