Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие «падеж» в русском языке: история и современность

  • 2. Особенности склонения имён существительных, прилагательных и числительных

  • Список использованной литературы

  • реферат. История русского языка. Изменения в системе падежей в истории русского языка


    Скачать 48.34 Kb.
    НазваниеИзменения в системе падежей в истории русского языка
    Анкорреферат
    Дата06.04.2021
    Размер48.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория русского языка.docx
    ТипКонтрольная работа
    #191958

    С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: F2F+Oral+PT+Question+Bank (1).pdf, Педагогика.docx, Детская литература.docx, Игровые виды спорта.docx, Математика и информатика.rtf, Развитие творческих способностей.docx, Английский язык2.docx, Английский язык1.docx, Безопасность жизнедеятельности.docx, Современная русская литература.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Общая физическая и специальная подготовка в системе физического , Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и к, Договор страхования в системе гражданско-правовых договоров.doc., презентация казнайчейства по изменения.pdf, Качество жизни населения в системе обеспечения экономической без, Россия в системе МЭО ФМБ маг.2018-19.docx, ГОСТ 82-70 Прокат стальной горячекатаный широкополосный универса, Сведение о системе пескоподачи различных электрвозов.docx, О термине «требования». Синтаксис требований. Уровни требований , Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период

    Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    на тему:

    «Изменения в системе падежей в истории русского языка»

    по учебной дисциплине: История русского языка

    Выполнила: Кенесова Анель Кенесовна

    Направление подготовки:

    Педагогическое образование

    Профиль подготовки: Филологическое

    образование

    Форма обучения: Заочная

    Оценка: _____ _______________

    ______________ _____________

    Подпись Фамилия И.О.

    “____”_______________2021 г.

    Омск, 2021

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………..…...……..3

    1. Понятие «падеж» в русском языке: история и современность…………………4

    2.Особенности склонения имён существительных, прилагательных и числительных……………………………………………………………………….18

    Заключение………………………………………………………...…..……………20

    Список использованных источников……………………………...………………23

    Введение
    Категория падежа – это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам [5; 193-194]. Она представляет собой «...словоизменительную категорию, благодаря которой могут противопоставляться словоформы, лишенные каких бы то ни было неформальных – смысловых и «связывающих» различий». «Смысловая ценность данной категории возникает в результате взаимодействия формы существительного с «подчиняющей» ее словоформой» [4, 423].

    Изменение частей речи (имен) по падежам получило название - склонение. Круг формы склонения, падежных словоизменений, присущих разным типам имен, ограничен.

    Само понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Связь системы падежей русского языка с системами индоевропейских языков подчеркивает его универсальность, но ни в коем случае не умаляет значимости данной категории.

    Склонение (изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе) русских имен существительных, прилагательных и числительных поражает многообразием представлений. Оно, в силу специфики языка, опирается на падежное изменение имен существительных. Именно опора на падежи субстантива помогает упорядочить систему склонения прилагательных и числительных.

    В настоящее время особые трудности у учителей средних школ вызывает подача грамматического материала, посвященного падежам. Несмотря на разнообразие методик, приемов, использование информационных технологий, которые помогают доступно и красочно представить падежную систему, школьники младшего и среднего звена нередко испытывают трудности при определении склонений, написании падежных окончаний в именах существительных, прилагательных и числительных, глаголов.

    1. Понятие «падеж» в русском языке: история и современность
    Категория падежа – это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам [5; 193-194].

    Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

    Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков (см.: Табл.1). Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие, которое проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.

    Таблица 1. Соответствие русских падежей падежам в мировых языках

    Латинское название

    Русское название падежа

    Характеризующие вопросы

    Функция

    Примеры языков, в которых употребляется

    Номинатив

    Именительный падеж

    Кто? Что?

    Подлежащее

    Практически все агглютинирующие и флективные языки

    Генетив

    Родительный падеж

    Кого? Чего?

    Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание

    арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский

    Поссесив

    Притяжательный падеж

    Чей?

    Только принадлежность

    Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках

    Датив

    Дательный падеж

    Кому? Чему?

