Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Перспективы развития детских общественных организаций

  • История детских общественных организаций России.. История детских общественных организаций России Введение


    Скачать 165 Kb.
    НазваниеИстория детских общественных организаций России Введение
    Дата29.03.2021
    Размер165 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория детских общественных организаций России..doc
    ТипАнализ
    #189403
    страница2 из 3

    Подборка по базе: Современное сочетание форм кредита в экономической системе Росси, РУК история 1 курс.docx, История создания МЧС России.doc, Методический план. Государственные символы России. Символика МЧС, ДОКЛАД. История становления и развития прокуратуры в России.docx, Имён в России славных много.docx, 002 история задания.docx, Практич. зад. 3 История языка.rtf, 6. История векового господства монголов в Грузии.pptx, Тема 2.15 особенности тущени пожаров в детских учреждениях, школ
    1   2   3

    2. История детских общественных организаций России на рубеже 20–21 веков
    2.1 Проблемы детских общественных организаций
    В современной России государственная молодежная политика является органичной составляющей частью системы государственных приоритетов и мер, направленных на создание необходимых условий и реальных возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи, для развития потенциала растущей личности в ее собственных интересах и в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

    Именно эти основные акценты зафиксированы в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р. Принципиально важно, что в этом документе указано на необходимость формирования и реализации государственной молодежной политики органами государственной власти и местного самоуправления при непосредственном участии молодежных и детских общественных организаций, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц. Это требование Стратегии открывает широкие и серьезные перспективы для детских и молодежных общественных организаций по улучшению и повышению эффективности своей деятельности в тех регионах и муниципальных образованиях, где осуществляется работа с различными категориями детей и молодежи. Государственная молодежная политика ориентирована на граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

    Объективная необходимость активизации работы с детьми и молодежью обусловлена тем, что в стране идет стремительное старение населения, все явственнее проявляются неблагоприятные демографические тенденции, в том числе основная – сегодняшние 10 – 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, а их активная и эффективная трудовая деятельность – главным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения Российской Федерации [14, с. 26].

    Первая проблема – формально зарегистрированные, но не реально работающие детские и молодежные общественные организации. Такие организации – фантомы могут быть даже включены в государственный в реестр и получают официальную, в том числе и финансовую поддержку со стороны государства, но реальной работы с детьми и молодежью они нее проводят. Следовательно, тем организациям, которые реально работают с детьми и молодежью выделяется меньше ресурсов и внимания со стороны властных и общественных структур. Но самое главное – это возможные негативные последствия, связанные с тем, что ребенок обратившийся в такую формальную организацию, получает формальный ответ или отказ. И у него формируется первый непривлекательный (если не отталкивающий) образ детского и молодежного движения в целом. И в дальнейшем все попытки привлечь к деятельности действительно реально работающих и очень интересных организаций сталкиваются с этим негативным отношением конкретного ребенка. Ему в очередной раз трудно поверить, что эта организация может быть ему интересна и полезна, что она способна дать ему возможность для самореализации и тем более защитить его права в случае необходимости. Следовательно, лидерам и членам таких организаций приходится тратить довольно значительные усилия не преодоление этого негативного контакта с формальными организациями.

    Рекомендуемые способы решения этих проблем:

    – Максимальная прозрачность и публичность отчетов всех организаций независимо от организационно-правовой формы, включенности в государственный реестр и т.д. Для этого сегодня есть практически все необходимые предпосылки – прежде всего сеть Интернет, которая позволяет очень оперативно отражать ход и результаты деятельности любой общественной организации. В качестве примера можно привести сайт ДИМСИ, где весьма оперативно отражается вся проводимая и главное – планируемая деятельность как центральных органов управления, так и региональных структур этой общероссийской общественной организации. Одним из способов может стать проведение ежегодного молодежного форума, в ходе которого каждая общественная организация презентует себя и, главное, результаты своей деятельности. Такая публичная процедура презентации организаций может выявить реальное положение дел в каждой из них и позволит принять определенное управленческое решение, по крайней мере, в плане дальнейшей финансовой поддержки организаций, которые функционируют на данной территории.

