Главная страница

История психологии. История психологии


Скачать 64.59 Kb.
НазваниеИстория психологии
Дата15.06.2022
Размер64.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория психологии.docx
ТипДокументы
#593792

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: Практическое занятие № 4 Задание 4.pptx, Практическая работа № 4 задание 3.pptx, Математические методы в психологии.docx, Экономика (2).docx, Психология труда.docx, экономика.docx, Психология личности.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Билеты история.docx, Становление психологии как науки.docx, Проблема и критерии периодизации развития личности в зарубежной , практическая по экспериментальной психологии.docx, КТП История 5-9 классы.docx, 8 марта история праздника.pptx, Реферат на тему История донорства.docx, Титульный лист (1) История.docx, Всеобщая история.docx, Практическая работа история ГУ.docx

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

_____________________________________________________



Группа

Студент

МОСКВА 2021

Тема семинарского занятия №:1

«Необихевиоризм. Социобихевиоризм»

Тестовые задания к практическому занятию.


  1. Б.Скиннер принадлежит к такой психологической школе, как

А) психология сознания

Б) психоанализ

В) когнитивная психология

Г) бихевиоризм

Д) гуманистическая психология


  1. С точки зрения бихевиоризма, психология должна быть наукой о

А) сознании

Б) бессознательном

В) поведении

Г) мышлении

Д) личности


  1. Основателем бихевиоризма как нового направления психологии, автором статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» явился

А) З.Фрейд

Б) В.Вундт

В) Д.Уотсон

Г) Б.Скиннер

Д) Э.Толмен


  1. Д.Уотсон сформулировал перечисленные ниже требования к объективному

методу в психологии, кроме одного - укажите его:

А) изучаемое явление должно быть наблюдаемо извне

Б) изучаемое явление должно быть воспроизводимым в тех же условиях

В) изучаемое явление должно быть связано с физиологическими процессами

Г) желательно фиксировать изучаемое явление с помощью прибора

Д) все ответы верны


  1. Классической формулой бихевиоризма является формула

А) A → B

Б) R → P

В) R → S

Г) S → R

Д) S → F


  1. Схема S → R делает упор на

А) объективное описание поведения

Б) бесполезность концепции сознания

В) соответствие между реакцией и данным стимулом

Г) все ответы верны

Д) все ответы неверны


  1. Знаменитый «опыт с маленьким Альбертом» Д.Уотсона был посвящен

А) анализу процесса мышления ребенка

Б) формированию кожной чувствительности

В) выработке условного рефлекса на звонок

Г) исследованию конформизма

Д) формированию эмоции посредством воздействия стимула


  1. Научение методом проб и ошибок было описано в работах

А) Б. Скиннера

Б) Д.Уотсона

В) Э.Торндайка

Г) А.Бандуры

Д) К. Халла


  1. О возможности вырастить специалиста любого профиля из взятого наугад здорового ребенка говорил

А) З.Фрейд

Б) А.Маслоу

В) А.Адлер

Г) Д.Уотсон

Д) А.Н.Леонтьев


  1. Согласно исследованиям бихевиористов, в процессе выработки условной реакции вначале происходит ее генерализация, то есть

А) различение

Б) обобщение

В) угасание

Г) закрепление

Д) усиление


  1. Исследуя условия и динамику процесса научения, Э.Торндайк проводил большинство экспериментов с

А) птицами

Б) крысами

В) кошками

Г) одаренными детьми

Д) взрослыми людьми


  1. Для проведения экспериментов Э.Торндайк изобрел специальные

А) проблемные ящики

Б) проблемные зеркала

В) проблемные лабиринты

Г) проблемные столы

Д) проблемные стулья


  1. Согласно бихевиористам, постепенное изменение в актуальном и возможном поведении, полученное в результате опыта, - это

А) реакция

Б) стимул

В) упражнение

Г) научение

Д) самореализация


  1. Сформулированный Э.Торндайком закон, утверждающий, что «если проба приводит к успешному результату, то она закрепляется в поведении, а если - нет, то она постепенно исчезает», называется

А) законом силы

Б) законом готовности

В) законом эффекта

Г) законом ассоциативного сдвига

Д) законом повторения


  1. Разрабатывая идеи классического бихевиоризма, Д.Уотсон опирался на работы такого нашего соотечественника, как

