Главная страница

реферат йога. йога как одна из систем оздоровления духа и тела. Йога как одна из систем оздоровления духа и тела


Скачать 29.97 Kb.
НазваниеЙога как одна из систем оздоровления духа и тела
Анкорреферат йога
Дата21.01.2021
Размер29.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлайога как одна из систем оздоровления духа и тела.docx
ТипРеферат
#170236

Подборка по базе: _исп.по новПо нов исп. система тат отчётности судов общей юрисди, Тема 1.1 Система и политика здравоохранения в РФ.pdf, Транспортно-грузовые системы.doc, Ковид и эндокринная система.docx, Презентация на тему Конституционная система государственных орга, 1 тема. Предмет, принципы и система АПП.docx, Тест женская половая система.docx, ~$Физиология зрительной сенсорной системы.pptx, Тест системология.docx, Вопросы к лекции 1.2. Конфигурирование сетевых средств операцион

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «Российский Государственный Гидрометеорологический Университет»

Прикладная гидрометеорология

Прикладная гидрология

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Элективные курсы по физической культуре и спорту

Тема: Йога как одна из систем оздоровления духа и тела

Выполнил:

студентка 2 курса

группы ПГЗ-Б19-1-4

Третьякова Е.Д.

Преподаватель:

Дудник М.Г.

г. Санкт-Петербург

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Что такое йога 4

Глава 2. Физиологические основы йоги 5

Глава 3. Основы в практике йогой 7

Выводы 10

Список используемой литературы 11


Введение


В Ведийский период (с XV–VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название «Ригведа», «Атхарваведа», «Самаведа» и «Яджурведа», объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II–I вв. до н.э. Разумеется, Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных «Йогасутра». Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии.

Философская интерпретация практики йогов в «Йогасутре» согласуется с авторитетом Вед, так как терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. В связи с этим внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью. По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги, избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения.

В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.

Глава 1. Что такое йога


Слово «йога» в переводе с санскрита буквально означает «соединение», но в более широком толковании – «то, что соответствует», «то, что последовательно и неуклонно применяется». Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Я думаю, что следует помнить – йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели.

Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. «Очищение» и «совершенствование» – эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994) считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир.

В труде Патанджали «Йогасутра» изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий «восьмеричный путь» йоги:

    1. Яма – межличностные взаимоотношения.

    2. Нияма – внутриличностная самодисциплина.

    3. Асана – позы.

    4. Пранаяма – система дыхательных упражнений.

    5. Пратьяхара – отход от чувственного восприятия.

    6. Дхарана – концентрация мысли.

    7. Дхяна – медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).

    8. Самадхи – самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).

Причем следует учесть, что «восьмеричный путь» йоги делится на низшую ступень – хатха-йога, и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, асаны и Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. В данной работе я, в основном, буду рассматривать хатха-йогу (физическую йогу).

Глава 2. Физиологические основы йоги


Согласно учению йогов, наше тело живет за счет «положительных» и «отрицательных» токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье. На языке древней символики «положительный» ток обозначался словом «ха» (Солнце), а «отрицательный» – словом «тха» (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово «хатха», смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что «йога – это гимнастика для лентяев». Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. «...Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью... Все движения выполняются медленно и плавно... Основная цель – в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц» (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.

Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят «зажимы» в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим «жизненным сокам» приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за «перетяжек». Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.

Для правильного дыхания по системе йогов существенное значение имеет хорошая проходимость полости носа и отсутствие патологических изменений на ее слизистой. Целью йогов является оказание при помощи ритмического дыхания косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода.

В целом же в физиологическом аспекте хатха-йога дает следующие результаты:

  • развивает мышцы и повышает подвижность;

  • массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу;

  • устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения.

Глава 3. Основы в практике йогой


Хатха-йога не является панацеей от всех болезней. К таким случаям относятся: врожденные пороки сердца, родовые и физические травмы, онкологические заболевания, некоторые детские инфекционные болезни и др. Лишь отчасти ее можно рекомендовать лицам, имеющим хронические заболевания, да и то с оговорками: необходимо разрешение лечащего врача на занятия йогой, при занятиях не должно ухудшаться состояние здоровья; нельзя заниматься физическими упражнениями при повышенной температуре, болевых ощущениях, в острый период заболевания и при обострениях хронических болезней.

Детям до 6 лет, людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность; женщинам нельзя выполнять физические упражнения в период менструации, с начала 4-го месяца беременности и можно возобновить занятия через 3-4 месяца после родов. Кроме того, всем, страдающим хроническими заболеваниями, необходимо внимательно ознакомиться с противопоказаниями по применению отдельных методов и выполнению упражнений.

В 7-10 лет можно осваивать элементы дыхательной гимнастики (исключив из нее задержки дыхания), позы равновесия (например, поза дерева – Врикшасана) и позу лотоса (Падмасана).

В 10-17 лет в занятия включаются глубокое дыхание йогов, позы равновесия, поза лотоса, легкие упражнения для развития суставов (например, поза стрелка из лука – Акарна Дханурасана).

В 17-50 лет – все упражнения хатха-йоги.

В 50-60 лет занятия строятся в зависимости от состояния здоровья, но статичные упражнения можно выполнять все без исключения.

В 60 лет и старше занятия проводятся только в присутствии опытного инструктора и только с разрешения врача.