    – Создание единой федеральной и / или региональной базы данных всех действующих детских и молодежных общественных организаций на территории муниципалитета и / или региона. Причем, это не должен быть пустой и формальный список тех самых формально существующих организаций и движений, он должен быть «живым», работающим не только на органы управления общественным движением, а прежде всего на само общественное движение. В этом случае любой участник общественного движения, член любой общественной организации может не только получить доступную информацию о деятельности той или иной общественной организации, но и прийти на ее мероприятия, принять участие в проводимой акции т.д. Такое непосредственное участие в программах существующих организаций является самым максимально действенным критерием реальности деятельности общественной организации.

    – Создание и постоянное функционирование сайта, посвященного деятельности общественных и молодежных общественных организаций на территории муниципалитета и / или региона. Этот способ во многом совпадает с описанным выше, но он позволяет осуществить «персонализацию», «индивидуализацию» деятельности конкретной общественной организации, постоянно видеть ее реальное лицо, которое проявляется именно в реальной деятельности, а не только и не столько в формальных отчетах перед официальными органами власти. Создание и поддержка такого сайта каждой общественной организации – это эффективный способ привлечения и удержания современных детей и молодежи.

    Вторая проблема – отсутствие достаточного и необходимого количества квалифицированных кадров, которые должны на профессиональном уровне заниматься поддержкой и развитием детского и молодежного движения на территории муниципалитета и / или региона. Это проблема весьма серьезно влияет именно на качество деятельности, прежде всего, реально работающих общественных организаций, поскольку формально существующие только в списках организации даже не заинтересованы в наличии квалифицированных руководителей и специалистов. Но те, кто стремится проводить реальные мероприятия, может почувствовать отсутствие профессионально подготовленных специалистов при первом же серьезном сбое. Реальная работа с детьми и молодежью требует максимальной самоотдачи, поскольку ребенок очень остро чувствует фальшь, замечает организационные и содержательные промахи активистов организации, которая его пригласила принять участие в той или иной акции. Все это служит серьезным основанием для его размышлений – а надо ли еще раз приходить по приглашению этой организации или лучше пойти в уже знакомый подъезд ил подвал. Эту ситуацию можно рассматривать в качестве одной из серьезных причин потери «контингента» детскими и молодежными общественными организациями [14, с. 31].

    Еще одна из причин – недостаточная осведомленность большинства общественных организаций о деятельности тех специалистов, которые именно на профессиональном уровне занимаются проблемами детского и молодежного общественного движения. Речь идет о том, что часто в той или иной организации возникает потребность в приглашении специалиста (на временной основе) для проведения, например, обучения актива, проведения тренинга командообразования, а где найти действительно профессионала и не сделать при этом ошибки, не выбросить зря деньги, которые удалось найти на это обучение. Вопрос часто остается открытым или организации приходится рисковать – и средствами, и собственным имиджем.

    Выход вполне очевиден – нужна объединенная база данных, но уже не по общественным организациям, а по специалистам в данной сфере, которые именно на профессиональном уровне готовы оказывать необходимые для организации услуги. Еще как вариант можно использовать систему взаимных рекомендаций. В этом случае если у организации возникают сомнения по поводу уровня профессиональной подготовки того или иного преподавателя, ее представители обращаются в те организации, в которых данный специалист уже работал. И в случае получения положительного отзыва (рекомендации) вы можете смело приглашать его к себе, даже если его финансовые требования с первого раза вам покажутся несколько завышенными.