А) Д.И.Менделеев

Б) И.П.Павлов

В) М.В.Ломоносов

Г) В.М.Бехтерев

Д) Н.И.Пирогов


  1. Согласно теории бихевиоризма, неприятное воздействие, которым сопровождают нежелательное действие с целью его изменения, называется

А) положительным подкреплением

Б) отрицательным подкреплением

В) наказанием

Г) отвержением

Д) неприятным стимулом


  1. Согласно Э.Торндайку, к снижению вероятности определенного способа поведения приводит

А) положительное подкрепление

Б) отрицательное подкрепление

В) наказание

Г) поощрение

Д) раздражение


  1. Основателем необихевиоризма является такой ученый, как

А) Б. Скиннер

Б) Д.Уотсон

В) Э.Торндайк

Г) А.Бандура

Д) Э.Толмен


  1. Понятие оперантного научения было введено

А) Б. Скиннером

Б) Д.Уотсоном

В) Э.Торндайком

Г) А.Бандурой

Д) Э.Толменом


  1. Развивая концепцию бихевиоризма, Б.Скиннер пришел к выводу, что

А) научение происходит методом проб и ошибок

Б) развитие личности проходит восемь психосоциальных кризисов

В) любое поведение определяется своими последствиями

Г) каждый человек стремится к самоактуализации

Д) причина многих неврозов - подавление сексуальности


  1. Э.Толмен ввел в психологию понятие

А) бихевиоризма

Б) промежуточной переменной

В) научения методом проб и ошибок

Г) оперантного поведения

Д) импринтинга


  1. Свои опыты с латентным научением Э.Толмен проводил на

А) новорожденном ребенке

Б) детях дошкольного возраста

В) умственно отсталых взрослых

Г) белых крысах

Д) человекообразных обезьянах


  1. Свои основные идеи Э.Толмен изложил в работе, которая называется

А) «Психология с точки зрения бихевиориста»

Б) «Интеллект животных»

В) «Когнитивные карты у крыс и человека»

Г) «Бихевиоризм»

Д) «Механизмы мозга и интеллект»


  1. Согласно Э.Толмену, в процессе латентного научения большую роль играют

А) адаптивные карты

Б) когнитивные карты

В) географические карты

Г) игральные карты

Д) карты Таро


  1. Понятие инсайта было введено в таком направлении психологии, как

А) психоанализ

Б) гештальт - психология

В) бихевиоризм

Г) когнитивная психология

Д) экзистенциальная психология


  1. А.Бандура разрабатывал такое психологическое направление, как

А) классический психоанализ

Б) гештальтпсихология

В) теория объектных отношений

Г) теория социального научения

Д) экзистенциальная психология


  1. Работы Б. Скиннера были использованы в таком педагогическом направлении, как разработка

А) развивающего обучения

Б) программированного обучения

В) проблемного обучения

Г) ускоренного обучения

Д) проектного обучения
Контрольный вопрос:

Дайте определение понятиям «научение», «поведение», «стимул»,

«реакция», «подкрепление».


Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.

Поведение - это диапазон действий и манер, которые делаются отдельными лицами, организмами, системами или искусственными объектами в сочетании с самим собой или окружающей средой, которая включает в себя другие системы или организмы, а также (неодушевленную) физическую среду.

Стимул — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии понятие «С.» тождественно понятию «раздражение». В бихевиоризме к С. относились преимущественно изменения среды («внешние воздействия»), а к реакциям — двигательные ответы организма. В психологии С. не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

Реакция —действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, реакция в психологии, реакции химические, ядерные реакции).

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом трактовании— это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул.

Тема семинарского занятия №:2

«Неофрейдизм»

Тестовые задания к практическому занятию.


