Главная страница

ИТ в юр деятельности. Классификация правовой информации


Скачать 37.92 Kb.
НазваниеКлассификация правовой информации
Дата30.07.2022
Размер37.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИТ в юр деятельности.docx
ТипРеферат
#638218

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: учебно воспитательный семинар.docx, « Парижская коммуна 1871 г ее значение и итоги. Социально-эконом, англ.docx, рус язык пр работа.docx, семейное право.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Т. № 3.1 Классификация ЧС природного и техногенного характера.do, План урока_ _Шифрование информации_.docx, 8 кл.Презентация «Представление информации в компьютере».ppt, Носители информации - задания.docx, Коньшин С.В. Защита информации в беспроводных сетях. Алматы, 201, Правовое обеспечение безопасности информации.pptx, ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и , Тема 3.2. Технологии поиска информации в информационно- поисковы, Кодирование информации.ppt, Поиск информации в глобальной сети Интернет.doc

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Дисциплина: Информационные технологии в юридической деятельности

Тема: «Классификация правовой информации»


Выполнил: студент 1 курса

Заочного отделения группы

ЮНК – 1321(2)

Аскапова Сара Жанатовна
Омск 2022 г.
Содержание:

Введение …………………………………………………………………3 стр.

  1. Понятие правовой информации…………..………..……………4 стр.

  2. Официальная правовая информация……………………..………5 стр.

  3. Информация индивидуально - правового характера …………10 стр.

  4. Неофициальная правовая информация…………………………11 стр.

Заключение ……………………………………………………………..12 стр.

Список литературы……………………………………………………13 стр.

Введение.

Основной целью данного реферата является исследование понятия «правовая информация» и подробное рассмотрение ее классификации.

В научной литературе и  практике юридической деятельности термин "правовая информация" начал  активно использоваться лишь в конце 1960-х г. Правовая информация, содержащихся в нормах права используется при решении как правовых, так и бытовых ситуаций. Именно поэтому, так важно знать данное понятие и как она классифицируется, уметь пользоваться правовой информацией и применять ее, знать, где можно найти правовую информацию.

Основными задачами работы являются:

  • Всестороннее изучение и раскрытие понятия «правовая информация».

  • описать, как классифицируют правовую информацию.

  • проанализировать принципиальные отличия всех видов правовой информации.

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует все стороны деятельности, как организаций, так и граждан.

1.Понятие правовой информации

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также все материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно подразделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.1

2.Официальная правовая информация

 Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.2 Данная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

2.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее - НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.3

А это означает, что норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).4

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.5

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

- законов РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов;

- федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.6

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).7
3. Информация индивидуально - правового характера,

имеющая юридическое значение.


Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

- договоры (сделки);

- жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Данные акты имеют некоторые общие черты:

- носят индивидуально - правовой характер,

-направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.8

К примеру, конкретный договор поставки заключается между двумя обособленными организациями и влечет за собой определенные юридические последствия:

  • устанавливает права и обязанности сторон договора,

  • прекращается после исполнения условий договора.

Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

 

4. Неофициальная правовая информация


Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

- образцы деловых бумаг;

- комментарии законодательства;

- научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.9

Заключение

В данной работе я рассмотрела основное понятие правовой информации, это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

На данный момент основным источником правовой информации для специалистов, а так же всех граждан являются средства массовой информации, компьютерные системы, базы данных и сеть Интернет. Правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах.

Правовая информация подразделяется на следующие группы, в зависимости от её источника на:

  • официально правовую информацию,

  • информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение,

  • неофициальная правовая информация.

Основное отличие первых двух видов информации состоит в том, что они влекут за собой правовые последствия(права, обязанности).

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Список литературы.

  1. Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для бакалавров / П. У. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 441 с

  2. Информационные технологии в юридической деятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. — С. Г. Чубукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 314 с.

  3. Канивец, Е.К. Информационные технологии в профессиональной деятельности: курс лекций / Е.К. Канивец; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2015. – 108 с.

  4. Королев, В.Т. Информационные технологии в юридической деятельности: WINDOWS: учебно-методические материалы / В.Т. Королев ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия ; под ред. Д.А. Ловцова. - Москва : Российский государственный университет правосудия, 2015. - 40 с. : ил. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book&id=439565

  5. Мистров, Л.Е. Информационные технологии в юридической деятельности: Microsoft Office 2010 : учебное пособие / Л.Е. Мистров, А.В. Мишин ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. - 232 с.

  6. Основы информационных технологий: учебное пособие/А.И. Исакова. – Томск: ТУСУР, 2016. – 206с.

  7. Чепурнова, Н.М. Правовые основы информатики : учебное пособие / Н.М. Чепурнова, Л.Л. Ефимова. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 295 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02644-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426501

Электронные ресурсы:

  1. Публичные центры правовой информации[Электронный ресурс] //http://pravo.gov.ru/Inform/ pravinfarticles/articles/pravinfarticles_4.html

  2. Справочная информация системы Консультант плюс[Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 22473/

  3. Будаков А.С. Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы[Электронный ресурс] http://pravo.gov.ru/export/ sites/default /monografia /sbornik1.pdf









1 Канивец, Е.К. Информационные технологии в профессиональной деятельности: курс лекций / Е.К. Канивец; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2015. – 16 с.

2 [Электронный ресурс] http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment/106114596/106114596f.pdf

3[электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22473/



4 Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для бакалавров / П. У. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 33 с


5 Закон РФ[Электронный ресурс]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22473/



6 Международный договор.[Электронный ресурс]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22473/

7Внутригосударственный договор[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 22473/

8Канивец, Е.К. Информационные технологии в профессиональной деятельности: курс лекций / Е.К. Канивец; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2015. – 108 с.


9 Неофициальная правовая информация[электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 22473/


написать администратору сайта