    Третья проблема – недостаточная скоординированность работы центрального совета (комитета) или иного высшего органа управления региональной детской (молодежной) общественной организацией и ее отделениями (филиалами), которые расположены в муниципальных образованиях. На первый взгляд, проблема незначительна, но когда речь идет о конкретной организации, ее планах и возможностях, она вырастает иногда в непреодолимое препятствие. Прежде всего, это связано с тем, что во многих регионах до сих пор проявляется синдром «несогласованности планов», который проявляется в том, что в период планирования вышестоящие организации не успевают до конца определиться и высылают на места очень размытый (не четкий, не конкретный) календарный план предстоящих мероприятий. Несмотря на это отделения (филиалы) на местах принимают эту информацию к сведению, на ее основе создают и затем принимают на общих собраниях план работа на предстоящий год и даже начинают его осуществлять. Как вдруг сверху приходит настоятельная рекомендация подготовить и провести определенную совместную на всей территории региона (города) акцию по заданной тематике. И местному отделению организации остается в авральном режиме, отложив все свои уже подготовленные и в некоторых случаях идущие мероприятия, включаться в «общее дело».

    Немаловажную роль играет и еще один аспект – нечеткость требований к отчетам и иной документации, которая может понадобиться вышестоящим инстанциям. Причина та же – отсутствие четкой установки, а что же необходимо фиксировать, на что обратить особе внимание, какие акценты расставить, на что обратить внимание СМИ и т.д. Естественно, лучше бы это делалось в письменной форме и через интернет в электронном виде заранее, еще в период планирования данного мероприятия или акции.

    Основная причина этого «стихийного бедствия» – отсутствие соответствующих норм в Уставе детской (молодежной) общественной организации, в договоре, которым регламентируются взаимоотношения между центром и его отделениями (филиалами). Следовательно, в ближайшее же время следует самым тщательным образом изучить всю имеющуюся нормативную базу, а в случае необходимости с привлечением высокопрофессиональных специалистов (оплатив им эту работу), для того, чтобы привести в полное соответствие как права всех сторон, так их обязанности по отношению друг к другу.

    При этом самое пристальное внимание обратить именно на такие «мелкие» детали, как форма отчета о проведенных совместно мероприятиях, регулярность этих отчетов и т.д. Поскольку именно в таких деталях часто кроются причины рассматриваемой проблемы, а четкая регламентация функций и их закрепление в соответствующих нормативных документах, которыми определяется сфера деятельности и ответственности как центрального органа управления детской (молодежной) общественной организацией и ее отделениями (филиалами) в муниципальных образованиях (городах областного подчинения и т.д.) служит определенной гарантией ее решения.

    Таким образом, нестабильный, «плавающий» план деятельности детской (молодежной) общественной организации, который постоянно изменяется и в таком измененном виде доводится до непосредственных исполнителей, низкое качество менеджмента, непрофессионального руководства деятельностью детской (молодежной) общественной организации не способствуют повышению эффективности их деятельности.

    Четвертная проблема – неосведомленность населения, прежде всего, детей и молодежи о деятельности детских (молодежных) общественных организаций. В городе или области могут и действительно работают несколько десятков самых различных общественных организаций. Но их работе, как правило, знают только те, кто непосредственно принимает участие в различных мероприятиях, еще те, кто помогал и давал средства, может быть еще представители СМИ, которых пригласили на эти мероприятия и еще родители детей, которые переживали, где же их дети находятся во время общественной акции. А почему остальное население практически не интересуется тем, что делают детские и молодежные общественные организации? Они не ожидают от них какого-то социального эффекта? Не видят в них достойных социальных партнеров? По-прежнему, отношение к миру детства и молодежной среде как к чему-то несерьезному, чем должен заниматься только школьный педагог? и т.д.

    Объяснение такого положения дел в том, что, как правило, сами детские и молодежные общественные организации не умеют презентовать себя и рассказывать о результатах своей деятельности. Многим взрослым советникам, вожатым, организаторам кажется более важным подготовить и провести еще одно серьезное и интересное для детей мероприятие, а не тратить время и ресурсы на «освещение» своих успехов. Большинство активистов детского и молодежного общественного считают нескромным говорить о своих успехах и достижениях. Они до сих пор живут по правилу «О нас пусть говорят наши дела». И действительно, дел очень много, они полезны и интересны детям, но беда в том, что об этом знают только непосредственные участники и те, кто готовил эти дела. Но одна из целей развития детского и молодежного общественного движения – привлечение максимально широкого круга участников, формирование положительного имиджа именно таких организаций, в хорошем смысле слова «официальных», а не тех, кто привлекает детей иными способами и иным содержанием.