  1. Создателем психоаналитического направления в психологии явился

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) А.Адлер

Г) Э.Эриксон

Д) Э.Фромм


  1. К представителям различных ветвей психоаналитического направления

относятся все перечисленные ниже ученые, кроме

А) К.Юнга

Б) В.Райха

В) О.Ранка

Г) Н.Миллера

Д) А.Адлера


  1. Концепция либидо была предложена

А) К.Юнгом

Б) В.Райхом

В) О.Ранком

Г) А.Адлером

Д) З.Фрейдом


  1. Энергия влечения, которая является источником мыслей и поведения, в

классическом психоанализе получила название

А) эрос

Б) танатос

В) либидо

Г) оргон

Д) инстинкт


  1. З.Фрейд считал, что события, которые стали причиной наших проблем в

настоящем, необходимо

А) вспомнить

Б) осознать

В) проработать

Г) пережить

Д) все ответы верны


  1. Психоанализ – это

А) глубинная психология (направление психологии)

Б) анализ личности, ее биографии (метод изучения личности)

В) учение о бессознательном

Г) лечение разговором (метод психотерапии)

Д) все ответы верны


  1. Из всех подходов в рамках глубинной психологии хронологически более

ранним является такое направление, как

А) фрейдизм

Б) эго - психология

В) неофрейдизм

Г) трансактный анализ

Д) теория привязанности


  1. Перу З.Фрейда принадлежат перечисленные ниже работы, кроме одной.

Назовите ее:

А) «Психология сновидений»

Б) «Психологические типы»

В) «Психопатология обыденной жизни»

Г) «Достоевский и отцеубийство»

Д) «По ту сторону принципа удовольствия»


  1. Модель психики, согласно которой движущей силой поведения

являются конфликтующие тенденции, называется

А) механистическая модель психики

Б) статическая модель психики

В) динамическая модель психики

Г) бессознательная модель психики

Д) мотивационная модель психики


  1. Методологическим принципом психоанализа является такое положение:

А) понимание психического как личностного, мотивационного

Б) рассмотрение развития как адаптации к среде

В) движущие силы психического развития - врожденные и бессознательные

Г) основы личности закладываются уже в раннем детстве

Д) все ответы верны


  1. На основные положения психоаналитической теории повлияло то, что

З.Фрейд имел образование и практику в области

А) юриспруденции

Б) искусства

В) педагогики

Г) медицины

Д) математики


  1. З.Фрейд жил и работал в городе, который до сих пор считается родиной

и центром психоанализа и который дал название классическому

психоаналитическому подходу – это

А) Лейпциг

Б) Вена

В) Мюнхен

Г) Вюрцбург

Д) Берлин


  1. Знаменитую работу «Исследование истерии» З.Фрейд написал вместе со

своим старшим коллегой и другом - известным психиатром

А) Э.Брюке

Б) Ф.Брентано

В) Й.Брейером

Г) Ж.Шарко

Д) К.Г.Юнгом


  1. В работе «Исследование истерии» описано пять клинических

примеров, один из которых стал классикой психоанализа и вошел во все

учебники в качестве хрестоматийного примера истерического невроза - он

называется

А) «случай Марии Н.»

Б) «случай Анны О.»

В) «случай маленького Ганса»

Г) «случай Альберта»

Д) «человек - волк»


  1. Основной метод терапевтической работы с пациентом в классическом

психоанализе -

А) гипноз

Б) метод незаконченных предложений

В) метод свободных ассоциаций

Г) метод ранних воспоминаний

Д) метод работы с метапрограммами


  1. По теории Фрейда либидо – это энергия,

А) соответствующая потребности в самореализации личности

Б) возникающая в результате подавления полового влечения

В) лежащая в основе жизненных влечений

Г) свойственная только человеку

Д) появляющаяся в нездоровой психике


  1. Последователем и сторонником З.Фрейда, который затем отошел от его

теории и создал собственный подход в рамках психоаналитического

направления, является

А) К.Юнг

Б) А.Адлер

В) О.Ранк

Г) В.Райх

Д) все ответы верны


  1. Областью проявления бессознательного, по Фрейду, является

А) сновидения

Б) ошибочные действия

В) невротические сиптомы

Г) забывание, затеривание

Д) все ответы верны



  1. З.Фрейд описал случаи, названные им как «человек - крыса» и «человек

- волк» как примеры проявления

А) истерического невроза

Б) невроза навязчивости

В) неврастении

Г) шизофрении

Д) эпилепсии


  1. Исследователь, который ввел в психологию понятие коллективного

Бессознательного, - это

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) А.Адлер

Г) К.Хорни

Д) Э.Фромм


  1. Подход, созданный К.Г.Юнгом, называется

А) глубинной психологией

Б) аналитической психологией

В) индивидуальной психологией

Г) Эго - психологией

Д) неофрейдизмом


  1. Создавая свою теорию, К.Г.Юнг ввел в психологию понятия,

перечисленные ниже, кроме одного. Укажите его.

