Главная страница
Навигация по странице:

  • к единению и всеобщности

  • Монизм и его интерпретация в «космической философии» К.Э.Циолковского.

  • Антропологическая идея

  • три источника знания

  • Теория общества.

  • Второй этап

  • Русский космизм - философия. Доклад 7.3. К единению и всеобщности


    Скачать 24.11 Kb.
    НазваниеК единению и всеобщности
    АнкорРусский космизм - философия
    Дата04.01.2021
    Размер24.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад 7.3.docx
    ТипДокументы
    #165734

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Задание Тема 1.pdf, ! Пример Сводные таблицы и консолидация.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Социология доклад.docx, менеджмент доклад (17.09.2021).docx, Йозеф Добровский. Доклад.docx, 17. Доклад по экономике.docx, Бессольнова А.С. Доклад Л-17-1 2021.docx, СЭВ доклад.docx, Философия. Докладк З. Фрейд.docx, ТГП Доклад.docx, Титульный лист доклада_шаблон 2019-2020.docx, П.Я.Чаадаев доклад.docx

    Русский космизм – это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

    Еще в глубокой древности люди находили взаимосвязь между своим существованием и существованием Вселенной.

    Русский космизм, как особое течение философской мысли, сформировался в конце XIX – начале XX вв. На формирование космизма оказали влияние многие процессы, а также русская православная традиция, в рамках которой стремление к единению и всеобщности отразило постоянную готовность русского народа к решению проблем общемирового масштаба.

    Русский космизм возник в области соприкосновения русской православной культуры и западно-европейского прикладного научного знания. Как целостное самобытное явление русский космизм проявился в форме активного христианства Н.Ф. Фёдорова, где изначально религия понимается как область целей, а наука – как область средств развития культуры.

    (СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД)

    Никола́й Фёдорович Фёдоров (Никола́й Па́влович Гага́рин), 1829 год. Ключи, Тамбовская губерния. — русский религиозный мыслитель, философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

    Его называли «московским Сократом», Л.Толстой и Достоевский считали его гениальным русским мыслителем.

    «Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества. … Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России» (А.Л.Волынский)

    «Философия общего дела» Н.Федорова, несмотря на религиозную оболочку, наличие фантастичности, мистицизма и мечтательности содержит ряд прогрессивных идей:

    На земле будет зло, пока люди разъединены. В том числе едины с прошлыми поколениями(возрождение). Когда наука сможет воскрешать людей, появится потребность в освоении новых космоса.

    • преемственность поколений людей, сплочённых «общим делом» для решения жизненно важных задач;

    • всеобщее братство, «родство» людей, бессмертие рода человеческого;

    • вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании слепых сил природы;

    • бережное отношение человека к природе;

    • значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждение возможности выхода человека в Космос;

    • нравственная ответственность при использовании достижений научно-технического прогресса.

    Федоров является представителем «религиозно-мистического» направления русского космизма, который связан с идеей единства духовного, космического и человеческого, космического и нравственного.

    (СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙЖ)

    К естественно-научному крылу русского космизма обычно относят К. Э. Циолковского, Н. А. Умова, А. А. Чижевского, В. И. Вернадского. Без них космизм остался бы утопией. Общим источником размышлений для них явилась идея о том, что «естественные предложения» природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать «новую» природу на основе разума, науки.

    Константин Эдуардович Циолковский – не только отец русской космонавтики, но и великий философ. Он был самоучкой(занимался самообразованием, поглощал науку)

    В 10 лет почти полностью оглох, по причине этого не получил систематического образования (проучился четыре года в Вятской гимназии и всю свою жизнь занимался самообразованием). Был из обеспеченной семьи, однако в Москве он часто голодал, тратив внушительные суммы на книги, материалы для физических и химических опытов, и тому подобного. Согласно Циолковскому, он занимался в Чертковской публичной библиотеке, где его принимал «известный аскет Фёдоров, друг Толстого и изумительный философ и скромник», в частности, выдавая запрещённые цензурой книги.

    Для Циолковского отрыв сознательных существ от материнского лона нашей планеты, выход в космические просторы, освоение и преобразование их – эволюционно необходимый и неизбежный момент в развитии цивилизации.