    Объект передачи, адресат речи, экспериенцер

    Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык

    Аккузатив

    Винительный

    Кого? Что?

    Объект действия

    Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных

    Эргатив

    Именительный падеж

    Кто? Что?

    Субъект действия

    Языки эргативного строя

    Абсолютив

    Именительный падеж

    Кто? Кого? Что?

    Объект действия или состояния

    Аффектив

    Дательный падеж

    Кто? Кому?

    Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства




    Комитатив или Социатив

    С кем?

    Второстепенные субъекты действия

    Финский, Баскский




    Инструменталис

    Творительный падеж

    Кем? Чем?

    Орудие действия; иногда субъект действия

    Монгольские

    Партитив

    Частичный падеж

    Чего?

    Действие переходит только на часть объекта




    Вокатив

    Звательный падеж

    Обращение







    Эссив

    Какой? Как?

    Нахождение в каком-либо состоянии







    Транслатив

    Во что? Кем/чем стал?

    Изменение состояния или местонахождения







    Локатив

    Местный падеж

    Где? В чём?

    Местонахождение

    Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский, украинский

    Адессив

    Где? Около чего?

    Место (внешн.) нахождения







    Инессив

    Где? В чём?

    Место (внутр.) нахождения







    Аллатив

    Направительный падеж

    Куда? К чему?

    Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие

    Финно-угорские, тюркские языки

    Иллатив

    Точного аналога нет

    Куда? Во что?

    Конечный (внутр.) пункт действия

    Финно-угорские языки

    Аблатив

    Исходный

    Откуда? С чего? От чего?

    Исходная точка действия

    Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки

    Элатив

    Точного аналога нет

    Из(нутри) чего?

    Исходная (внутр.) точка действия

    Финно-угорские языки

    Пролатив

    Точного аналога нет

    Вдоль чего?

    Только к протяженным объектам

    Монгольские

    Терминатив

    Точного аналога нет

    До уровня чего? (по куда?)

    Указание высоты/глубины

    Монгольские

    Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами — четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись.

    Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей.

    Русское название

    Латинское название

    Характеризующий вопрос

    Именительный

    Номинатив (Nominative)

    Кто? Что?

    Родительный

    Генитив (Genitive)

    Кого? Чего?

    Дательный

    Датив (Dative)

    Кому? Чему?

    Винительный

    Аккузатив (Accusative)

    Кого? Что?

    Творительный

    Аблатив (объединяет инструментатив [Instrumentative], локатив и аблатив)

    Кем? Чем?

    Предложный

    Препозитив (Preposition)

    О ком? О чём?


    Их порядок школьники запоминают с помощью забавных двустиший: «Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку»; «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить»; «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали»; «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу»; «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь»; «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого»; «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать»; «Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать»; «Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую». Современная европейская терминология, связанная со склонением, является осколком античной.

    И м е н и т е л ь н ы й (onomastikē, nominativus) как «начальный» падеж назывался orthē – прямой, в отличие от других, отклонившихся, склонившихся (klisis, declinatio - склонение), почему те и считались косыми, косвенными (plagiai, ptōseis).

    Р о д и т е л ь н ы й (genikē, genetivus - родовой) получил свое имя от того, что он иногда обозначал род, принадлежность, происхождение.

    Д а т е л ь н ы й (dotikē, dativus) своим названием выражал одну из своих функций (ср. употреблении дательного падежа при глаголе дать – давать). Термин греческой грамматики, соответствовавший винительному падежу (aitiatikē), был очень узко переведен на латинский язык – accuativus (буквально: винительный), вернее было бы causativus. «У нас бы более подходило название предметный падеж».

    Т в о р и т е л ь н ы й (instrumentalis - орудный) падеж введен в русскую грамматику Лаврентием Зизанием («Грамматика словенска», 1596). Мелетий Смотрицкий в своей «Грамматике» (1619) дополнил русскую падежную терминологию еще сказительным падежом (ср. говорить – сказать о чем-нибудь), который потом Ломоносовым был переименован в п р е д л о ж н ы й [Виноградов, 1972; 144], вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами. Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как всё другие косвенные падежи: НовЪгород'Ь означало «в Новгороде».