А) архетип

Б) коллективное бессознательное

В) эдипов комплекс

Г) анимус

Д) тень


  1. К основным архетипам личности, по К.Юнгу, относятся перечисленные

ниже, кроме

А) персоны

Б) тени

В) анимы

Г) ид

Д) самости


  1. К истинным утверждениям относится то, что К.Г.Юнг

А) являлся первым президентом Международной психоаналитической

ассоциации

Б) опубликовал работу «Символы трансформации»

В) исследовал восточные религии, алхимию, парапсихологию и мифологию

Г) считал, что развитие личности продолжается в течение всей жизни

Д) все ответы верны


  1. Коллективное бессознательное, по К.Юнгу

А) передается по наследству

Б) осознано в некоторой степени и представлено в форме законов

В) передается целенаправленно в процессе обучения и воспитания

Г) существует в социальном пространстве, а не в индивидуальной психике

Д) все ответы верны


  1. Для изучения сферы бессознательного К.Г.Юнг использовал

А) анализ сновидений

Б) ассоциативный эксперимент

В) метод активного воображения

Г) метод амплификации

Д) все ответы верны


  1. Создателем «Индивидуальной психологии» является

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) А.Адлер

Г) Э.Фромм

Д) К.Роджерс


  1. Теория А.Адлера относится к такому направлению психологии, как

А) глубинная психология

Б) когнитивная психология

В) экзистенциальная психология

Г) бихевиоризм

Д) психология сознания


  1. Одним из центральных понятий в теории А.Адлера является понятие

А) эдипова комплекса

Б) комплекса неполноценности

В) комплексного подхода

Г) невроза

Д) архетипа


  1. К основным понятиям в теории А.Адлера относятся перечисленные

ниже, кроме такого, как

А) фиктивный финализм

Б) чувство неполноценности

В) жизненный стиль

Г) социальный интерес

Д) базальная тревога


  1. А.Адлер создавал свою психологическую теорию

А) в начале 18 века

Б) в конце 18 века

В) в середине 19 века

Г) в первой половине 20 века

Д) во второй половине 20 века


  1. Психоаналитик, в теории которого описано влияние порядка рождения

на личность и особенности личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье, - это

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) А.Адлер

Г) К.Хорни

Д) Г.Салливан


  1. Психоаналитик, развивавший идею о родовой травме, - это

А) З.Фрейд

Б) А.Адлер

В) В.Райх

Г) О.Ранк

Д) Э.Фромм


  1. Автором концепции «мышечного панциря» является

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) А.Адлер

Г) К.Хорни

Д) все ответы неверны


  1. Одна из известных работ О.Ранка называется

А) «Травма рождения»

Б) «Травма зачатия»

В) «Травма детства»

Г) «Травма любви»

Д) «Травма черепа»


  1. О. Ранк внес большой вклад в изучение развития

А) мышления

Б) внимания

В) воли

Г) темперамента

Д) памяти


  1. Теория, которая дала начало развитию телесно - ориентированного

подхода в психотерапии, принадлежит

А) З.Фрейду

Б) В.Райху

В) О.Ранку

Г) А.Маслоу

Д) Д.Уотсону


  1. Психоаналитик, который был членом коммунистической партии и

пытался соединить идеи З. Фрейда и К.Маркса, - это

А) А.Адлер

Б) К.Юнг

В) О.Ранк

Г) В.Райх

Д) все ответы неверны


  1. Автором концепции «оргонной энергии» является

А) З.Фрейд

Б) А.Адлер

В) К.Юнг

Г) В.Райх

Д) О.Ранк


  1. Представителями неофрейдизма являются нижеперечисленные авторы,

кроме одного - укажите его:

