Главная страница
Навигация по странице:

  • Основы теории коммуникаций

  • Общая коммуникология

  • Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб.. Ключи к общению Основы теории коммуникаций Издание второе, переработанное Авалон Азбукаклассика СанктПетербург ббк 88. 53


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКлючи к общению Основы теории коммуникаций Издание второе, переработанное Авалон Азбукаклассика СанктПетербург ббк 88. 53
    Дата14.09.2020
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЯковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб..doc
    ТипУчебное пособие
    #137935
    страница1 из 19

    Подборка по базе: логические основы ЭВМ.ppt, основы экономической теории.docx, Грамматические основы.docx, Сравнение антропологической и социальной теории в криминологии, Лекция 1. Основные понятия теории вероятностей.pdf, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ тема1.ppt, 1 основы физической культуры.pdf, практическое задание 3, модуль 3 Основы профдиагностики и профес, Лауткина Основы кор пед курс лекций.doc, Контрольная, Основы бизнес-модел ирования.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19





    Игорь Яковлев

    Ключи к общению

    Основы теории коммуникаций

    Издание второе, переработанное

    Авалон

    Азбука-классика

    Санкт-Петербург


    ББК 88.53 УДК 352.384 Я 46

    Яковлев И. П.

    Я 46 Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. — СПб., «Авалон», «Азбука-классика», 2006. — 240 с.

    ISBN 5-94860-033-5 («Авалон»)

    ISBN 5-352-01703-6 («Азбука-классика»)

    Учебное пособие предназначено тем, кто изучает, преподает или практически занимается связями с общественностью. Излагается история вопроса, разбираются теории, рассказывается о разных видах коммуникаций, даются практические советы по организации докладов, деловых встреч, презентаций и т.п. Отдельные главы посвящены средствам массовых коммуникаций, анализируется их роль в современном обществе, влияние на аудиторию, отношения с властью.

    Материал ориентирован на учебную программу для кафедр и факультетов, специализирующихся на связях с общественностью.

    ISBN 5-94860-033-5 («Авалон»)

    ISBN 5-352-01703-6 («Азбука-классика»)

    © Яковлев И. П., 2006 © «Авалон», 2006 © «Азбука-классика», 2006


    Предисловие

    Эта книга предназначена для студентов и преподавателей, которые специализируются по связям с общественностью и другим коммуникативным специальностям. Вместе с тем, поскольку мы излагаем основы социальных коммуникаций, данное пособие будет полезно всем, кто интересуется проблемами человеческого общения.

    В книге излагаются основы социальной коммуникологии — науки о коммуникационных процессах, по законам которой работают все профессиональные коммуникаторы и общаются “простые смертные”.

    Многие сегодняшние практики-коммуникаторы — ПР-специали- сты, рекламисты и журналисты — не изучали теорию коммуникаций. Но этот период проходит. Все больше выпускников будут знакомы с основами большой и сложной системы коммуникативных знаний, которая развивается и утверждает себя как новая наука — коммуни- кология.

    Подготовка специалистов по связям с общественностью, рекламе и др. поставила задачу создать отечественные учебные пособия по общим и прикладным вопросам коммуникаций на основе зарубежного опыта и работ российских специалистов.

    Сейчас появился ряд учебных пособий под названием “Основы теории коммуникаций” таких авторов, как Д. П. Гавра, Ф. И. Шарков, коллективный труд под редакцией М. А. Василика. Необходимо отметить также содержательные книги А. В. Соколова, Г. Г. Почепцова, В. П. Конецкой, М. М. Назарова и А. П. Панфиловой. Они обладают своими достоинствами, но не исчерпывают все проблемы социальных коммуникаций.

    В данной книге автор опирается на зарубежный опыт и использует идеи отечественных авторов. Его цель — показать теоретические концепции и подходы к социальной коммуникации и сделать обзор основных видов коммуникаций — личностной и групповой, корпоративной и массовой.