    Однако существует мнение, что в русском языке можно выделить, помимо этих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе (см.: Табл. 1), но могут быть использованы учителем как дополнительный языковой материал. К таким падежам относят: звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.

    Формы звательного падежа (вокатив) используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!) (Ань, домой пойдешь?). Однако в настоящее время вместо вымершего старого звательного падежа используется так называемый новый звательный падеж, который образуется путем усечения конечной гласной существительного [О звательном падеже.. – эл. дан.]. Звательный падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года (в близкородственных белорусском и украинском языках он выделяется как 7-ой падеж и поныне).

    Слова в форме этого архаичного звательного падежа можно обнаружить в старой литературе, особенно церковной (например, слова «отче», «Боже», «Господи», «старче», которые в современном русском языке являются архаизмами).

    Звательный падеж не выражает зависимости между словами и необходим для выражения зависимости слов в предложении: (кто?) Иван родил (кого?) девчонку

    Существительное «Иван» применено в форме именительного падежа, «девчонка» — в форме винительного. Отсюда мы понимаем, что именно Иван родил девчонку, а не наоборот.

    Существовавшая в русском языке третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п.

    Однако некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку в современном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнего звательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.

    Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) падеж использовался при употреблении существительного, означающего целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).

    Местный (локатив, или второй предложный) падеж, в котором ставится существительное, означает место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).

    Исходный (аблатив) падеж, в котором ставится существительное, означает место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением) [7; 167—167, 311].

    Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский, А. А. Зализняк) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

    Как правило, для определения падежа существительного используют прием постановки характеризующего вопроса. Однако не всегда этот принцип является основополагающим. Так, для винительного - нет ни одного уникального вопроса, для предложного - нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного - вопросов нет вообще.

    Как видим, идеальный принцип любой грамматической категории (связь смысла и формальных признаков) постоянно нарушается, когда мы имеем дело с категорией падежа. Любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Например, наиболее характерно для творительного падежа 'значение орудия или средства, при помощи которого производится действие'. Но, кроме того, есть творительный времени – днём, вечером (это совсем не то, что писать пером) творительный способа и образа действия шагом, боком; творительный сравнения – лететь стрелой и т.д. Если исходить из значения, только внутри творительного падежа можно выделить несколько падежей.

    Итак, определить число падежей на основе формальных признаков нельзя, так как среди них нет единообразия, на основе смысла – тоже нельзя, так как нет предела для дробления значений. Сколько же падежей? Этот вопрос ставил еще академик А.И. Соболевский, он писал: «Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен. Если принять за основание звуковую форму имени… то мы должны будем сказать, что одни имена (например, кость – только с тремя разными звуковыми формами единственного числа) имеют меньше всего падежей, чем другие.. и что число падежей неопределённо. Если же принять за основание грамматическое значение…. То мы должны будем считать большое количество падежей… Тогда, например, форма хлеба в разных предложениях (я взял себе хлеба, мясо лучше хлеба, мягкость – свойство хлеба)» будет представлять три падежа…» [4; 31, 171].

    По мнению В.В. Виноградова, из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение по крайней мере двух падежей в каждом из них [2; 204]. Рассмотрим многообразие значений падежей русского языка.

    Форма и м е н и т е л ь н о г о п а д е ж а - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Д е в у ш к а вошла в комнату; Н о ч ь прошла незаметно; Чижа захлопнула з л о д е й к а-з а п а д н я (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий – ю н к е р; Хорь был ч е л о в е к п о л о ж и т е л ь н ы й (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный д о м и к (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: О т е ц, о т е ц, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное в е т р и л о (П.).

    Р о д и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

    Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина, тормоз Матросова; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского; но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта) [7; 287]. Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

    Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Р о д и т е л е й лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать б р о д о в, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей у ч а с т и. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю с л а в ы я (П.); ...С в о б о д ы хочу, н е з а в и с и м о с т и (Гонч.).

    Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

    Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.

    Родительный количественно-отделительный падеж представлен значениями количества преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно - целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.

    Д а т е л ь н ы й п а д е ж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.