    Данное социальное явление объясняется еще и тем, что отсутствует хоть какой-нибудь интерес СМИ к деятельности детских (молодежных) общественных организаций, обусловленный не яркой работой самих организаций [14, с. 33].

    Среди способов решения этих проблем можно выделить введение должности (как минимум, функции) специалиста – пресс-секретаря, который будут непосредственно отвечать за связь с представителями СМИ, готовить и распространять пресс-релизы, приглашать представителей СМИ на проводимые мероприятия и акции и т.д. В современных условиях без такой систематической информационной работы при наличии огромного количества различных информационных поводов по другим направлениям социальной политики деятельность детских (молодежных) общественных организаций может и остается в тени, без соответствующего освещения в прессе, в других средствах массовой информации.

    Пятая проблема – финансирование деятельности детских и молодежных общественных организаций. Это очень сложная проблема, которая требует отдельного рассмотрения, поскольку разные регионы находятся в совершенно разной ситуации. Где-то финансовых средств вполне достаточно, хотя по общему правилу – денег много не бывает – они могут рассчитывать на постоянную и ощутимую поддержку местного бюджета, а в других регионах детские и молодежные общественные организации даже не мечтают о финансовой помощи, хорошо, если есть организационная и информационная поддержка местной администрации. Поэтому участники 1-й Всероссийской школы лидеров договорились обсудить проблемы и механизмы финансирования деятельности детские и молодежные общественные организации во время следующей Школы.

    Вместе с тем, участники успели обсудить ряд причин. Самая распространенная – реальное отсутствие средств, которые могут быть выделены на поддержку детского и молодежного общественного движения. Местная администрация и готова, и понимает необходимость, вместе с тем физически в местном бюджете нет средств, так как для данного города важнее на сегодня – ветхое жилье, ужасное состояние дорог, отсутствие роддма, наконец. И главе администрации приходится выбирать между перечисленными социальными проблемами и необходимостью финансовой поддержки детских и молодежных общественных организаций. Какой выбор сделают глава администрации и городское законодательное собрание? Ответ напрашивается самой собой.

    Еще одна весьма распространенная причина – отсутствие общего языка с администрацией, которая может поддержать деятельность детских (молодежных) общественных организаций, действующих на данной территории. Амбициозные молодые лидеры общественных организаций, по природе свое «максималисты», действительно, часто не могут найти общий язык с местной администрацией, так как после первого обращения за помощью и поддержкой и получения отрицательного ответа, они «обижаются», уходят в скрытую оппозицию. Но это изначально неконструктивная позиция, тем более для представителей общественных организаций.

    Среди способов решения этой проблемы были названы: целенаправленная и систематическая работа по получению грантов по всем направлениям деятельности, которые зафиксированы в Уставе организации; целенаправленная и систематическая работа со спонсорами по этому же вопросу; самостоятельное обучение технологии социального партнерства и ее активное использование в практике деятельности детских (молодежных) общественных организаций, действующих на данной территории; как «экстремальный» вариант – прием в члены детских (молодежных) общественных организаций, действующих на данной территории, руководителей различных муниципальных структур и учреждений, а также представителей бизнес-сообщества.

    Таковы некоторые общие условия, наличие и реализация которых делают возможным развитие детских и молодежных общественных организаций, обеспечивая рост и обогащение их воспитательного потенциала.
    2.2 Перспективы развития детских общественных организаций
    В развитии детского движения в современной России эксперты видят серьёзные проблемы: отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения. На федеральном уровне нет единого исполнительного органа, объединяющего представителей всех или большинства ныне действующих организаций.

    По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83% учащихся 4–11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7% детей являются участниками туристических объединений, 5% – члены детских общественных организаций, а ещё 5% входят в неформальные движения [13].