    Книга не претендует на универсальность, но в отборе материала автор стремился показать важные с его точки зрения коммуникационные темы и вопросы, которые могут составить базис науки о коммуникациях. Уделено внимание и прикладным вопросам. В изложении материала автор стремился к тому, чтобы сложные вопросы были понятны всем, желающим овладеть основами коммуникации.

    Знание теоретических основ коммуникации необходимо не только специалистам. Жизнь человека проходит не только на работе, но и в

    3




    семье, в общении с друзьями и разными людьми. Человек — существо коммуникативное, а коммуникации — ключ к хорошим отношениям с людьми в повседневной и деловой жизни. Поэтому, изучая коммуни- кологию, мы ставим целью освоить теории и методы, которые будут совершенствовать коммуникации в деловой, общественной и личной жизни.

    Книга состоит из введения и четырех частей. Во введении даются основные элементы коммуникации и краткая история вопроса.

    В первой части представлены общетеоретические концепции коммуникации, разрабатываемые в социологии, психологии, семиотике, лингвистике и других науках.

    Вторая часть посвящена вербальным и невербальным коммуникациям на личностном и групповом уровнях.

    В третьей части изложена теория и практика внутренних и внешних корпоративных коммуникаций на материале промышленных предприятий.

    Четвертая часть представляет теории и проблемы массовых коммуникаций.


    Введение в коммуникологию

    Глава 1. О ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ И НАУКЕ КОММУНИКОЛОГИИ

    1. Сущность теории

    Особенность коммуникации в том, что она вплетена в ткань всей жизни. Поэтому одни придают ей центральное значение как объекту исследования, а другие отводят ей роль периферии в рамках конкретных наук. В этой книге коммуникация будет рассматриваться как относительно самостоятельное явление и предмет новой науки коммуникологии.

    Сущность теории.

    Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное видение и действия в соответствии с этим пониманием. В качестве реальности здесь выступают коммуникационные явления и процессы, а теории являются их объяснением. Все коммуникативные теории составляют содержание коммуникологии.

    Для теорий характерны общие свойства:

    1. Каждая из теорий описывает только часть реальности и не содержит всей полноты знания о ней. Поэтому необходимо осваивать и применять на практике все теории с учетом их правоты только в определенных условиях.

    2. Теории — это создаваемые учеными знаковые системы из понятий и связей между ними. Они показывают реальность под углом зрения их авторов и примененных ими научных методов.

    3. Теории являются руководством к наиболее эффективным действиям. На их основе разрабатываются определенные технологии получения практических результатов. Эффективность зависит от умелого использования той или иной теории в конкретных обстоятельствах. В этом смысле истина всегда конкретна.

    Процесс формирования теории включает в себя следующие этапы: появление вопросов, формулирование проблем, выдвижение гипотез, их проверку через наблюдение, обобщение результатов и обоснование устойчивых функциональных связей и причинно-следственной зависимости.

    5


    Зачем нужна теория? На этот вопрос “отвечают” ее функции:

    1. Теория накапливает знания, открывает новые связи и законы, интегрирует знания в систему.

    2. Теория акцентирует внимание на некоторых аспектах, свойствах, отношениях. Теории, как географические карты, указывают на то, что и где можно найти.

    3. Теория объясняет то, что происходит на основе определенного метода.

    4. Прогнозируется поведение людей, что особенно важно в общественных связях, рекламе, маркетинге и других сферах коммуникации.

    5. Стимулируется поиск в определенных направлениях.

    6. Теория ориентирует на научные нормы и ценности, организует общение в целях развития науки.

    7. Использование теории ведет к совершенствованию практической деятельности.

    Теория и практика находятся в вечном противоречии друг с другом. Можно сравнить теорию и практику, образование и опыт с двумя пересекающимися кругами. Чем больше область пересечения, тем более практична теория и тем сильнее практика подкреплена научной теорией. Непересекающиеся области — это бесполезная часть теории и бедная идеями практика. Узкие практики недооценивают теорию, а узкие теоретики — практику. Все это имеет место в любой профессии. И перед каждым студентом, преподавателем и специалистом-практи- ком стоит задача искать пути и средства для органичного соединения теоретических знаний и практических умений и навыков.