    Поэтому наиболее важным в космической философии Циолковского – ее активное эволюционное ядро, то есть его убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека, когда разум человека станет орудием такого восхождения.

    Главным своим произведением считал «Космическую философию»

    Монизм и его интерпретация в «космической философии» К.Э.Циолковского. Монизм можно считать одним из ведущих устоев космизма. Некоторые аспекты монизма:

    • Космо-антропологический параллелизм: идея подобия человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма);

    • Космо-социологический параллелизм: общество должно стать единым, эволюционировать от разобщенности к единству, стать единым феноменом космического масштаба и космического значения;

    • Монизм как деятельностная парадигма: человек должен привести себя самого и общество в соответствие с законами вселенной, перестроить себя и общество.

    • Монизм как интегрализм в мировоззрении: поиск интеграции между исторически сложившимися положительными, но противостоящими друг другу формами мировоззрения (идеологии), а также между сферами общественного сознания (философия, религия, наука, искусство), традиционно существующими раздельно. Вариантом является идея синтеза многочисленных ветвей естествознания;

    • Нравственный монизм: эта идея предполагает наличие единого объективно существующего в высших сферах бытия источника нравственности, законам которого должны соответствовать человек и общество;

    • Единство нравственной идеи для всех: для общества и каждого человека, для представителей высших космических рас, для президентов космических сообществ, для самой Причины космоса.

    Антропологическая идея

    • Постулат космо-антропологического параллелизма: Человек как неотъемлемая часть вселенной должен соответствовать ей в своих основных характеристиках. Вселенная вечна во времени и бесконечна в пространстве, самообновляема. А человек должен со временем обрести свойство бессмертия и возможность мобильного перемещения без пространственных ограничений. Для свободного перемещения в любых пределах послужит космический транспорт, а идею бессмертия Циолковский обосновал с помощью теории атома-духа. Физический мир состоит из атомов, обладающих потенциальной психической чувствительностью, которая проявляется в зависимости от тела, в состав которого входит атом. Атом бессмертен, живет жизнью своего конкретного облика, путешествует из тела в тело с помощью обмена вещества в природе. Так обеспечивается бессмертие человека – ведь после распада его тела происходит воплощение атомов в новых телах.

    • Психологический портрет нового человека. Знание о собственном бессмертии (смерть есть иллюзия слабого существа) уничтожает страх смерти, наполняет человека бодростью, порождает оптимизм характера, стимулирует творческое начало. Развиваются социальные черты: взаимопомощь, милосердие, кротость, сочувствие к невежественным, агрессивным людям и индивидуалистам, которые не знают истинного мирового устройства, космической судьбы человека, не понимают настоящего счастья. Страдания искореняются из жизни сознательных существ, везде царит разумное начало, радость созидательного труда. Теория бессмертия гарантирует человеку безопасность; материальное благополучие обеспечивается с помощью освоения материальных ресурсов планеты, Солнечной системы, галактики. Источником нравственности являются учения гениев нравственности (Христос, Будда и другие выдающиеся моралисты), которые выражают идеи Причины космоса. Разумная, активная, праведная жизнь распространяется по лицу всей вселенной.

    • Принципы универсального мировоззрения. Что касается теории познания, Циолковский объединяет в общий комплекс философию как знание о пределах бытия; науку как рациональное знание, как инструмент преобразования мира, как инструмент созидания искусственной сферы жизнедеятельности, расширяющей возможности человека; религию как иррациональное интуитивное знание о духовных сферах бытия, о духовном источнике мира. Эти три источника знания в совокупности составят ядро нового универсального мировоззрения человека будущего. Циолковский настаивал на замене понятия «религиозная вера» на понятие «духовное знание», Циолковский имел в виду, что любое знание должно быть научным, то есть проверяемым, логически обоснованным. Отрицается вера, построенная на догматах и традициях. Отрицается множественность религий и духовных практик. Если в традиционных религиях содержится зерно истины, то эти зерна должны быть объединены. Это означает, что религиозное знание должно стать полным, цельным и универсальным.

    Теория общества. Гражданином вселенной является социальный человек с его ответственностью за все, что происходит в ближнем и дальнем окружении. И самое главное: общество есть феномен онтологического(бытийного) порядка. Оно неизбежно возникает, развивается, становится неотъемлемой частью космоса.