Если кроме упражнений йогов практикуется еще какой-либо вид физической культуры или спорта, то совмещать их нельзя, лучше чередовать – утром, например, заниматься йогой, а днем или вечером – другими видами физической культуры. Никогда не заниматься: на полный желудок, под ярким солнцем, после солнечных ванн, длительного пребывания на солнце вообще, через силу или в состоянии стресса, непосредственно перед едой, в накуренном помещении, на кухне, непосредственно перед сном. Никогда не заниматься йогой больше часа подряд. Занятия желательно начинать и заканчивать в одно и то же время. Заниматься систематически, начиная с простых упражнений, не перетруждая себя. «Начиная с малого, постепенно придешь к большему, начиная с большего постепенно придешь к малому». Упражнения хатха-йоги не рекомендуется выполнять частями, весь цикл надо делать сразу. Любое упражнение йогов состоит, как минимум, из трех компонентов: а) физического – асаны (позы тела); б) дыхательного, соответствующего физическому; в) психического – мысленного сопровождения потока энергии (праны), которая движется в том или ином направлении и скапливается в определенном органе.

Заниматься необходимо на пустой желудок: за 30-40 минут до еды или через 2,5-3 часа после еды. Кроме того, между упражнениями всегда, даже если кажется, что нет усталости, необходимы короткий отдых и расслабление, которое ускорит процесс восстановления. Упражнения следует выполнять на чистой подстилке или коврике (не синтетическом или синтетическом, покрытым хлопчатобумажной или льняной простыней). Одежда не должна стеснять движений, упражнения лучше делать босиком или в носках, но не в тапочках.

В освоении упражнений, да и во всех остальных случаях жизни надо придерживаться трех основных заповедей йогов:

    1. Последовательность с постепенным переходом от простого к сложному;

    2. Регулярность и систематичность (перерыв в занятиях во время разучивания комплекса допустим не более, чем на 10 дней, иначе весь цикл упражнений придется начинать сначала). Если человек разучил весь комплекс и выполняет его целиком, но у него произошел перерыв в занятиях свыше 10 дней, то он может выполнить весь комплекс целиком, но сначала каждое упражнение делать минимальное число раз;

    3. Умеренность во всем;

К асанам нужно подходить с учетом возраста, физической подготовки и состояния здоровья, а не в духе соревнования или соперничества с другими учениками йоги. Пределом движений для каждого должно быть ощущение «приятной боли», испытываемое при выполнении асаны и не более.

Отвечая на вопрос, что такое асана, Патанджали сказал: «асана – это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения». Это означает, что занимающися по системе йогов должен стремиться к достижению полного самоконтроля над телом при исполнении различных асан с тем, чтобы в течении длительного времени находиться в неподвижном положении и чувствовать себя спокойно и удобно.

1. Асаны – это медленные, умеренные движения, сочетающиеся с правильным дыханием и расслаблением. Во время исполнения асан сердце пропускает большее количество крови, чем в состоянии покоя. Это обусловлено сильным притоком венозной крови, вызванным сокращением скелетной мускулатуры.

Противопоказания к исполнению асан могут быть общими, то есть относящимися вообще к занятиям хатха-йогой, или распространяться лишь на отдельные асаны. Они могут определяться возрастом, состоянием здоровья. Позы йогов не рекомендуется при заболеваниях сердца с тяжелыми пороками, а также при высоком или пониженном артериальном давлении. Разумеется, это не абсолютное противопоказание – таким лицам нужно пройти медицинское обследование для определения их индивидуальных возможностей. Что касается так называемых частных противопоказаний, распространяющихся на определенные упражнения, то можно сказать, что они имеют большое значение. Консультация со специалистом по системе йогов, а также с врачом поможет определить индивидуальный вариант занятий упражнениями.

Выводы


Физического расслабления невозможно достичь при умственном напряжении, йога обеспечивает первый шаг для устранения умственного напряжения. При занятиях Ямой (первая ступень хатха-йоги) свое внимание концентрируют на тех качествах, которые хотели бы приобрести, а не от которых хотелось бы избавиться. Хатха-йога не является панацеей от всех болезней.

При занятиях хатха-йогой нужно следовать здравому смыслу, быть осторожным, внимательным, не гнаться за быстрыми результатами. Индийская пословица говорит: «пусть ученик идет своим путем с терпением, или его фундамент и его слишком поспешно воздвигнутое здание обрушится на него».

Не использовать упражнения и приемы хатха-йоги для демонстрации трюков и фокусов, так как это рано или поздно приведет к отрицательным результатам на пути самосовершенствования.

Список используемой литературы


  1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – М.: 1979.

  2. Борисова И. Йога для двоих. // Физкультура и спорт, №5, 1999. - c. 18–19.

  3. Быков О. Гимнастика от ста недугов. // Физкультура и спорт, №7, 1999. - c. 24–25.

  4. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. – Минск, 1982.

  5. Гущо Ю. Техника медитации. // Физкультура и спорт, №9, 1999. - c. 20–22.

  6. Евтимов В. Йога. – М.: Медицина, 1986.

  7. Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. – М.: Медицина, 1991.

  8. Кент Г. Йога день за днем. – Л.: ЛФ ВНИИТЭ, 1991.

  9. Ковриго Н. Эмоции и здоровье. // Физкультура и спорт, №4, 1999. - c. 17–18.

  10. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. – М.: Знание, 1991.

  11. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей. – М.: Просвещение, 1993.

  12. Лах Ман Чун Г. Е. Эта замечательная йога. – М.: Физкультура и спорт, 1992.

  13. Мерзляков Ю. А. Путь к долголетию: энциклопедия самооздоровления. – Мн.: ППК «Белфакс», 1994.

  14. Нестеровский Е. Б. Что такое аутотренинг. – М.: Знание, 1984.

  15. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. – М.: Прогресс, 1986.

  16. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. – Ашхабад: «Ылым», 1981.

  17. Сытин Г. Н. Божественные лечебные исцеляющие настрои. – Петрозаводск, изд.-во ИЧП «ЭТИ», 1994.

  18. Тартаковский М. С. Нетрадиционная физкультура. – М.: Просвещение, 1986.


написать администратору сайта