А) З.Фрейд

Б) К.Хорни

В) Э.Фромм

Г) Г.Салливан

Д) все ответы неверны


  1. Направление, истоком которого являются идеи Фрейда, но которое

придает большое значение роли общества, культурным и межличностным

факторам в формировании личности, называется

А) бихевиоризм

Б) необихевиоризм

В) фрейдизм

Г) неофрейдизм

Д) психоанализ


  1. Концепцию «гуманистического психоанализа» предложил

А) З.Фрейд

Б) Э.Фромм

В) В.Франкл

Г) К.Роджерс

Д) А.Маслоу


  1. Э.Фромм является представителем такого направления, как

А) гештальтпсихология

Б) фрейдизм

В) неофрейдизм

Г) необихевиоризм

Д) экзистенциальная психология


  1. Работа Э.Фромма называется

А) «Бегство от неволи»

Б) «Бегство от свободы»

В) «Бегство от любви»

Г) «Бегство от себя»

Д) «Волевая терапия»


  1. Работы Г.С.Салливана относятся к

А) 18 веку

Б) началу 19 века

В) второй половине 19 века

Г) первой половине 20 века

Д) второй половине 20 века


  1. Автором концепции, известной как «межличностная теория

психиатрии» является

А) А.Маслоу

Б) К.Хорни

В) Э.Фромм

Г) Г.Салливан

Д) Л.С.Выготский


  1. Психоаналитик, который подчеркивал, что человек сам является

творцом своей личности, создающим свою жизнь благодаря реализации

собственного «творческого Я», - это

А) А.Маслоу

Б) А.Адлер

В) З.Фрейд

Г) Г.Салливан

Д) Л.Фестингер


  1. К.Хорни назвала чувство, связанное с ощущением одиночества и

беспомощности перед лицом потенциально опасного мира

А) комплексом неполноценности

Б) комплексом недостаточности

В) чувством вины

Г) базальной тревогой

Д) невротической потребностью


  1. К.Хорни придерживалась взглядов о том, что на развитие человека

доминирующее влияние оказывает

А) система врожденных инстинктов

Б) социальное окружение

В) тип темперамента

Г) генотип

Д) все ответы верны


  1. К.Хорни выделила перечисленные ниже базовые ориентации личности,

связанные с защитными стратегиями поведения, кроме такой, как

А) движение «от людей»

Б) движение «к людям»

В) движение «против людей»

Г) движение «за людей»

Д) все ответы верны


  1. Один из лидеров детского психоанализа, автор работы «Детский

психоанализ», -

А) З.Фрейд

Б) А.Адлер

В) Г.Салливан

Г) М.Клейн

Д) Л.С.Выготский


  1. Автор, выделивший восемь психосоциальных кризисов в развитии

личности - это

А) З.Фрейд

Б) Г.Салливан

В) Э.Эриксон

Г) К.Юнг

Д) Д.Б.Эльконин


  1. Э.Эриксон является представителем направления

А) эго - психология

Б) транзактный анализ

В) теория объектных отношений

Г) культурно - историческая теория

Д) структурный психоанализ


  1. Э.Эриксон полагал, что развитие личности

А) происходит на первом году жизни

Б) происходит в первые три года жизни

В) происходит в первые пять лет жизни

Г) заканчивается в подростковом возрасте

Д) продолжается в течение всей жизни


  1. Согласно теории Э.Эриксона, в подростковом возрасте человек

проходит через кризис

А) сексуальности

Б) идентичности

В) невротичности

Г) межличностных отношений

Д) семейных отношений
Контрольный вопрос:

«Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа.»
В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  • Развивается не индивидуально, а передается по наследству.

  • В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.

  • Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.

  • Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.

  • Имеет мифологические элементы.

  • Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.


Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли. Так же, коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.
Коллективное бессознательное – огромное духовное наследие. Оно содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы, которые всё это регулируют, – архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества, включая научные, философские и моральные понятия, сводимы к архетипам.
По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  • Хаос — стремление воевать;

  • Порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;

  • Гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.


Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  • Анима, Анимус — женское и мужское начало.

  • Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;

  • Герой — активизируется в опасных ситуациях.

  • Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.

  • Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

  • И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.


Примеры коллективного бессознательного

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:


  • Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.

  • Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.


Тема семинарского занятия №:3

«Развитие когнитивной психологии и

когнитивно-бихевиоральной психотерапии»

Тестовые задания к практическому занятию.