    В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: С а ш е не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Т а т ь я н е (П.); Моей б о л ь н о й все хуже становится (Т.).

    В и н и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души л е т о целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый д е н ь, каждый ч а с (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

    Т в о р и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

    Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной х в о р о с т и н о й мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась л а д о н ь ю (Л. Т.) и т.д.

    Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: К л у б а м и черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, в и х р е м летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела л е с о м (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка б а с о м... (Н.) и др.

    Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Т у р г е н е в ы м в 1867 году.

    Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое. Он используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам с д е л а т ь с я и х и м и к о м , и ф и з и к о м, и и с т о р и к о м, и п о л и т и к о –э к о н о м о м, и о р а т о р о м, и вдобавок еще – п и и т о м (Добролюбов); он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем — он избран председателем, его считают руководителем — он считается руководителем и т. п. [5; 336].

    Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

    П р е д л о ж н ы й п а д е ж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда только с предлогом.

    Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой д о л е пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних у л у ч ш е н и я х (Черн.) и т.д.

    С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом с у н д у к е, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в и н с т и т у т е (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М. Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

    С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: Н а р у к а х, н а с п и н е, н а п л е ч а х играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился н а ю г е России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); Н а с е л е кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

    С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой п р и д о р о г е (Пришв.), Генерал быстро п р и С а б у р о в е продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

    Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

    - с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем п р о и с ш е с т в и и в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о ж е н и т ь б е Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

    - с предлогом при - для указания на место: сад п р и и н с т и т у т е, сестра п р и с а н а т о р и и;

    - с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в о к о п а х, хранение в с н е г у и т.д.

    Современный предложный падеж некоторыми учеными делится на два: изъяснительный — о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу, на полу, на корню [Виноградов 1986; 299]. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание -у под ударением.

    Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение. Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов, например: родительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха); дательный падеж — с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам); винительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час); творительный падеж — с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями); предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).

    Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различения падежных форм могут служить чередования в основах существительных и специальные акцентные характеристики.

    В зависимости от того, какую систему флексий в падежных формах ед.ч. имеет то или иное слово, все существительные, изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения): существительные первого склонения, второго склонения и третьего склонения. К первому склонению относятся сущ. муж. и сред. р., ко второму – сущ. преимущественно жен. р., а также муж. и общ. р., к третьему – сущ. жен. р., одно слово муж. р. и двенадцать слов сред.р. Существительные каждого склонения имеют свои парадигматические характеристики – две частные парадигмы: одну, объединяющую формы ед.ч., и другую, объединяющую формы мн.ч. Различия между частными парадигмами ед. ч. у разных склонений значительны; частные парадигмы мн. ч. у разных склонений различаются только формами им. и род. п. (а также вин. п., совпадающего с им.п. или род. п.); флексии дат., тв. и предл. п. мн.ч. у существительных всех трех склонений совпадают.

    Парадигмы существительных и падежные флексии характеризуются следующими особенностями:

    1) Все падежные флексии выражают одновременно два морфологических значения – падежа и числа (ед. или мн.).

    2) Ни одна из частных парадигм не состоит из шести (по числу падежей) материально различных форм: парадигмы первого и второго склонений в ед.ч. и парадигмы всех склонений во мн. ч. имеют пять различных форм парадигмы третьего скл. в ед. ч. – только три различных формы.

    3) В составе каждой из частных парадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями; так, материально совпадают флексии им. и вин. п. или род. и вин. п. в парадигмах муж. р. первого скл. в ед. ч. и в парадигмах всех склонений во мн.ч.; флексии дат. и предл. п. – в парадигме второго скл. в ед.ч.; флексии род., дат. и предл. п. – в парадигме третьего скл. в ед. ч.

    4) Омонимичны могут быть флексии разных падежей в разных парадигмах.

    Таким образом, все падежные формы трех склонений в ед. и мн.ч. имеют в общей сложности только пятнадцать различных флексий (запись морфофонематическая) [8; 475].