    1. Виды коммуникативных теорий

    Одна из самых трудных задач при изучении теорий коммуникации — это выделение из их множества основных. Здесь будут представлены теории в соответствии с наиболее развитыми концептуальными подходами в социальных науках.

    1. Системные, кибернетические, информационные теории рассматривают коммуникации как системы, состоящие из элементов, образующих структуры с функциональными связями. Коммуникация сводится к информационному процессу.

    2. Семиотические, когнитивные, интерпретативные теории анализируют коммуникации как создание, понимание, интерпретация знаков и значений реципиентами.

    3. Интеракционистский подход сводит коммуникацию к взаимодействию с помощью языка и символов. Взаимодействие ведет к установлению общих значений и правил взаимодействия. Значения

    6




    здесь изменяются в зависимости от разных организаций, групп людей и ситуаций.

    1. Критические теории исходят из неравенства и конфликта интересов в обществе, что приводит к проявлениям господства одних групп над другими с помощью коммуникации, особенно массовой.

    Каждая из этих теорий имеет свой аспект рассмотрения. Первая группа тяготеет по методам анализа к естественным, а другие к со- циально-гуманитарным наукам.

    1. Коммуникологии как социальная наука

    Коммуникация не обделена вниманием со времен античности, но особую важность ее изучение приобрело в XX веке. Это связано с развитием радио, телевидения, компьютеров, а также с большим бизнесом и глобализацией.

    Интенсивное изучение коммуникаций началось после 1-ой мировой войны. Рост политического влияния прессы привел к необходимости изучать пропаганду и общественное мнение. В научные лидеры выходят социология и социальная психология. В 30-е годы активно изучаются пути и методы воздействия коммуникации на личность и группы. Особенно изучалось влияние кино на детей, выросло значение пропаганды. В первой половине века проявились и коммерческие интересы, связанные с рекламой и маркетингом.

    После второй мировой войны исследования коммуникаций полностью утвердились, но в США и Европе они пошли разными путями. В США победили количественные методы, а в Европе внимание больше уделялось историческим, культурным и критическим аспектам. Эти пути относятся к западной традиции.

    Она отличается большим акцентом на межличностных и групповых отношениях, в то время как на Востоке внимание фокусировалось на коллективах и общностях. На Западе больше интересовались когнитивными, вербальными аспектами, а на Востоке — синтезом эмоций и разума, интуитивным озарением в коммуникации.

    Наряду с исследованиями начинается подготовка кадров. Первая кафедра коммуникаций была открыта более полувека назад в США. Сейчас в мире их насчитываются тысячи. Коммуникационные программы пользуются популярностью у студентов. Ежегодно ряды специалистов пополняются бакалаврами, магистрами, докторами наук. Существуют международные ассоциации коммуникологов, издаются научные журналы.

    Вместе с тем имеет место излишний плюрализм теорий при нехватке объединяющих. На фоне мощного развития и глобализации коммуни

    7




    каций отсутствует интеграция знаний о коммуникационных процессах в виде особой науки. Объект, предмет, теории, отрасль есть, а науки нет.

    В то же время стихийно идет процесс ее формирования и поиск наименования. В качестве вариантов называются теория коммуникации, коммуникативистика, коммуникатика, коммуникология и другие. Автору кажется предпочтительным называть науку о коммуникациях коммуникологией. Но название науки нельзя навязать. Научное сообщество должно со временем придти к общему мнению.

    Так, например, в правоведении есть криминология и криминалистика. Первая — это наука о преступности, она исследует причины, личность преступника, разрабатывает меры профилактики. А вторая разрабатывает приемы и средства для собирания, исследования и оценки судебных доказательств. Как видно, криминология — это более общая, а криминалистика — частная, прикладная наука.

    Если этот пример перенести на коммуникацию, как объект изучения, то коммуникология должна быть наукой о месте и роли коммуникации в обществе, ее развитии, структуре, коммуникационных процессах, средствах и др. В этом случае коммуникативистика как прикладная наука должна охватывать специальные методы и приемы, применяющиеся в таких коммуникативных видах деятельности, как паблик рилейшнз, реклама, маркетинг, имиджмейкерство, журналистика и др.