    С января по октябрь 2014 года агентством «Юнпресс» и СПО-ФДО была проведена интернет-дискуссия, в которой приняли участие более 80 тыс. человек в возрасте от 10 до 17 лет. Обнаружилось, что 48% её участников убеждены, что детское движение должно быть союзом многообразных самостоятельных организаций, ещё 46% видят детское движение объединением всех детей в одной организации. 64% опрошенных считают, что управлять этой организацией должны совместно дети и взрослые. Более 90% убеждены, что деятельность организации должна строиться с учётом интересов детей и быть полезной для людей. 70% выступают за государственную материальную поддержку детских организаций.

    Молодежные и детские общественные объединения как социальный феномен помогают контингенту молодых людей более плодотворно сотрудничать друг с другом для защиты общих интересов и решения актуальных проблем. Если ранее «общественная» деятельность корректировалась либо формировалась государством, то теперь все решения принимают сами участники объединений. Но, даже в условиях социальной свободы, деятельность организаций находится в стороне от общего положения дел в стране, на которое они, как регуляторы, должны влиять. Все это обусловлено кризисным состоянием молодежной политики в России, что выражается в крайне нестабильных формах поведения и настроений молодежи, в неготовности государственных и муниципальных органов обеспечить благоприятные условия для жизнедеятельности и развития, в потребности существования и функционирования молодежных объединений, способствующих благоприятному развитию личности, а также неумения приспособления опыта прошлых лет работы.

    История видела много примеров организационных форм, которые существовали в России. Деятельность многих из них была весьма популярна, а сами организации являлись общественно-полезным структурным элементом государственной политики. Скауты и пионеры, как наиболее яркие представители молодежных движений, несут в себе огромный потенциал методических и организационных наработок, которые возможно адаптировать для создания и развития современных молодежных и детских общественных объединений.

    Стоит озвучить тот факт, что прообразы этих организаций в их исходном, первоначальном виде, существуют и функционируют на данный момент, но в связи с изменением политического строя и социально-экономических условий они уже не такие массовые и влиятельные в обществе. Скауты не привлекательны современной молодежи из-за той свободы, которая дана нынешнему поколению. Не каждый захочет добровольно поддаваться жесткой дисциплине и физическим нагрузкам, которые являются неотъемлемой частью практических занятий объединения. В современном обществе наравне с проблемой своеволия становится проблема воспитания физически развитой молодежи. Вводимые нормы ГТО не находят множества положительных откликов у молодых людей.

    Большую привлекательность имеют прообразы скаутинга – туристские объединения, программа которых также насыщенна разными путешествиями, но при этом не существует жесткого контроля. Несмотря на своеобразные условия деятельности, туризм имеет наиболее привлекательные позиции, чем скаутизм. Происходит критика скаутских направлений работы в современном обществе.

    Сказывается несовпадение взглядов молодежи разных эпох: сейчас приоритетны организации общественной направленности, удовлетворяющие потребности интересов и склонностей человека, посредством которых индивид творчески формирует себя сам, а уже в следующую очередь объединения и движения, ставящие перед собой задачу развития «приемлемой для государства» личности. Для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения [13].

    Пионерское же движение находит отторжение не в формах своей работы, а в совместимости ее деятельности с определенным временным отрезком. Согласно статистическим данным, проведенным в одном регионе России в 90-х годах, коммунистическое движение третье по неприемлемости в жизни молодого человека. А вот опросы 2014 указывают на то, что структурная организация того времени людям нравится больше.

    Соответственно, и молодежные движения, устроенные по такому формату принесли бы больше пользы.

    Возникает двойственная ситуация восприятия молодежью предшествующих нынешним методам работы. Молодые люди находятся в подвешенном состоянии: с одной стороны они еще не успели расстаться со старыми ценностями общества, а с другой неподготовленность индивидов к новым условиям, которые они еще не успели освоить.