    Вывод: понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, однако ей присущи специфичные черты: количество падежей, круг значений употребления каждого падежа. Некоторые исследователи выделяют такие словоформы-падежи, как звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи. Многообразны значения падежей. Передача этих значений возложена на флексии, которые помогают сориентироваться в семантическом многообразии значений.

    2. Особенности склонения имён существительных, прилагательных и числительных

    Склонением называют изменение существительных по падежам в единственном и множественном числе [4].

    Термин склонение используется для обозначения как модели (системы окончаний), по которой образуются падежные формы, так и класса слов, имеющих одинаковые падежные флексии.

    Принято выделять три типа собственно субстантивного словоизменения, три типа склонения существительных: первое, второе, третье Причем названия «первое склонение», «второе склонение» в школьной практике и вузовском преподавании нередко закрепляются за разными разрядами слов. В школьных учебниках первым склонением называют изменение слов с окончанием -а (вода), во многих вузовских пособиях и в академических грамматиках — слов мужского рода (стол) и среднего рода (окно).

    Кроме собственно субстантивных типов склонения, есть смешанные и адъективные типы. Отдельные лексемы имеют особые нестандартные парадигмы.

    Распределение существительных по склонениям опирается на формы единственного числа, так как во множественном числе нет четких границ между типами.

    К первому склонению относятся 1) существительные мужского рода, кроме слов с окончанием -а/-я (дедушка, дядя, заинька, домина} и слова путь, 2) слова среднего рода, кроме слов на -мя и слова дитя.

    Ко второму склонению относятся слова женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я (страна, земля, армия, дедушка, домина, староста).

    Слова мужского рода типа домишко образуют формы косвенных падежей и по первому, и по второму склонению: Р. домишка, домишки, Д. — домишку, домишке, В. — домишко, домишку, Т. — домишком, домишкой, П. — о домишке.

    К третьему склонению относятся все существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (мать, нежность, любовь, лень, степь, дочь, печь, рожь. тишь), слово мужского рода путь, 11 слов среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, пламя, полымя, семя, стремя, темя) и существительное дитя [5].

    Каждый тип склонения имеет свою совокупность падежных окончаний, в целом общую для лексем данного типа. Важно иметь в виду, что сказанное относится к набору фонем в парадигмах. Так, в единственном числе фонемный состав окончаний в субстантивных типах склонения таков:

    Падеж

    1 -е склонение

    2-е склонение

    3-е склонение

    м. р.

    с. р.

    ж. р.

    с. р.







    И.

    -0

    -0







    Р.











    Д.











    В.

    как И. или Р.

    как И.



    -0



    Т.

    -ом

    -ом

    -oj (-ojy)

    -jy

    -ом

    п.












    Заключение

    Падежом в современном русском языке называют и словоизменительную грамматическую категорию существительных, и те формы, которые эту категорию образуют. Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологическая форма образуется окончаниями. Говоря об изменении падежей, мы имеем в виду склонение, которые бывает нескольких и отличается меду собой не только родовыми, но и флексийными особенностями.

    Сам термин падеж, как и названия большинства падежей, ведет свое начало из античности и является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать).

    Родом из античности и наименования падежей русского языка: именительный (onomastikē, nominativus), родительный (genikē, genetivus - родовой), дательный (dotikē, dativus), винительный (aitiatikē, accuativus (буквально: винительный), творительный (instrumentalis - орудный), предложный (переименован М. Ломоносовым вместо сказительного падежа (М. Смотрицкий). Некоторые исследователи считают, что в русском языке можно выделить, помимо этих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, к которым относят: звательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.

    Падежная система русского языка вследствие исторического родства с индоевропейскими языками имеет общие черты с падежными системами других родственных языков, однако на фоне этой общности высвечивается и ее специфичность: количество падежей (6), круг значений употребления каждого падежа (передается через флексии). В методическом плане тема падежей в начальной и средней школе представляет интерес, так как понимание и закрепление знаний у детей зависит от умения учителя грамотно и доступно преподнести материал. Конечно, учитель не будет с учащимися начальных классов специально рассматривать разнообразные значения падежей, но помочь детям понять, как изменяется имя существительное в зависимости от того, с каким словом и как оно соединяется в предложении, - задача учителя начальной школы. Знакомство учащихся с изменениями имен существительных по падежам (склонение) происходит в III классе. Знания, полученные на уроках в этот период, являются фундаментом для дальнейшего понимания системы склонения имен прилагательных и числительных. Поэтому необходимо уделять особое внимание теме «Склонение имен существительных».

