Главная страница

теория и методика волейбола. Теория и методика занятий волейболом. Контрольная работа по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" Теория и методика занятий волейбол


Скачать 30.42 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" Теория и методика занятий волейбол
Анкортеория и методика волейбола
Дата02.08.2022
Размер30.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеория и методика занятий волейболом.docx
ТипКонтрольная работа
#639527

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Лин-технологии в управлении персоналом.docx, 89319 (1).docx, Контрольная работа Организация и нормирование труда.docx, улучшение условий труда (2).docx, Методы диагностики социальной сферы вариант 7.pdf, Физкультура.docx.
Показать все связанные файлы

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

КОНТРОЛЬНая РАБОТа

по дисциплине

"Элективные курсы по физической культуре и спорту"


«Теория и методика занятий волейбол»

Исполнитель: студент 2 курса

Института непрерывного и

Дистанционного образования

группы ИДО 3Б УП-20Алп

Ращектаева М.В.

Екатеринбург

2022


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

1 Общая характеристика волейбола как вида спорта 4

2 Методика обучения 6

2.1 Основы методики обучения 6

2.2 Специальная физическая подготовка 7

2.3 Средства обучения и тренировки 8

2.4 Методы обучения и тренировки 9

Заключение 11

Список литературы 12


ВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является «Теория и методика занятий волейболом». Актуальность данной темы определяется следующими факторами.

Во-первых, волейбол является одной из самых распространенных спортивных игр, входящих в олимпийскую программу. Являясь командной игрой, волейбол одновременно позволяет развивать у обучающихся как индивидуальные физические, технические и психологические качества, так и навыки коллективных действий, эффективного взаимодействия, качества и способности коллективных спортивных достижений.

Во-вторых, обучение волейболу должно соответствовать строгим научным принципам, правилам и методикам, которые должны учитывать как специфику самой игру, так и индивидуальные характеристики обучающихся. В связи с этим актуально исследование вопросов организации учебно-тренировочного процесса при обучении волейболу, методического обеспечения, форм и методов обучения.

Цель работы: разработка вопросов теории и методики занятий волейболом.

Задачи:

- охарактеризовать волейбол как вид спорта;

- проанализировать основные задачи и принципы обучения волейболу;

- выявить основные методические приемы формирования двигательных навыков и структуры обучения волейболу;

- определить формы, методы и структуру учебно-тренировочного процесса.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕЙБОЛА КАК ВИДА СПОРТА

Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) — Международная федерация волейбола. Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Для любителей волейбол — распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.

Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол».

В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6 x 15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.

В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11х22 м без смены позиций игроками во время матча.

2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2.1 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Обучение в физическом воспитании вообще и в волейболе в частности призвано решать образовательные и воспитательные задачи. Иными словами, процесс обучения двигательным действиям неразрывно связан с воспитанием личности.

Методика обучения в физическом воспитании, основываясь на общепедагогических принципах имеет свои специфические черты и особенности. Эти особенности раскрываются в частных основах методики обучения, в специфичности постановки задач, этапов обучения, а также средств и методов.

Специфические черты выявляются также в последовательности планирования учебного материала, логической связи и взаимозависимости между изучаемыми двигательными действиями (по принципу положительного и отрицательного переноса), в длительности их освоения, а также в своеобразии подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

Коренное отличие обучения от многолетнего периода спортивной тренировки, совершенствования высшего спортивного мастерства состоит в том, что на разных этапах обучения неизменно присутствует элемент научения, основанный на изучении, разучивании и закреплении новых двигательных действий. В связи с этим тренер должен добиваться устойчивого внимания у своих подопечных, умения анализировать свои движения, вносить в них необходимые коррективы, сопоставлять результативность выполненных действий с их кинематикой, динамикой и распределением мышечных усилий во времени.

Все это становится возможным (особенно на начальных этапах обучения) благодаря четкому представлению об изучаемом техническом приеме, его разучивании в облегченных условиях, по возможности исключающих воздействие большого числа внешних раздражителей.

Успех в процессе обучения зависит от совместных усилий педагога и ученика. Роль первого состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и показать изучаемое действие, определив основные и частные ошибки обучающегося, а второго — в способности анализировать свои движения, вносить в них нужные исправления и овладевать движениями в процессе многократных повторений.

Частными задачами обучения являются воспитание двигательных и волевых качеств и овладение спортивной техникой и тактикой волейбола, а также привитие обучающимся инструкторских навыков. Для решения поставленных задач необходимо наличие физической, технической, тактической, психической, теоретической и игровой (интегральной) подготовленности.

Все виды подготовки тесно связаны между собой и взаимно-дополняют друг друга. Недостаточная подготовка в одном из указанных разделов не замедлит сказаться на общем уровне игры волейболиста.
2.2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Физическая подготовка подразделяется на общую и специаль­ную. Если первая способствует разностороннему физическому развитию, то вторая направлена на дальнейшее совершенствование фи­зических качеств в специфических условиях двигательной деятель­ности в избранном виде спорта.

Наличие разностороннего физического развития значительно облегчает достижение высокого уровня специальной физической подготовленности. Тем не менее нужно иметь в виду, что чрезмерное развитие физических качеств (например, силы определенных мышечных групп) и гипертрофированные мышечной ткани может оказать отрицательное влияние на специальную физическую и тех­ническую подготовку волейболиста.

Для того чтобы специальная физическая подготовка не вступа­ла в противоречие с разносторонней, с самого начала обучения не­обходимо сочетать оба этих вида подготовки таким образом, чтобы они взаимодополняли друг друга и способствовали решению по­ставленных перед методикой обучения задач.
2.3 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.

Соревновательные (основные) упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).

Тренировочные (вспомогательные) упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и общеразвивающих.

Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки (виды подготовки): общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов.

2.4 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап — ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение.

Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.

Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся.

При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом.

Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка.

Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приема, включая выполнение его на фоне утомления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой.

Четвертый этап предполагает закрепление приема в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений, специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование. От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды — таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение основных задач, поставленных перед работой, позволяет сделать следующие выводы.

Волейбол является одной из самых распространенных спортивных игр, входящих в олимпийскую программу. Являясь командной игрой, волейбол одновременно позволяет развивать у обучающихся как индивидуальные физические, технические и психологические качества, так и навыки коллективных действий, эффективного взаимодействия, качества и способности коллективных спортивных достижений.

Цель обучения волейболу – физическое, психическое и морально-волевое развитие занимающихся, укрепление их здоровья, приобретение технико-тактического мастерства.

Каждый этап учебно-тренировочного процесса обучения волейболу обязательно сопровождается образовательными, воспитательными и оздоровительными задачами, которые необходимо решить.

Содержание учебно-тренировочного процесса обучения волейболу определяется необходимостью развития основных двигательных навыков (стойки, движения, удары, блокировки и т.д.), методика которого определяется структурой и формами тренировочного процесса, выбираемыми в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся средствами и методами обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волейбол: Учебник/Под ред. Беляева А.В., Савина М.В. - М.: Физкультура, образование, наука. 2014. – 368 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 2016. – 331 с.

3. Волейбол в школе/Голомазов В.А., Ковалев Р.Л., Мельников А.Г. - М.: ФиС, 2015. – 300 с.

4. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. Культуре - М.: ВЛАДОС, 2015. – 462 с.

5. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2014. – 239 с.

6. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: Учебное пособие - М.: СпортАкадем Пресс, 2016. - 312 с.

7. Фомин Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: Методическая разработка. – М.: ФиС, 2013. – 41 с.


написать администратору сайта