    Но в настоящее время специалисты более склонны поддержать в качестве науки теорию коммуникаций, хотя теории — это строительные блоки науки. Так, Г. Г. Почепцов предлагает в качестве объединяющей дисциплины для ПР и рекламы теорию коммуникаций.

    В. П. Конецкая также считает, что теория коммуникаций выступает в роли интегративной теории для трех базовых составляющих социокоммуникации — социальных структур общества, коммуникативных систем и способов коммуникации (17, с. 16).

    Следует отметить, что теории составляют содержание дисциплины и в любой науке (физике или социологии, к примеру), их множество, и они подчас конкурируют и взаимодополняют друг друга.

    Поэтому коммуникология, как научная дисциплина, может включать разные теории коммуникации, школы, направления, подходы. Наука как государство может быть моно или многонациональным, причем последнее встречается чаще. Изучение теории позволяет видеть процессы не так, как, к примеру, обычные люди видят на географической карте только линии, а как картограф — понимать картину земли. Причем, разные карты показывают различные лики земли — ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д. Аналогично и с теориями коммуникации.




    Американский коммуниколог Р. Крейг в статье с характерным названием «Почему так много теорий коммуникаций?» (в сборнике, посвященном анализу состояния коммуникативной отрасли знания (58, с. 34) пишет о том, что прогресс в исследованиях коммуникационных процессов сопровождается плюрализацией концепций и ослаблением единства, которое было характерно для 70-х годов. Возможно, сегодняшнее множество теорий разрешится в будущем синтезом на новой основе. В таком синтезе нуждаются и отечественные исследователи, преподаватели, практики.

    Поэтому в данной книге наименование Основы теории коммуникаций соответствует названию учебного курса, хотя лучше было бы назвать ее Основы коммуникологии или Общая коммуникология, что соответствует содержанию научной отрасли. Социальная коммуникология — это наука об информационно-знаковом взаимодействии людей.

    Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    1. Определения коммуникации

    Понятие коммуникация имеет много значений. В обыденной жизни оно употребляется в смысле общение. Попыток дать научное определение много, но единственного, общепризнанного нет. Можно по-разному дать определения.

    • По степени широты одни определения будут охватывать более или менее широкие связи между разными коммуникаторами. Так, коммуникацию можно определить как связь между живыми существами или как передачу сообщений по телефону, радио, с курьером и т. д.

    • По целям коммуникации могут вестись с определенными целями или не иметь их. Например, это может быть передача сообщения в целях воздействия на поведение другого человека или просто беседа двух друзей.

    • По нормативности одни коммуникации могут содержать требования о полезности или точности, другие — нет. В таком случае они несут в себе или полезный обмен мыслями, эмоциями или просто обмен информацией.

    В одном из современных американских учебниках социальная (гуманитарная) коммуникация (human communication) определяется

    9




    как осознаваемый или неосознаваемый, имеющий или не имеющий определенной цели процесс, в котором эмоции или идеи выражаются в вербальных и невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях (57, с. 5).

    В этом определении выделяются четыре компонента — сознательность и целевая определенность коммуникации, ее форма и уровень. Коммуникация отличается динамизмом, длительностью, необратимостью, интерактивностью, конструктивностью и проходит в определенных условиях — контексте.

    В. П. Конецкая дает такое близкое к этому определение: “Коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общества по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)” (17, с. 9). Это определение опирается на информационную концепцию, но не учитывает интеракцион- ного и феноменологического подходов.

    Д. П. Гавра в статье “Общие теоретические подходы к феномену коммуникации” определяет коммуникацию как взаимодействие социальных субъектов, сущность которого составляет движение от одного субъекта к другому информации, имеющей для них смысл (33, с. 13). В этом определении соединяются в единое целое информация и смысл.

    В его последней работе “Основы теории коммуникаций” можно найти детальный анализ определений и подходов к пониманию социальных коммуникаций.