    Наибольшие трудности у школьников вызывает определение типов склонения, особенно 1-го, а также различение родительного и винительного падежей существительных. Помочь детям разобраться в этом помогут наглядные пособия, создаваемые на уроках вместе с учащимися, специальные упражнения.

    Вся методическая работа по грамматике должна быть тесно связана с разбором предложений и словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением словосочетаний и предложений с изученными падежными формами имен существительных, в частности, существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда? Эти приемы помогают повысить эффективность работы с падежами, речевую культуру детей и имеют значение для общего развития учащихся, так как требуют от них активной мыслительной деятельности, доказательств и рассуждений.

    Специфика подачи материала о падежах в средних классах обусловлена тем, что способы определения падежных форм в основном знакомы учащимся средних классов из курса начальной школы, поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Упражнения направлены на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.

    Новыми для учащихся в среднем звене являются сведения об особенностях склонения и правописания существительных на -ия, -ий, -ие, а также о разносклоняемых и неизменяемых именах существительных. Этому материалу отводится значительная часть времени. Опора на схемы и таблицы помогает организовать работу над правописанием окончаний существительных в единственном числе и множественном числе. Однако при работе над падежными формами множественного числа существительных внимание уделяется нормам формообразования (см.: инженеры, шофёры, торты и т. д.), что может быть связано с уроками по развитию речи.

    В работе над разносклоняемыми и несклоняемыми именами существительными уместно сделать предметом обсуждения термин (почему данная группа имен существительных получила такое название?) и сосредоточить внимание на нормах употребления этих существительных. Главной заботой учителя при рассмотрении неизменяемых имен существительных является научить определять род неизменяемых существительных, сохранять их неизменяемость, употребляя в позициях косвенных падежей, правильно согласовывать с ними другие слова.

    Наряду с традиционными формами обучения при подаче материала о падежах, в последнее время начали широко использовать нетрадиционные или нестандартные, а также информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Эти инновации направлены на возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, что способствует расширению кругозора учащихся, повышению уровня их культурного образования, развитию языковых и коммуникативных навыков и умений, а также интенсификации процесса обучения

    Таким образом, падежная система русского языка достаточно сложна для изучения и преподавания в школе. Падежи, характеризуясь множеством значений, предстают как материал, нуждающийся в изучении не только в теоретическом плане, но и методическом.

    Список использованной литературы

    1. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. Учеб. для филол.спец.высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. - М.: Альянс, 2016. - 928 c.

    2. Вендина, Т. И. Введение в языкознание : учебник для академического бакалавриата / Т. И. Вендина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 333 с.

    3. Вараксин, Л.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: сборник упражнений / Л.А. Вараксин. - М.: Флинта, 2016. - 208 c.

    4. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Ленанд, 2016. - 408 c.

    5. Дускаева, Л.Р. Современный русский язык: Учебник / Л.Р. Дускаева. - СПб.: Питер, 2017. - 512 c.

    6. Князев, С.В. Современный русский язык. фонетика. практикум.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С.В. Князев, Е.В. Моисеева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 330 c.

    7. Колесникова, С.М. Современный русский язык. морфология.: Учебное пособие для академического бакалавриата / С.М. Колесникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 297 c.

    8. Колесов, В. В. История русского языка в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавриата и магистратуры / В. В. Колесов. — 2-е изд., испр. и доп. — Электрон. текстовые данные. - М. : Издательство Юрайт, 2017. — 377 с.

    9. Колесов, В. В. История русского языка в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавриата и магистратуры / В. В. Колесов. — 2-е изд., испр. и доп. — Электрон. текстовые данные. - М. : Издательство Юрайт, 2017. — 298 с

    10. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ А.А. Реформатский— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2017.— 536 c.


    написать администратору сайта