    Общество проходит несколько этапов развития. На первом этапе общество слабо и невежественно со всеми видами известных нам проблем: агрессивностью и вытекающими отсюда войнами, личными и социальными противоречиями, сугубо материалистическими интересами, слабой научно-технической базой. Это общество, нравственно еще не объединившееся в единое человечество в масштабах планеты. Второй этап является переходным к собственно космической жизни. Человечество объединяется на планете под эгидой общего государства, решает основные материальные (ресурсные, технические, управленческие) проблемы. На этом этапе оно готово к психологическому и техническому выходу в космос, оно становится феноменом космического масштаба, хотя буквально может еще не выходить за рамки планеты. На третьем этапе начинается физическое расселение в просторах космоса, строительство космического транспорта и эфирных городов, путешествия по просторам Солнечной системы и Галактики. Важнейшим фактором этого этапа является налаживание контактов с инопланетными цивилизациями, которые передают молодому земному человечеству опыт, нравственные и интеллектуальные знания. Возникает стройная иерархия цивилизаций разного уровня развития, связанных между собой духовными, научно-техническими, гуманитарными контактами. Космос живет богатой и разнообразной сознательной жизнью.

    Рассмотрим вопрос о непосредственной зависимости качества социальных институтов от душевного склада человека. Совокупность характеристик человека (свойства характера, смысложизненная ориентация, поведенческий настрой, идеалы, способность к труду и творчеству, масштаб ответственности и др.) объективируется в формальных социальных институтах и общественных организациях, в государственном устройстве и стиле функционирования его частей. Откуда берутся: бюрократия, военные организации, государственные границы; как возникают войны; почему плохо и сложно организован быт; почему транспортные средства локальны, а мир глобален? Ответ на эти и многие другие вопросы заключается в том, что в массовом сознании преобладают разделительные тенденции: страсть к насилию в разных масштабах, зависть, противопоставление людей по принципу «свой – чужой», стремление искусственно затруднить жизнь, доминировать над другими людьми, иметь привилегии. Отсутствие одаренности порождает зависть к талантам и гениям.

    Циолковский считал, что государство способно функционировать значительно лучше, если в его основание общества заложить любовь к человеку, максимальную меру ответственности каждого за человечество в целом, социальное доверие, минимализм в подходах к вопросам питания, одежды, строительству жилищ, милосердие к порочным людям (к порокам ученый относил невежество, насилие, лень), высокий профессионализм и честность в труде, любовь к свободе. Такие феномены человеческого общества, как религиозность, гуманизм, бескорыстное (неоплачиваемое) социальное действие существуют и функционируют вне государства. Утверждение подобного параллелизма представляется нам важнейшей характеристикой космистской модели общества, предложенной Циолковским.

    Картины, логично, убедительно и красиво нарисованные Циолковским, не являются всего лишь прогнозом отдаленного будущего или абстрактной моделью «правильного» мировоззрения. Совокупность постулатов, кратко рассмотренных в данной статье, представляет базу того мировоззрения, которым можно и нужно научиться пользоваться сегодня. Ответы на вопросы: как устроен мир, зачем живет человек, как нам относиться друг к другу, какие свойства надо культивировать в самом себе, есть ли будущее у земного человечества – даны Циолковским. Его мысли смело можно рассматривать не в качестве историко-научного феномена прошлого, а в качестве руководства к внутреннему духовному действию.

    Зло в обществе и мире появляется от разъединённости людей. В нашем мире каждый думает лишь о себе. Человечество не сможет искоренить зло, пока все мы разъединены (в т.ч. родители и дети, поколения). Подлинного единства человечество может достичь лишь объединившись с ушедшими от нас поколениями.

    Совокупность постулатов Циолковского представляет базу того мировоззрения, которым можно и нужно научиться пользоваться сегодня. Ответы на вопросы: как устроен мир, зачем живет человек, как нам относиться друг к другу, какие свойства надо культивировать в самом себе, есть ли будущее у земного человечества – даны Циолковским. Его мысли смело можно рассматривать не в качестве историко-научного феномена прошлого, а в качестве руководства к внутреннему духовному действию.



    написать администратору сайта