Главная страница
Навигация по странице:

  • «Развитие мелкой моторики

  • у детей старшего дошкольного возраста c ОНР» Итоговая работаСрок обучения с «04» июня 2019 г. по «21» июня 2019г.Исполнитель

  • Консультант: Иванова Мария Геннадьевнакандидат психол.наук, доцентКемерово 2019 Содержание

  • 1. Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

  • 2. Особенности развития речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Игры для развития мелкой моторики рук с использование нестандартного оборудования

  • Основной целью

  • Коррекционно-развивающие задачи

  • Коррекционно-воспитательные задачи

  • Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей.

  • Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить

  • Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у детей старшего дошкольного возраста c ОНР. Калачева Развитие мелкой моторики с использование нестандартного. Итоговая работа Срок обучения с 04 июня 2019 г по 21 июня 2019г. Исполнитель


    Скачать 87.74 Kb.
    НазваниеИтоговая работа Срок обучения с 04 июня 2019 г по 21 июня 2019г. Исполнитель
    АнкорРазвитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у детей старшего дошкольного возраста c ОНР
    Дата26.02.2020
    Размер87.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКалачева Развитие мелкой моторики с использование нестандартного.docx
    ТипИтоговая работа
    #109933
    страница1 из 4

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: МУЛучевая диагностика сердца и крупных сосудов. Интервенционная , Доклад на конференцию Россия молодая.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Практическая работа №37.docx, Курсовая работа ГП 2020.docx, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА3.doc, + Физическая культура и спорт Письменная работа №1.docx, КУРСОВАЯ РАБОТА.docx, Таблица по сроком ГПП. Ляшенко НБ-71.docx, Контрольная работа по Анатомии.docx, Контрольная работа по управлению ЗИК.docx, Курсовая работа Тутаев.doc, РГР_2018_сам остоятельная работа.doc
      1   2   3   4

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

    Факультет повышения квалификации


    Структурное подразделение кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования.
    «Развитие мелкой моторики с использование нестандартного оборудования у детей старшего дошкольного возраста c ОНР»


    Итоговая работа
    Срок обучения с «04» июня 2019 г. по «21» июня 2019г.

    Исполнитель:

    Калачева Ольга Викторовна, учитель - логопед МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида»

    г. Кемерова (сот.тел.8904-570-25-69)

    Консультант:

    Иванова Мария Геннадьевна

    кандидат психол.наук, доцент


    Кемерово 2019

    Содержание

    Введение …………………………….3

    1.Значение мелкой моторики в развитии  речи детей дошкольного возраста……………………………........................................................................4

    2.Особенности развития речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………….……….5

    3.Игры для развития мелкой моторики рук с использование нестандартного оборудования…………………………………………………………….………..7

    4.Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей…………11
    Заключение …………………………..12

    Литература …………………………...15

    Приложения …………………………..16

    Введение

    Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.В детском саду все больше детей со сложными нарушениями в речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его поведение и мышление.Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости детей необходимы особые условия. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов. В наше время проблеме развития мелкой моторики рук и тонких дифференцированных движений пальцев уделяется все больше внимания.Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Цель работы: разработать материал для родительского уголка и для размещения на сайте ДОУ по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у детей старшего дошкольного возраста cОНР.

    Задачи: - показать родителям необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста c ОНР мелкой моторики и координации движений рук; - познакомить с нестандартным оборудованием; - подобрать и оформить материал по теме; - обогащать родительский опыт в воспитании детей.
    1. Значение мелкой моторики в развитии  речи детей дошкольного возраста Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [4, c. 11]. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков [8, с. 13]. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная идвигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе [6, c. 35]. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка, в общем, и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе) [12, c. 61].
    Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

    2. Особенности развития речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыкамисамообслуживания. В старшем дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений старших дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи [14, с.17]. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению[10. с.32].Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям[1, с.56]Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится на высоком уровне.

    1. Игры для развития мелкой моторики рук с использование нестандартного оборудования

    Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Как мы в наших условиях можем построить систему работу с воспитанниками, если преобладающая роль в деятельности воспитанников -игра. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

    • мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

    • верёвки капроновые, плетёные, нитки, шнурки – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

    • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

    • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

    • щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

    • пробки; винтики и гаечки.