    О. И. Матьяш считает, что созидание смыслов в процессе коммуникации имеет ключевую важность. В коммуникации происходит совместное смыслосозидание. Смыслы — это постоянно изменяемые “текущие” образования. Отмечает она и роль символического инте- ракционизма как одного из направлений, тесно связанного с другими (33, с. 23-24).

    Автору близко определение коммуникации как информационного взаимодействия между людьми посредством знаков, носителями которых является сам человек или созданные им искусственыё средства. Это определение не отличается принципиально от других. В основе всех определений лежит представление о социальной коммуникации как информационно-смысловом взаимодействии между людьми посредством знаков.

    Естественно, на процесс коммуникации влияет множество социальных и других факторов — культура, физическое и эмоциональное состояние, опыт, установки, умения, память, ожидания и др.

    Социальная коммуникация является межсубъектным символическим взаимодействием. В качестве субъекта выступает не только

    10




    личность, но в первую очередь социальная группа, организация, семья, город, страна и другие неличностные субъекты взаимодействия.

    Взаимодействие проявляется в форме взаимовлияния посредством информирования, убеждения, внушения, приспособления, критики. Формы взаимовлияний основываются на субъективных мотивах и целях, которые социально детерминированы.

    Процесс коммуникации личностен и социален. Социологический подход акцентирует внимание на социальных причинах формирования своеобразия личности, подчеркивая социально-типические черты. Психологический подход рассматривает коммуникацию как общение между людьми с учетом их личностных особенностей.

    Вряд ли необходимо искать единственнно правильное определение коммуникации, потому что в каждом определении есть общее понимание коммуникации как информационно-знакового взаимодействия, а различия связаны с акцентированием разных свойств, черт коммуникации, имеющих место в реальности. Далее они будут рассмотрены в соответствующих концепциях. А сейчас целесообразно выявить основные элементы любого коммуникативного процесса.

    1. Элементы коммуникации

    Коммуникатор-источник (иногда его называют коммуникант) посылает сообщение, под влиянием стимула выбирая код и канал.

    Код — это правила, по которым сочетаются знаки, выражающие содержание сообщения.

    Каналы — это естественные, презентационные носители сообщений, например, голос, лицо и т.д., и искусственные, репрезентацион- ные: книги, картины, радио, телефон и др. Каждый канал обладает определенной пропускной способностью, т. е. объемом информации, которую можно по нему передать за определенное время.

    Коммуникатор-реципиент должен раскодировать сообщение, т.е. он должен знать правила, по которым сформировано полученное им сообщение.

    Обратная связь — это реакция на сообщение, получаемая источником от реципиента. Реакция говорит о понятности или непонятности, согласии или несогласии и др. и может вызывать дополнительное сообщение.

    Шумы — это внутренние и внешние помехи у коммуникаторов, возникающие в процессе передачи и восприятии сообщений. В качестве помех выступают:

    • Шумы в окружающей среде (например, разговор в аудитории).

    • Физические повреждения (глухота, слепота и т.п.).




    • Семантические проблемы (непонятные слова, многозначность слов и выражений, разное понимание знаков и т. п.).

    • Синтаксические проблемы (неправильный порядок слов).

    • Организационный беспорядок (перескакивание с темы на тему, хождение по кругу).

    • Социальный шум (несоответствие социальным нормам, например, то, о чем не принято говорить или может вызвать конфликт).

    • Психологические проблемы (стресс, раздражение).

    Коммуникация всегда происходит в среде, где есть помехи: люди,

    цвет стен, мебель, освещение, температура, запахи, звуки и др.

    1. Модели коммуникации

    Все коммуникации могут быть описаны такими моделями как линейная, интеракционная и трансакционная.

    Линейная коммуникация — это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают реклама, многие радио и телепередачи, речи на митингах и др. При правильно выбранном коде и канале данный тип может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации. При линейной коммуникации активность участников различна — коммуникатор активно действует, а реципиент пассивно воспринимает. Взаимодействие между ними может прерываться из- за непонимания, потери интереса, усталости и т. п.

    Интерактивная модель коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей — каждый участник выполняет функции передатчика и приемника информации, что и позволяет адаптироваться, т. е. каждому вносить своевременные изменения в содержание сообщения и форму его подачи.