  1. Основателем генетической психологии является швейцарский психолог

А) А.Маслоу

Б) Д.Бьюдженталь

В) О.Зельц

Г) К.Левин

Д) Ж.Пиаже


  1. Несколько лет Ж.Пиаже посвятил разработке такого нового метода, как

А) интроспекция

Б) метод свободных ассоциаций

В) метод бессмысленных слогов

Г) метод клинической беседы

Д) метод наблюдения


  1. Центральным в работах Ж.Пиаже было изучение

А) групповой динамики

Б) развития мышления

В) особенностей интеллекта обезьян

Г) закономерностей зрительного восприятия

Д) причин возникновения неврозов


  1. Ж.Пиаже исходил из представления о том, что основой психического

развития является

А) развитие интеллекта

Б) развитие эмоций и чувств

В) развитие межличностных отношений

Г) развитие мелкой моторики

Д) психосексуальное развитие


  1. Дж.Миллер и У.Найссер стояли у истоков такого научного направления, как

А) психоанализ

Б) гештальт - психология

В) гуманистическая психология

Г) когнитивная психология

Д) необихевиоризм


  1. В когнитивной психологии в качестве модели для понимания процессов

обработки информации человеком была распространена метафора

А) зеркала

Б) ящика

В) компьютера

Г) телефона

Д) магнитофона


  1. Г.Келли разработал теорию, которая называется

А) теорией личностных неврозов

Б) теорией личностных черт

В) теорией личностных конструктов

Г) теорией ролей

Д) теорией поля


  1. Метод репертуарных решеток был предложен

А) Ж.Пиаже

Б) Л.С.Выготским

В) А.Маслоу

Г) З.Фрейдом

Д) Г.Келли
Контрольный вопрос:

«Генетическая психология Ж.Пиаже».

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.
Данная наука исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики, и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже – это искусство спрашивать.
Генетическая психология изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.
Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию - науку о происхождении и развитии научного знания. Для этого, как считал Пиаже, мы можем обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.
Принцип равновесия Пиаже использовал для объяснения интеллектуального развития ребенка. Мысль Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика не врождена изначально, а постепенно развивается. Это означает также, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики.
Центральная задача его исследований состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, устанавливать постепенное возникновение стабильных, целостных, логических структур интеллекта. Для решения этой проблемы Пиаже прежде всего анализировал отношения между субъектом и объектом в процессе познания.
Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая им познается как субъектом. Он признавал, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними, и, поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть трансформациями, преобразованиями объекта.
Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.
Проблема познания ("эпистемологическая проблема") не может поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно, то есть каким образом он становится способным к объективности.
Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры – результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт поведения представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.
Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже – понятие схемы действия. В узком смысле слова, схема – это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиаже, – это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Новые умственные структуры формируются на основе действия.
В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основные функции (адаптации, ассимиляции, аккомодации) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.
Подробно характеризуя субъекта деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект – это всего лишь материал для манипулирования, это только лишь "пища" для действия.
Согласно Пиаже, формула S – R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Для того, чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен, сенситивен к этому стимулу.
Пиаже ввел в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание детского познания – все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема (более или менее общая) мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в "чистом виде", так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Познание реальности всегда зависит от господствующих у субъекта умственных структур.
Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а, прежде всего, доминирующие умственные структуры субъекта. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие – это смена господствующих умственных структур.
Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они (как определяющие познание) строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже, мысль есть сжатая форма действия. Пиаже подчеркивал, что познание на всех генетических уровнях есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

Тема семинарского занятия №:4

«Экзистенциальная и

гуманистическая психология и психотерапия»

Тестовые задания к практическому занятию.