    • счётные палочки, карандаши, спички, зубочистки, одноразовые вилки;

    • резиночки для волос, заколки, бантики, бигуди, платочки;

    • макароны, различная крупа, косточки, крупные семечки;

    • пульверизатор (ребёнок направляет струю  воздуха на комочек ватки так, чтобы она двигалась по столу)

    • клавиатура , пельменница, губка для мытья посуды.

    • бусы (бусы могут быть из пуговиц, бусинок, сухих ягод, листьев, картонных кружочков. Готовые бусы ребёнок нанизывает на нитку, на леску)

    Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение –

    есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются

    стихотворениями –это та основа, на которой формируется совершенствуется чувство ритма ( ПРИЛОЖЕНИЕ). Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности [5, с.6]. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики через нетрадиционное использование различных предметов. Коррекционно -образовательные задачи:

    • Формировать познавательную активность и творческое воображение

    детей.

    • Закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Развиватьартикуляционную и мелкую моторику.

    • Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

    • Развивать тактильную чувствительностьрук.

    • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление,воображение

    • Развивать восприятие и переключениена разные виды деятельности.

    • Упражнятьв умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

    • Совершенствовать двигательную память.

    • Развивать речемыслительную деятельность.

    • Развивать просодическую сторону речи: чувство темпа, ритма, сила голоса, дикция, выразительностьречи.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    • Воспитывать усидчивость, умениедоводить начатое дело до конца.

    • Формировать дружеские взаимоотношения

    • Воспитывать вниманиек обращенной речи.

    • Развивать чувствоуверенности в себе.

    • Воспитывать самоконтрольза речью, желание заниматься.

    • Формировать коммуникативные навыки.

    В играх с предметами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, выделяя те или иные слова, движения выполняются синхронно со стихами или в паузах. Плохо говорящим детям трудно проговаривать текст поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослыми.

    Данные игры приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи, которая становится более четкой, ритмичной, яркой.

          Таким  образом, выполняя  пальчиками  различные  упражнения, ребенок  достигает  хорошего  развития  мелкой  моторики  рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики развивает высшие корковые функции и речь ребенка.


    1. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей.   

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой.  Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме освоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.  Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

    - катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
    - запускать пальцами мелкие «волчки»;
    - разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
    - сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
    - нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
    - завязывать узелки на шнурке, веревке;
    - застегивать (расстёгивать) пуговицы;
    - играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

    - выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
    - мять руками поролоновые шарики, губки;
    - рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
    - резать (вырезать) ножницами;
    - плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
    - выполнять аппликации.

    Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

    - перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

    - уход за срезанными и живыми цветами;

    - водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

    - разбор круп и т.д.
    Заключение

    Изучение литературы по проблеме развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста позволило сделать выводы о том, что мелкая моторика должна развиваться с рождения, значение её для развития детей очень велико:развиваются речь, мышление, память, ручная умелость.

    Эти процессы и качество важны для обучения в школе, подготовки руки к письму. Если родители будут принимать активное участие в развитии мелкой моторики детей, то увидят значительные улучшения в общем развитии, обогащении и активизации речи.

    Очень важно, чтобы пальчиковые игры сопровождали различную деятельность детей. Игры могут придумываться самими детьми с использованием любых предметов:карандашей, счётных палочек, зубочисток, бусинок, шнурков, ленточек, пуговиц и др.

    Использование в свободной игровой деятельности мелких предметов тоже способствует развитию мелкой моторики. Детям очень нравятся игрушки из киндер-сюрпризов, они собирают тематические серии, обмениваются, используют эти игрушки в режиссёрских играх. Маленькие предметы, мелкие детали активизируют тонкие движения пальцев рук, формируют и развивают ловкость и точность движений.

    Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

    Таким образом, развитие мелкой моторики возможно при использовании пальчиковых игр и упражнений. Чем чаще ребёнок играет в них, тем лучше процесс развития.

    Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому, пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого.
    Поэтому молодым родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша – причем, не только до того, как ребенок выучит свои первые «мама» и «папа». Работу над развитием следует продолжать и после того, как малыш начнет активно лепетать.
    Для этого следует дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помните, что в подаренных игрушках основное - не красота, а их экологичность, безопасность и... эффективность с точки зрения развития ребенка.

    Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

    Словом, необходимо объяснять родителям, относиться к вопросу со всей ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!».
      1   2   3   4


    написать администратору сайта