    В паблик рилейшнз (ПР) это соответствует двусторонней асси- метричной модели. Для ассиметричной модели характерна обратная связь в форме опросов, интервью, фокус-групп, эта связь позволяет измерять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с общественностью. Эта модель наиболее подходит для маркетинговой работы производителей продукции с потребителями, т. е. для изучения их отношения к товару и для более эффективного информационного воздействия. СМИ, особенно радио и телевидение, активно используют интерактивную модель, задавая слушателям и зрителям вопросы и получая от них ответы.

    12




    В трансакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей, присущая интерактивной модели, сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый из них кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянной действующей обратной связью. В результате такого мультинаправленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными в плане взаимопонимания как в согласии, так и в разногласиях.

    В ПР ей соответствует двусторонняя симметричная модель, которую используют в бизнесе и управлении люди, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, отношениях, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Для ПР это высший уровень коммуникаций, идеал отношений организаций с общественностью.

    Все эти типы социальных коммуникаций имеют место в реальности. Можно сказать, что общество — это сложная коммуникационная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной коммуникаций. Серьезной научно-практической проблемой является оптимизация соотношения между ними на уровне отдельных личностей, групп, организаций или обществ.

    Из практики известно, что превалирование первого типа тесно связано с манипулированием людьми со стороны бизнеса и политики с целью реализации своих корыстных интересов. Это в свою очередь обусловлено неразвитостью рыночных и демократических институтов. Советское общество продемонстрировало господство линейных коммуникаций в форме единой системы агитации и пропаганды с переходом в 60-е годы к элементам интерактивных коммуникаций в связи с развитием социологических исследований. В российском обществе 90-х годов стал усиливаться интерактивный тип коммуникаций, сочетающийся с манипулированием на линейной основе, но уже не из единого центра, а из множества коммерческих и политических сил, действующих на рынке. По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трансакционных социальных коммуникаций.

    1. Модель идеального коммуникатора

    Американские исследователи сформулировали ряд правил-требо- ваний для этичного, ответственного коммуникатора:

    • Он должен говорить искренне.

    • Он не должен давать сознательно аудитории ложной или полуправдивой информации, которая может принести большой вред.

    13




    • Он не должен искажать преднамеренно истину.

    • Он должен представлять истину так, как он ее понимает.

    • Он должен поднимать уровень понимания аудитории (уровень экспертности), предоставляя необходимые факты, определения, описания и другую существенную информацию.

    • В его сообщениях не должно быть ни духовного, ни физического насилия.

    • Он не должен выдумывать или фабриковать статистику или другую информацию для доказательства своей позиции.

    • Он не должен представлять информацию как первую, оригинальную, когда она таковой не является (57, с. 67).

    Коммуникатор должен быть ответственным перед людьми, так как его действия могут вызывать для них нежелательные последствия.

    Глава 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИЙ

    1. Коммуникации древних цивилизаций

    Некоторые думают, что возраст медиа насчитывает всего несколько сотен лет, когда изобрели печать или, на худой конец, когда появился алфавит в Древней Греции. Но их возраст значительно больше. Около ста тысяч лет назад человек стал использовать жесты и звуки для общения, и дерево с камнем как первые “книги” и “библиотеки” для передачи какой-то информации современникам и потомкам. Археологи нашли предметы, фигурки и наскальные изображения, относящиеся к периоду от 50 до 10 тысяч лет до нашей эры. Их можно оценивать и как явления первобытного искусства, и как письма, средства передачи информации.

    В древневосточных цивилизациях (12-4 тысячи лет до нашей эры) — в Шумере и Египте — были изобретены идеограммы — идеографическое письмо. Идеограммы — это условные знаки от 1 до 3-х сантиметров. Они лежат в основе шумерского письма (ок. 3500 тыс. лет до н.э.) — первой нам известной системы. В древних империях письмена на камне и папирусах использовались для организации экономической жизни и управления провинциями.

    Папирус породил новый класс — бюрократию и стал первой формой бумажных коммуникаций.