    Из-за этого у молодых людей создается настороженное восприятие индивидуализма, ценностей рынка, частной собственности, демократии, религии и т.д. Молодежная организация будет общественно рентабельна только в том случае, если будет иметь серьезные финансовые, политические, экономические и социальные рычаги влияния на ситуацию в молодежной среде и обществе в целом. Это не должно быть политическое или идеологическое объединение во всех его проявлениях.

    Так пионерская организация, ранее являющаяся звеном целой идеологической эпохи, не представляется актуальной современной молодежи.

    Привязанность скаутов и пионеров к прошлому есть тот ступор, который не позволяет вернуть им передовые позиции прошлого, массовость членства, интерес и общественную значимость.

    Однако такие элементы, как насыщенная программа, увлеченность и занятость детей и молодежи, влиятельность на общество и государство, дисциплина, несомненно, необходимы современным молодежным и детским общественным объединениям.

    Проанализировав подход теоретиков и практиков того времени и приспособив эти сведения к современному обществу, можно получить хорошо укомплектованную методологически и практически организацию.

    Опираясь на рекомендации ведения деятельности, современным объединениям необходимо тщательно проработать основные направления кадровой, финансовой, рекламно-маркетинговой политики в рамках единой стратегии «социального прорыва» на общероссийский рынок молодежных организаций, заявив о себе, как о качественно новом объединении, ориентированном на рыночное мышление, на идеалы и ценности не на словах, а на деле гражданского общества, на новые социальные, экономические, политические реалии современной жизни. Последний момент, указывающий о «новом дыхании» организации, возможен и для пионеров и скаутов. Единственное, что требуется – это отойти от досоветских подходов к молодежи и модернизировать свою стратегию на рынке.

    Согласно социологическим исследованиям, выделяются несколько форм консолидационных подходов к функционированию современных молодежных организаций:

    – концептуальное осмысление роли и места молодежных организаций в современной России, оценка общего потенциала молодежного движения;

    – определение доминирующих геополитических и внутриполитических процессов, влияющих на состояние и перспективу развития молодежного движения;

    – выявление глубинных причин кризиса молодежного движения в современной России, дефицита идентичности и потери прежней ниши в социальной и политической структуре общества;

    – определение актуальных политических, социально-экономических, социально-психологических, ситуационных, организационно-управленческих, информационно-коммуникационных аспектов формирования и функционирования детских и юношеских организаций, которые бы отвечали требованиям сегодняшнего дня [13].

    Проанализировав опыт и методологическую базу, взятых в пример организаций и показатели, по которым должны функционировать современные объединения, можно сказать следующее:

    1. При отходе от дорыночных методов взаимодействия с молодежью, организации могут стать более привлекательными для молодежи. Это касается как подходов во взаимодействии с людьми, так и позиционировании их как перспективных и общественно-полезных организаций, целью которых будет досуговая и творческая деятельность.

    2. Организационная составляющая движения и корпоротивная культура должны быть тщательно, продуманны и адаптированы под интересы молодых людей. Современная молодежь имеет такую особенность, как занятость, поэтому тратить время на лишние вопросы, их не интересующие, никто не станет.

    3. Организации должны позиционировать себя, как федеральное объединение с развитой структурой и формированиями во многих частях страны. Это позволит информировать о своей деятельности и привлекать большее количество людей. Это является одной из наиболее распространенных проблем современных движений – незнание о них.

    Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

    В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек». Площадкой для формирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего – учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодёжи и т.д.

    Объединяющим началом для детского и молодёжного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодёжных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодёжи и детей.

    Таким образом, если скауты и пионеры пересмотрят свое структурное и организационное устройство, но оставят за собой ценностно-ориентировочную направленность и методологические наработки, они смогут стать хорошим пандусом для каждой личности отдельно, а также молодежным и детским общественным объединением, в котором молодежь смогла бы проявлять себя в полной мере, не пересекаясь при этом с образовательными структурами. Опыт скаутской и пионерской организаций может являться базой при составлении рекомендаций для создания и развития молодежных и детских общественных объединений.

    1   2   3


    написать администратору сайта