  1. Направление, которое возникло как альтернатива психоанализу и

бихевиоризму и поэтому называлось «третьей силой» в психологии - это

А) психология сознания

Б) гештальтпсихология

В) когнитивная психология

Г) трансперсональная психология

Д) гуманистическая психология


  1. Представителями гуманистической психологии являются перечисленные

ниже психологи, кроме

А) К. Роджерса

Б) А. Маслоу

В) Г. Олпорта

Г) Б. Скиннера

Д) Э. Шострома


  1. Возникновение гуманистической психологии как самостоятельного

направления относится к

А) второй половине 18 века

Б) первой половине 19 века

В) второй половине 19 века

Г) 10- 30 - е годы 20 века

Д) 40 - 60 годы 20 века


  1. Направление гуманистической психологии строилось на основе философской

школы

А) позитивизма

Б) стоицизма

В) идеализма

Г) материализма

Д) экзистенциализма


  1. Представителем экзистенциальной философии, повлиявшей на развитие

гуманистического подхода к личности, является

А) С. Кьеркегор

Б) К. Ясперс

В) М. Хайдеггер

Г) Ж. П. Сартр

Д) все ответы верны


  1. Гуманистическая психология характеризуется тем, что

А) подчеркивает уникальность и неповторимость каждого человека

Б) объясняет развитие человека его стремлением к самоактуализации

В) утверждает, что природа человека добра и конструктивна

Г) все ответы верны

Д) все ответы неверны


  1. Г. Олпорт в своих работах возражал против общепринятого постулата о том,

что

А) развитие ведет за собой обучение

Б) развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру

В) способности связаны с врожденными задатками

Г) метод интроспекции является основным методом психологии

Д) все мотивы поведения человека осознаются


  1. Отметьте концепцию, которая принадлежит одному из представителей

гуманистической психологии:

А) культурно - историческая теория развития

Б) концепция трансактного анализа

В) теория черт

Г) концепция стадий психосексуального развития личности

Д) теория оперантного научения


  1. А. Маслоу полагал, что исследовать человеческую природу необходимо,

изучая

А) особенности лучших (здоровых и счастливых) людей

Б) болезненные проявления психики

В) средние варианты нормы

Г) детей дошкольного возраста

Д) поведение человекообразных обезьян


  1. А.Маслоу ввел в психологию такое понятие, как

А) эдипов комплекс

Б) комплекс неполноценности

В) гештальт

Г) самоактуализирующаяся личность

Д) инсайт


  1. Понятие конгруэнтности ввел и активно разрабатывал

А) К.Левин

Б) А.Маслоу

В) К.Роджерс

Г) Б.Скиннер

Д) Аристотель


  1. Терапия, которую разрабатывал К.Роджерс, называется

А) гештальт-терапией

Б) логотерапией

В) бихевиоральной психотерапией

Г) проблемно - ориентированной психотерапией

Д) терапией, центрированной на клиенте


  1. Психолог, который разрабатывал собственную концепцию в условиях

фашистского концентрационного лагеря, узником которого он был во время

Второй мировой войны, - это

А) К.Левин

Б) Э.Фромм

В) В.Франкл

Г) А.Маслоу

Д) З.Фрейд


  1. Теория В.Франкла изложена в его известной книге, которая называется

А) «Человек в поисках счастья»

Б) «Человек в поисках смысла»

В) «Человек в поисках денег»

Г) «Человек в поисках себя»

Д) «Человек в поисках любви»


  1. Представителем экзистенциальной психологии и психотерапии является

А) А.Маслоу

Б) Д.Бьюдженталь

В) О.Зельц

Г) К.Левин

Д) Ж.Пиаже


  1. Автором современных психотерапевтических новелл, имеющих

экзистенциальную ориентацию («Лечение от любви», «Когда Ницше

плакал» и др.), а также фундаментальной работы «Экзистенциальная

психотерапия» является

А) З.Фрейд

Б) К.Юнг

В) О.Зельц

Г) А.Маслоу

Д) И.Ялом
Контрольный вопрос:

«Логотерапия В. Франкла».

Логотерапия - метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.
Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии.
Основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие Франкл назвал трагическим оптимизмом:
"Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются, и быть может, всегда могут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их".
В своем теоретическом здании В. Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Для того чтобы жить и активно действовать, заключает Франкл, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.
Необходимым уровнем психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. Таким образом, основной тезис учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Основной тезис учения о смысле жизни в теории Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Никто, и логотерапевт в том числе, не преподносит тот единственный смысл, который человек может найти в своей жизни. Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей пациента видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит вопрос перед ним.
Основной тезис учения Франкла о свободе воли можно сформулировать так: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.
Существует специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний – это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.



написать администратору сайта