    14




    У инков в Древнем Перу роль письма играли шнурки различной длины, толщины и цвета: их сплетали, на них завязывали узелки. Отсюда выражение: узелок на память. На шнурках “записывались” объем урожая, размер налога, стоимость имущества, указания по управлению империей; это пример пространственной коммуникации.

    В каждой древней цивилизации были найдены свои формы коммуникаций и письма. Некоторые из них используются и сейчас, в частности, в дорожных знаках и на клавиатуре компьютера.

    1. Первая социально-коммуникационная революция

    Греческий алфавит сделал революцию — грамотность пришла к массам людей, ослабив тем самым элиту. Греки писали на восковых табличках и папирусе, но превалировала устная речь. Тексты Платона были записаны по памяти как его речи. Гомер, может быть, ничего не писал, но для нас он, записанный кем-то, считается уже писателем. Гений древности стоит на рубеже устной и письменной коммуникации.

    В средние века греко-римские традиции ослабли. В феодальных сельскохозяйственных государствах грамотность была привилегией католической церкви. Используя латынь, церковь функционировала как духовная бюрократия. Но в XIII веке стала возникать светская письменность на местных языках. В то же время крестьяне еще оставались неграмотными.

    1. Революция в печати

    Печатный станок, изобретенный в середине XV века — главный культурно-технический фактор перелома на Западе. Это была новая технология — прототип массового производства. Но перелом был подготовлен всем предыдущим развитием: среди населения распространилась грамотность, стала использоваться бумага, произошел переход на арабские цифры.

    Латынь становится вторым языком. Пергамент окончательно уступил место бумаге. Бумага появилась в Китае еще в I веке до нашей эры. В Европу она пришла в XII веке, а с XIII века стала производиться на мануфактурах. К 1500 г. каждый крупный город имел бумажную фабрику. Бумага помогала распространению разговорного народного языка, математики, науки и коммерции. В Китае книги издавались уже в VIII веке. Но китайцы пользовались деревянными блоками, а европейцы перешли на металл. Цены на печать снизились, благодаря чему резко увеличилась книжная продукция.

    Возник новый слой “печатных” людей, ушедший из под влияния церкви. Печатник стал предпринимателем.

    15




    Утверждение печатной индустрии проходило в течение двух веков — от инкунабул к новым текстам, словарям, энциклопедиям, научной литературе. Книгопечатание значительно способствовало протестантской Реформации, быстро распространяя идеи М. Лютера. Новая культура печати повлияла на образование, грамотность и религию в Северной Америке. Благодаря газетам быстро распространялись новости. Светская культура освободилась от власти церкви. Большую роль в этом процессе сыграли французские просветители XVIII века. Началась демократизация письменной коммуникации.

    1. Электричество и новый беспроволочный мир

    История коммуникаций — это история средств: от табличек и камней через книги и манускрипты к телеграфу и телефону. Они знаменовали первую волну новой коммуникационной революции. С появлением телеграфа изменилась скорость сообщений, исчезла зависимость от транспорта. И этот процесс продолжается: от транспортной модели коммуникации — к трансмиссионной.

    Когда-то сообщения передавались с помощью барабанов, дыма, солнечного отражения. Древние греки передавали на несколько миль сигналы от одной вышки с факелом к другой. В Европе корабельные сигналы передавались флажками, семафорами. В США в 1830-е годы, когда

    С. Морзе работал над телеграфом, планировалось установить оптическую телеграфную связь между Вашингтоном и Новым Орлеаном.

    В 1840-е годы вошла в употребление азбука Морзе. Деловые письма и сообщения передавались по проводам на столбах вдоль железных дорог.

    В середине XIX века телеграф охватил США, а в конце XIX века стал глобальной системой благодаря трансокеанскому кабелю. Родилась одна из первых американских монополий. Телеграф повлиял на развитие бизнеса — создавались региональные центры покупки и продажи; на газеты и журналистскую практику — кроме политических и деловых новостей стало больше повседневной информации, в том числе светской хроники, скандалов и т. п.

    В третьей четверти XIX века появился телефон. Передача информации упростилась, а возможности ее расширились: устные переговоры осуществлялись уже без помощи телеграфиста. Телефон имел ряд преимуществ над телеграфом как интерактивный медиум. Но вначале они не только дополняли, но и конкурировали друг с другом.

    В конце 80-х годов телефон поселился в частных домах, а на рубеже веков с удешевлением услуг он стал распространяться во всех слоях общества. Но телефон победил не сразу. На него вначале смотрели как на игрушку, потом как на средство общения между фили

    16




    алами одной фирмы или между квартирой и офисом фирмы. Только установление коммутаторов сделало телефон более сильным конкурентом. Он стал предтечей радиовещания. На выставке в Париже в 1900 году технические изобретения бросили вызов искусству и религии как главным центрам духовного мира. Возникла индустриальная экономика, фотография и кино как средства массовой информации.

    1. Имиджевые технологии и рождение массового общества

    В конце XIX века проволочный мир (телефон и телеграф) расширил мир коммуникаций. Сообщения распространялись дальше, быстрее и с меньшими затратами. Упаковка новостей и доставка потребителям разнообразились. Урбанизация, индустриализация и развивавшееся параллельно массовое общество вытесняли местные идеи, образы и образцы потребления.

    В это же время в жизнь общества вошли автомобили, велосипеды и самолеты. Новые скорости изменяли производство. Строились мосты, каналы, туннели, железные дороги соединяли города. Новые технологии отражались в новых формах искусства, в частности, в кубизме и футуризме.

    Представления о мире расширялись благодаря фотографии, изобретенной еще в 1839 году. В конце XIX века она стала средством массовой информации через литографии (репродукции). Затем возникла фотожурналистика и кинематограф. В 20-е годы XX века кино захватило все слои общества. В самом начале людей удовлетворяло само чудо движения, затем — истории, жизнь. А далее родились звезды, в которых воплощались мечтания рабочего и среднего классов. Благодаря кино появились всем известные актеры. Фотожурналистика придала новый аспект СМИ; например, благодаря ей все увидели гибель дирижабля “Гинденбург”.

    Рост доходов, свободного времени и разнообразие потребностей стимулировали развитие рекламы, которая связала массовое общество с образами. В начале XX века главными носителями рекламы были газеты, затем журналы. В конце 20-х годов радио стало упоминать своих спонсоров. Распространение рекламы привело к необходимости ввести ограничения на ее объемы и содержание.

    1. Золотой век радио

    Переход к массовому обществу был ускорен внедрением радиовещания в 20-е годы. Попов и Маркони изобрели радио в конце XIX века для передачи азбуки Морзе, тогда как другие инженеры работали над передачей по радио голоса.

    17




    После 1-й мировой войны начались любительские передачи голоса и музыки, а в 20-е годы — корпоративные программы. Несмотря на депрессию 30-х годов радио появилось почти в каждом доме. В CUT А оно развивалось частным сектором, в Европе и СССР с помощью государства, а в Канаде обоими путями.

    Гибель “Титаника” в 1912 году пробудила желание слышать сообщения прямо с места событий. Аналогичное желание видеть прямой репортаж резко усиливалось после таких событий, как убийство Д. Кеннеди или гибель космического челнока “Челенджер”. Слышать и видеть стало масовой потребностью и социальным заказом для радио и телевидения. Радио 30-х годов пробудило огромный интерес к театральным постановкам, спорту и музыке. Радионовости в отличие от газеты давали эффект присутствия.

    Ф. Рузвельт приковал внимание людей своими беседами у камина. Появились звезды-политики. Медиа стали оказывать огромное влияние на мир, на формирование духовных и материальных потребностей больших масс людей.

    В золотой век радио (30-40-е годы XX века) А. Гитлер использовал его для пропаганды. О силе радио говорит такой, ставший классическим, пример: когда в Америке в 1937 г. по радио передали “Войну миров” Г. Уэллса, возникла паники, поскольку многие слушатели подумали, что на самом деле началась война с инопланетянами.

    1. Время телевидения

    Слово
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта